Тема: «Стрела Махамбета» и «Тарас Бульба» - повести о национально- освободительном движении своего народа. Тема: «Стрела Махамбета» и «Тарас Бульба» -

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Advertisements

Тарас Бульба любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества… В.Г.Белинский.
Для добавления текста щелкните мышью Презентация на тему: «Тарас Бульба» Презентация на тему: «Тарас Бульба» Выполнил ученик 5 класса Акуличев Александр.
Героическая эпопея???. По словам русского философа Н.Бердяева, Гоголь – «самая загадочная фигура в русской литературе». Загадочностью отмечен, в первую.
Сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
Н.В.Гоголь «Тарас Бульба» «Нет у нас никого, равного ему в доблести!» Подвиг Тараса.
Ценности военной жизни 1) Возвышенная, бескорыстная любовь к Родине. 2) Военная доблесть и отвага, готовность к подвигу. 3) Чувство товарищества, братства.
Презентация на тему: «Тарас Бульба» Презентация на тему: «Тарас Бульба» Выполнила ученица 9 класса МОУ «Бобылёвская» СОШ МОУ «Бобылёвская» СОШ Саяпина.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Тарас Бульба.
Нравы и обычаи Запорожской Сечи. Так вот она, Сечь!... Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украйну! на всю Украйну! Н.В. Гоголь.
Николай Васильевич Гоголь «Тарас Бульба» (основные герои произведения)
Цели урока: - осмысление трагического мира казаков, для которых главными ценностями являются любовь к Родине, вера, товарищество; - обобщение и систематизация.
Н.В.Гоголь Тарас Бульба Путь Остапа к подвигу Аналитическая беседа.
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Образ Запорожской Сечи в повести. Урок 2.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Николай Васильевич Гоголь ТАРАС БУЛЬБА Историческая основа повести.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
1.Расставить слайды с иллюстрациями в сюжетном порядке. 2.Озаглавить каждый слайд (например: Приезд братьев в отчий дом из бурсы). 3.Подобрать цитату.
Образ Тараса Бульбы. Best-ppt.ru
Транксрипт:

Тема: «Стрела Махамбета» и «Тарас Бульба» - повести о национально- освободительном движении своего народа. Тема: «Стрела Махамбета» и «Тарас Бульба» - повести о национально- освободительном движении своего народа.

Цель: Цель: 1. Обобщить знания, полученные при изучении повестей Н.В.Гоголя и А. Алимжанова. 1. Обобщить знания, полученные при изучении повестей Н.В.Гоголя и А. Алимжанова. 2. Произвести сравнительно- типологический анализ произведений. 2. Произвести сравнительно- типологический анализ произведений. Вызвать интерес у учащихся к творчеству этих писателей. Вызвать интерес у учащихся к творчеству этих писателей. 3. Сформировать у учащихся чувство интереса к своему историческому прошлому, сформировать понятие чести, долга, товарищества. 3. Сформировать у учащихся чувство интереса к своему историческому прошлому, сформировать понятие чести, долга, товарищества.

Эпиграф: Эпиграф: Изучение истории своего народа возвышает нас, наполняет нас гордостью за своих предков, делает нас сильнее, оптимистичнее… Изучение истории своего народа возвышает нас, наполняет нас гордостью за своих предков, делает нас сильнее, оптимистичнее… О. Сулейменов. О. Сулейменов.

Ход урока. Ход урока. Поэтическая пятиминутка. Поэтическая пятиминутка. а) Выразительное чтение: а) Выразительное чтение: 1. отрывок из повести Н.В. Гоголя 1. отрывок из повести Н.В. Гоголя - «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее….» (гл.II) - «Степь, чем далее, тем становилась прекраснее….» (гл.II) - «Вечером вся степь совершенно переменялась» (гл. II) - «Вечером вся степь совершенно переменялась» (гл. II) 2. отрывка из повести А. Алимжанова «Стрела Махамбета» 2. отрывка из повести А. Алимжанова «Стрела Махамбета» - «Степь разомлела от зноя» (часть II) - «Степь разомлела от зноя» (часть II)

б) Краткий сопоставительный анализ отрывков: б) Краткий сопоставительный анализ отрывков: 1. Каким литературоведческим понятиям можно отнести эти отрывки? 1. Каким литературоведческим понятиям можно отнести эти отрывки? Это пейзажные зарисовки, еще мы знаем, что это можно назвать лирическим отступлением от основного повествования произведения. Это пейзажные зарисовки, еще мы знаем, что это можно назвать лирическим отступлением от основного повествования произведения. 2. Что значит лирическое отступление и для чего автор вводит его в текст? 2. Что значит лирическое отступление и для чего автор вводит его в текст? Лирическое отступление также как и пейзаж, пейзажные зарисовки служат для высказывания автором своих чувств и мыслей, своих переживаний, а также чувств, состояния, настроение героев произведения. Лирическое отступление также как и пейзаж, пейзажные зарисовки служат для высказывания автором своих чувств и мыслей, своих переживаний, а также чувств, состояния, настроение героев произведения. Как вы думаете, почему оба автора выбрали степь в качестве лирического отступления. Как вы думаете, почему оба автора выбрали степь в качестве лирического отступления. 3. Степь, ее бескрайняя, беспредельная широта, служит олицетворением или символом свободы. Авторы хотят нам показать, что герои этих повестей, живущие в этих степях такие же вольные люди, как эти ястребы, чайки, орлы, беркуты. 3. Степь, ее бескрайняя, беспредельная широта, служит олицетворением или символом свободы. Авторы хотят нам показать, что герои этих повестей, живущие в этих степях такие же вольные люди, как эти ястребы, чайки, орлы, беркуты. Степь любит свободу, степь любит сильных и поэтому в степи всегда слышен гул битв: никто и никогда не мог поставить на колени живущих в этих степях. И неважно вздыхают ли сладкий запах цветов степи Малороссии или горький запах полыни и жусана казахских степей. Степь любит свободу, степь любит сильных и поэтому в степи всегда слышен гул битв: никто и никогда не мог поставить на колени живущих в этих степях. И неважно вздыхают ли сладкий запах цветов степи Малороссии или горький запах полыни и жусана казахских степей.

4. Вы правильно поняли роль этих отрывков в произведениях Гоголя и Алимжанова, правильно поняли, что эти лирические отступления говорят нам, что авторы познакомили нас с сильными и смелыми героями. 4. Вы правильно поняли роль этих отрывков в произведениях Гоголя и Алимжанова, правильно поняли, что эти лирические отступления говорят нам, что авторы познакомили нас с сильными и смелыми героями. Но есть ли сходство в описании степи? Имеется ли национальный колорит в описании? И как вы понимаете этот литературоведческий термин - национальный колорит? Но есть ли сходство в описании степи? Имеется ли национальный колорит в описании? И как вы понимаете этот литературоведческий термин - национальный колорит? Оба автора очень точно, эмоционально, художественно выразительно описывают степь. Много похожего- это птицы: ястреб-беркут, суслики, кони, зной степей, но каждый отрывок несет в себе и национальный колорит, т.е. национальную и географическую особенность. Оба автора очень точно, эмоционально, художественно выразительно описывают степь. Много похожего- это птицы: ястреб-беркут, суслики, кони, зной степей, но каждый отрывок несет в себе и национальный колорит, т.е. национальную и географическую особенность. Это, например, в повести Алимжанова – одинокий мазар, кусты чия, барханы, табуны кобылиц – вот эти словосочетания и придают этому отрывку своеобразие, национальный колорит. Это, например, в повести Алимжанова – одинокий мазар, кусты чия, барханы, табуны кобылиц – вот эти словосочетания и придают этому отрывку своеобразие, национальный колорит.

в) Обобщение учителем этой беседы. в) Обобщение учителем этой беседы. 1. Сегодня у нас не просто урок, а урок исторической памяти. Сегодня нам и предстоит такая работа: сравнительно-типологический анализ этих двух произведений, их тем, идей, характеристик главных героев. 1. Сегодня у нас не просто урок, а урок исторической памяти. Сегодня нам и предстоит такая работа: сравнительно-типологический анализ этих двух произведений, их тем, идей, характеристик главных героев. 2. Мы изучили, разобрали обе повести; читали тексты, писали изложения. 2. Мы изучили, разобрали обе повести; читали тексты, писали изложения.

а) постановка перед учащимися целей урока. а) постановка перед учащимися целей урока. б) чтение и осмысление эпиграфа урока: б) чтение и осмысление эпиграфа урока: 1. Как вы понимаете слова известного поэта О.Сулейменова. 1. Как вы понимаете слова известного поэта О.Сулейменова. - Мы узнали какие сильные люди жили в прошлом, как они любили свою Родину, как они ее защищали, даже ценою собственной жизни, как они боролись за свою социальную и национальную независимость. - Мы узнали какие сильные люди жили в прошлом, как они любили свою Родину, как они ее защищали, даже ценою собственной жизни, как они боролись за свою социальную и национальную независимость. 2. А как вы понимаете слова « делает нас сильнее и оптимистичнее..?» 2. А как вы понимаете слова « делает нас сильнее и оптимистичнее..?» - Я думаю, что наши современники понимают, что если нам трудно, то мы сможем сделать нашу жизнь лучше, ведь мы достойны своих предков и это вселяет в нас веру, т.е. оптимизм. - Я думаю, что наши современники понимают, что если нам трудно, то мы сможем сделать нашу жизнь лучше, ведь мы достойны своих предков и это вселяет в нас веру, т.е. оптимизм. в) Знакомство с вопросами, предложенными учащимся для беседы. На доске плакат, где записаны вопросы, вывешенные за неделю до урока и у учащихся было время к ним подготовиться. в) Знакомство с вопросами, предложенными учащимся для беседы. На доске плакат, где записаны вопросы, вывешенные за неделю до урока и у учащихся было время к ним подготовиться. II. Сообщение темы и цели урока.

О каком «бранном, трудном времени» рассказывают А. Алимжанов в повести «Стрела Махамбета» и Н.В Гоголь в повести «Тарас Бульба». О каком «бранном, трудном времени» рассказывают А. Алимжанов в повести «Стрела Махамбета» и Н.В Гоголь в повести «Тарас Бульба». Тарас Бульба и Махамбет Утемисов – выразители чувств и взглядов «трудного времени», своего времени, своей эпохи. Тарас Бульба и Махамбет Утемисов – выразители чувств и взглядов «трудного времени», своего времени, своей эпохи. Героизм и самоотверженность запорожцев и исатайцев в борьбе за родную землю. Героизм и самоотверженность запорожцев и исатайцев в борьбе за родную землю. Нравы и обычаи Запорожской Сечи и казахов младшего жуза. Нравы и обычаи Запорожской Сечи и казахов младшего жуза.

Беседа над обобщением содержания повестей по вопросам в сопоставительно- сравнительном анализе. Беседа над обобщением содержания повестей по вопросам в сопоставительно- сравнительном анализе. - Чтобы ответить на эти вопросы, мы попросили ребят подготовить две исторические справки - Чтобы ответить на эти вопросы, мы попросили ребят подготовить две исторические справки

Справка 1 Справка 1 В течении трех веков с XV по XVII век Украина находилась во власти польских панов, которые хозяйничали на исконно украинских землях, угнетали крестьян, брали с них непосильную дань, часто на эти земли налетали турецкие захватчики- уводили в плен мужчин, женщин, детей и на рынках Малой Азии продавали их в рабство. Многие украинцы не хотели мириться с таким положением, они убегали в Заднепровские степи, образовав там свободное воинство, которое называло себя запорожским казачеством. Они боролись за независимость своей родины и против польских панов и против турок, проявляя в этой борьбе отважное мужество, героизм, верность родине и боевому братству и товариществу. В течении трех веков с XV по XVII век Украина находилась во власти польских панов, которые хозяйничали на исконно украинских землях, угнетали крестьян, брали с них непосильную дань, часто на эти земли налетали турецкие захватчики- уводили в плен мужчин, женщин, детей и на рынках Малой Азии продавали их в рабство. Многие украинцы не хотели мириться с таким положением, они убегали в Заднепровские степи, образовав там свободное воинство, которое называло себя запорожским казачеством. Они боролись за независимость своей родины и против польских панов и против турок, проявляя в этой борьбе отважное мужество, героизм, верность родине и боевому братству и товариществу.

Справка 2 Справка 2 Казахстан в конце XIII - начале XIX веков превращается в узел острейших внутриполитических и религиозных противоречий. Будучи страной феодальной с отсталыми формами экономики, с полукочевым населением, он подвергся к колониальной политике царского самодержавия. Беднейшая часть населения оказалась под двойным гнетом – царских чиновников и местной феодальной байской знати. Тяжким бременем на трудящихся ложились налоги и поборы, взимавшиеся ханами, султанами, волостными правителями, царскими наместниками. В народе зрело недовольство. Все это привело к восстанию, которое вспыхнуло в годах. В Западном Казахстане, в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова. В этом восстании заметную роль играл и знаменитый на всю степь композитор Курмангазы Сагирбаев. Их действия были направлены прежде всего против хана Джангира, ставленника русского царя. Царские карательные отряды применили артиллерию и восстание было подавлено, Исатай и Махамбет спаслись и собрав силы они вновь поднялись на борьбу. И в 1838 году восстание вспыхнуло с новой силой, но вскоре повстанцы потерпели поражение. Оба предводителя погибли. Эти события оставили глубокий след в сознании масс, нашли отражения в истории и литературе казахского народа. Казахстан в конце XIII - начале XIX веков превращается в узел острейших внутриполитических и религиозных противоречий. Будучи страной феодальной с отсталыми формами экономики, с полукочевым населением, он подвергся к колониальной политике царского самодержавия. Беднейшая часть населения оказалась под двойным гнетом – царских чиновников и местной феодальной байской знати. Тяжким бременем на трудящихся ложились налоги и поборы, взимавшиеся ханами, султанами, волостными правителями, царскими наместниками. В народе зрело недовольство. Все это привело к восстанию, которое вспыхнуло в годах. В Западном Казахстане, в Букеевской Орде под предводительством Исатая Тайманова и поэта Махамбета Утемисова. В этом восстании заметную роль играл и знаменитый на всю степь композитор Курмангазы Сагирбаев. Их действия были направлены прежде всего против хана Джангира, ставленника русского царя. Царские карательные отряды применили артиллерию и восстание было подавлено, Исатай и Махамбет спаслись и собрав силы они вновь поднялись на борьбу. И в 1838 году восстание вспыхнуло с новой силой, но вскоре повстанцы потерпели поражение. Оба предводителя погибли. Эти события оставили глубокий след в сознании масс, нашли отражения в истории и литературе казахского народа.

Так вот о каком времени рассказываются в этих повестях. Так вот о каком времени рассказываются в этих повестях. Оба эти произведения можно отнести к историческим произведениям, т.е. они рассказывают о реальных исторических событиях. Гоголь знакомит нас с событиями происходящими в XVI веке и его герои не являются исторически реальными лицами, а скорее литературными героями, выдуманными самим Гоголем. Алимжанов также рассказывает нам об исторических событиях, происходящих в XIX веке, здесь уже указаны точные даты: год, месяц, число, а также уже не просто литературные герои, а реальные исторические герои. И хотя действия происходят в разные исторические эпохи и в разных географических местах, героев различают и религиозные и социальные взгляды и политические. Но общее в обоих повестях тема и идея. Темой обоих произведений является показ борьбы народа за свою свободу, а идея обоих повестей заключена в изображении таких людей, которые не отличают свою судьбу, свои интересы, от интересов родины, свои идеалы, от идеалов всего общества. Оба эти произведения можно отнести к историческим произведениям, т.е. они рассказывают о реальных исторических событиях. Гоголь знакомит нас с событиями происходящими в XVI веке и его герои не являются исторически реальными лицами, а скорее литературными героями, выдуманными самим Гоголем. Алимжанов также рассказывает нам об исторических событиях, происходящих в XIX веке, здесь уже указаны точные даты: год, месяц, число, а также уже не просто литературные герои, а реальные исторические герои. И хотя действия происходят в разные исторические эпохи и в разных географических местах, героев различают и религиозные и социальные взгляды и политические. Но общее в обоих повестях тема и идея. Темой обоих произведений является показ борьбы народа за свою свободу, а идея обоих повестей заключена в изображении таких людей, которые не отличают свою судьбу, свои интересы, от интересов родины, свои идеалы, от идеалов всего общества. Выразителем этих патриотических идеалов у Гоголя является Тарас Бульба, его сын Остап и другие запорожские казаки, а у Алимжанова Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Курмангазы Сагирбаев и другие войны – казахи Младшего Жуза. Выразителем этих патриотических идеалов у Гоголя является Тарас Бульба, его сын Остап и другие запорожские казаки, а у Алимжанова Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов, Курмангазы Сагирбаев и другие войны – казахи Младшего Жуза.

Расскажите о главных героях повестей, как мы уже сказали именно они являются выразителями идеалов авторов произведения. Что же их роднит? Расскажите о главных героях повестей, как мы уже сказали именно они являются выразителями идеалов авторов произведения. Что же их роднит? Махамбет Утемисов – главный герой повести «Стрела Махамбета» - поэт-воин, горячо любящий свой народ, ненавидящий всякое угнетение, до конца верил в правоту своего дела. Он был знаменем повстанцев, его стихи наполненные клокочущей яростью, ненавистью к врагам, поднимали боевой дух воинов – повстанцев, в его стихах мы слышали страсть вольнолюбивой души, верность воинскому долгу, презрение к смерти. А еще мы слышим мерный перестук боевых коней, бешеную скачку, свист стрел, звон мечей. Махамбет Утемисов – главный герой повести «Стрела Махамбета» - поэт-воин, горячо любящий свой народ, ненавидящий всякое угнетение, до конца верил в правоту своего дела. Он был знаменем повстанцев, его стихи наполненные клокочущей яростью, ненавистью к врагам, поднимали боевой дух воинов – повстанцев, в его стихах мы слышали страсть вольнолюбивой души, верность воинскому долгу, презрение к смерти. А еще мы слышим мерный перестук боевых коней, бешеную скачку, свист стрел, звон мечей. Например: Например: … Быстро мчится бела сайга, … Быстро мчится бела сайга, Но в степи не скрыться от стрелка, Но в степи не скрыться от стрелка, Коль простор широко вокруг лег… Коль простор широко вокруг лег… Воля нам победу предрешит, Воля нам победу предрешит, Начинай борьбу с врагом, джигит! Начинай борьбу с врагом, джигит! Наш конец решает только бог!... Наш конец решает только бог!...

Какие еще стихотворения Махамбета Утемисова вы знаете наизусть? Какие еще стихотворения Махамбета Утемисова вы знаете наизусть? –Я хочу рассказать стихотворения Махамбета, посвященные, другу, соратнику, вождю восстания Исатаю Тайманову, которому он остался верен и после гибели Исатая. В этом стихотворении он восхищается красотой, умом, физической силой своего боевого друга. Беркут мой. Беркут мой. Над высью гор парящий беркут мой Над высью гор парящий беркут мой Я дотянусь ли до тебя рукой, Я дотянусь ли до тебя рукой, И тронешься ли ты моей мольбой? И тронешься ли ты моей мольбой? Мой лев, надежды ты унес с собой, Мой лев, надежды ты унес с собой, Я по тебе тоскую все душой. Я по тебе тоскую все душой. О щеголь мой, ты и красив, и юн, О щеголь мой, ты и красив, и юн, Ты – всех опережающий скакун. Ты – всех опережающий скакун. Крик кулана речь твоя была, Крик кулана речь твоя была, Страшней рогов ты горного козла, Страшней рогов ты горного козла, Твой лик как шелк, в котором блеск и шар, Твой лик как шелк, в котором блеск и шар, Ты щедрым, как хивинский был базар. Мудрец, чья мысль, как моря глубь, светла, Невозмутим и тверд ты как скала, Ты - стрелами наполненный колчан, Расшитый золотой тесьмой сафьян, А сам высокий и надежный лук, В любом бою и гибок и упруг, Чья тонко заостренная стрела В полет с куриным опереньем шла. Ты, сдвинув кунью шапку, смело в бой Летел с клинком, с колчаном за спиной, В широкий пояс затянув свой стан. Заботой о народе обуян, Ты был подпругой крепкой для него И не жалел себя ты самого. Тобою впущенная вдаль стрела От Яика до Волги бы дошла, И стрелы твои, частые как град, Все кровью на пути своем кропят. Ты, Исатай, поистине был львом. Кого же, твердя о мужестве таком, Могущественней в мире мы найдем? Исатай Тайманов (1791 июль 1838)

–Мне понравилось и огорчило стихотворение, которое написано в тексте повести, это, наверное, последнее стихотворение Махамбета Мое дело распалось в прах, Я смотрю на Жаик с тоской, О, когда же я буду в степях, Там за белой его волной? Не сдался я своим врагам, Я не отдам им жизнь свою, Я покинул дом и семью… Мой Жаик, привет старикам Донеси по своим волнам! Я пою и все не могу Успокоить сердца тоску. Неужели не придет пора Махамбету ханский шатер Пикой острой пронзить, Распороть и настежь открыть…?

Стихотворение, которое хочу рассказать называется «Герой». Стихотворение, которое хочу рассказать называется «Герой». Не стреляя наверняка, Не обращая в бегство врага, Не владея фитильным ружьем, Не посылая стрел дождем, Стрел с отточенным острием, Широким, словно лопатки ягнят, Не окровавив клинок стальной, Сабли по самый эфес золотой, Не оседлав боевого коня, Не пригибаясь к луке, гоня По степи, копьем о стремя звеня, Не рассекая грудью ветров, Пока не истлел потник до основ, Чепрак не истреплется до лоскутков, Не проскакав всю жизнь на коне, Не голодая в чужой стороне, Не испытав всех лишений вполне, Не позабыв мяса свежего вкус, Не отказавшись от одеял, Не нападая один на врагов, Не унывая в холод и мрак, Не оседлав коня натощак, Не засыпая на камнях порой, Не превращаясь в подвижника- богатыря Может ли цели достигнуть герой? В этом стихотворении слышится скачка коня, частица не усиливает это чувство, кажется вот он, Махамбет скачет на коне, читает это стихотворение на всю степь, а за ним скачут джигиты.

Вот видите не только текст и смысл стихотворения, но даже его интонация, ритм, ритмика служат поднятию боевого духа. Вот видите не только текст и смысл стихотворения, но даже его интонация, ритм, ритмика служат поднятию боевого духа. Боевой дух поднимала и музыка другого героя повести Курмангазы Сагирбаева. Боевой дух поднимала и музыка другого героя повести Курмангазы Сагирбаева. Какие знаменитые Кюи упоминаются в повести? Какие знаменитые Кюи упоминаются в повести? Что слышится в этой музыке? Что слышится в этой музыке? Бешеная скачка коней, свист ветра, крики воинов, чувствуется боевой дух этого рода. Бешеная скачка коней, свист ветра, крики воинов, чувствуется боевой дух этого рода. Какой еще народный кюй звучит в этой повести? Какой еще народный кюй звучит в этой повести? Кюй «Аксак кулан», этот кюй рассказывает нам легенду о хромом кулане, о музыке, которая сильнее смерти, о легенде, о национальном инструменте- о домбре, о старом слепом музыканте, композиторе, который сочинил бессмертную музыку. (тихо звучит кюй «Аксак Кулан») Кюй «Аксак кулан», этот кюй рассказывает нам легенду о хромом кулане, о музыке, которая сильнее смерти, о легенде, о национальном инструменте- о домбре, о старом слепом музыканте, композиторе, который сочинил бессмертную музыку. (тихо звучит кюй «Аксак Кулан») Какое отношение имеет эта легенда к теме и идее повести? Для чего автор ввел его в повесть? Какое отношение имеет эта легенда к теме и идее повести? Для чего автор ввел его в повесть? Этой легендой Алимжанов хотел сказать, что народ, создавший такие огненные, такие боевые ритмы, такую героическую музыку победить нельзя. Музыка кюев Курмангазы созвучна стихам Махамбета. Этой легендой Алимжанов хотел сказать, что народ, создавший такие огненные, такие боевые ритмы, такую героическую музыку победить нельзя. Музыка кюев Курмангазы созвучна стихам Махамбета.

Расскажите о главном герое повести Н.В. Гоголя. Расскажите о главном герое повести Н.В. Гоголя. Главный героем повести Н.В. Гоголя является старый казак, полковник Тарас Бульба, он также как и Махамбет больше всего на свете ценил свободу, независимость и смысл своей жизни видел в борьбе с захватчиками своей Родины. Образ Тараса это не исторический образ, а выдуманный Гоголем. В Тарасе нашли выражение черты характера, присущие людям эпохи национально- освободительного движения Украины. Все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу. Он сам сопровождает в Запорожскую Сечь своих сыновей, считая только там они пройдут настоящую воинскую школу и станут настоящими воинами, которые будут ценить боевое братство, товарищество, воинскую доблесть. Главный героем повести Н.В. Гоголя является старый казак, полковник Тарас Бульба, он также как и Махамбет больше всего на свете ценил свободу, независимость и смысл своей жизни видел в борьбе с захватчиками своей Родины. Образ Тараса это не исторический образ, а выдуманный Гоголем. В Тарасе нашли выражение черты характера, присущие людям эпохи национально- освободительного движения Украины. Все, что было у него дорогого, он отдает, не колеблясь, общему делу. Он сам сопровождает в Запорожскую Сечь своих сыновей, считая только там они пройдут настоящую воинскую школу и станут настоящими воинами, которые будут ценить боевое братство, товарищество, воинскую доблесть. Он потерял обоих сыновей, старых боевых товарищей, много страдая, но это не сломило его боевой дух и веру в справедливость своей борьбы. Его смерть также трагична и страшна, как и смерть Махамбета, они обе погибли из-за предательства близких им людей. И хотя они жили в разные эпохи, исповедовали разную веру, носили разные одежды, говорили на разных языках, и еще много мы можем найти различий и в быту, и в обычаях и в традициях, но их объединяет то, что оба они жили одной идеей - увидеть свой народ свободным, идеей мстить за поруганную Родину, за погибших своих товарищей и эта идея не умерла, не погибла вместе с ними, она пережила своих героев и воплотилась в литературе, музыке, живописи, они оба стали народными героями, символами своей нации. И хотя Тарас Бульба не поэт, но его речь также поэтична, огненно, также поднимает боевой дух казаков, как и стихи Махамбета, особенно это ярко выражено в речи о товариществе.

В чем же проявляется героизм самоотверженность запорожцев и исатайцев? Героична и самоотверженна жизнь не только главных героев повести Исатая, Махамбета, Тараса, Остапа, но и простых воинов Запорожской Сечи и сарбазов исатаевцев, об этом рассказывают страницы повестей: Жантас, Ергазы, Шернияз, Ноян, Асау и многие, многие другие в последний час своей жизни как и запорожцы Кукубенко, Кловокюпытенко, Бовдюк в последний миг своей жизни думают не о себе, а о великом деле, которому служат. Читаются отрывки из повестей стр Беседа по третьему вопросу.

Сегодня мы называем с вами столько имен, которые знакомы нам с детства, которые составили историю нашего края. О них мы слышали от своих домашних, читали в учебниках истории, прочитали в повести «Стрела Махамбета», познакомились с документальными материалами в нашем музее. Сегодня мы называем с вами столько имен, которые знакомы нам с детства, которые составили историю нашего края. О них мы слышали от своих домашних, читали в учебниках истории, прочитали в повести «Стрела Махамбета», познакомились с документальными материалами в нашем музее. Защита своих плакатов. Защита своих плакатов.

а) сопоставить убранство юрты. а) сопоставить убранство юрты. В юрте на видном месте стояли сундуки, символ достатка искусно украшенные, стены юрты увешаны коврами, паласами, текеметами и обязательно оружием: саблями, ружьями,…. В юрте на видном месте стояли сундуки, символ достатка искусно украшенные, стены юрты увешаны коврами, паласами, текеметами и обязательно оружием: саблями, ружьями,…. Нередко на видном месте висели шкуры степных животных: волков, лисиц, а иногда и барсов, как трофеи, говорящие нам о смелости хозяина юрты. Нередко на видном месте висели шкуры степных животных: волков, лисиц, а иногда и барсов, как трофеи, говорящие нам о смелости хозяина юрты. б) убранство светилицы Тараса И убранство юрты и убранство светлицы носит национальный колорит, свои традици, бытовое своебразие, но их роднит, то что характерно для их героического времени, на видном месте оружие, конская упряж, трофеи, добытые в боях. В наше время такое в квартирах и домах не увидеть. Что общего увидели вы в убранстве жилищ? Что общего увидели вы в убранстве жилищ?

А теперь сопоставим одежду запорожцев. А теперь сопоставим одежду запорожцев. в ) Казаки одевались очень живописно, богато, хотя они не придавали значения роскоши, на одежду воина, лошадиную сбрую, оружие, старались украсить золотом, серебром. Одежда была сшита из яркого добротного сукна. Носили длиннополые кафтаны, очень широкие атласные шаровары, длинные кушаки. На голове каракулевые шапки с бархатным красным и синем верхом. Из оружия пики, кривые сабли, пистоли, что – то вроде пистолета пороховые ружья. в ) Казаки одевались очень живописно, богато, хотя они не придавали значения роскоши, на одежду воина, лошадиную сбрую, оружие, старались украсить золотом, серебром. Одежда была сшита из яркого добротного сукна. Носили длиннополые кафтаны, очень широкие атласные шаровары, длинные кушаки. На голове каракулевые шапки с бархатным красным и синем верхом. Из оружия пики, кривые сабли, пистоли, что – то вроде пистолета пороховые ружья. г) одежда воина – казаха. Сарбазы Исатая одеты были также живописно, как и запорожцы. Они тоже любили дорогие и красивые одежды, серебром украшенное конское снаряжение, серебром, костью украшенное оружие, часто и дорогая одежда и оружие было добыто в боях. Войны носили очень удобные кожаные штаны, короткие теплые, связанные из шерсти чапаны очень обильно закрытые или кольчугой или металлическими пластинками защищающими от стрел, копья, меча. Пояса также были очень искусно украшены металлическими пластинками. На головах носили шлемы, украшенные конскими волосами.

Как мы выяснили, наши герои жили в разных жилищах: одни в юрте, другие в светлице, носили разные одежды, имели разные традиции, исповедовали разную веру, за чистоту, которой они боролись, жили в разных веках и разных географических местах, но их роднит одна идея, увидеть свою родину свободной, потому что они любили её. Как мы выяснили, наши герои жили в разных жилищах: одни в юрте, другие в светлице, носили разные одежды, имели разные традиции, исповедовали разную веру, за чистоту, которой они боролись, жили в разных веках и разных географических местах, но их роднит одна идея, увидеть свою родину свободной, потому что они любили её. Я хочу, чтобы вы сегодня уяснили одну очень важную и простую истину. Нет больших и малых народов, нет великих и невеликих литератур. Есть просто прекраснейшая планета Земля и есть Человек, живущий на ней. И в каком бы веке он не жил в XV или XXI, какой бы вере он не поклонялся он одинаково любит и ненавидит, страдает и радуется. Я хочу, чтобы вы сегодня уяснили одну очень важную и простую истину. Нет больших и малых народов, нет великих и невеликих литератур. Есть просто прекраснейшая планета Земля и есть Человек, живущий на ней. И в каком бы веке он не жил в XV или XXI, какой бы вере он не поклонялся он одинаково любит и ненавидит, страдает и радуется. Вам выпала величайшая честь жить в XXI веке. И мне хочется верить, что вы будете помнить своё историческое прошлое, чтить свою историческую память и уважать историю других народов, только тогда Земля, на которой вы живете будет мирной и процветающей