Бизнес-планирование 1. 2 Методики по разработке бизнес-планов UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) World Bank (Мировой банк.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Финансовые информационные системы Дьяконова Людмила Павловна кафедра информационных технологий.
Advertisements

1. Что такое бизнес-план 2. Виды бизнес-планов 3. Резюме 4. Характеристика товаров (услуг) 5. Рынок сбыта товаров (услуг) 6. Конкуренция на рынках сбыта.
Финансы в проектах 2012 Евгений Плаксенков. Факторы стоимости капитала Инфляция Риск Альтернатива.
Наименование города, дата Инвестиционный проект «Наименование проекта» Наименование Проектоустроителя Адрес: Телефон: Логотип организации.
Структура бизнес-плана Структура бизнес-плана инвестиционного проекта не регламентирована законодательством, поэтому каждая фирма разрабатывает собственные.
Технико-экономическое обоснование инновационного продукта. Содержание. Практические советы.
Бизнес - план. Структура бизнес-плана Резюме Описание предприятия Описание продукта Маркетинг Производственный план Организационный план Финансовый план.
Основы маркетинга в сфере сервиса Доцент кафедры СТЭА Г.Л.Овсянникова 900igr.net.
Бюджет доходов и расходов в планировании на предприятии 1.
Как написать бизнес план?. При создании собственного дела бизнес-план предприятия должен содержать следующие разделы: 1. Общая характеристика организации.
Финансовый план. Основное содержание Финансовый раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного.
Компания А – Презентация для инвесторов. 2 Обзор компании и рынка Финансовые показатели Стратегия развития Инвестиционная привлекательность.
Формирование и Использование прибыли предприятия Выполнила: Ученица 3 курса группы ИЭ-34 Сетракова Яна.
БИЗНЕС- ПЛАНИРОВАНИЕ. Бизнес-план это документ, на основании которого партнеры и инвесторы дают деньги. В бизнес-плане должны быть изложены планы на сегодня.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. ПРОЕКТ Временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов услуг или результатов ЦЕЛЬ Имеет конечный результат.
Организационно- правовые формы предприятия. В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих.
ДИСЦИПЛИНА «Финансовая политика компании» Лектор: Вершинина Ольга Васильевна.
Успешная презентация проекта Руководитель консалтинговой компании RNCompany Ряхова Наталья Александровна Первый Уральский венчурный форум.
Формы организаций (предприятий) в условиях рыночной экономики.
Предпринимательская идея. Бизнес-план Урок технологии 10 класс.
Транксрипт:

Бизнес-планирование 1

2 Методики по разработке бизнес-планов UNIDO (Организация объединенных наций по промышленному развитию) World Bank (Мировой банк реконструкции и развития) Фирма Goldman, Sachs &Co (банковский дом Уолл-стрит) Фирма Ernst&Young ( консультационно- аудиторская фирма) Федеральное Управление по делам о несостоятельности (банкротстве).- Типовая форма плана финансового оздоровления(бизнес-плана). Распоряжение N98-р от Фирма Альт ( исследовательско-консультационная) Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ N ВК 477)

Бизнес-планирование 3 График развития инвестиционного проекта ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ ФАЗА ИНВЕСТИ - ЦИОННАЯ ФАЗА ПРЕДИНВЕС - ТИЦИОННАЯ ФАЗА Время Начало исследований Выделение инвестиций Срок жизни проекта Доходы Затраты Окончание расчетов с инвестором Ввод в действие основных фондов

Бизнес-планирование 4 Цикл жизни проекта 1. Прединвестиционная фаза: -получение исходной информации по проекту -маркетинговые исследования -формирование бизнес-плана -юридическое оформление проекта (регистрация фирмы, оформление контрактов и т.п.) -выбор поставщиков сырья и оборудования -переговоры с потенциальными инвесторами 2. Инвестиционная фаза: - формирование активов предприятия 3. Эксплуатационная фаза: -ввод в действие основного оборудования -начало производства продукции (оказания услуг) -соответствующие текущие издержки

Бизнес-планирование 5 Цели бизнес-плана Бизнес-план – это текст, содержащий в структурированном виде всю информацию о проекте, необходимую для его осуществления Основные цели бизнес-плана 1. Внешняя- привлечение инвестора, кредитора 2. Внутренняя- разработка операционного плана для оптимизации действий

Бизнес-планирование 6 Типология бизнес-планов БИЗНЕС-ПЛАН ПО БИЗНЕС-ЛИНИЯМ (продукция, работы, услуги, технические решения) ПО ПРЕДПРИЯТИЮ НОВОМУДЕЙСТВУЮЩЕМУ РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЕ ОЗДОРОВЛЕНИЕ ВСЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Бизнес-планирование 7 Типы бизнес-плана Бизнес-проспект (выступает как переговорный текст) Краткий бизнес-план Полный бизнес-план Люди не планируют неудачи, они просто неудачно планируют. Вильям Дж. Зигель

Бизнес-планирование 8 Структура бизнес-плана Титульный лист (название проекта, где, когда и кем составлен, контактный телефон/факс) Оглавление (пронумерованные арабскими цифрами разделы) Резюме (краткое изложение проекта на 1-2 страницах) Краткая история (описание предприятия и отрасли) Продукт или услуга Рынки и конкуренты Маркетинговый план Производственный план Управление и персонал Календарный план (график выполнения работ) Финансовый план Оценка рисков Приложения

Бизнес-планирование 9 Резюме проекта Цели разработки проекта Инициатор проекта Ассортимент товаров (услуг) Главные выводы по анализу рыночного спроса и предложения Целевые рыночные сегменты (группы клиентов) Место осуществления проекта Общая величина потребности в инвестициях Срок реализации проекта Финансирование проекта: собственные средства, заемные средства (в процентах) Основные финансовые показатели проекта: - срок окупаемости проекта (PBP) - индекс рентабельности (PI) - чистая приведенная стоимость (NPV) - внутренняя норма доходности (IRR)

Бизнес-планирование 10 Описание бизнеса В каком бизнесе Вы участвуете? Цели и задачи Законные основы бизнеса (организационно-правовая форма, льготы …) Вид бизнеса: торговля, производство, услуги… Почему Ваш бизнес будет прибыльным? Особые характеристики, делающие Ваш бизнес привлекательным? Объясните:

Бизнес-планирование 11 ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ Коммерческие организации Некоммерческие организации 1. Хозяйстве нные товарищества : 1. Полное товарищество 2. Товарищество на вере (коммандитное товарищество) 2. Хозяйстве нные общества: 1. Общество с ограниченной ответственностью 2. Общество с дополнительной ответственностью 3. Акционерное общество a) Открытое АО б) Закрытое АО 3. Производственные кооперативы 4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: 1. Основанные на праве хозяйственного ведения 2. Основанные на праве оперативного управления 1. Некоммерческие партнерства 2. Общественные или религиозные организации (объединения) 3. Фонды 4. Учреждения 5. Ассоциации (союзы) 6. Автономные некоммерческие организации

Бизнес-планирование 12 Полное товарищество Действует на основании Учредительного договора, содержащего размер и состав складочного капитала товарищества Каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если Учредительным договором не предусмотрено, что все его участники ведут дела совместно (единогласно), либо ведение дел поручено отдельным участникам (по договоренности)

Бизнес-планирование 13 Полное товарищество Вступивший участник отвечает наравне с другими участниками по обязательствам, возникшими до его вступления Выбывший отвечает в течение двух лет по обязательствам, возникшим до его выбытия Выход участника должен быть объявлен не менее чем за 6 месяцев до фактического выхода Участник может быть исключен в судебном порядке по единогласному решению членов

Бизнес-планирование 14 Общества с ограниченной ответственностью (ООО) Деятельность регулируется Федеральным законом от ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»: Число участников от 1 до 50. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (ст.7) Минимальный УК =100 МРОТ Участник может в любое время выйти из общества. При этом общество обязано выплатить ему действительную стоимость его доли на основании данных бухгалтерской отчетности за текущий год в течение 6 месяцев по окончании текущего финансового года (ст.26) Участник может быть исключен в судебном порядке по требованию участников, составляющих не менее 10% УК (ст. 10) Любое изменение долей, осуществляется по единогласному решению всех участников общества (ст. 24)

Бизнес-планирование 15 Общества с дополнительной ответственностью (ОДО) Участники несут субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов

Бизнес-планирование 16 Акционерные общества Деятельность регулируется Федеральным законом от ФЗ «Об акционерных обществах» Акционерное общество – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций Участники Акционерного общества не отвечают по его обязательствам Учредительный документ – Устав Акционерное общество может быть создано одним лицом, (но не единоличным органом), в случае приобретения одним акционером всех акций

Бизнес-планирование 17 Акционерные общества Открытые (ОАО)Закрытые (ЗАО) Число акционеров не ограничено Число акционеров не должно превышать 50 Минимальный УК =1000 МРОТМинимальный УК =100 МРОТ Возможна закрытая подписка (частное размещение) и открытая подписка (публичное размещение) при условии оплаты УК не менее МРОТ Возможна только закрытая подписка, т.е. размещение акций среди ограниченного круга лиц (не более 50) Свободная продажа акций без предварительного согласия с акционерами (кроме выпуска дополнительных акций) Акционеры и АО имеют преимущественное право приобретения акций (кроме безвозмездного отчуждения и при продаже внутри АО)

Бизнес-планирование 18 Производственные кооперативы Производственный кооператив (артель)- добровольное объединение граждан (не менее 5) для совместной работы Член кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса, остальные – в течение года Член кооператива имеет один голос на общем собрании Член кооператива может выйти по окончании финансового года Распределение прибыли производится по трудовому вкладу членов кооператива

Бизнес-планирование 19 Описание продукта Отличительные особенности продукта (услуги) Какие именно потребности удовлетворяет продукт(услуга)? Почему будут покупать именно этот продукт(услугу)? Проблематика раздела Описание продукта

Бизнес-планирование 20 Анализ рынка Анализ работы отрасли Анализ конкурентов Тенденции Макро-среды Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз (SWOT-анализ) Проведение анализа среды:

Бизнес-планирование 21 Анализ работы отрасли Ваша Компания Взаимоотношения Поставщики Покупатели Дистрибьюторы Структура Конкуренция Входные барьеры Выходные барьеры Рынки Размер рынка Рост рынка Выбор продукта Заменители Финансы Стоимостные тенденции Коэффициенты рентабельности

Бизнес-планирование 22 Внешние факторы микросреды П о т р е б и т е л и Конкуренты П о т е н ц и а л ь н ы е к о н к у р е н т ы П о с т а в щ и к и Товары-заменители (технологии-субституты)

Бизнес-планирование 23 Анализ конкурентов Ваш продукт/Услуги Продукт/ Услуги конкурента Выгоды Цена ?

Бизнес-планирование 24 Конкурентный анализ Конкуренты ХарактеристикаВыводы сильных сторон слабых сторон... Ваше предприятие

Бизнес-планирование 25 Конкурентные стратегии Дифференциация (уникальность) Лидерство в издержках ЛИДЕРСТВО В ОТРАСЛИ (НА РЫНКЕ) Фокусирование (концентрация в сегменте) ЛИДЕРСТВО В СЕГМЕНТЕ РЫНКА

Бизнес-планирование 26 Группа фирм-поставщиков материально- технических ресурсов оказывается влиятельной, когда: В отрасли –поставщике доминируют несколько крупных фирм Продукция поставщиков не имеет товаров-субститутов Товар поставщиков –важная составляющая бизнеса покупателей Издержки переключения на товар другой группы поставщиков оказываются слишком высокие группа поставщиков реально угрожает захватом системы распределения

Бизнес-планирование 27 Тенденции Макро-среды Ваша Компания Правительство Регулирование Налоговая политика Правовая система Экономика Процентные ставки Темп инфляции Курс валюты Технология Изобретения Внедрение Жизненные циклы Культура Социальные вопросы Стиль жизни

Бизнес-планирование 28 Внешние факторы макросреды СТЭП -анализ Социальные факторы Уровень образования Уровень доходов Уровень занятости и безработицы Традиции Обычаи… Технические (научно- технические) - Текущие технологии Инновации Будущие технологии … Экономические Состояние экономики Направление развития экономики Инфляция и дефляция Процентные ставки Налоги Тарифы … Политические Изменения в законодательстве Политическая стабильность или нестабильность Войны …

Бизнес-планирование 29 Пример вопросника анализа работы отрасли Число конкурентов в Вашей отрасли:Много Несколько Мало? В Вашей отрасли доминируют ряд больших фирм: Да Нет? Общая доля рынка трех больших компаний в Вашей отрасли составляет < 40% Между> 80% ? Новые технологии изменяют методы работы в Вашей отрасли каждые:1 год 5 лет 10 лет ? Барьеры, которые останавливают конкурентов от вхождения в Вашу отрасль: Высокие СредниеНизкие ? Барьеры, которые не дают конкурентам выйти из Вашей отрасли: Высокие СредниеНизкие? Общая потребность в продукте в Вашей отрасли:Растет Остается прежней Падает?

Бизнес-планирование 30 Пример вопросника анализа работы отрасли - продолжение Существуют большие возможности расширения рынка:Да Возможно Нет? Покупатели покупают продукт, прежде всего, из-за его цены: Да Нет? Покупатели могут найти замену Вашей продукции: Легко С трудом Не могут? Покупатели имеют значительную рыночную власть на торгах при покупке Вашей продукции:Да Нет? Ваши поставщики имеют большое влияние при заключении сделок:Да Нет? Оптовые продавцы имеют значительное влияние в Вашей отрасли:Да Нет? Общие расходы в Вашей отрасли : Снижаются Стабильны Растут Коэффициент рентабельности в Вашей отрасли:Высокий СреднийНизкий?

Бизнес-планирование 31 SWOT-анализ:упражнение Распределить по квадратам: Наличие достаточных производственных площадей Нехватка квалифицированных кадров Высокая конкуренция на рынке сбыта Недостаток прогрессивного мышления у руководства компании Сравнительно высокий уровень зарплаты персонала Нестабильность финансового состояния поставщиков Нет новых разработок продукции Низкая текучесть кадров Недостаточная реклама Завоеванный в прежние годы высокий корпоративный имидж СИЛА ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ СЛАБОСТЬ Strengths (силы) Opportunities (возможности) Weaknesses (слабости) Threats (угрозы)

Бизнес-планирование 32 План маркетинга Стратегия роста Рыночная сегментация Размеры и доля рынка Стратегия ценообразования Стратегия рекламы Прогноз продаж Опишите:

Бизнес-планирование 33 Матрица стратегии роста Существующий продукт Существующий рынок (Разработка Рынка) Новый продукт Новый рынок (Диверсификация) Вероятность успеха 5% Издержки % Новый рынок Существующий продукт (Развитие рынка) Вероятность успеха 20% Издержки 400% Новый продукт Существующий рынок (Разработка Продукта) Вероятность успеха 33% Издержки 800% Рынки Продукт Существующие Новые Новый Сущест- вующий Вероятность успеха 50% Издержки 100%

Бизнес-планирование 34 Концентрированный рост на старом рынке Усиление позиции старого товара на старом рынке (разработка рынка) Расширение рынка старого товара Разработка нового продута для старого рынка (разработка продукта)

Бизнес-планирование 35 Интегрированный рост на связанном рынке Прогрессивная вертикальная интеграция с продавцами Регрессивная вертикальная интеграция с поставщиками Горизонтальная интеграция с конкурентами

Бизнес-планирование 36 Диверсифицированный рост на новом рынке Концентрическая диверсификация путем расширения ассортимента на базе старого производства Горизонтальная диверсификация путем выпуска товаров-аналогов на базе нового производства Конгломератная диверсификация путем освоения совершенно новых продуктов

Бизнес-планирование 37 Рыночная сегментация Ваш Продукт или Услуги Кто покупает? География Демографический профиль Стиль жизни Индивидуальность Что они покупают? Особенности Упаковка Ценообразование Поставка Почему покупают? Выгоды/Особенности Цена

Бизнес-планирование 38 Стратегия ценообразования Ценообразование по принципу Средние издержки плюс прибыль Конкурентное ценообразование Лидерство в ценообразовании Ценообразование по оценочной стоимости Ценообразование с учетом психологических факторов

Бизнес-планирование 39 Стратегия рекламы Информация / имидж Выбор средств информации для рекламы ( ТВ, радио, прямая доставка почтой, периодическая печать …) Основания для выбора (налаженный канал распространения информации, эффективность …) Стоимость/Бюджет

Бизнес-планирование 40 Прогноз продаж Для определения прогнозируемого объема продаж используется следующая формула: D=D' x V где D – прогнозируемый объем продаж, D' – доля фирмы в объеме продаж на рынке; V – емкость рынка

Бизнес-планирование 41 Расчет доли рынка Для определения доли рынка ( D ) используется следующая формула: К Б / Ц Б D' = х П, К Б / Ц Б + К И /Ц И где, К Б – конкурентоспособность продукта относительно идеальной модели Ц Б – цена продукта К И – конкурентоспособность идеальной модели Ц И – цена идеальной модели П – коэффициент престижности организации на данном рынке

Бизнес-планирование 42 Коэффициент престижности фирмы (П) Степень осведомленности потребителя об организации и ее товаре Значение коэффициента престижности (П) 1. В прошлом торговли на данном рынке не было 1)Рекламная компания товара не проводилась 2)Проводились незначительные рекламные мероприятия 3)Проводилась интенсивная рекламная компания 0,1 0,2 0,3 2. В прошлом имела место эпизодическая торговля на данном рынке 1)Рекламная компания товара не проводилась 2)Проводились незначительные рекламные мероприятия 3)Проводилась интенсивная рекламная компания 0,4 0,5 0,6 3. Имеется устойчивая торговля на данном рынке 1)Рекламная компания товара не проводилась 2)Проводились незначительные рекламные мероприятия 3)Проводилась интенсивная рекламная компания 0,7 0,8 0,9 – 1

Бизнес-планирование 43 Прогноз продаж Пессимистический сценарий Период 123…..12 Кол-во в шт. Цена в руб. Объем продаж в руб. Оптимистический сценарий Реалистический сценарий Программа производства и реализации продукции

Бизнес-планирование 44 Производственный (операционный) план Насколько удачно выбрано месторасположение предприятия, исходя из близости к рынку, поставщикам сырья, доступности рабочей силы, транспорта? Какие потребуются производственные мощности: помещение, оборудование? Состав основного оборудования, его поставщики и условия поставок (аренда, покупка). Лизинг оборудования. Где, у кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация этих поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними? Каким будет режим работы Вашего предприятия?

Бизнес-планирование 45 Потребность в основных фондах Наименование производственных фондов Потребности и мероприятия по их удовлетворению Ориентировочная цена (в руб.) Месяц приобретения 1. Помещения 2. Оборудование 3. Земля Расчет амортизации основных производственных фондов

Бизнес-планирование 46 Накладные расходы Период 12…12 Арендная плата Коммунальные услуги Офисные расходы Текущий ремонт и уборка помещений Услуги связи Расходы на маркетинг … Прочие затраты Общая величина накладных расходов

Бизнес-планирование 47 План менеджмента (управление и персонал) Организационную структуру Команду менеджмента Квалификацию и Ответственность Зарплату и льготы Штатное расписание Персональные потребности Планы по найму и обучению Опишите:

Бизнес-планирование 48 Календарный план-график реализации проекта Периоды Мероприятие 1 Мероприятие 2 Мероприятие 3 … Затраты на оборудование Затраты на персонал Общие инвестиционные затраты

Бизнес-планирование 49 Процедура формирования финансового раздела бизнес-плана Маркетинг план Прогноз объемов реализации СКОЛЬКО НУЖНО ДЕНЕГ? План денежных потоков Стоимость проекта! Таблица доходов и затрат Анализ безубыточности Плановый баланс ОЖИДАЕМОЕ ВРЕМЯ ВОЗВРАТА ДЕНЕГ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН ГДЕВЗЯТЬ ДЕНЬГИ? КАК ТРАТИТЬ ТРАТИТЬ ДЕНЬГИ?

Бизнес-планирование 50 Финансовый план Технико-экономическое обоснование займа или инвестиционных потребностей Анализ безубыточности Плановый баланс План прибылей и убытков План денежных потоков

Бизнес-планирование 51 Плановый баланс предприятия Таблица из двух разделов (актива и пассива), содержащая прогнозные данные о составе имущества и источниках его формирования на определенную дату c Balance sheet Актив Пассив Состав имущества Источники финансирования

Бизнес-планирование 52 План прибылей и убытков Расчетная таблица (доходов и расходов), состоящая из: Перечня основных статей доходов Перечня основных статей расходов В результате за каждый плановый период проверяется наличие прибыли (убытка) = доходы - расходы Income statement

Бизнес-планирование 53 Алгоритм расчета чистой прибыли Выручка от реализации без НДС минус Переменные затраты без НДС минус Постоянные затраты без НДС = Прибыль от продаж минус Налоги из прибыли = Чистая прибыль

Бизнес-планирование 54 План движения денежных средств Разрабатывается на основе плана прибылей и убытков с учетом запаздывания (или опережения) по отдельным статьям доходов и затрат Позволяет определить на каждый момент времени наличие у предприятия необходимого денежного запаса Cash flow По праву считается главной формой любого финансового плана

Бизнес-планирование 55 Структура потоков денежных средств Денежный поток от операционной(производственной)деятельности Денежный инвестиционнойдеятельности Денежный финансовойдеятельности Итоговый денежный поток

Бизнес-планирование 56 Практические советы по составлению финансовой части проекта Рекомендуется составлять финансовый план для первого года с помесячной разбивкой, а для последующих лет – по кварталам Руководствоваться консервативным подходом – брать затраты на максимальном уровне, а доходы – на минимальном уровне Особое внимание – планированию Cash-flow Наиболее ответственный этап – выработка стратегии финансирования и определения форм привлечения инвестиций В случае необходимости снова возвращаться к началу, чтобы проанализировать критические точки и расшить узкие места

Бизнес-планирование 57 Обеспечивающие документы (приложения) Резюме руководителей Копии лицензий, патентов и юридических документов Копии договоров аренды/покупки Гарантийные письма (поставщики; покупатели?)

Бизнес-планирование 58 Важнейшие характеристики бизнес-плана Четкая структура материала и его наглядность Простота его изложения и отсутствие языкового и терминологического барьеров Обоснованность и достоверность использованной информации Разумное дозирование при изложении технологии делового предложения Объективная оценка трудностей, стоящих на пути реализации намеченного в бизнес-плане Точность финансовых расчетов

Бизнес-планирование 59 Коммерческая оценка инвестиционного проекта Финансовая оценка (финансовая состоятельность) Экономическая оценка (эффективность инвестиций) Отчет о прибыли Отчет о движении денежных средств Баланс Простые (статические) методы Методы дисконтиро- вания Коэффициенты финансовой оценки Простая норма прибыли Срок окупае- мости Текущая стоимость проекта (NPV) Внутренняя норма прибыли (IRR)

Бизнес-планирование 60 Статические методы оценки эффективности инвестиций Средняя норма рентабельности (Average Rate of Return - ARR)= Чистая прибыль Общие инвестиционные затраты Срок окупаемости проекта (Payback period-PB) Период в течение которого приток денежных средств, генерируемых проектом, покроет величину первоначально инвестированного капитала Индекс рентабельности инвестиций (Profitability Index)= Кумулятивный чистый денежный поток Общие инвестиционные затраты Точка безубыточности (Break Even Point)= Общий объем постоянных затрат Маржинальная прибыль ед.продукции Запас финансовой прочности (в %)= Планируемый объем продаж – Объем продаж в точке безубыточности Планируемый объем продаж

Бизнес-планирование 61 Программные пакеты для инвестиционного проектирования Project Expert (фирма Про-Инвест) Альт-Инвест (фирма Альт) PROPSPINCOMFAR созданы в UNIDO и прошли международную сертификацию Созданы российскими разработчиками Закрытый пакет Открытый пакет (электронные таблицы) Открытый пакет (электронные таблицы) Закрытый пакет ВАЖНЕЙШИЕ ДОСТОИНСТВА Гарантия надежности Доступ к выходным формам Хорошая графика Ориентация на быстрый просмотр различных вариантов Возможности адаптации системы к изменению любых параметров Возможность более глубокого и комплексного анализа проектов ОСНОВНЫЕ НЕДОСТАТКИ Жесткая заданность условий Несоответствие российским условиям Нет учета инфляции Ограничения по сроку инвестирования, продуктам и ресурсам Отсутствие учета инфляции Низкая защищенность от ошибочных действий Периодическое отставание пакета от изменяющихся условий Меньшая гибкость ОБЩИЕ НЕДОСТАТКИ Ограниченная возможность учета влияния конкретных рисков Не предлагают алгоритмов оптимизации Не имеют графических или аналитических средств сравнения различных проектов Не различают пользователей: один и тот же набор выходных данных

Бизнес-планирование 62 Пакет «Project Expert» Горизонт расчета

Бизнес-планирование 63 Подготовка исходных данных Выбор основной валюты расчетов Выбор второй валюты, курс на момент начала проекта Курсовая инфляция (темпы роста/падения соотношения курсов валют) Инфляция сбыта, себестоимости продукции, заработной платы, общих и административных издержек, основных средств Налоговое окружение 1. Характеристика окружающей среды Основным методом расчетов является метод постоянных цен (без учета инфляции). Учет влияния инфляции должен проводиться в рамках анализа чувствительности.

Бизнес-планирование 64 Инвестиционный план

Бизнес-планирование 65 Подготовка исходных данных Смета капитальных затрат Потребность в оборотном капитале Инвестиционный календарный план: - предварительная стадия (разработка ТЭО проекта) - подготовительная/строительная стадия (организационные расходы, разработка проектной документации, проведение строительных работ, приобретение и монтаж оборудования) - производственная стадия 2. Инвестиционные затраты

Бизнес-планирование 66 Диаграмма Гантта

Бизнес-планирование 67 Формирование баланса

Бизнес-планирование 68 План продаж

Бизнес-планирование 69 Подготовка исходных данных Объем продаж по наименованиям продукции в единицах Цена за единицу Условия оплаты: - по факту - авансовый платеж -сложная схема оплаты -задержка платежей (дебиторская задолженность в днях) Условия поставок (время на сбыт) 3. Выручка от реализации

Бизнес-планирование 70 План производства и затраты

Бизнес-планирование 71 Подготовка исходных данных Прямые материальные затраты Кредиторская задолженность- среднее время задержки компанией платы за поставленные материалы в днях Заработная плата Накладные производственные, коммерческие и административные расходы Амортизационные отчисления 4. Текущие затраты

Бизнес-планирование 72 Затраты по персоналу Должность Кол-во чел.Оклад в месяц Периоды с... по... Сумма (руб.) 1. Управление Директор Зам.директора Секретарь-референт 2. Производство Инженер-технолог Конструктор Наладчик 3. Маркетинг Маркетолог Сбытовой агент

Бизнес-планирование 73 Расчет постоянных издержек (за период) Наименование Стоимость (руб.) ПериодичностьВ течение периода: с... по На производство: Арендная плата Коммунальные платежи 2. На управление: Заработная плата Связь Командировочные расходы 3. На маркетинг: реклама ИТОГО:

Бизнес-планирование 74 Подготовка исходных данных Собственные средства - сроки внесения капитала - условия выплаты дивидендов Заемные средства: долгосрочные и краткосрочные кредиты - условия предоставления займов (размер процентной ставки) - сроки предоставления кредитов - график получения средств и погашения задолженности Лизинг - сумма и график лизинговых платежей - страхование - выкуп 5. Источники финансирования

Бизнес-планирование 75 Оценка эффективности проекта Интегральные показатели эффективности

Бизнес-планирование 76 Анализ чувствительности NPV 0% 5%-5% 10% -10% NPV (Цена сбыта)

Бизнес-планирование 77 Этапы выполнения оценки проекта Подготовка исходных данных Выполнение предварительных расчетов, выявление узких мест проекта и оценка его финансовой состоятельности Корректировка или дополнение исходных данных по результатам предварительных расчетов и финансовой оценки Выполнение окончательных расчетов, развернутый анализ полученной информации, оценка эффективности инвестиций и оценка риска Интерпретация результатов анализа и подготовка заключения о целесообразности осуществления проекта

Бизнес-планирование 78 Узловые точки экспертизы инвестиционного проекта Что является главной целью экспертизы? Экспертиза с точки зрения : профессионализма глубины структуры последовательности и ясности изложения разработки рекомендаций по доработке проекта

Бизнес-планирование 79 Акт экспертизы проекта: О ЧЕМ В НЕМ ПИСАТЬ? ИЗ КАКИХ БЛОКОВ МОЖЕТ СОСТОЯТЬ АКТ ЭКСПЕРТИЗЫ? ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА: НАИМЕНОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, О ЧЕМ ПРОЕКТ, КАКОЙ ПРОДУКТ, СУММА И СРОК ФИНАНСИРОВАНИЯ, ВАЖНЕЙШИЕ ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКА ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ИДЕИ ПРОЕКТА: ОЦЕНИВАЕТСЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕГО МАРКЕТИНГОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ – НАЛИЧИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОГО СПРОСА, ПРОДУМАННОСТЬ СТРАТЕГИИ МАРКЕТИНГА, ОБОСНОВАННОСТЬ ПРОГНОЗА ПРОДАЖ ЭКСПЕРТИЗА ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА: ВКЛЮЧАЯ ПРОВЕРКУ ДОСТОВЕРНОСТИ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫПОЛНЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ РАСЧЕТОВ ПОЛНОТА ПРОЕКТА: С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТРУКТУРЫ И ПОЛНОТЫ ПРЕДСТАВЛЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ КОРРЕКТНОСТЬ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ, В Т.Ч. ФИНАНСОВОЙ ЧАСТИ ЯСНОСТЬ И ЛОГИКА: ПОДАЧА И ИЗЛОЖЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ОБОСНОВАННОСТЬ ВЫВОДОВ: ПО КАЖДОМУ ИЗ РАЗДЕЛОВ