Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЧАСТИЦЫ Автор работы - учитель русского языка МОУ гимназия 82 Абауи Елена Петровна.
Advertisements

Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Частица как служебная часть речи Пособие к урокам русского языка в 7 классе по учебникам В.В. Бабайцевой. Автор презентации учитель русского языка и литературы.
Формообразующие служат для образования формы слова Образуют наклонение глаголов Образуют степени сравнения прилагательных и наречий ПовелительноеУсловное.
Р А Д У Г А !. РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни не, ни СМЫСЛОВЫЕ.
Как часть речи. I. Частица – это служебная часть речи, которая 1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Частица к к к как ч ч ч часть р р р речи Выполнила учитель русского языка Свечаревская С.А.
Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки.
Правописание НЕ и НИ Слитное и раздельное написание. Ильгиз Валеев 10Б.
Урок в 7 классе Путешествие по стране Частиц МОУ «Ломовская СОШ» Преподаватель: Гиниятова С.А.
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц» учитель русского.
ТЕМА УРОКА ?. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Он молод, (за)(то) умён не по годам. Мы спрятались (за)(то) дерево (Что)(бы) придумать.
Частица !!!Вспомни!!! Частицы - служебные слова, которые служат: 1)для образования наклонении глагола. 2)для выражении различных оттенков значение в предложении.
Урок русского языка. Менщикова Татьяна Александровна, Татьяна Александровна, учитель МОУ гимназии 4.
Макеева Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ Тогучинского р-на Киикская СОШ.
Частица как служебная часть речи.. Определение. Частица – служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для.
Написание НЕ с различными частями речи Повторение орфографии. 9 класс.
Транксрипт:

Учитель МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы Лебедева Евгения Игоревна

1. Я выучил уроки. 2. Я не выучил уроки. 3. Я бы выучил уроки… 4. Вряд ли я выучу уроки.

- это служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования наклонений глагола.

вносят различные оттенки значения в предложение служат для образования форм слова Как хорошо! Пусть встретят Прочитал бы

1) Хороша Волга во время весеннего разлива! 2) Затопив окрестные луга стремительно и быстро катит она свои воды. 3) Правый берег покрыт нежной пеленой цветущих яблонь вишен черёмухи. Расставьте знаки препинания 1. Найдите и выпишите слово с орфограммой «Непроизносимый согласный в корне слова» окрестные 2. Выпишите слово, правописание приставки в котором зависит от звонкости последующего согласного. разлива

формообразующие смысловые отрицательные

образуют примеры 1)Условное наклонение глагола 2)Повелительное наклонение глагола 3)Степени сравнения прилагательных и наречий бы (б) да, давай, давайте, пусть, пускай более, менее, самый

что _ бы чтобы Что бы предпринять? Чтобы что-то предпринять, надо хорошо подумать.

Выражают вопрос: разве, неужели, ли восклицание: что за, как, ну и, вот так усиление: даже, ведь, –то, все-таки, же, ну указание: вон, вот, это выделение: только, лишь, ограничение: почти, исключительно сомнение: вряд ли, едва ли уточнение: именно, как раз смягчение требования: - ка

1. Что за прелесть эти сказки! 2. Как бы узнать, что там делается за воротами? 3. Вот эта детская тетрадь с моими детскими стихами. 4. Неужели в самом деле все сгорели карусели? 5. Как же мне не веселиться? Определите значение частиц в предложениях восклицание формообразующая указание вопрос восклицание

1)Что(бы) вы хотели узнать о частицах? 2)Что(бы) правильно писать частицы, надо уметь отличать их от других частей речи. Запишите предложения, раскрывая скобки. 1) Выпишите слова с проверяемой гласной в корне слова. хотели, писать, отличать, частей 2) Выпишите слово с неизменяемой приставкой. отличать 3) Укажите номер сложноподчиненного предложения. 2

прилагательные местоимения наречия частицы Жёлто-синий (цвет) Горько-солёный (горький и соленый) Кое-кто Кто-нибудь Кто-либо Кто-то По-осеннему По-дружески Во-первых Кое-как Где-то Когда-нибудь Еле-еле Принеси-ка

1. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3. Далеко видно кругом. 4. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5. Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны! 1) Впишите из текста частицы, укажите, что они выражают. вот, вон, как 2) Выпишите слова с приставками, правописание которых зависит от глухости (звонкости) последующего согласного. разгорается, предрассветный, всплывает 3) Выпишите из предложения 1 слово с чередующейся гласной в корне. разгорается

1. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. 2.Свежо, весело, любо! 3. Далеко видно кругом. 4. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. 5. Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны! 4) Укажите предложения с причастным оборотом. 5 5) Сколько грамматических основ в предложении 1. 1 – заря разгорается 2 – полосы потянулись 3 – жаворонки поют 4 – ветер подул 5 – солнце всплывает

Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. Вон – частица. 1. Доп.значение указания. 2. Смысловая

ЧАСТИЦА НЕ СЛУЖИТ: 1. Для придания отрицательного смысла: ЧАСТИЦА НЕ СЛУЖИТ: 1. Для придания отрицательного смысла: не писал не работал

2. Для придания положительного смысла, если частица НЕ стоит при двух глаголах, один из которых МОЧЬ: Я не мог не прочитать эту книгу. Я не мог не прочитать эту книгу. Частица НЕ служит

3. Для придания положительного смысла в вопросительных и восклицательных предложениях с обобщающим смыслом: Где он только не бывал! – Где он только не бывал! – Везде он бывал! Везде он бывал! Кто не знает имени Льва Толстого? – Кто не знает имени Льва Толстого? – Все знают имя Льва Толстого! Все знают имя Льва Толстого! Частица НЕ служит

1. Для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (при существительном в родительном падеже): Кругом ни деревца. Частица НИ служит

2. Для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ. Не слышно ни звука.

3. Для выражения утверждения, после слов КТО, ЧТО, КАК, КУДА и т.п.: Кто ни взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется. Частица НИ служит

НИ Если опустить частицу НИ, смысл предложения не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления НЕ (в отличие от частицы НЕ, которую нельзя опустить, так как получится обратный смысл). Сравним: У меня не было ни минуты свободного времени. У меня не было минуты свободного времени.

Как ни спешили дачники к поезду, все равно опоздали.Как ни спешили дачники к поезду, все равно опоздали. Спешили дачники к поезду? да. Выбираем ни. Спешили дачники к поезду? да. Выбираем ни. Когда я не приехал вечерним поездом, родители заволновались.Когда я не приехал вечерним поездом, родители заволновались. Приехал я вечерним поездом? нет. Выбираем не. Приехал я вечерним поездом? нет. Выбираем не. Сравните:

НЕ с глаголами и деепричастиями всегда раздельно не был кроме тех глаголов, которые без НЕ не употребляются ненавидеть негодовать НЕ с существительными, прилагательными и наречиями Слитно 1) без НЕ не употребляются неряха неряшливый неряшливо 2) можно заменить синонимом неправда (ложь) нелживый (правдивый) нелживо (правдиво) Раздельно есть противопоставление не правда, а ложь не громко, а тихо 2) есть слова НИСКОЛЬКО НЕ, НИЧУТЬ НЕ, ВОВСЕ НЕ нисколько не интересная книга вовсе не тихо НЕ с местоимениями слитно несколько некоторый некто нечто не в чем

РАЗДЕЛЬНО кр.прич. написан – не написан не написанные, а сказанные слова не написанное вовремя письмо СЛИТНО негодующая речь непрекращающийся дождь

1. День был совершенно (не)обыкновенный. 2. Мясо оказалось (не)прожаренным. 3. Они виделись (не)часто. 4. Трудно жить в чужой стране, (не)зная языка 1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 4

2. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется раздельно? пишется раздельно? 1) Кто (не)проклинал станционных смотрителей, кто с ними (не)бранивался? 2) (Не)правдою счастья вряд ли добудешь. 3) (Ни)кому не поверю, что другую ты любишь. 4) (Ни)кто не слыхивал о путях-дорогах в Беловодское царство. 1

3. В каком предложении НЕ(НИ) со словом пишется слитно? пишется слитно? 1) (Не) получается вовремя телеграмма заставила нас изменить планы. 2) В (не)которых селах до сих пор из гоняют из домов всякую (не)чисть. 3) Воевода был (не)молод и (не)стар. 4) (Ни)у кого (не) хватило смелости признать свои ошибки. 2

4. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1) Жених её, (не)ласковый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом. 2) Громкие речи отнюдь (не)всегда признак ума. 3) (Не)грамотность инженера-конструктора стала причиной его (не)легкого разговора с директором завода. 4) Владимир был худ и (не)хорош собою. 2

5. В каком предложении НЕ со словом (или словами) пишется раздельно? 1) (Не)стыдно и (не)вредно (не)знать стыдно лениться учиться. 2) (Не)дружелюбие хозяина смутило гостей. 3) (Не)вещественность есть (не)достаток ума. 4) (Не)званый гость хуже татарина. 1

НЕ 1. Нельзя убрать (меняется смысл). не упал - упал 2.НЕ+НЕ (двойное отрицание) = утверждение не мог не сказать = сказал 3. Обобщающее утвердительное значение Кто не слышал? = все слышали НИ 1. Можно убрать (смысл не меняется). нет НИ звука – нет звука 2. Можно заменить И, НЕТ ДАЖЕ, ДАЖЕ. нет и звука, нет даже звука Частицы НЕ и НИ