ЗВУК [Ш] ЗВУК [Ш] Способы постановки Автоматизация звука Разработала учитель-логопед: Князева Нина Александровна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Комплекс упражнений для постановки шипящих звуков Ш, Ж,Ч,Щ.
Advertisements

«Учусь говорить»
Артикуляционная гимнастика. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти.
Консультация для родителей Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед: Хасанова Г.Ю. МДОАУ црр-д/с «Аленький цветочек»
Артикуляционная гимнастика. «ЧАШЕЧКА» Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать.
Мастер – класс на тему Способы постановки звука «Р»
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В помощь родителям. «БЛИНЧИК» Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Саенко Жанна Александровна.
Артикуляционная гимнастика. 1.« ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик.
А РТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Составила: Учитель-логопед Топычканова О.В.
Артикуляционная гимнастика. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка.
Цель – вырабатывать умение удерживать язык за нижними зубами. Описание – улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние.
Артикуляционная гимнастика.. «ГРИБОК» Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик.
Артикуляционная гимнастика Подготовила учитель-логопед Ягодина Е.А. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Артикуляционная гимнастика. Для того, чтобы ребенок научился правильно произносить все звуки русского языка, необходимо подготовить его артикуляционный.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Быкова Наталья Сергеевна. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного.
А РТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Составила: Учитель-логопед Кузнецова Л. В.
В ЕСЁЛОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВСЕЙ СЕМЬИ ( АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ) Составили: Учителя-логопеды Ковешникова М.П., Орлова А.А год. МБДОУ детский.
Артикуляционная гимнастика Автор: учитель-логопед Савченко Светлана Геннадьевна. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский.
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 45 г.ТОМСК Фрунзе пр., 133,
Транксрипт:

ЗВУК [Ш] ЗВУК [Ш] Способы постановки Автоматизация звука Разработала учитель-логопед: Князева Нина Александровна

Звук Ш Губы в полуулыбке; рот приоткрыт, Зубы разомкнуты на 3-5 мм; широкий язык Поднят к альвеолам, но не прижат; Средняя часть спинки языка опускается, но края прижаты к боковым зубам; задняя часть спинки языка поднимается и оттягивается назад. Посередине языка Идет теплая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, Поднесенной ко рту. Голос не образуется Звук Ж Губы округлены и слегка выдвинуты вперед; зубы сближены; широкий кончик Языка приподнят к альвеолам и образует щель. Голосовые связки напряжены, колеблются И издают голос. Звук Ч Губы слегка выдвинуты Вперед и округлены. Кончик языка касается нёба (за бугорками). Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Голосовые связки не работают, горло не дрожит(нет голоса) Звук Щ Кончик языка поднимаем к передней части нёба(к альвеолам) Губы слегка выдвигаем вперед и округляем. Зубы смыкаем или сжимаем. Звук Щ глухой, мягкий. Голосовые связки не разомкнуты, поэтому не вибрируют.

Особенности артикуляции: Губы слегка округлены; Кончик языка поднят вверх, но не касается нёба; Боковые края языка при­жаты к верхним коренным зубам; Форма языка напоминает чашечку; Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. Звук [Ш] всегда твердый глухой согласный.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Дыхательная гимнастика «Фокус» Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине

«Кто дальше загонит мяч?» Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания. 1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т. е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Артикуляционная гимнастика «ГРИБОК» Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку) Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язычок к небу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка- ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы - в улыбке. Если ребенку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука м. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ» Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху- вниз(можно помазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).

«МАЛЯР» Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

«БЛИНЧИК» Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении. Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от одного до пяти – десяти.

«Гармошка» Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Способы постановки звука Ш. Боковой сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с]. Постановка. Используется прием подражания и обращается внимание на правильное положение органов артикуляционного аппарата (просят несколько раз произнести СА и во время произнесения постепенно (плавно) поднять язык вверх, губы несколько выдвинуты трубочкой). При механическом способе используется зонд 5 от слога СА, язык вверх. Межзубный сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для подъема кончика и передней части спинки языка за верхние зубы; выработка направленной воздушной струи; отрабатывается звук [т], требующий подъема кончика языка за верхние зубы. Постановка. Ребенку предлагается при открытом рте, в медленном темпе 4-5 раз произнести с придыханием [т], ударяя кончиком языка в бугорки за верхними зубами; постепенно удлинять выдыхаемую струю и не ударять в бугорки, а только поднимать к ним кончик языка. Боковой сигматизм. Подготовительный этап: проводятся упражнения для укрепления боковых краев языка, равномерного подъема обеих половинок кончика и передней части спинки языка вверх; выработки воздушной струи, идущей посередине языка; отрабатываются [т] и [с]. Постановка. Используется механическая помощь (зонд 5, плоская, узкая, слегка выгнутая ручка от чайной ложки), поднимают широкий язык за верхние зубы, отодвигают его назад к бугоркам, просят ребенка слегка зажать зубами ложку и длительно произносить [с] (передние зубы все время видны).

Способы постановки звука Ш. Носовой сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение удерживать широкий, распластанный язык на верхней губе; направлять воздушную струю на кончик поднятого на верхнюю губу языка; различать на слух звучание [ш] при носовом и ротовом произношении, отрабатываются [т] и [с]. Постановка [ш] от [с] с механической помощью. Если есть [р], то произнося РА, шпателем или зондом 5 останавливаем вибрацию языка слышно шипение. При шепотном произнесении РА слышится ША, при громком ЖА. Губно-зубной сигматизм. Подготовительный этап: ребенка учат сопоставлять и различать на слух [ш] [ф], используя картинки-символы; проводятся упражнения для отработки движений нижней губы вверх вниз; подъема широкого переднего края языка вверх. Постановка. Ставят [ш] по подражанию, используя зрительный контроль. Следят, чтобы нижняя губа была неподвижна, обнажала нижние резцы (губы можно придерживать пальцем). Возможен механический прием от [с]. Призубный сигматизм. Подготовительный этап: вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух [ш] [т], используя картинки-символы; различать звуки [ш] [т] на основе тактильных ощущений по воздушной струе ([ш] длительная, [т] толчкообразная); упражнения для длительной направленной воздушной струи; положение широкого переднего края языка у бугорков за верхними резцами; отрабатывается [с]. Постановка: по подражанию (зрительный контроль и тактильные ощущения). Свистящий сигматизм. Подготовительный этап: сопоставлять и различать [с] [ш], используя картинки-символы; разницу струи воздуха ([с] холодная, [ш] теплая); движения широкого языка вверх; чередование движений широкою языка за нижние верхние зубы; чередование движений губ: растягивание в улыбку сомкнуты вперед (трубочка)

Цель: Изолированное произнесение звука [Ш] Ползёт змея, шипит змея, Но трогать нам её нельзя! Ш – Ш – Ш – Ш

Ша-ша-ша Шо-шо-шо Шу-шу-шу Ши-ши-ши Удивленно Грустнорадостно

Произношение звука «Ш» в конце слова

Подари Мише предметы в названии которых есть звук «Ш»

Названия каких картинок звучат похоже? Подбери рифму.

Названия каких картинок звучат похоже? Подбери рифму.

Названия каких картинок звучат похоже? Подбери рифму.

Посчитай сколько у Миши шаров, машин, матрешек… Автоматизация в предложениях

Закончи предложение Ши-ши-ши, ши-ши-ши вот играют … Уш-уш-уш, шу-шу-шу я приму горячий… Аш-аш-аш, аш-аш-аш это синий... Ишни-вишня-вишня созревают…

Составь предложения по картинкам, используя предлоги

Живая шляпа. У Даши живет кошка Машка. Машка – большая шалунья. То в кувшин залезет, то шляпу помнёт, то шубу поцарапает. А недавно вот что вышло. Дашины друзья Паша и Наташа сидели на диване. Они играли в лото. Вдруг видят – движется по полу шляпа. Наташа как крикнет: «Ой, шляпа-то живая!...» Одна Даша знала, что это кошкины проделки.

ША-СА- ША ШУ-СУ-ШУ СА-ША-СА СУ-ШУ-СУ ША-СА-СА ШУ-СУ-СУ ШИ-СЫ-СЫ ШЭ-СЭ-ШЭ СЫ-ШИ-СЫ СЭ-ШЭ-СЭ ШИ-СЫ-СЫ ШЭ-СЭ-СЭ

СОК – ШОК СИЛА - ШИЛО САЙКА – ШАЙКА СУТКИ – ШУТКИ

Дифференциация звуков [Ш] - [С] в словах со стечением согласных. Повтори слова, четко проговаривая звуки [Ш] и [С]. СПОРЫ-ШТОРЫ БАШНЯ-БАСНЯ СТУКИ-ШТУКИ МИШКА-МИСКА СКАЛА-ШКАЛА КАШКА-КАСКА СПОРЫ-ШТОРЫ ЧАШКА-ЧАСТО СРАМ-ШРАМ СТИШКИ-ТИСКИ

Дифференциация звуков [Ш] и [С] : в скороговорках Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а Соня-ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка. Вымыли мыши миски для мишки. в загадках Зеленый плот По реке плывет, На плоту красавица Солнцу улыбается. (кувшинка) Под крышей- Четыре ножки, А на крыше- Суп да ложки. (стол)

Составь предложения по картинке. Мышка ест сыр. Мышка ест вкусный сыр. Мышка ест вкусный свежий сыр.