КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Производственные: перегрузки (недогрузки); необъяснимые.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами». Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых.
Advertisements

ТЕМА: «КОНФЛИКТЫ И СТРЕССЫ». Понятие стресса Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование, и этот ответ представляет.
Психологическое здоровье учащихся как цель работы психологической службы Педагог-психолог МОАУ г.Бузулука «Гимназия 1 им. Романенко Ю.В» Чебасова Татьяна.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
«У вас всегда гораздо больше вариантов действий, чем вы предполагаете» (принцип НЛП)
Тема 7. Управление стрессом 1.Стрессоры и признаки стресса. 2.Техники управления стрессом.
Стресс Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое.
Управление стрессами в организации 1.Стрессоры и признаки стресса. 2.Техники управления стрессом.
Заключение Некоторые итоги рассмотрения проблемы интеграции индивида и организации.
Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами.
Подготовила студентка Субханкулова О. Ф. 4 курс ППДО г. Коркино.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
ТЕМА : СТРЕССЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА. Стресс Реакция организма.
Внутриличностные конфдикты ТЕМА 5. Внутриличностный конфликт – это… Это внутренние противоречия, борьба, сильные негативные переживания. Это столкновение.
МОУ Ивановская средняя общеобразовательная школа Шарьинского муниципального района Подготовила : Разумова Наталья Николаевна педагог – психолог.
ПЯТИКЛАССНИКИ Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Адаптация - это совокупность физиологических, психологических, социальных реакций, лежащих в основе приспособления организма, личности, и их систем к.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Депрессия - это психическое расстройство, которое может вывести человека из эмоционального равновесия на продолжительное время и значительно ухудшить качество.
Транксрипт:

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Производственные: перегрузки (недогрузки); необъяснимые перемены; изменения расписания; плохое оборудование Потребности Надежды и достижения Субъективные: расстройства; утомленность; чувство тревоги; чувство вины; Ролевые: ролевой конфликт; ролевая неясность; ответственность за людей; недостаток поддержки; недостаток статуса Эмоциональна я устойчивость Поведенческие: опасность инцидента "нехорошие" разговоры Структурные: слабая коммуникация; недостаток соучастия; неправильно построенная иерархия Гибкость Когнитивные: слабые решения; плохая сосредоточенность

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ Стрессоры Последствия В окружающей среде Личные стрессоры Карьерные: замедленное (слишком быстрое) продвижение по службе; несправедливость; недостаток возможностей для продвижения; отсутствие необходимой подготовки Толетарность Физиологические: высокое содержание холестерина; растущее кровяное давление; язвенная болезнь; коронарные заболевания Отношенческие: отношения с руководством; отношения с подчиненными; отношения с коллегами; отношения с клиентами; Неясности Внеорганизационные: отношения в семье; состояние экономики; обстоятельства жизни; рост преступности; рост цен Самооценка Организационные: прогулы; текучесть кадров; низкая производительность труда; неудовлетворенность работой

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. п/п Жизненные события Оценка 1Смерть супруга 100 2Развод 73 3Разъезд супругов 65 4Заключение в тюрьму 63 5Смерть близкого родственника 63 6Серьезная травма или болезнь 53 7Брак 50 8Пожар на работе 47 9Примирение с супругом 45 10Увольнение с работы 45 11Серьезные изменение в здоровье или поведении члена семьи 44 12Беременность 40 13Сексуальные проблемы 39 14Появление нового члена семьи (рождение, усыновление, приезд и т.д.)39

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА. 15Серьезное деловое изменение (реорганизация, банкротство и т. д.)39 16Крупное изменение в финансовом отношении 38 17Смерть близкого друга 37 18Перевод на другое место работы 36 19Резкое изменение количества ссор с супругом 35 20Крупная закладная (на покупку дома и т. п.)31 21Лишение права пользования закладной или кредитом Крупное изменение в степени ответственности на работе (продвижение, перемещение, понижение) 29 23Сын или дочь покидают семью 29 24Юридические проблемы 29 25Крупные достижения на работе 28 26Жена начинает работать (оставляет работу)26 27Начало или окончание формального обучения 26 28Крупное изменение в условиях жизни 25

29Изменение личных привычек 24 30Трудности с шефом 23 31Крупное изменение в условиях расписании работы 20 32Смена места жительства 20 33Смена школы 20 34Смена обычного типа отдыха 19 35Крупные изменения в социальной деятельности 18 36Небольшой заем или закладная 17 37Изменения в привычках, связанные со сном 16 38Изменения в количестве членов семьи, живущих вместе 15 39Крупные изменение в привычках, связанные с едой 15 40Отпуск 13 41Рождество 12 42Небольшие неприятности с законом 11 ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА.

Как пользоваться шкалой. Соответствующая инструкция гласит: подсчитайте очки по всем из перечисленных событий, если они имели у вас место за предыдущий год. Число 150 и ниже означает относительно низкое число изменений в жизни и низкую вероятность связанных со стрессами нарушений здоровья. Очки от 150 до 300 предупреждают о 50%-ном шансе значительных расстройств здоровья в течении предыдущих двух лет. Число очков свыше 300 повышает эту опасность до 80%.

Решение проблем 1. Решить проблему. 2. Изменить отношение к проблеме. 3. Смириться с наличием проблемы, но постараться уменьшить влияние вызванного ею стресса на свой организм. 4. Выйти из ситуации.

«ВОПРОСЫ САМОМУ СЕБЕ» Этот прием нейтрализует средства, блокирующие ощущения покоя, путем создания новых перспектив в ситуациях прессинга (давления). Когда вы подозреваете, что преувеличиваете значение какой-то проблемы, задайте себе следующие вопросы: 1. Это действительно так важно? 2. Рискую ли я чем-нибудь очень важным для себя. 3. Будет ли это так же важно для меня через две недели, через месяц? 4. Стоит ли за это умереть? 5. Может ли что-то быть еще хуже? 6. Стоит ли из-за этого так сильно переживать?

Подготовка к стрессогенному событию Стресс могут вызывать и личностные факторы. Необходимо соблюдать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм: 1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций. 2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения. 3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения. 4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций клиент способен решить сам, не прибегая к помощи психолога. 5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов. 6. Понять и принять, что серьезные перемены – это неотъемлемая часть жизни. 7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Основные способы борьбы со стрессом Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. При психологическом консультировании страдающих от чрезмерного стресса на рабочем можно давать следующие советы: 1. Разработайте систему приоритетов в своей работе. 2. Научитесь говорить нет, когда достигнете предела, после которого вы уже не можете взять на себя больше работы. 3. Наладьте особенно эффективные и надежные отношения с вашим начальником. 4. Не соглашайтесь с кем-либо, кто начинает выставлять противоречивые требования. 5. Сообщите своему боссу и сотрудникам, когда вы почувствуете, что ожидания или стандарты оценки задания не ясны. 6. Найдите день время для отключения и отдыха. 7. К другим факторам, связанным с понижением вероятности стресса, относятся соблюдение надлежащего питания, поддержание себя в форме с помощью физических упражнений и достижение общего равновесия в жизни.

СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА 1. Динамичность установок. Человек с большим набором гибких установок и достаточно большим числом разных целей, обладающий способностью их заменять в случае неудачи, защищен лучше от невроза, чем человек, однозначно ориентированный на достижение этого и только этого результата. 2. Умение переоценить то, чего не смог достичь. Ослабить невроз и потерю работоспособности помогает умение принизить значимость потери, снизив ценность того, к чему стремился.

3. Объективация стрессов. Суть этого метода в умении отличить неудачи от катастрофы, неурядицу от беды, частный промах от крушения всех жизненных планов и т. д. Это способность объективно оценивать то, что в первом своем выражении чаще всего представляется катастрофическим или трагическим. Серьезным подспорьем в этом деле является составление того, что мы называем оценочными картами. Их структура довольно проста, а эффективность применения порой прямо-таки поразительна. Карта состоит из двух колонок. В левую в порядке убывания отрицательной значимости заносятся все мыслимые отрицательные события, которые могут коснуться данного человека; в правую, свободную от записей, после какой-либо неудачи либо вносится напоминание о реальном достижении, которое имело место недавно (еще свежо в памяти), либо делается запись об извлеченном из неудачи уроке (превратить вред в пользу). Человек, имеющий подобный масштаб для сравнения, сразу же ставит все на место. Если к тому же ему удается заполнить правую половину колонки, рациональное восприятие неудачи ему обеспечено, и невротические сбои в деятельности будут предотвращены. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

4. Обучение на опыте. Здесь два главных момента: во-первых, надо научиться самому не становиться источником собственных стрессов, а, во-вторых, как говорят, не попадаться второй раз, т. е. уметь предвидеть возникновение от вас не зависящих стрессовых ситуаций и вовремя предотвращать или избегать их. Основные моменты: преодоление внутренних конфликте между высокой самооценкой и низкой оценкой окружающих (исторический конфликт); между потребностями и невозможностью их удовлетворения из-за чувства долга, морали (психастенический конфликт); между высоким уровнем притязаний или требований окружающих и недостаточно развитыми интеллектуально-психологическими возможностями (неврастенический конфликт). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

5. Возвращение «к себе». Жизнь заставляет нас играть самые различные психологические роли. Нередко вопреки тому, что заложено в нас природой. (Например, слабому меланхолику иногда приходится играть роль сильного сангвиника.) Естественно, с увеличением частоты подобных ролевых переключений возрастает внутреннее противоречие между темпераментными резервами личности и требованиями их деятельности. Сгладить остроту этого противоречия можно лишь одним путем находить время для возвращения себя к своему естественному состоянию (например, домашняя обстановка). СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

6. Установка на принятие неудачи. Эта установка реализуется через превращение всего негативно влияющего на человека в объект изучения и через наработку системы способов поведения, предотвращающих подобное негативное влияние. 7. Позитивная акцентуация опыта. Практически это означает не игнорирование недостатков и неудач, а утверждение оптимистического подхода к возможностям их исправления на основе зафиксированных удач по преодолению трудностей. 8. Последовательное проведение в жизнь принципа взаимной каузальности. Его смысл в том, что во всех сложностях взаимоотношений партнеров почти не бывает случая, когда бы виновным в неудачах в каких-либо совместных делах был лишь один из партнеров. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

9. Установка на избирательное забывание эмоционально болезненных моментов прошлых стрессовых ситуаций после их рационализации» преодоления и фиксирования способов недопущения. Хранить в памяти негативные представления равнозначно медленному самоубийству. 10. Методическая установка на стандартизованную схему осмысления стрессирующих ситуаций. Эта схема непременно должна включать анализ сути ситуации, ее причины, меру личной ответственности «жертвы» стресса, «вытяжку» позитивных обучающих моментов, способы прогнозирования возникновения подобных ситуаций, пути и средства недопущения или смягчения ее последствий. Одним из итогов этой «работы над собой» должно стать такое состояние, при котором человек не создавал бы своими действиями (в том числе и словами) ситуации, которые непосредственно или через опосредующие события превращались бы в источники настороженности, тревожности, страха. СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ ОТ СТРЕССА

Спектр средств и методов управления стрессорными реакциями, оказывающими на психику- и здоровье человека дезорганизующее влияние, довольно разнообразен. Перечислим основные из них. 1. Предварительная адаптация к коротким и относительно безвредным стрессам с целью стимулирования иммуногенеза. 2. Использование фармакологических средств и препаратов. 3. Объективная оценка человеком требований среды и собственных возможностей справиться с этими требованиями. 4. Перестройка среды в направлении исключения или уменьшения стрессогенных факторов. 5. Реконструкция уровня интеллектуальных или профессиональных спосбностей человека, для создания сгрессоустойчивости организма. 6. Сознательная модификация стресса,.его физиологической психологической силы воздействия. 7. Облегчение предъявляемых человеку требований. 8. Устранение стрессорных факторов в материально-предметном окружении. 9. Разработка и реализация социальных программ снижения негативных и расширения диапазона позитивных источников стрессовых состояний человека. 5. Об управлении стрессорными реакциями.

10. Применение разнообразных средств индивидуальной защиты от стрессогенных факторов. 11. Перестройка человеческих межличностных отношений по вер тикали и горизонтали. 12.Семейно-групповая терапия, т. е. создание в семье щадящих психологически комфортных отношений в условиях стрессовых травм членов семьи. 13. Перемена места жительства или места работы. 14. Реконструкция поведения человека, подвергающегося враждебному стрессовому воздействию. 15. Снижение нагрузок в трудовой деятельности. 16. Повышение квалификации и обновление запаса профессиональных знаний с ощущением личностного прогресса. 17. Осознание дисбаланса между требованиями к деятельности, нагрузкам и возможностью их выполнения. Корректировка того и другого. 18. Модификация состояния с помощью лекарственных средств 19. Рациональное и обоснованное применение лекарств. 20. Помощь консультантов и психотерапевтов. 21. Религиозные средства освобождения от стресса. 22. Изменение значимости для человека стрессогенных факторов.

7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 1. «Связанные со стрессом симптомы и психосоматические заболевания не могут причинить мне реального вреда, поскольку все они существуют только в моем воображении». Это широко распространенное убеждение ложно, так как стресс оказывает влияние не только на психику, но и на весь организм Психосоматические заболевания, развивающиеся в результате стресса, являются реальными заболеваниями, которые могут представлять реальную опасность для здоровья человека. 2. «Только слабые люди страдают от стресса». Неверное утверждение. Истина заключается в том, что в наибольшей степени подвержены воздействию чрезмерного стресса сверхзагруженные люди с очень высоким уровнем притязаний, своеобразного рода «наркоманы от работы». Следует не забывать, что все мы являемся потенциальными мишенями для стресса.

7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 3. «Я не несу ответственности за стресс в моей жизни. Стресс в наше время неизбежен - мы все его жертвы». В действительности мы сами ответственны за большую часть стрессов в нацией жизни. Это следует из того факта, что стресс является результатом того, что с нами происходит и как мы на это реагируем Такой стресс часто является нашим бессознательным выбором. 4. «Я всегда знаю, когда я испытываю чрезмерный стресс». Фактически, чем сильнее стресс, испытываемый нами, тем менее чувствительны мы к его симптомам - пока стресс не достигнет такой силы, при которой его симптомы уже нельзя игнорировать.

7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 5. «Распознать источники чрезмерного стресса легко». Это утверждение верно только наполовину. Многие люди могут легко распознать причину стресса путем осознания стрессовых симптомов и быстрого обнаружения внешних причин. У некоторых людей признаки стресса не развиваются до тех нор, пока не исчезнет стрессор. В таких ситуациях стрессовые симптомы проявляются в форме психического и физического истощения. 6. «Все люди реагируют на стресс одинаково». Это утверждение в высшей степени ошибочно. Все мы являемся индивидуальными существами. Мы отличаемся друг от друга по источникам стресса, симптомам и заболеваниям, развивающимся вследствие чрезмерного стресса, а также но эффективным формам его лечения.

7. Типичные заблуждения по поводу стрессов. 7. «Когда я начинаю испытывать чрезмерный стресс, все, что я должен сделать,- это сесть и расслабиться». Хотя релаксация (расслабление) представляет собой очень полезное средство борьбы со стрессом, мало кто умеет глубоко расслабляться. Такие методы, как медитация, хатха -йога и спокойное созерцание, являются наиболее эффективными способами достичь глубокого расслабления в противоположность таким видам досуга, как телевизор, радио или магнитофон.

Возьми на заметку Найдите открытую дверь. Измените Ваше отношение к окружающему! Нам дарует радость не то, что нас окружает, а наше отношение к окружающим Перепрограммируй те свое сознание! Представьте себя абсолютно беззаботным, свободным как птица человеком, который безумно счастлив. Верьте, самый мощный фонтан радости находится внутри Вас!

Узелки на память: У ныние – смертный грех! К ак мы мыслим, так мы и живём! Н ет проблем, есть новые возможности!

Составитель слайдов Жданко Г.В., СОСШПА 7, г.Павлодар