Презентация на тему: «Организация групповой работы, как средства развития коммуникативных способностей младших школьников» Автор: учитель начальных классов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Опыт организации групповой работы в начальной школе Учитель начальных классов МОУ СОШ 2 г.Богородицк Золотарева Л.Н. 1.
Advertisements

Организация групповой работы на уроках При работе в группах: Возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы на ступени основного общего образования Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 176.
« Коммуникативная деятельность – это взаимодействие двух и более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений.
Педагогические технологии и приёмы формирования универсальных учебных действий Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «Ромодановская.
Cовременная система мониторинга качества образования в условиях реализации ФГОС.
«Школа 2100» И ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.
Интерактивные методы обучения в технологии современного урока Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «Умётская СОШ» Пугаёвой Людмилы Валентиновны.
2 Школа объяснения (Я.А. Коменский) Школа развития (Л.С. Выготский) ЗНАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
УМК «Перспективная начальная школа». УМК раскрывает содержание русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии, информатики,
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
Метод учебных проектов как средство активизации деятельности учащихся.
Выполнила: учитель начальных классов ГБОУ СОШ д. Екатериновка Покшиванова Лариса Валентиновна.
Групповая работа на уроках в начальных классах Составила : учитель начальных классов МОУ СОШ 20 г. Пласта Сапунова Н. В.
«Развивающая образовательная среда – главное условие реализации ФГОС в загранучреждение» Средняя общеобразовательная школа при Посольстве России в Бразилии.
Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная.
Технологии развития универсальных учебных действий.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
31 января 2013 год. Формы работы Работа в группах Фронтальная работа Индивидуальная работа Работа в парах.
Защита урока по физике в 7 классе «Условие плавания тел» в соответствии с требованиями ФГОС.
Транксрипт:

Презентация на тему: «Организация групповой работы, как средства развития коммуникативных способностей младших школьников» Автор: учитель начальных классов первой категории МКОУ СОШ 1 г. Спас-Деменска Калужской области Крупенченкова Оксана Дмитриевна г.

Особенности работы над темой. 1. Причина появления проблемы. 2. Актуальность темы. 3. Цель работы. На основе анализа образовательной ситуации разработать системный алгоритм организации технологии групповой работы в начальной школе. 4. Задачи работы: Рассмотреть и проанализировать теоретические источники по данной теме. Описать методику работы, основанную на известных способах формирования коммуникативности младших школьников, с использованием личного опыта работы по данной теме. Продиагностировать результаты использования описанной методики. Сформулировать задачи для дальнейшего совершенствования методики.

ФГОС второго поколения Формирование функционально грамотной личности Универсальные учебные действия метапредметные личностные познавательные коммуникативные регулятивные

Поиск информации Смысловое чтение Анализ и синтез Сравнение Причины и следствия Аналогия Представление информации познавательные коммуникативные регулятивные Изложение мнения Готовность изменить своё мнение Участие в диалоге Понимание позиции другого Создание текстов Использование речевых средств Работа в паре, группе Преодоление конфликтов Определение цели Выдвижение версии Планирование деятельности Работа по плану Оценивание степени достижения цели Метапредметные учебные действия

Личностные учебные действия Оценка поступка, а не человека Выделение поступков с неоднозначной оценкой Объяснение оценки поступка Осознание и называние своих личных качеств Объяснение личной связи себя, как гражданина с Родиной Выстраивание отношений с различными людьми Использование правил поведения Выбор поступка в различных ситуациях Признание и ответственность за личные плохие поступки

Коммуникативные способности Групповая работа, работа в парах, дискуссия Технология продуктивного чтения (проблемный диалог, общение с автором, работа с текстом до, во время и после чтения) Предметные области: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология и искусство, информатика, риторика, иностранный язык, музыка, физкультура, изобразительное искусство.

Групповая деятельность в учебном и воспитательном процессе Г.А.Цукерман: «Сотрудничество- содействие друг другу партнёров по взаимодействию» С.Л.Рубинштейн: «В процессе сотрудничества способности и возможности учащихся проявляются наиболее полно, достигая качественно нового уровня развития Д.Б.Эльконин и В.В. Давыдов: Совместная разработка программы формирования среды общения ученика по типу «ребёнок-ребёнок»

Формы групповой деятельности Учебная дискуссия Работа в парах Работа в малых группах учитель

Учебная дискуссия «Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия» С.Л.Рубинштейн 1-2 класс: 1. Правила вежливого общения 2. Постепенное усложнение вопросов 3.Учитель-ведущий. 3-4 класс : 1. Проблемные вопросы 2. Театрализация 3.Учитель-наблюдатель и координатор.

Работа в парах «Ситуация взаимообучения способствует развитию у маленьких учителей способности понимать и учитывать позицию другого человека…» Г.А.Цукерман Формирование пар: 1. Диагностика типа темперамента 2. Диагностика коммуникативных умений 1. Рассаживание 2. Совместная выработка правил общения 3. Определение вариативности пар 4. Выбор видов заданий 5. Оценка результативности выполнения задания + самооценка (

Правила общения при работе в парах для 1 – 2 класса поведение результат

Работа в группах «Форма коллективной жизни вызывает возникновение индивидуальной реакции» Л. С. Выготский 1 класс: середина или конец года. 2-4 класс: на протяжении всего учебного года, распределение на разновариантные группы. Основные виды деятельности учителя 1. Формирование групп: учесть Различный темперамент, скорость и глубина мышления. Пожелания учащихся. Наличие сильного и слабого. Назначение лидера-организатора. Группы сменного состава. 2. Распределение ролей (организатор, секретарь, защитник, часовой и т.д.) 3. Разработка правил общения и работы в группе (в виде настенной памятки)

Правила общения в группе Работать дружно Общаться вполголоса или жестами Быть вежливым Смотреть на говорящего Вовремя выполнять задание Слушать не перебивая Высказывать своё мнение Быть готовым защитить дело группы Подготовиться к самооценке

4. Организация групповой работы. Расстановка парт по количеству участников группы. Выбор организатора группы, получение задания и распределение ролей участников. Планирование работы: 1)Постановка проблемы. 2)Инструктаж. 3)Раздача дидактического материала. 4)Знакомство с материалом. 5)Распределение заданий внутри группы. 6)Выполнение индивидуальных заданий. 7)Анализ выполнения заданий и выработка ответа. 8)Выступление защитника. 9)Самооценка личной степени участия в работе над заданием группы (учительская корректировка). Оценка работы всей группы учителем: выслушать, оценить, уточнить выбор оценки, обозначить степень участия каждого, описать эмоциональный фон во время работы, обговорить соблюдение правил общения, сформулировать вывод.

5. Поведение учителя при групповой работе: Помощь в распределении заданий. Визуальный контроль за процессом. Оказание необходимой помощи. Оценка работы группы. Эмоциональная поддержка. Обращение внимание на одну группу. Указание ошибок выступающего, а не всей группы. Категоричное оценивание ответа защитника. Выход из класса. Прерывание работы общими разъяснениями. Частое упоминание о времени окончания работы.

Виды групповой деятельности. Охота за сокровищами Пчелиный рой конвейер Поиск ответа в различных источниках информации, предложенных учителем, Отработка навыков: Первый ученик делает чертёж. Второй –записывает решение. Третий – составляет выражение по решению. Четвёртый – продумывает ответ и проверку решения. Разные задания к одному тексту: Первая группа отвечает на вопросы к тексту. Вторая – отгадывает кроссворд, используя текст. Третья – заполняет таблицу. Четвёртая – придумывает вопросы к тексту.

Диагностика коммуникативных способностей первоклассников. Методика согласования усилий Г.А.Цукерман «Рукавички». Начало 1 класса Конец 1 класса высокий низкий средний

Выводы о результативности работы: 1. Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи технологий, ведущих к формированию у ученика универсальных учебных действий. 2. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы. 3. При условии продуманного использования групповых форм организации учебного сотрудничества на уроках, у младших школьников существенно повысятся: 1) эффективность формирования компонентов учебной деятельности, 2) успешность решения учебных задач, 3) уровень развития межличностных взаимоотношений.

Как провести дискуссию? 1. Убедись, что хорошо понял тот вопрос, который вы должны обсудить. 2. Четко, не спеша, повтори вопрос или задание собеседникам. Убедись, что тебя все слышали. 3. Выясни, кто хочет первым высказать свое мнение. Если желающих нет, выскажись сам. 4. В случае необходимости, напомни собеседнику, что он должен доказать свою точку зрения. 5. Узнай, кто думает иначе. Оценка результата работы в группе - Внимательно ли ты слушал товарища? - Смог ли объяснить товарищу свой выбор? - Верно ли сделал выбор? - Что получилось, что не получилось? Почему? - Что нужно сделать, чтобы работа была успешной Алгоритм работы в группе. 1. Повторение задания для осознанного понимания. 2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи). 3. Выдвижение версий всеми членами группы. 4. Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих. 5. Совместное принятие решения. 6. Анализ решения. Оформление. 7. Проговаривание в группе выступления. 8. Представление решения. Полезные памятки при групповой работе.

Используемые источники информации: detstve.ru/forteachers/primaryschool/formalped/736. html detstve.ru/forteachers/primaryschool/formalped/736. html htm e:11127/Source:default e:11127/Source:default sihologii.pdf sihologii.pdf shtml html ема_Д._Б._ЭльконинаВ._В._Давыдова) ема_Д._Б._ЭльконинаВ._В._Давыдова)