Физика Физика 9 класс 9 класс Сиземов Леонид Иванович Учитель физики (ныне пенсионер) г. Воронеж, 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор: Барболина Ксения.. Звук Звук - распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах механические колебания, воспринимаемые ухом.
Advertisements

Звук. Звуком называют колебания воспринимаемые человеческим ухом. От 16 до Гц.
Выполнила: ученица 9 а класса Файрушина Алена. Источники звука -Каждый день мы слышим различные звуки. Мы знаем, как разнообразен мир окружающих нас звуков.
Восхождение на пик «Механические колебания и волны» Повторительно-обобщающий урок.
Человек живет в мире звуков. Что же такое звук? Как он возникает? Чем один звук отличается от другого? Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на.
Звук физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком.
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Источники звука. Звуковые колебания. Мир окружающих нас звуков – голоса людей и музыка, пение птиц и жужжание.
Волновые явления Механические волны Звуковые волны.
Высота, тембр и громкость звука 900igr.net Разобрать звук как явление. Разобрать звук как явление. Изучить все свойства звука. Изучить все свойства звука.
Презентация к уроку по физике (9 класс) по теме: Презентация Звуковые волны
Презентация по физике тема: «Механические волны» Выполнила: ученица 11 класса Малышева Кристина Учитель физики Касерес Марина Олеговна.
Ученица 9 « А « класса МОУ СОШ 10 Чобанян Кристины.
Звук Ультразвук Хаммадова Алсу 8 б Яруллин Нафис 8 б Зубарева Светлана 8 б.
Презентация по физике на тему: «Звук» Подготовила: ученица 9 Бкласса школы 16 города Сергиев Посад Николаева Анастасия Учитель: Кабанова Елена Викторовна.
М е х а н и ч е с к и е в о л н ы Выполнили ученики 8 в класса Антипят Иван и Власов Иван Учитель Петрова Е.В год.
Поперечные и продольные волны. Мы живем в мире волн и насквозь ими пронизаны, да и сами являемся источниками волн. Многие из вас думают, что волна бывает.
Звук в широком смысле является упругой волной, распространяющейся в упругой среде и создающей в ней механические колебания, которые и позволяют нам их.
Презентация по теме : «Механические волны. Звук.» Класс 9 Учитель: Якушевская Лилия Викторовна.
«Механические волны» «Механические волны». Механические волны – процесс Механические волны – процесс распространения механических колебаний в различных.
Урок физики в 9 классе. Тема: Звуковые волны. Цели: 1. Ввести понятие звуковых волн. Рассмотреть особенности их возникновения и распространения, характеристики.
Транксрипт:

Физика Физика 9 класс 9 класс Сиземов Леонид Иванович Учитель физики (ныне пенсионер) г. Воронеж, 2013

Мы живем в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг. В результате самых разнообразных многочисленных экспериментов удалось установить, что звук возникает вследствие колебания тел. Источниками звука являются тела, которые колеблются. Эти колебания передаются молекулами воздуха и наше ухо, воспринимая эти колебания, интерпретирует их в понятные нам ощущения звука. Звук Звук – это механические колебания, распространяющиеся в упругих средах, газах, жидкостях и твердых телах, воспринимаемые ухом.

Колебания металлической пластинки передаются окружающему воздуху. Когда пластинка отклонится, например в левую сторону, она уплотняет (сжимает) слои воздуха, прилегающие к ней слева; при этом слой воздуха, прилегающий к пластине с правой стороны, разредится. При отклонении пластины в правую сторону она сжимает слои воздуха справа и разрежает слои воздуха, прилегающие к ней с левой стороны, и т. д. Сжатие и разрежение прилегающих к пластине слоев воздуха будет передаваться соседним слоям. Этот процесс будет периодически повторяться, постепенно ослабевая, до полного прекращения колебаний. Таким образом, колебания пластинки возбуждают колебания окружающего воздуха и, распространяясь, достигают уха человека, заставляя колебаться его барабанную перепонку, вызывая раздражение слухового нерва, воспринимаемое нами как звук.

Пластина будет совершать колебания, но звук мы не услышим. Груз на пружине будет совершать колебания, но звук мы не услышим. Увеличим длину пластины в тисках, чтобы частота стала < 16 Гц. Не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Колебания воздуха, источником которых является колеблющееся тело, называют звуковыми волнами. Струна Пока струна колеблется, мы слышим звук. Если остановить струну, звук прекратиться.

Камертон - металлическая рогатка, укреплённая на ящичке без передней стенки для лучшего излучения звуковых волн. Еще в 1711 году трубач королевы Елизаветы Джон Шор из Англии изобрел специальный инструмент, в котором нуждались все музыканты и настройщики музыкальных инструментов. Этот прибор имел вид металлической вилочки, которая имела два зубца. Именно эта вилочка и была названа камертоном.

Шарик тотчас же отскочит в сторону. Так происходит именно из-за частых колебаний концов рогатки камертона. Если ударить молоточком по концам рогатки камертона, он будет издавать «чистый» звук, называемый музыкальным тоном (например, ноту «ля» первой октавы с частотой 440 Гц). Придвинем звучащий камертон к лёгкому шарику на нити.

Вид сбоку Камертон с малой (порядка 16 Гц) собственной частотой и большой амплитудой колебаний. Тонкая и узкая металлическая полоска с острием. Закопченная стеклянная пластина При быстром перемещении пластинки колеблющаяся острие оставляет на ней след в виде волнообразной линии. Волнообразная линия очень близка к синусоиде. Можно считать, что каждая ветвь звучащего камертона совершает гармонические колебания. *

Откачаем воздух Поместив будильник на подушечке под колокол воздушного насоса, мы заметим: тиканье станет тише, но всё равно будет слышно. Откачав из-под колокола воздух, мы перестанем слышать звук вообще. Этот опыт подтверждает, что звук распространяется по воздуху и не распространяется в вакууме. Скорость звука в воздухе сравнительно велика: лежит в интервале от 300 м/с при –50°С до 360 м/с при +50°С. Это в 1,5 раза больше, чем скорость пассажирских самолётов. В жидкостях звук распространяется заметно быстрее, а в твёрдых телах – ещё быстрее. В стальном рельсе, например, скорость звука м/с. Рассмотрим опыт. Звук распространяется в любой упругой среде - твердой, жидкой и газообразной, но не может распространяться в вакууме.

Механические колебания, частота которых превышает Гц, называются ультразвуковыми, а колебания с частотами меньше 16 Гц – инфразвуковыми. Ультразвук и инфразвук в природе распространены так же широко, как и волны звукового диапазона. Ультразвуковые сигналы, посылаемые летучей мышью в полете, имеют характер очень коротких импульсов своеобразных щелчков. Длительность каждого такого щелчка t = мс. Ежесекундно мышь производит около десяти таких щелчков.

Эхолокация – определение расстояния до объекта. Звуковые волны от источника звука достигают дна моря, отражаются и бегут обратно, неся с собой эхо. Оно улавливается чувствительным прибором, установленным у днища корабля. Часы измеряют промежуток времени между возникновением звука и приходом эхо. Зная скорость звука в воде, легко вычислить расстояние до отражающей преграды, определить глубину моря или океана.

«Говорят» ли рыбы?

Многие на этот вопрос ответят однозначно: «Нет!» Это мнение даже закрепилось в поговорке: «Нем как рыба». Но так ли это на самом деле? Однажды ученые испытали новые конструкции подводных микрофонов (гидрофоны). Они предназначались вовсе не для того, чтобы узнать, умеют ли рыбы разговаривать, а для других целей. Но то, что обнаружилось во время этих испытаний, заставило ученых засомневаться, так ли уж безмолвны морские обитатели. Едва только приборы были опущены в глубину океана, как в наушниках послышался настоящий хор самых невероятных звуков: писк и рычание, хрюканье и свист, карканье и скрежет. Все были в недоумении и не могли толком объяснить, откуда взялись эти звуки. При повторных испытаниях все объяснилось очень просто. Оказывается, это разговаривают между собой рыбы. Ученым даже удалось установить, кто из морских обитателей как разговаривает. Черноморская ставрида лает, как собака, а звуки, которая издает кефаль, похожи на цоканье лошадиных копыт. Морской налим урчит и хрюкает, а караси, карпы и сазаны, заглатывая пищу, довольно причмокивают. Морской конек прищелкивает. Вьюн и угорь пищат. Азовский бычок рычит. Африканский чешуйчатник мяукает, словно кошка. Пожалуй, самая болтливая морская рыба - тригла. Она непрерывно ворчит и квакает. Выяснилось, что нет ни одной рыбы или морского животного, которое бы каждое по-своему не разговаривало. Даже те, которые кажутся безмолвными, тоже разговаривают, только они издают звуки высокой частоты, недоступные для человеческого уха. «Говорят» ли рыбы?

Заключение Человек живет в океане звука, он обменивается информацией с помощью звука, воспринимает ее от окружающих его людей. Поэтому знать основные характеристики звука, его подвиды и их использование просто необходимо. Использование звуковых и ультра звуковых волн находит все большее применение в жизни человека. Их используют в медицине и технике, на их использовании основаны многие приборы, особенно для исследования морей и океанов. Где из – за сильного поглощения радиоволн звуковые и ультра звуковые колебания есть единственным способ передачи информации. Как было сказано выше человек живет в океане звука и нам также не нужно забывать и о чистоте этого океана. Сильные шумы опасны для здоровья человека и могут привести к сильным головным болям, расстройству координации движения. Поэтому нужно с уважением относится к столь сложному и интересному явлению, каким есть звук.

Обязательным условием возбуждения звуковой волны являются: А. Наличие источника колебаний B. Наличие упругой среды C. Наличие газовой среды D. Верно (-ы) утверждение (-я) А и B B и C А и C А, B и C К какому виду волн относятся звуковые волны? А К поперечным механическим B. К продольным механическим C.К электромагнитным D. Среди ответов нет верного Какова примерно самая низкая частота звука, слышимая человеком? A. 2 Гц B. 20 Гц C Гц D Гц Как называются механические колебания, частота которых превышает Гц? A. Звуковые B. Инфразвуковые C. Ультразвуковые D. Среди ответов нет верного Человек услышал звук грома через 10 секунд после вспышки молнии. Считая скорость звука в воздухе 343 м/с, определите на каком расстоянии от человека ударила молния. A. 3,43 м B. 34,3 м C м D м Тест