Особенности развития Северного морского пути, выявленные при изучении трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича Автор : ученик 9 « Б » класса МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Северный морской путь Учитель географии МБОУ «Кехотская СОШ» Крапивина Т.Е.
Advertisements

Презентацию подготовила Учитель географии МОБУ СОШ 24 имени С. И. Климакова. Г. Якутс Бадяева И. В.
1. Географическое положение. 2. Рельеф дна. 3. Климат и воды. 4. Органический мир. 5. Виды хозяйственной деятельности
По особенностям рельефа в Арктике выделяют: шельф с островами материкового происхождения и прилегающими окраинами материков и Арктический бассейн.
МОУ « Гимназия 17» Автор : учащаяся 8 а класса Савенкова Дарья. Консультант : учитель истории Лобанов И. А.
Губернатор Мурманской области Дмитриенко Дмитрий Владимирович 18 ноября 2010 года г. Мурманск СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ – реализация уникального транзитного.
Атомные ледоколы. Атомные ледоколы суда, построенные специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Ледоколы суда, способные плавать.
О вопросах развития Арктических территорий Республики Саха (Якутия) Президент Республики Саха (Якутия) Борисов Егор Афанасьевич г. Москва, июнь 2013 Коллегия.
Перспективы освоения Северного Ледовитого океана..
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СУДОХОДСТВА НА СЕВЕРНОМ МОРСКОМ ПУТИ.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Сухобезводненская средняя общеобразовательная школа городской округ Семеновский Областной конкурс творческих.
Выход Далее Учитель географии Шапель Л.Н. МОУ «СОШ 172» г.Зеленогорск Красноярского края.
ПАРТНЁРСТВО В АРКТИКЕ: В ПОИСКАХ НОВОЙ МОДЕЛИ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ЭПОХУ ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ДОКЛАДЧИК: ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО.
{ Дальний Восток Проблемы и пути их решения Работу выполнила ученица 9 класса Лычкова Катя.
Северо-Западная провинция Атлантического океана Выполнила: студентка 4 курса 1 группы Воробьева Оксана.
Атомный ледокол «Ленин» Работа ученицы 10А класса МОУ СОШ 288 Коцерубы Сандры.
Первое прохождение Северного морского пути в одну навигацию экспедицией под начальством О.Ю.Шмидта, В.И.Воронина(1931г.). Выполнили ученицы 8 класса МОУ.
10 Всего заданий Начать тестирование. 1 Задание 1. Российский мореплаватель, адмирал Фердинанд (Фёдор) Петрович Врангель внес большой вклад в географическую.
Работу выполнили учащиеся 4 класса Каринкин Семен Шлапаков Алексей Учитель: Николаева Т.М. Арктика и человек МОУ «Белорусская средняя общеобразовательная.
Морской транспорт имеет важное значение для внутренних и внешних перевозок массовых грузов, особенно на большие расстояния, а также для обслуживания внешней.
Транксрипт:

Особенности развития Северного морского пути, выявленные при изучении трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича Автор : ученик 9 « Б » класса МОУ г. Мурманска СОШ 12 Попов Артур Константинович Научный руководитель : Чулкова Лариса Викторовна, учитель истории

Актуальность : Северный морской путь – это не только славное прошлое и вехи трудового пути Бабича Н.Г., но и перспектива интересной и важной работы для новых поколений. Знания о Северном морском пути особенно важны сейчас, когда в Арктике стали разрабатываться месторождения нефти и газа.

Объект : Северн ый морско й пут ь Предмет : Особенности развития Северного морского пути, выявленные при изучении трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича

Задачи : 1) Представить краткую биографическую справку о Бабиче Н.Г. и о начале его трудовой деятельности. 2) Раскрыть историческое значение Северного морского пути, с которым Бабич Н.Г. связал свою жизнь. 3) Установить связь трудовой деятельности Бабича Н.Г. и развития Северного морского пути с 1970-х годов по настоящее время, выделяя особенности развития СМП в этот период. 4) Раскрыть значение и перспективы развития Северного морского пути на современном этапе. Раскрыть значение Северного морского пути для страны в целом и в становлении личности Бабича Н. Г., а также роль трудовой деятельности Бабича Н.Г. в развитии СМП. Цель :

Гипотеза: при изучении трудовой биографии человека, который долго проработал на одном предприятии, выясняются особенности развития самого предприятия Методы : И сторический и сравнительный анализ научной литературы, статей, размещённых в СМИ и Интернете о Северном морском пути З накомство с семейными архивами О прос Бабич Н.Г. и Бабич А. Н.

1. Начало трудовой биографии Николая Григорьевича Бабича Родился в Житомирской области Украины 12 мая 1943 года, в тяжёлые послевоенные годы мечтал о море. Служил в Самарканде и Ташкенте Учился в Ленинградском гидрометеорологическом институте. Квалификация по диплому - инженер-океанолог Штурманскую практику проходил на ледокол ах «Георгий Седов» и «Мурманск», 10 дней провёл на дрейфующей льдине

/ 2. Освоение и значение Северного морского пути для страны в прошлом

Из истории освоения Северного морского пути Плавания грека Пифея из Мессалии (IV в. до н. э) норвежца Отара (IX в.), новгородца Улеба (XI в.), поморских лодей (XV в.) Проекты московского дьяка Дмитрия Герасимова (XVI в.) и Петра I (XVIII в.) 1728 г. экспедиция Витуса Беринга - открытие пролива между Азией и Америкой и Аляски 1742 – достижение Семёном Челюскиным северной оконечности Евразии (мыса Челюскина) 1763 г. - составление М.В. Ломоносовым в карты полярных регионов XIX в. – активное изучение северо- востока Арктики, экспедиции Якова Санникова и Матвея Геденштрома гг. - первое сквозное плавание с востока на запад по СМП экспедиции Б.А. Вилькицкого

Освоение СМП в СССР до х гг гг. - создание научных учреждений: Северная научно- промысловая экспедиция (позже Арктический и антарктический научно- исследовательский институт - ААН ИИ); Плавучий морской институт (позже - Государственный океанографический институт - ГОИН) гг.- 10 плаваний из Владивостока на северо-восток Арктики. С озда ние гидрографически х служб, ледокольн ого и транспортн ого флота, перевозка ч ерез Карское море по Северному морскому пути зерн а, сибирск ой древесин ы на экспорт и промышленны х товар ов – перевозка грузов, эвакуация гарнизонов с островов, проводка кораблей для обстрела позиций врага Ермак

Начало новой эпохи для морского флота СССР 1959 год – в состав флота Мурманского морского пароходства вошел новый ледокол «Ленин» с атомной энергетической установкой год - рождение нового направления морского ледоведения - изучение плавания судов во льдах, способствовавшее совершенствованию тактики ледового плавания отдельных судов и караванов

Изменение ледокольного флота : Параметры и технические данные Ермак ( ) Ленин ( ) Водо- измещение т т (без балласта) Длина97,5 м134 м Ширина21,6 м27,6 м Средняя осадка 7,3 м10,5 м Силовая установка паровые машины л.с. 2 атомных реактора, 4 турбины 32,4 МВт = 44 тыс. л. с. Скорость 12 узлов =22,2 км/ч 18 узлов = 33,3 км/ч Экипаж102 человека 243 человека

3. Роль Бабича Н. Г. в развитии Северного морского пути с х годов по настоящее время и особенности развития СМП

П ериоды Новое в освоении СМП Этапы трудовой деятельности Бабича Н. Г. 1971–1975 Подъём Строительство дизельных ледоколов и а/ледоколов класса «Арктика» мощностью 75 тыс.л.с. Инженер-гидролог на ледоколах «Мурманск» и а/л «Ленин» ММП. Один из первых ледовых разведчиков Расцвет Строительство 4-х д/л с вертолёт-ными площадками и а/л«Сибирь» Экспериментальные рейсы на Ямал, во Владивосток и к Северному полюсу Заведующий сектором ледового плавания в Мурманском филиале Центрального научно-исследовательского института морского флота : Расцвет Активное обслуживание индустри- альных зон СССР ( Норильской и др.) Строительство а/лихтеровоза «Севморпуть» и ледоколов «Таймыр» и «Вайгач» нового класса с одним реактором и мень- шей осадкой для захода в устья крупных рек Енисей, Игарка и др. Инженер-гидролог на а/л «Россия». Участие в проводке новых а/л. Написание более 70 научных работ о тактике ледового плавания, в основном с грифом «Секретно» е Время проб- лем после распада СССР Превращение в акционерное общество Сокращение грузоперевозок. Снижение дотаций и доходов. 1 июля 1991 г. - СМП официально открыт для иностранных судов. Обеспечение проводки судов в рекордно раннее время, весной, когда снег и лёд ещё не начали таять – 2010 Поиск выхода из кризиса Начало вывоза нефти из Обской гу-бы, Варандея и о.Колгуев в Европу. Исследование континентального шельфа на Северном полюсе Нарастание проблем: 1) Норильский никель и его флот; 2) неэффективное использование; 3) старение а/л и отсутствие новых; 4) иностранные конкуренты Начальник Штаба морских опе- раций Западного района Арктики Перевод штаба из Диксона в Мурманск. Переход от «экспедиционного» стиля к плаванию по расписанию. Обеспечение перевозки 40 млн тонн грузов Воз- рождение интереса к СМП 2008 – перевод атомного флота из ОАО «ММП» в ФГУП «Атомфлот» С Начальник управления эксплуатации ледокольного флота в ФГУП «Атомфлот»

П ериоды 1970-е Подъём Новое в освоении СМП Роль Бабича Н. Г. 3.а) ледовая разведка – необходимое условие работы СМП Введение в строй дизельных ледоколов «Ермак» (нового), «Адмирал Макаров» и «Красин» (свыше 30 тыс. лошадиных сил) Создание атомных ледоколов нового поколения класса «Арктика» мощностью 75 тысяч л.с. Изменение тактики ледового плавания и расширение продолжительности навигации И нженер-гидролог на ледоколах «Мурманск» и а/л «Ленин» ММП. Первые полёты на самолётах и вертолётах с целью ледовой разведки. Ф ормулиров ка рол и ледового разведчика : не просто наблюдатель, а аналитик, читающий л ё д, выбирающий пути проводки караванов судов.

Выход к Северному полюсу 17 августа советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса в надводном плавании (до этого были подлодки США SSN-578 в 1959 и СССР «Ленинский комсомол» в 1963)

П ерио - дыНовое в освоении СМП Роль Бабича Н. Г. 3. б) практика и теория на службе СМП 1975 – Расцвет Введение в строй ледоколов «Капитан Сорокин», «Капитан Николаев», «Капитан Драницын» и «Капитан Хлебников» с вертолётными площадками и атомохода «Сибирь» Апрель1978 год - впервые в истории освоения СМП ледокол «Капитан Сорокин», пробив канал в тяжелых припайных льдах Енисейского залива и реки Енисей, привел в порт Дудинка дизель электроходы «Гижига» и «Наварин» - началась круглогодичная навигация на Дудинском направлении. Май первых проход высокоширотным маршрутом 1975-го гг. – заведующий сектором ледового плавания в Мурманском Филиале ЦНИИМФа (Центральный научно-исследовательского института морского флота) 1976 г. участие в эксперимен - тальном рейсе к Ямалу г. в навигации на линии Мурманск Дудинка и в обеспечении на а/л «Сибирь» первого высокоширотного рейса по проводке д/э «Капитан Мышевский» в порт Владивосток г. в спа сении более 50 судов, зажатых льдами в Восточном районе Арктики знак «Почетный работник морского флота»

Новый высокоширотный маршрут Северного морского пути Май впервые атомный ледокол «Сибирь» провёл из Баренцева моря в Чукотское дизель-электроход «Капитан Мышевский» новым высокоширотным маршрутом

П ериодНовое в освоении СМП Роль Бабича Н. Г. 3. б) практика и теория на службе СМП : 1980-е Расцвет 1980-е – активная транспортировка грузов, экспорт в Европу, Японию и Китай, обслуживание нескольких индустриальных зон СССР, где добывают цветные, редкоземельные металлы, ценные минералы и углево- дороды ( Европейский Север, Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс, Норильский промышленный узел, индустриальные комплексы северо-востока) введение в эксплуатацию лихтеровоза «Севморпуть» для транспортировки грузов в лихтерах и контейнерах в отдалённые северные районы гг - два ледокола «Таймыр» и «Вайгач» нового класса – «Таймыр» с одним реактором и меньшей осадкой для захода в устья крупных рек. Основные ледоколы на маршруте Мурманск Норильск 1990 г. перв ый поход а/л «Россия» к Северному полюсу с иностранными туристами – участие в приёмке и работа инженер- гидролог ом на атомном ледокол е 2-го поколения « Россия » 1990 г. обеспеч ение перв ого поход а а/л «Россия» к Северному полюсу с иностранными туристами на борту. Научные статьи по тактике ледового плавания, созданию судов ледового класса, организации и управлению движением флота при плавании во льдах.

П ериодНовое в освоении С еверного морского пути Роль Бабича Н. Г. 3. б) практика и теория на службе СМП : 1990-е Время проблем 1990-е сокращение грузоперевозок, в основном – перевозка туристов. Снижение дотаций. Падение доходов. 1 июля 1991 г. - СМП официальн о открыт для иностранных судов. А прел ь ма й 1993г. - проводка а/л «Россия» судна «Кандалакша» от Баренцева до Берингова моря В такой ранний период за всю историю судоходства трассу Севморпути не проходил ни один ледокол, даже в автономном плавании. Лёд не растял, снежный покров достигал 80 см. П рочное положение в научных кругах. Б олее 70 научных работ и публикаций ( в том числе 4 книги). Большинство научных работ имеет гриф « Для служебного пользования» или «Секретно», поэтому они хранятся в специальных библиотеках.

П ериодНовое в освоен ии СМП Роль Бабича Н. Г. 3.в) на управленческой работе 1995 – 2010 Поиск выхода из кризиса 2000 г.- экспедиция к Северному полюсу а/л «Ямал» для встречи третьего тысячелетия г. - начал о вывоз а нефти из Обской губы, Варандея и о.Кол - гуев в Европу – исследова-ние континенталь-ного шельфа на Северном полюсе гг.- усиление флота «Норильского никеля» консервация «Севморпути» 2008 – отделение атомного флота от ОАО «ММП», образование ФГУП «Атомфлот» начальник Штаба морских операций Западного района Арктики Перевод штаба из Диксона в Мурманск. П ланомерная работа по управлению движением флота на трассах Северного морского пути. Итог - переход от «экспедиционного» стиля плавания к работе на основных направлениях Севморпути по расписанию. Внедрение сетевых планов-графиков проводки судов. Май 1998 г.- руководство экспедицией на ледоколе «Капитан Драницын» в рамках эксперимента по организации круглогодичного вывоза газового конденсата из Обской губы. В 2007 г. обеспечение исследования континентального шельфа России на Северном полюсе с использованием глубоководных аппаратов "Мир" с борта судна «Академик Фёдоров» г. - открытое издание книги «Дистанционное зондирование морских льдов на Северном морском пути: изучение и применение». За 15 лет руководства Бабич Н.Г. морскими операциями в морях Арктики была обеспечена перевозка 40 миллионов тонн грузов.

П ериод Новое в освоении СМП Роль Бабича Н. Г. 3. в) на управленческой работе Старение атомного флота (на ходу осталось 6 а/л): задержки в построении новых а/л (на один надо 8 лет, а «50 лет Победы» строился с 1989по 2007!) примерно к 2015 году в России может возникнуть «ледовая пауза». Рост конкуренции между странами за владение Арктикой. Заявка России на владение подводным хребтом Ломоносова Сентябрь 2011 г. – поход атомохода «Россия» из Мурманска на Северный полюс с членами экспедиции "Арктика- 2011" на борту переход в ФГУП (федеральное государственное унитарное предприятие) «Атомфлот» начальником управления эксплуатации ледокольного флота, руководство штабом морских операций Северного морского пути.

4 Значение и перспективы СМП на современном этапе Стратегическая важность: быстрая передислокация войск Экономическая важность: до 10 млрд. тонн нефти и газа на дне Северного Ледовитого океана Востребованные виды деятельности на СМП - это освоение нефтяных и газовых месторождений, вывоз сырья, научные рейсы, туризм Претенденты на Арктику: США, Канада, Дания, Норвегия и Исландия. Активный интерес у Германии, Японии, Индии и Китая П ерспектив а - высокоширотная транзитная Арктическая судоходная магистраль, альтернатив а межконтинентальным транспортным связям между странами Атлантического и Тихоокеанского бассейна через Суэцкий и Панамский каналы Минеральные ресурсы: Штокмановское и Тимано-Печорское месторождения нефти и газа, месторождений северо-онежских бокситов, полиметаллов и марганца на архипелаге Новая Земля

Заключение Выделил периоды освоения СМП и их особенности: начало, изучение побережья Евразии от Белого моря до Камчатки и освоение СМП (с древности по XIX век), начало рационального использования: создание системы проводки судов и её совершенствование; создание, ледокольного и транспортного флота, служб поддержки авиацией и гидрографической ( е), подъём, расцвет, активное использование ( е), упадок (1990-е – н.XXI в.); возрождение интереса к Арктике и СМП (начало XXI века). Раскрыл изменения, происходящие с ледокольным флотом – усиление мощностей: «Ленин» 1957 года - 44 тысячи лошадиных сил, «Россия» 1983 года – 75 тысяч лошадиных сил; увеличение возможностей по автономному плаванию во льдах; проводка судов из морей в реки; высокоширотные маршруты через Северный полюс. Раскрыл значение СМП. Основная транспортная магистраль, связывающая все арктические и субарктические регионы России, а также самый короткий путь между Европой и Восточной Азией, Европой и тихоокеанским побережьем Северной Америки Трасса стратегической важности Арктическая зона – кладовая запасов углеводородов, минерального сырья и других полезных ископаемых

Заключение Выявил проблемы СМП и задачи, связанные с ними. Проблемы -старение атомфлота; стремление стран-конкурентов захватить арктический шельф, богатый природными ископаемыми. Задачи – возрождение флота; поддержка активного присутствия в арктическом регионе. Раскрыл роль в выполнении данной задачи дедушки Н.Г. Бабича. Был инженером-гидрологом, ледовым разведчиком, изучил особенности СМП, научно обосновал принципы и тактику ледовой разведки в более 70 работах и рекомендациях, которыми пользуются моряки до сих пор, участвовал во многих экспериментальных походах. В последние очень сложные десятилетия возглавлял Штаб морских операций и возглавляет управление эксплуатации ледокольного флота в ФГУП «Атомфлот». Обеспечивает присутствие российского ледокольного флота в Арктике, организовывает движение ледоколов и проводку во льдах судов, перевозящих грузы для поддержки и развития экономики территорий Крайнего Севера России, защищая национальные интересы России.

Литература 1. Александров В.Ю., Бабич Н.Г., Фролов И.Е., Петтерсон Л.Х. и др. - Научные исследования в Арктике, том 3 2. Арктика - боль и надежда / Арктическая звезда 9, сентябрь Арктика сегодня Бабич Н.Г. Перспективы развития СМП / Мурманский арктический сборник, Блинов В. Летающий моряк / Мурманский вестник 219, ноябрь Кольская энциклопедия, т.1. СПб ИС, Операторы ледовых трасс / Арктическая звезда 3, март Порт Мурманск Селиверстов Л.С. В Арктике на парусниках и атомоходах / Мурманское книжное издательство, Семенов В.П. Мурманское морское пароходство: 1939 – 2009 гг. Мурманск, Свободная энциклопедия - u.wikipedia.orgwiki 12. Федеральный закон "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (31 июля 1998 г. 155-ФЗ) / название по сайту: