Раздел «Начала программирования». Тема: «Программирование линейных алгоритмов. Организация ввода и вывода данных на Паскале». 8 класс. Учитель информатики МБОУ СОШ 6 г. Новый Уренгой Галутва Н.В.
Структура урока. 1. Организационный момент (1 мин) 2. Проверка домашнего задания (5 мин) 3. Постановка цели занятия перед учащимися (2 мин). 4. Организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний (15 мин). 5. Первичная проверка понимания (5 мин). 6. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений (7 мин). 7. Обобщение изучаемого на уроке и введение его с систему ранее усвоенных знаний и умений (5 мин). 8. Рефлексия (3 мин). 9. Домашнее задание к следующему уроку (1 мин). 10. Подведение итогов урока (1 мин).
Тема: «Программирование линейных алгоритмов. Организация ввода и вывода данных на Паскале».
Цели урока: Образовательная: разработать структуру простейшей алгоритмической конструкции; сформировать представление о вводе и выводе данных, сформировать представление о понятии, «переменная» - ее свойствах и типах. Воспитательная: Воспитывать умение самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Развивающая: Развивать алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Проверка домашнего задания
1. Перечислите свойства алгоритма: 2. Назовите способы описания алгоритмов: 3. Какие виды алгоритмов вы знаете?
Новая тема
S оклеиваемой поверхности (без учета окна) =a*b*2+с*b*2 а b с
Практическая работа 1
Длина комнаты Ширина комнаты Высота комнаты Ширина обоев Длина обоев Цена за один рулон обоев Цена за 1 м 2 линолеума или покрытия Пример таблицы Ввод данных
Массовость алгоритм решения задачи разрабатывается в общем виде, то есть он должен быть применим для некоторого класса задач, различающихся только исходными данными.
Те значения, которые могут меняться называются переменными. Переменные принято обозначать не цифрами, а буквами или словами.
переменные Длина комнатыkdlina Ширина комнатыkshirina Высота комнатыkvisota Ширина обоевoshirina Длина обоевodlina Цена за один рулон обоевcena-o Цена за 1 м 2 линолеумаcena-l Пример заполнения
Важно! Старайтесь назвать переменные целыми словами, а не просто буквами, тогда не запутаетесь.
переменные действия Найти площадь оклеиваемой поверхности (м) Найти объем 1 рулона обоев (м) Найти количество рулонов Стоимость обоев Найти площадь пола Цена за линолеум Итого
переменные действия Найти площадь оклеиваемой поверхности (м) kdlina*kvisota*2 + kshirina*kvisota*2 Найти объем 1 рулона обоев (м) oshirina* odlina Найти количество рулонов Площадь оклеиваемой поверхности / объем 1 рулона Стоимость обоев Кол-во рулонов* cena-o Найти площадь пола kdlina* kshirina Цена за линолеум Площадь пола* cena-l Итого Цена за обои + цена за линолеум Проверяем
Придумайте и заполните столбец «переменные» в таблице переменные действия Найти площадь оклеиваемой поверхности (м) kdlina*kvisota*2 + kshirina*kvisota*2 Найти объем 1 рулона обоев oshirina* odlina Найти количество рулонов Площадь оклеиваемой поверхности /объем 1 рулона Стоимость обоев Кол-во рулонов* cena-o Найти площадь полаkdlina* kshirina Цена за линолеум Площадь пола* cena-l Итого Цена за обои + цена за линолеум
переменные действия Найти площадь оклеиваемой поверхности (м) Vk kdlina*kvisota*2 + kshirina*kvisota*2 Найти объем 1 рулона обоев Vr oshirina* odlina Найти количество рулонов Kr Площадь оклеиваемой поверхности /объем 1 рулона Стоимость обоев Co Кол-во рулонов* cena-o Найти площадь пола Sp kdlina* kshirina Цена за линолеум Cl Площадь пола* cena-l Итого Itog Цена за обои + цена за линолеум Проверяем
ОСНОВНЫЕ БЛОКИ ПРОГРАММЫ Ввод данных Вывод данных Действия Описание переменных
Целые типы переменных Наименование типа Размер (байт) Диапазон значений Byte Shortint Word Integer Longint Пример описания на Turbo Pascal: VAR i, j, k: byte; h, m, n: integer; l1, l2, l3: longint;
Наименован ие типа размет (байт)кол-во цифр диапазон значений Single Real Duble Extended Comp Пример описания наTurbo Pascal : VAR t, r, z : real; d1, d2: double; Вещественные типы переменных
Ввод – вывод данных
Ввод данных Write пиши или writeln пиши строку Read читай или readln читай строку Вывод данных Write пиши или writeln пиши строку Readln; Пример описания наTurbo Pascal : Writeln (Введите длину и ширину стены); Readln (a,b); … Writeln (Ответ S=,S); Readln;
Действия
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ 1Умножениеx*y*Целый при умножении 2Делениеx/y/ Целых чисел, иначе вещественный 3ДелениеN div Mdiv Целый 4Остаток от деленияN mod Mmod Целый 5Сложениеx + y+ Целый при операции с целыми числами, иначе вещественный Пример записи действий Turbo Pascal s := a*b;
End. Программа нахождения суммы двух _______ чисел. s := x + y; WriteLn('Введите через пробел два числа '); ReadLn(x,y); Var x,y,s: integer; Program Primer; {вычисление суммы двух чисел} WriteLn('Сумма чисел равна ',s); Readln; Begin
Program Primer; {вычисление суммы двух чисел} Var x,y,s: integer; Begin WriteLn('Введите через пробел два числа '); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn('Сумма чисел равна ',s); Readln; End. Описание Ввод Действия Вывод Заголовок
Практическая работа 2
Используя программу как образец, составьте и запишите программу для расчета стоимости (на выбор): а) обоев б) напольного покрытия в) всего ремонта.
Program Primer; {вычисление суммы двух чисел} Var x,y,s: integer; Begin WriteLn('Введите через пробел два числа '); ReadLn(x,y); s := x + y; WriteLn('Сумма чисел равна ',s); Readln; End.
Проверяем: Пример составления программы заголовок описание переменных ввод данных вывод данных действия
Самостоятельная работа
Задания ученикам: Придумайте и напишите программу, находящую сумму покупки 3 х любых канцелярских товаров. После выполнения, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте правильность написания слов, использование всех блоков программы.
Подведение итогов урока
1. Как бы вы назвали урок? 2. Что было самым важным? 3. Каковы мои главные результаты сегодня? Благодаря чему мне удалось их достичь? 4. Какие трудности встретились во время выполнения задания? 5. Доволен ли ты своей работой? Рефлексия
Домашнее задание
Задание на дом: Придумайте и запишите задачу с переменными для решения бытовой проблемы. (Например, сколько краски потребуется для покраски стен; сколько ткани для пошивки платьев; сколько бумаги для новогодних украшений и др.)
Комфортно Уверен в своих силах Хорошо Плохо Крайне скверно Лесенка «Мое состояние» Отметьте себя на соответствующей ступеньке лесенки