Организация научно- исследовательской деятельности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1)создание благоприятного климата отношений партнерства учитель – ученик ; 2)развитие интереса к предмету, навыков самообразования ; 3)приобщение к творческой.
Advertisements

Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Заседание МО по теме: «Проектно-исследовательские методы обучения»
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
. Как научить младшего школьника приобретать знания.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Педагогический совет «Технология применения проектного метода во внеурочной деятельности» Подготовил учитель информатики первой категории Притула Александр.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Транксрипт:

Организация научно- исследовательской деятельности

создание максимально благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей одаренного ученика, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных качеств, социально адаптированной личности, гражданина Республики Казахстан с позитивным мышлением, который будет развиваться как научно-образовательный комплекс, ориентированный на производство и наращивание интеллектуального потенциала страны. Исходная идея развития интеллектуального резерва

Способности выше средних Включенность в задачу Креативность Социальный заказ Оптимальные условия Общественный спрос

Инструментальный блок Интеллектуальная АкадемическаяТворческая ХудожественнаяПсихомоторная Социальная Факультативные курсы Кружки, студии Секции Клубы

анкетирования; собеседования с учащимися; стартовые срезы по учебным дисциплинам; встречи, собеседования с родителями; мероприятия, направленные на выявление мотивации к обучению в усиленном режиме; психолого-педагогические мероприятия, направленные на изучение зоны ближайшего развития ; дифференциация содержания образования, МТБ, учебно-методического обеспечения работы с олимпийцами; Методика отбора олимпийцев

Ученический фактор Факторы результативности подготовительной работы к олимпиадам Фактор психологических особенностей и личностных качеств педагога Фактор развивающей среды школы Фактор ресурсного обеспечения

Психологические особенности и личностные качества педагога умение демонстрировать особенный и неподдельный интерес к учащемуся как представителю будущего и более совершенного поколения умение воспринимать ученика как полноценную и значимую личность, поддерживать свободу выбора и статус ученика, не подавлять амбиции учащегося, проявлять уважение умение поддерживать не только формальную дисциплину на уроке, но и вести творческий диалог с учащимися культура как комплекс качеств личности: единство внутренней нравственной сущности и внешней поведенческой выразительности готовность к внедрению достижений науки и педагогического опыта в практику своей работы умение анализировать и оценивать свою деятельность и личностные качества и принимать решения, влияющие на их позитивное изменение проявлять убежденность, что его учащиеся – это одаренные, яркие личности, лидеры своего поколения умение относиться к своему труду как к социально значимой ценности, что проявляется в профессионализме, психолого-педагогической компетентности, способности к творчеству, в осознании необходимости его как средства реализации духовных затрат и самосовершенствования эмпатия как сопереживание, сострадание, чуткость, отзывчивость, оптимизм и доброта по отношению к детям ориентация на инновационность в обучении, на интегрально- развивающее построение образовательного процесса, как гуманистический потенциал образования педагогическая рефлексия – способность дать себе и своим поступкам отстраненную оценку и понять, как тебя воспринимают ученики, коллеги, родители. толерантность – способность понять и принять своих учеников и других людей такими, какие они есть, сохранять выдержку и самообладание в любой ситуации глубокое знание своего предмета в сочетании с умением отбора и разработки методики обучения, умением вовлекать учащихся в среду интеллектуально- творческого поиска умение поддерживать увлечения учащихся, создавать необходимые условия и основу для их творческой продуктивной деятельности

А. Нетрадиционное мышление, характеризуемое усвоением и запоминанием большого объема информации по интересующему предмету, способностью выявлять непонятное и сложное, находить неординарные и быстрые решения в сложной ситуации. Б. Особенные личностные качества учащегося чувствительность к происходящему вокруг, интуиция, быстрая скорость запоминания. В. Физиологические и психологические особенности глубокое осмысление теоретических понятий и художественных образов Г. Особенности социализации личности учащегося нахождение конкретных и действенных решений в проблемах и ситуациях социального плана, лидерские и организаторские качества. Особенности учащегося повышенной интеллектуальной активности

Направления деятельности управленческого и педагогического коллектива по созданию развивающей среды Организационно-содержательная работа с учителями по обучению подготовки к олимпиадам и выстраиванию индивидуальных и групповых стратегии обучения Взаимодействие учителя и родителей по созданию развивающей среды в семье Включение учащихся в деятельность по индивидуальным стратегиям обучения Мотивационно- аксиологический компонент Теоретико- методологический компонент Деятельностно- технологический компонент Основные способы воздействия семьи Помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики Диагностический блок Развивающий блок Образовательный блок Блок индивидуализации

«ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК» различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, во внешкольной деятельности, на уроке и т.п.) специальные психодиагностические тренинги экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, воспитателями; проведение «пробных» уроков по специальным программам экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований и т.п проведение психодиагностического исследования с использованием различных психологических тестов в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности

«РАЗВИВАЮЩИЙ БЛОК» системные курсы междисциплинарного обучения, направленные на развитие широких познавательных интересов, амплификации развитие целостной картины мира и системного мышления развитие творческой личности и всех видов мышления развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, обучение исследовательским умениям и навыкам развитие коммуникативных умений развитие способности к рефлексии, самопознанию, пониманию ценности и уникальности другого человека и самого себя развитие здоровьесберегающей среды

«Образовательный блок» развитие продуктивного мышления высокого уровня (развитие творческого, критического, абстрактно-логического мышления и способности к разрешению проблем) развитие способности к исследовательской работе обеспечение самостоятельности в учении (т.е. организацию обучения как процесса, руководимого самим учеником) стимулирование выдвижения новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды развитие способности детей к самопознанию и самопониманию воспитание у детей уважения к индивидуальным особенностям каждого человека принцип разноуровневого обучения

«БЛОК ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ» форум-клубы - общение с творческими, состоявшимися личностями, которые нашли свою нишу в обществе, являют собой пример успешной социальной интеграции одаренной личности тренинги - решение актуальных психологических проблем детей, обогащение опытом развивающего взаимодействия педагога и ребенка выездные сессии и т.д.

Направленность форм и методов обучения Развитие высших познавательных процессов Развитие интересов и умений Развитие самостоятельности Саморегуляция мыслительной деятельности Мотивация достижений Развитие коммуникативных способностей Формирование позитивной Я-концепции

Научное исследование – один из видов познавательной деятельности для выработки нового знания Требования: -объективно новое знание, -получено с помощью специальных средств, -выражено в терминах и категориях

Принципы научного исследования - целенаправленности - объективности - прикладной направленности - системности - целостности - динамизма

Исследовательский подход – это совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания

Категориальный аппарат как основа научного знания – это категории, термины и понятия разного уровня Философские категории: человек, сущность, явление, причина, следствие, общее, особенное, качество, количество, противоречие, сознание, практика Общенаучные категории: система, структура, функция, элемент, состояние, модель, гипотеза, познание, уровень

Собственные термины науки, учебного предмета: Теория – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления Концепция- определенный способ понимания и трактовки каких-либо явлений

Критерии формулировки определения - смысловая точность - однозначность - полнота - адекватность - правильность

Исследовательское поведение - поиск информации; поведение, направленное на уменьшение возбуждения, вызванного неопределенностью Исследовательское обучение – вид обучения, построенный на фундаменте исследовательского поведения В основе исследовательского поведения - поисковая активность, желание исследовать окружающий мир. Истоки исследовательского поведения кроются во внутренней природе, потребности психики Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося к самостоятельному изучению окружающей действительности. Цель исследовательского обучения – формирование у начинающего исследователя готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры

Исследовательская деятельность школьников На уроке Во внеурочной деятельности Применение исследовательского метода обучения Нетрадиционные уроки Проведение учебного эксперимента Домашнее задание исследовательского характера Исследовательская практика Написание экзаменационной работы Участие в экспедициях Факультативы Работа в НОУ Участие в олимпиадах, конкурсах и т.п. Разработка и защита учебных проектов

Типы исследования: Исследовательская работа Научно-исследовательская работа Учебно-исследовательская работа

Процесс исследовательской деятельности учащихся Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования). Определение сферы и выбор темы исследования (обозначить границы исследования). Формулировка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные – идеи). Выбор методики исследования. сбор и обработка информации. Проведение исследований. Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы). Выводы. Подготовка отчета (дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования и др.). Публичная презентация (защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы). Обсуждение итогов завершенной работы. Рефлексия

Алгоритм проведения ученического исследования: - Актуализация проблемы - Изучение круга интересов учащегося -Определение сферы исследования -Выбор темы, гипотезы -Поиск направлений исследования -Определение последовательности проведения исследования: традиционные - альтернативные -Выявление и систематизация подходов к решению -Сбор и обработка информации -Анализ и обобщение полученных материалов -Подготовка отчета -Публичный доклад -Обсуждение итогов работы -Ответы на вопросы

Виды исследований учащихся Монопредметное исследование – это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по этому предмету. Результаты выполнения монопредметного исследования не выходят за рамки отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по отдельному предмету. Межпредметное исследование – это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов одной или нескольких образовательных областей. Это исследование направлено на углубление знаний учащихся по одному или нескольким предметам, или образовательным областям. Надпредметное исследование – это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно-значимых для учащихся проблем. Результаты выполнения такого исследования выходят за рамки учебной программы и не могут быть получены в процессе изучения последней. Исследование предполагает взаимодействие ученика с учителями различных образовательных областей.

Виды исследований учащихся Проблемно-реферативные творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы Экспериментальные творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Натуралистические и описательные творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Исследовательские творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Учебное исследование с точки зрения обучающегося -это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала; -это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат; -это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности найденный способ решения проблемы носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей

Классификация исследовательских задач: -задачи-практикумы cлужат для иллюстрации какого-либо явления. В этом случае изменяется какой-либо параметр (например, температура) и исследуется связанное с этим изменение, например, объема. Результат стабилен и не требует анализа -собственно исследовательские исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся -научные много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменимы в образовательном процессе.

Этапы решения научных задач Выдача результатов и обобщений Применение методов Накопление данных Вычисление Проверка Оптимизация Оценка и обобщение Определение задачи Построение модели Аналитический Экспериментальный

Алгоритм поиска информации Определение сегмента Поиска информации Сбор информации Вычленение значимой информации Свертывание информации Развертывание информации Анализ собранной информации Постановка проблемы или вопросов Синтез нового знания Представление результатов

Цель исследования - прогнозируемый результат исследовательской деятельности, направленной на решение поставленной проблемы Тема: Оценочные средства выражения в сленге немецкого и русского языков. Цель исследования: сравнение и выявление общих черт сленговых выражений молодежи двух стран: германии и Казахстана

Объект исследования – это область действительности, на которую направлена деятельность исследователя. Объект исследования – сленговые выражения немецкого и русского языков

Предмет исследования – это только те связи, отношения, которые подлежат непосредственному изучению в конкретном исследовании, устанавливают границы научного поиска. Предмет исследования – сфера использования сленговых выражений

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, процесса и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Гипотеза – несмотря на многообразие сленговых выражений, они имеют общие предпосылки появления и общие черты

Формулировка гипотезы Гипотеза появляется на основе проблемы. Существуют две большие группы способов проверки гипотез: теоретические, предполагающие опору на логику и анализ других теорий эмпирические, предполагающие проверку посредством наблюдения и эксперимента

Результат исследования Оформление результатов исследования Научная статья Диссертация Исследова- тельский проект Доклад Реферат Сообщение