Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования Прибыткова Л.В., к.с.н., доцент РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Advertisements

КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Департамент регионального социально – экономического развития и территориального планирования Министерства регионального развития Российской Федерации.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
«Российский государственный гуманитарный университет» Институт экономики, управления и права Экономический факультет «Особенности инвестиционной политики.
М ] ф Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года Воронин Филипп Игоревич.
Стратегия развития Дальнего Востока России: итоги реализации и формирование особых условий Заместитель полномочного представителя Президента Российской.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Доходы Расходы (-)Дефицит ((+) Профи- цит) Сохранение и развитие налогового потенциала района с учетом приоритетов экономической политики по стимулированию.
Энергетическая стратегия России до 2030 года Выполнил студент группы 04-22: Кувакин А.А.
Малышев Денис Перфильевич РОЛЬ ВУЗОВ В РЕСУРСНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Псков 2012.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Министерство финансов Камчатского края БЮДЖЕТ КАМЧАТСКОГО КРАЯ НА 2016 ГОД.
ПУБЛИЧНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ «О бюджете городского округа Звездный городок Московской области на 2018 год и плановые 2019 и 2020 годы»
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Основным инструментом реализации государственной финансовой политики в этой области служат федеральные, региональные ( межрегиональные ), отраслевые (
ГУЭР Заставка о Программе ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПО РАЗВИТИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Транксрипт:

Система управления социально-экономическим развитием муниципального образования Прибыткова Л.В., к.с.н., доцент РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

это долгосрочное обновление и усовершенствование с активным использованием теоретических, технологических инноваций, достижений прикладных наук экономических и социальных отношений и структур как целостной системы, которой свойственны единство и взаимосвязь составляющих ее объектов и предметов, до качественно нового уровня при сохранении природной среды, воспроизводстве и поддержании ресурсной базы. Комплексное социально-экономическое развитие МО

4 комплексное отраслевое инфраструктурное социальное экономическое Развитие МО

5 Объект - общественные отношения по поводу решения вопросов местного значения, хозяйственной деятельности различных субъектов на территории муниципального образования, удовлетворения потребностей населения в области жизнеобеспечения.

6 Федеральное законодательство не относит к числу вопросов местного значения комплексное социально-экономическое развитие

7 Направления комплексного социально- экономического развития МО, относящиеся к компетенции органов местного самоуправления Стратегическое планирование Экономическое развитие Социальное развитие Развитие предпринимательства и рынков сельскохозяйственной продукции, создание условий для развития сферы услуг Внедрение в муниципальное хозяйство и муниципальное управление научных, научно-технических и инновационных форм и методов

8 Принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования

9 Эффективность правового регулирования развития муниципального образования достигается: при принятии правовых актов в области развития муниципального образования строго на основании и по результатам анализа ситуации и прогноза ее изменения; при правильной постановке целей и задач развития, их взаимосвязи и логическом единстве; при выборе форм и методов управления развитием, соответствующих поставленным целям и решаемым задачам;

10 Эффективность правового регулирования развития муниципального образования достигается: при учете природы различных секторов хозяйствования и управления, в частности, использовании различных методов правового регулирования в отношении муниципального сектора экономики и частного сектора; при обоснованном выборе способов правового регулирования с учетом специфики объектов и субъектов развития муниципального образования; при точном правовом установлении используемых понятий, терминов, явлений; при четком закреплении правомочий уполномоченных органов и должностных лиц в сфере развития муниципального образования и реализации программ.

11 Стратегические направления развития муниципального образования должны: обеспечивать устойчивый рост благосостояния населения за счет внутренних факторов; повышение развития производства, в котором занята большая часть населения; максимальное использование ресурсов, получаемых населением, на активизацию деловой активности; снижать внешнюю экономическую зависимость; учитывать специализацию трудовых ресурсов и традиции территории; учитывать конкурентную среду ближайших соседей и иметь характерные признаки и отличия на соответствующих сегментах рынка; учитывать конкурентные преимущества для формирования новых отраслей производства.

12 В Стратегии как муниципальном правовом акте рекомендуется отражать: существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития муниципального образования как социально- экономической единицы, объединяемой территорией и муниципальными структурами управления; приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов местного самоуправления; основные механизмы реализации Стратегии, такие как экономическая, в том числе бюджетная политика органов местного самоуправления, механизм партнерства частных и муниципальных структур, целевые программы, инвестиционные программы, взаимодействие государственных органов и органов местного самоуправления и т.п.; систему индикативных показателей; необходимые ресурсы, в том числе возможности по привлечению ресурсов государства и частных лиц.

Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства - нормативные правовые акты органов местного самоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных на достижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источников их финансирования, результативности деятельности органов местного самоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.

14 Полномочия ОМС по вопросам развития малого и среднего предпринимательства: формирование и осуществление муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.

15 Муниципальная целевая программа является комплексной системой целевых ориентиров развития определенной сферы общественных отношений и муниципального образования и планируемых эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

16 Одной из важнейших составляющих успеха реализации программ является точное установление достижимых целей

Модель системы стратегического управления развитием муниципального образования / региона

Логическая схема стратегического управления развитием муниципального образования

дефиниция стратегического управления, объектом которого выступает муниципальное образование/регион, должна включать в себя следующие аспекты: это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в разработке и реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в самом объекте управления; это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие муниципальной социально-экономической системы с внешней средой, характеризуемой как динамичная, неопределенная, конкурентная; это осознание коллективным стратегическим субъектом – местным сообществом - ответственности за свое будущее и концентрация усилий на основе имеющихся ресурсов для реализации указанной ответственности; это область научных знаний, изучающая методологию принятия стратегических решений и способы их практической реализации.

6 Типология регионов Российской Федерации Мировые города Центры федерального значения 1. Регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны; 2. Регион имеет высокий научно – технический, интеллектуальный, кадровый и социально – экономический потенциал; 3. В регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; 4. В перспективе 10 – 12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий. Сырьевые Старопромышленные 1. Регионы являются сырьевыми зонами России; 2. Экспортоориентированные территории; 3. В регионе большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики; 4. Отсутствие высокоорганизованной урбанистической среды жизни. Регионы – локомотивы роста Опорные регионы

7 Типология регионов Российской Федерации (продолжение) Фоновые Кризисные 1. Низкий уровень жизни населения; 2. Устаревшая технологическая база; 3. Недостаточное рыночное позиционирование; 4. Дефицит кадров. 1. Отставание от других регионов страны по уровню социально – экономического развития; 2. Высокий уровень безработицы; 3. Слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений; 4. Высокий уровень социальных конфликтов. Депрессивные регионы Особые (спец территории) 1. Низкая пространственная мобильность; 2. Высокий уровень безработицы; 3. Экономическая стагнация; 4. Сложная политическая ситуация.

5 Типология регионов Регионы – локомотивы роста Центры федерального значения Опорные регионы Мировые города Сырьевые Старопромышленные Депрессивные регионы Фоновые Кризисные Особые регионы (спец территории) г. Москва г. Санкт - Петербург Свердловская область Тюменская область Ханты – Мансийский АО – Югра Республика Саха (Якутия) Нижегородская область Вологодская область Республика Мордовия Алтайский край Тульская область Республика Алтай Республика Карелия Курганская область Республика Ингушетия Чеченская республика

Стратегические планы и инициативы Томской области

Кластерное представление перспектив развития муниципальных образований в рамках региональной политики

24 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Принципы региональной политики Обеспечение равного доступа населения к бюджетным услугам, гарантирующим реализацию конституциональных прав. Создание «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых трудовых и административно-управленческих ресурсов, последующее распространение их опыта на другие территории. Дифференцированность государственной политики регионального развития. Государственная поддержка приоритетных проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления.

2525 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Создание «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов Липецк Задонский Усманский Тербунский Грязинский Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Казинка» в Грязинском районе Площадь – более 10 кв.км. Количество резидентов – 51. Объем привлеченных инвестиций – 21,5 млрд.руб. Среднегодовой прирост ВРП – 3 п.п. Количество рабочих мест Увеличение поступлений в бюджеты всех уровней - на 15 млрд. руб. в год. Сокращение импорта - на 1,2 млрд.руб. Увеличение экспортного потенциала - до 180 млрд. руб. Грязинский

2626 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Создание «точек роста» с максимальной концентрацией финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов Особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Казинка» в Грязинском районе Будут созданы предприятия по производству: - сельскохозяйственных машин и оборудования; - сублимированных продуктов питания; - электротехнической продукции; - обработке шелкового сырья; -кондитерских изделий; - шелковых изделий; - изделий из стекла; -белой техники; - телевизоров; - биоэтанола.

28 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Кластерная зона по производству бытовой техники Липецк Задонский Усманский Тербунский Грязинский Лебедянский район ООО Компания «Ассоль» производство комплектующих изделий для стиральных машин Объем инвестиций – 245 млн. руб. Мощность – 3 тыс. т в год. Создано более 150 рабочих мест. ООО «Милапласт » производство комплектующих для холодильников ООО «Эллектроаппарат ВОС» производство электрокабельной продукции для холодильников и стиральных машин г. Елец ООО «ПАЗЕЛЛЬ-ЭЛЬТА» производство противовесов для стиральных машин Объем инвестиций – 42 млн. руб. Создано 50 рабочих мест Мощность - 2,6 тыс. т в год изделий из пластмассы. Создано 85 рабочих мест. Объем инвестиций – 3 млн. руб. Создано 150 рабочих мест. Грязинский район Центр логистики для складирования и дистрибуции бытовой техники заводов компании Мерлони и ЗАО «ИНДЕЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ», поступающей из Италии, Польши, Турции, Кореи и Китая. Объем инвестиций – 1,1 млрд. руб. Площадь терминала – 54 тыс. кв.м. Объем единовременного хранения тыс. единиц бытовой техники и комплектующих. Создано 200 рабочих мест. Грязинский Лебедянский г.Елец Липецкий Производство холодильников: Объем инвестиций ( г.г.) – 2,3 млрд. руб. Мощность – 1,5 млн. шт. в год. Производство стиральных машин: Объем инвестиций ( г.г.) – 1,3 млрд. руб. Мощность – 1 млн.шт. в год г.Липецк ЗАО«ИНДЭЗИТ ИНТЕРНЭШНЛ» производство стиральных машин и холодильников

30 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Липецк Задонский Усманский Тербунский Грязинский Особая экономическая зона агропромышленного типа регионального уровня по производству свинины Объем инвестиций 12,5 млрд.руб., поголовье 1,5 млн.голов, мощность – 150 тыс. т свинины в год, Строительство - 16 новых свиноводческих комплексов реконструкция - 10 действующих. Лев- Толстовский Добровский Тербунский Лебедянский Воловский Измалковский Хлевенский Усманский Добринский Данковский Чаплыгин- ский Липецкий ООО «Отрада Ген» Добринский район Мощность 25 тыс. т свинины в год. ООО «Им. М.Горького» Данковский, Лев-Толстовский, Липецкий районы Мощность 6,3 тыс. т свинины в год. ЗАО «Раненбург-комплекс» Чаплыгинский район Мощность 4 тыс.т свинины в год. ОАО «Липецкмясопром» Лев-Толстовский, Тербунский, Добровский р-ны Мощность на 1 млн. голов свиней, 100 тыс. т свинины в год. ОАО «Русская АПК» Лебедянский район Мощность 30 тыс.голов. ООО «Племенное» Воловский район Мощность 30 тыс.голов. ООО «Зерноком-Денисово» Измалковский район Мощность 3 тыс.т свинины в год. КФХ «Бригантина–1» Усманский район Мощность 2 тыс.т свинины в год. ООО «Юкон» Усманский район Мощность 1,5 тыс.т свинины в год. ООО «Липецкий Свинопром М» Хлевенский и Усманский районы Мощность 25 тыс.т свинины в год.

37 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Инвестиционные инструменты государственной поддержки проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления Закон Липецкой области « О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области » Закон Липецкой области «О предоставлении государственных гарантий области по инвестиционным проектам» Закон Липецкой области «О залоговом фонде» Закон Липецкой области « О межбюджетных отношениях в Липецкой области » Снижение ставки по налогу на прибыль на 4 процентных пункта. Льгота по налогу на имущество. Компенсация части купонного дохода организациям, впервые привлекающим инвестиции путем выпуска облигаций. Гарантии администрации области по займам и кредитам, направляемым на реализацию инвестиционных проектов. Залоговый фонд создан для обеспечения исполнения обязательств области и субъектов инвестиционной деятельности, реализующих высокоэффективные инвестиционные проекты на территории области, по кредитам финансово-кредитных организаций. Фонд муниципального развития создан в целях финансирования инвести- ционных программ и проектов развития общественной инфра- структуры муниципаль- ных образований по социально значимым видам деятельности. Фонд софинансирования социальных расходов создан в целях предо- ставления местным бюд- жетам субсидий для доле- вого финансирования приоритетных социально- значимых расходов бюд- жетов муниципальных образований

38 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Инвестиционные инструменты государственной поддержки проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления Государственная поддержка для резидентов особой экономической зоны (ОЭЗ) Снижение ставки по налогу на прибыль на 4 процентных пункта в течение пяти календарных лет со дня включения в реестр резидентов ОЭЗ Освобождение от уплаты налога на имущество в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет Освобождение от уплаты земельного налога в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок Освобождение от уплаты транспортного налога в течение пяти календарных лет со дня включения в реестр резидентов ОЭЗ Максимальный размер арендной платы за земельные участки составляет 2 процента их кадастровой стоимости в год Гарантии администрации области по займам и кредитам, направленным на реализацию инвестиционных проектов Залоговый фонд для обеспечения исполнения обязательств субъектов инвестиционной деятельности, реализующих высокоэффективные инвестиционные проекты на территории области, по кредитам финансово-кредитных организаций

39 Стратегия социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года Инвестиционные инструменты государственной поддержки проектов регионального развития и инициатив органов местного самоуправления Программа развития промышленности Липецкой области на годы Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на годы Программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на годы Субсидирование процентной ставки предприятиям и организациям для внедрения технического перевооружения, технических разработок и инноваций. Гарантии области по кредитам банков. Льготы по налогу на имущество и налогу на прибыль предприятий. Бюджетный кредит на возмездной и возвратной основе. Субсидирование процентной ставки. Субсидирование про ­ центной ставки по банков ­ ским кредитам. Субвенции органам местного самоуправления для развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях. Субсидии на развитие кредитных потребительских кооперативов граждан. Имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства. Информационное, методическое обеспечение. Подготовка кадров для малого бизнеса.

Инновационное социально-экономическое развитие муниципального образования

Развитие инновационной деятельности в городе Новый Уренгой. В 2002 году с целью развития инновационной деятельности на территории муниципального образования город Новый Уренгой созданы некоммерческие организации «Фонд развития муниципального образования город Новый Уренгой», «Новоуренгойский фонд развития предпринимательства». С 2003 года в городе при участии вышеуказанных фондов ежегодно проводятся выставки «Газ. Нефть. Новые технологии», «Строительство. ЖКХ. Энергетика. Новые технологии». В июне 2006 года делегация города Новый Уренгой посетила город Томск с целью изучения работы студенческого бизнес-инкубатора и ОАО «Томский международный деловой центр». По итогам визита заключено соглашение о сотрудничестве в инновационных сферах между Томским технопарком и Новоуренгойским Фондом развития предпринимательства. С 2006 года проводятся научно-практические конференции по вопросам внедрения инноваций в области ТЭК, ЖКХ, энергетики, транспорта и связи. С 2007 года появилась необходимость в организации форумов (Новоуренгойский газовый и инновационный форумы), в рамках которых проводятся выставки, научно- практические конференции, семинары, круглые столы, презентации, видеоконференции. С 2008 года статус форумов вырос до Ямальского газового и инновационного форумов.

В 2005 году в Администрации города Новый Уренгой создана рабочая группа для проработки вопросов инновационного развития города, по результатам деятельности которой, при НО «Новоуренгойский фонд развития предпринимательства» начал работу инновационный центр. В целях формирования благоприятного инновационного климата, создания инновационной инфраструктуры в муниципальном образовании город Новый Уренгой г распоряжением Главы города создан Совет по инновациям при Главе города. В апреле 2007 года в целях создания инновационной системы муниципального образования город Новый Уренгой распоряжением Главы города сформирована рабочая группа для разработки проекта концепции инновационного развития муниципального образования город Новый Уренгой (далее – Концепция), в 2008 году утверждена Главой города.

В рамках реализации Концепции по согласованию с комиссией по государственной научно-технической и инновационной политике в Ямало- Ненецком автономном округе в 2008 году создан ОАО «Региональный технологический парк «Ямал» (далее – Технопарк), в структуре которого сформированы следующие подразделения: - бизнес-инкубатор инновационно-внедренческого типа; - инновационно-технологический центр; - центр трансферта технологий; - учебный центр; - лицензионно-патентное бюро Главой города Новый Уренгой подписано распоряжение о создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы "Инновационное развитие муниципального образования город Новый Уренгой на 2009 – 2012 годы". В настоящее время с целью сохранения и укрепления единого экономического пространства, эффективного использования научно- технического потенциала городов Новосибирск и Новый Уренгой идет подготовка к подписанию Соглашения о сотрудничестве в инновационной и научно-технической сферах.

Инновационные проекты МО «Кемеровский район

Проект «Энергосбережение» решает задачу получения дешевого и эффективного тепла для обеспечения объектов социальной сферы и жилья. Данный проект позволяет оптимизировать работу котельных и значительно повысить их коэффициент полезного действия, эффективно регулировать отопительные системы автономных жилых объектов и фермерских хозяйств. Фактически были установлены новые модифицированные водогрейные котлы, которые дешевле аналогов на 15%, удельный расход топлива у них на 40% меньше, срок службы выше втрое. Котлы работают без химической водоподготовки, исходящие газы дожигаются, объем золы уменьшается вдвое.

Проект «Шламы» решает задачу очистки шламовой воды для существенного снижения образования отходов обогатительных фабрик». Основные преимущества применения запатентованной технологии масляной аэроагрегации следующие: увеличение выхода угольного концентрата на 5,2%; сокращение расхода масляного реагента на %; увеличение скорости флотации и производительности флотомашин в 2 раза; снижение потерь угля с отходами флотации на 40%. Затраты на ее внедрение составляют около 1,0 млн. рублей, годовой экономический эффект - 38 млн. рублей, срок окупаемости - 6 месяцев. Технология позволяет утилизировать отработанные масла, используемые в угледобывающей технике и автотранспорте предприятия

Проект 3 - «Биорекультивация» решает задачу биологической рекультивации отходов горнорудного производства. В Кемеровской области насчитывается 408 предприятий, нарушающих почвенный покров, из них ведущее место занимают предприятия угольной промышленности Главная задача проекта - увеличение темпов по восстановлению почвенного плодородия и биологического разнообразия на отвалах горнорудного производства. Следует отметить, что данная технология в два раза дешевле, чем классический вариант рекультивации, и дает значительный экологический эффект.

Проект 4 - «Питание» решает задачу производства функциональных продуктов для ликвидации алиментарно-зависимых заболеваний населения МО. Проект направлен на снижение уровня заболеваний детского и взрослого населения; уменьшение фактических денежных выплат по больничным листам; повышение работоспособности социальнозначимой группы населении, увеличение ее состава и продолжительности жизни.

Благодарю за внимание!