Из работы B.JI. Степанова «Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к ЕГЭ. Причины отмены крепостного права Кризис феодально-крепостнической системы хозяйствования Военно-техническая отсталость России, что показала.
Advertisements

Александр III. Реформы и контрреформы.. Александр III Александрович – император Российской империи в период с 1881 г. по 1894 г.
Крестьянская реформа 1861 г.. «… лучше, если это произойдет сверху, нежели ждать, когда это свершится снизу». Александр II.
Тема: Россия между реформами и контрреформами (60-70е годы XIX века)
История Сибири история Сибири. Вспомнить события 1917 года Вспомнить события 1917 года Рассмотреть особенности борьбы в Сибири в условиях двоевластия.
«Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». ( Из речи Александра II перед московским дворянством 30 марта 1856 г.)
ИСТОРИЯ Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого!
Александр II Николаевич император Всероссийский, Царь Польский и великий князь Финляндский Из династии Романовых. Генерал-фельдмаршал. Удостоен.
Характерные черты крепостного права Прикрепление крестьян к земле феодала без права ее покидать Внешнеэкономическая эксплуатация крестьян: имея земли.
Предпосылки объединения русских земель 1.Предпосылки и причины объединения русских земель. 2.Политическая система Руси. 3.Основные этапы объединения. 900igr.net.
Внутренняя политика Александра III (by Баканёва Анна)
Тема: Внутренняя и внешняя политика Александра III. 8 класс.
Внутренняя политика Александра III 1881 г. – 1894 г. миротворец.
Александр II Крестьяне благодарят Александра II. Крестьянская реформа 1861 года План урока 1. Входной контроль. 2. Основная часть урока: Предпосылки и.
Александр II Реформы. ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА: 1864 года Положение о губернских и уездных земских учреждениях, либеральная реформа, вызванная необходимостью заменить.
Работу выполнил Ученик 7 а класса Тойдеряков Саша.
СПАС НА КРОВИ. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ. В детстве отличался живостью, сообразительностью, воспитатели отмечали в нём сердечность, весёлый нрав. Воспитание его.
Буржуазные реформы х гг. и их итоги. Введение В е гг. правительство Александра II приняло ряд постановлений о проведении земской, судебной,
План урока: 1.Причины крестьянской войны 1.Причины крестьянской войны 2.Пугачёв и его программа 2.Пугачёв и его программа 3.Основные этапы войны 3.Основные.
гг. правление Николая I. Проблемный вопрос: Какой характер носила внутренняя политика Николая I: либеральный или консервативный?
Транксрипт:

Из работы B.JI. Степанова «Правящей элите не удалось совершить «прорыв в прошлое». Монархия не могла ограничить свою внутреннюю политику только мероприятиями в русле консервативного реформизма и чисто охранительными функциями... Политика Бунге и его преемников (таможенный протекционизм, привлечение иностранного капитал с упорядочивание государственного долга и денежного обращение способствовала завершению промышленной революции в Росси утверждению крупного машинного производства, по основным показателям которого был достигнут среднемировой уровень развития капитализма. Это опровергает традиционное представление о царствовании [...] как... «периоде регресса». Но, как и предсказывал Бунге, курс на индустриализацию, не сопровождавшийся преобразованиями в деревне и не предполагавший каких-либо изменений системе общинного землевладения и патриархальном укладе крестьянской жизни, порождал глобальные диспропорции, неизбежно ведущие в будущем к социально-политическому кризису». С1. Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки определяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха? С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности. С3. Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранить общинно-крепостнические порядки на селе. C1-1 Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. К-Рыболов Ханкайского района Приморского края

С1. Определите, о правлении какого императора идет речь. Каким термином историки оп­ределяют его правление? Каково отношение автора к политике монарха? Может быть указано: -Александр III -эпоха контрреформ - автор считает, что политику императора нельзя назвать политикой регресса, так как в его правление был сделан мощный рывок в развитии промышленности Приведено имя императора, указаны годы правления и назван термин С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений его внутренней политики, стимулирующих развитие промышленности. Могут быть указаны следующие положения: - учреждение Крестьянского банка для содействия крестьянам в приобретении ими земли (1882 г.) -протекционистский таможенный тариф (1891 г.) -льготы заводчикам и фабрикантам - привлечение иностранных инвестиций - стимулирование железнодорожного строительства -укрепление денежной системы (проведение денежной реформы гг.) -

СЗ. Укажите не менее трех положений, свидетельствующих о попытках сохранит феодально - крепостнические порядки на селе. Могут быть названы следующие положения: укрепление общины (ограничение семейных разделов, 1886 г.) введение «Положения о земских начальниках» (1889 г.) ограничение переселений крестьян из центральных губерний на окраины государства после завершения выкупной сделки крестьянин не мог требовать выхода из общины с наделом, собственником которого оставалась община (1893 г.)

НАШ САЙТ

«Первый, весьма краткий период реформаторства... ознаменовался выдвижением... знаменитых лозунгов, ставшим своеобразным паролем всей его деятельности, «ускорение», «гласность»... Зазвучали они непривычно новаторски, но в действительности за ними скрывалась достаточно традиционная модель социалистической модернизации, вобравшая в себя подходы, цели, меры, уже использовавшиеся Хрущевым и Андроповым. Как и они, [он] исходил из убеждения в непорочности основ советского социализма и видел главную проблему в том, что «потенциальные возможности социализма использовались недостаточно». Задача заключалась не в том, чтобы изменить советские основы, а в том, чтобы создать «больше социализма», ускорить его развитие Другие реформы антиалкогольная, закон о госприемке, меры по укреплению трудовой дисциплины были более близки к традиционным командно-административным мерам социалистической модернизации. Все названные и неназванные реформы обнаружили несостоятельность в течение короткого срока, не только не «ускорив» развитие советского социализма, но даже в чем-то нанеся ему серьезный ущерб (антиалкогольная реформа... привела к бюджетному дефициту, выросшему в следующем году в 3 раза) Стратегия и идеология второго этапа... реформ, по сути, и заключали в себе признание несостоятельности традиционной модели социалистической модернизации и восприятие модели новой. Правда, вначале [...] не мог признать этого открыто и упирал на то, что реформы первого этапа не заладились не потому, что были несостоятельны, а по причине саботажа или сопротивления консерваторов Рыночные меры были достаточно многочисленными, но наиболее важным, основополагающим для создания социалистического рын­ка стал Закон о государственном предприятии (объединении) Рыночные отношения не заладились и в силу патерналистской- социалистических стереотипов сознания, характерных и для администрации, и для государства, и для рабочих. Накануне вступления закона в силу было известно, что в стране насчитывается более 30% убыточных предприятий. Кроме того, еще 25% получали очень небольшую прибыль, а это обрекало всех их в условиях перехода к самофинансированию и прекращения государственных дотаций на банкротство... Неудачи экономических реформ углубляли продовольственный и товарный голод » 2

С1. Может быть указано: -М.С. Горбачев -период перестройки гг. С2 Может быть указано: -сохранение административно-командной системы -социалистическая экономика исчерпала свои возможности -половинчатость реформ -стереотипы сознания советского руководства -непонимание руководством глубины экономического кризиса С3 Могут быть названы следующие последствия: -ликвидирован партийный контроль за экономическим развитием страны -рыночные механизмы развития экономики сформировать не удалось -сокращение производства в промышленности и сельском хозяйстве -нарастающий дефицит товаров народного потребления -введение карточного снабжения ' -инфляция С1. Назовите государственного деятеля, о котором идет речь, и хронологические рамки периода его пребывания у власти. Как называется период истории страны, к которому относятся описанные в тексте события? С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин неудач экономических реформ. СЗ. Укажите не менее трех последствий описанной в тексте экономической политики.

« Дальнейшее изучение состояния сельского хозяйства и хлебозаготовок, так он начал свое послание, показывает, что объявленное нами решение зерновой проблемы... не соответствует фактическому положению дел в стране с обеспечением зерном». Выводы о решении зерновой проблемы, разъяснил [...], делались на основе данных видовой оценки урожая, которая значительно превышала фактический сбор зерна... В связи с ростом городского населения и реальной заработной платы... из года в год увеличивался расход хлебопродуктов внутри страны. Возникло несоответствие между количеством зерна, поступавшего в распоряжение государства, и ростом потребностей... Этот разрыв, а также расход на экспорт привели к необходимости разбронирования 160 млн. пуд. зерна из государственного резерва, что, по мнению [...], является недопустимым... Сейчас перед страной стоит задача, подытоживал свои рассуждения глава партии, изыскать возможности резкого увеличения производства зерна... Важным и совершенно реальным источником увеличения производства зерна является расширение в ближайшие годы посевов зерновых культур на... землях в Казахстане, Западной Сибири, а также частично в районах Поволжья и Северного Кавказа и проведение мероприятий по всемерному повышению урожайности во всех районах страны...». В 1956 г.... пробил звездный час... Урожай в казахстанских степях был выращен богатейший. И вместо обещанных 600 млн. республика сдала государству миллиард пудов зерна... Однако... подстерегала более грозная опасность: иссякало естественное плодородие земель, стала проявлять себя ветровая эрозия (выдувание верхнего, наиболее плодородного слоя распаханной земли), на полях, не знавших паровой обработки, появились сорняки (результат глубокой пахоты)...». 3

Может быть указано: -освоение залежных и целинных земель г. -Н.С. Хрущев Могут быть указаны следующие причины: -рост городского населения -необходимость обеспечения нужд населения страны -необходимость пополнения стратегических запасов страны -стремление сохранить объемы экспорта зерна 1. О какой кампании, предпринятой для подъема сельского хозяйства, идет речь в статье? Когда она началась? Укажите государственного деятеля, выступившего инициатором увеличения количества распаханных земель. 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин, обусловивших начало кампании в сельском хозяйстве. 3. Укажите не менее трех последствий освоения новых земель. Может быть указано: -увеличение объемов сбора зерна -строительство поселков и инфраструктуры ранее не освоенных территорий -ухудшение качества земли в степных районах -сокращение объемов скотоводства в степных районах -инвестиционный дисбаланс между хозяйствами Нечерноземной зоны и целинных районов

«Первыми жертвами новой политики стали печать и школа. Новый цензурный устав преследовал цель удушения оппозиционной печати... прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания: «Отечественные записки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Дело» Н.В. Щелгунова, «Голос», «Земство»... ликвидирована университетская автономия, для студентов вновь вводилась форменная одежда как «средство надзора» за ними, при поступлении в университет необходимо было представить характеристику «о благонадежности», плата за обучение в университетах повышалась в пять раз... был издан циркуляр, известный под названием «о кухаркиных детях», по которому запрещалось принимать в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников. Все начальные школы были переданы церковному ведомству Синоду... Толстой затеял преобразование земских учреждений. Социально-экономическое развитие России закономерно вело к ослаблению позиций дворянства в земствах и усилению роли торгово-промышленной буржуазии, новых землевладельцев из купцов, богатых крестьян. Более же всего правительство беспокоил рост оппозиционных настроений и конституционных притязаний земцев. Поэтому целью задуманных реформ было усиление дворянского представительства, т.е. «одворянствование» земских учреждений, по точному замечанию Витте. С этой Целью уменьшался ценз для дворянства и увеличивалось количество дворянских гласных. Крестьянство лишалось выборного представительства. Гласных из крестьян назначал сам губернатор. Ни одно решение земства не принималось без утверждения губернатора или министра внутренних дел. Одной из наиболее реакционных реформ стало введение института земских начальников... Земские начальники назначались министром внутренних дел из местных потомственных дворян по представлении губернаторов. Соединив в своих руках функции администратора и судьи, они получили по сути неограниченную власть. Мировой суд в деревне был уничтожен. Вся деятельность крестьянского самоуправления находилась под их контролем... Этим актом самодержавие по существу восстанавливало власть помещиков над крестьянами, утраченную по реформе 1861 г.». 4

С1. Напишите имя императора, в правление которого были осуществлены описанные в тексте реформы. Укажите год издания указа «о кухаркиных детях» и о земских начальниках. С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин ужесточения внутренней политики. СЗ. Укажите не менее трех последствий реформы на селе. Может быть указано: -Александр III г г. Могут быть указаны следующие причины: -убийство Александра II -необходимость подавления радикального общественного движения -стремление усилить позиции «старого» дворянства на местах -консервативные взгляды императора Александра III -необходимость укрепить самодержавную власть Может быть указано: -спад земского направления общественного движения -усиление зависимости крестьянского самоуправления от земских начальников -усиление идеологического контроля в сельских школах -усиление власти губернатора на местах

« Особенность Комиссии... была в том, что депутаты не только были избраны, но и собрались в Москву к указанному сроку... Торжественная церемония открытия заседания комиссии в Грановитой палате Кремля, с пышным обрядом прибытия императрицы, с долгим чтением «Наказа» комиссии, казалось бы, символизировала наступившее наконец- то тесное единение общества и власти. Верховная правительница удивляла народных представителей смелыми фразами «Наказа» вроде таких: «Вопреки ласкателям, кото­рые ежедневно говорят государям, будто народы для них сотворены, Мы думаем и за славу себе вменяем сказать, что мы сотворены для нашего народа»...-Характерно, что «Наказ», изданный в России за 30 лет восемь раз, стал во Франции запрещенной книгой... Проблема всеобщей свободы и вольности, поставленная... в «Наказе», похоже, мало интересовала депутатов. Куда важнее казалось им отстоять привилегии сословий: купечество хотело исклю­чительных прав на торговлю, просило «о неторговании казаками и мещанами», дворянство стояло за исключительные права и привилегии... Столкновение мнений по поводу крепостного права отразилось и на самом верху государства Российского... [В «Наказе»] крепостное право порицалось... «противно христианской вере и справедливости делать невольниками людей (они ведь рождаются свободными)», а вот приближенные и сподвижники оказались сторонниками рабства... Так увядали мечты... о великом и благотворном единении власти и общества. Даже самые человеколюбивые идеи не находили опоры в большинстве... Депутаты вовсю спорили о суде и «расправе», а императрица уже ждала удобного случая завершить грандиозное, но не оправдавшее ее надежд предприятие. Наиболее благовидный предлог был найден после начала войны с Турцией - многим депутатам было велено отправиться к местам, занимаемым ими по службе (прежде всего это касалось военных)». 5

1. Напишите имя императрицы, созвавшей Уложенную комиссию. Укажите годы ее правления. Когда начала работу Уложенная комиссия? 2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех положений «Наказа» Екатерины II Уложенной комиссии. 3. Укажите не менее трех причин свертывания работы Уложенной комиссии. Может быть указано: Екатерина II гг г. Может быть указано: равенство сословий перед законом смягчение крепостного права Могут быть названы следующие причины: -неготовность общества к восприятию идей Просвещения -несогласованность работы депутатов -стремление депутатов отстаивать свои узкосословные интересы -отказ депутатов разрабатывать законопроекты в духе «Наказа» -отказ депутатов разрабатывать законопроекты, улучшающие положение крестьян

« Считая себя одним из отрядов всемирной армии пролетариата, российская социал-демократия преследует ту же конечную цель, к которой стремятся социал-демократы всех других стран. Эта конечная цель определяется характером современного буржуазного общества и ходом его развития. Заменив частную собственность на средства производства и об­ращения общественною и введя планомерную организацию общественно-производительного процесса для обеспечения благосостояния и всестороннего развития всех членов общества, социальная революция пролетариата уничтожит деление общества на классы и тем освободит все угнетенное человечество, так как положит конец всем видам эксплуатации одной части общества другою. Необходимое условие этой социальной революции составляет диктатура пролетариата, т.е. завоевание пролетариатом такой по­литической власти, которая позволит ему подавить всякое сопро­ тивление эксплуататоров. В России, где капитализм уже стал господствующим способом производства, сохранились еще очень многочисленные остатки нашего старого докапиталистического порядка, который основывался на закрепощении трудящихся масс... Самым значительным из всех этих пережитков и самым могучим оплотом всего этого варварства является царское самодержавие. По самой природе своей оно враждебно всякому общественному движению и не может не быть злейшим противником всех освободительных стремлений пролетариата. [Партия] ставит своей ближайшей политической задачей низвержение царского самодержавия и замену его демократической республикой, конституция которой обеспечивала бы:... [партия] твердо убеждена в том, что полное, последовательное и прочное осуществление указанных политических и социальных преобразований достижимо лишь путем низвержения самодержавия и созыва учредительного собрания, свободно избранного всем народом». 6

С1. О какой политической организации идет речь? Назовите год принятия ее политической программы. Укажите лидера этой партии. С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее тpex целей этой партии.v СЗ. Когда были реализованы указанные цели? Приведите не менее трех фактов. Может быть указано: -Российская социал-демократическая рабочая партия г. -В.И. Ленин Может быть указано: -свержение самодержавия -установление диктатуры пролетариата -ликвидация помещичьего землевладения -ликвидация сословий -введение демократических прав и свобод для неимущих слоев населения -признание прав наций на самоопределение Может быть указано: -самодержавие было ликвидировано в марте 1917 г. -Учредительное собрание созвано в январе 1918 г. -диктатура пролетариата установлена в октябре 1917 г. -помещичье землевладение было ликвидировано Декретом о земле в октябре 1917 г. -сословная структура общества была ликвидирована в марте 1917 г. -первая Конституция в России была принята в июле 1918 г.

Из показаний арестованного «Я никакого лица не могу назвать кому бы я мог именно приписать внушение мне первых вольнодумных и либеральных мыслей, и точного времени мне определить нельзя, когда они начали во мне возникать: ибо сие не вдруг сделалось, а мало-помалу и с начала самым для самого себя неприметным образом. Но следующим образом честь имею комитету о том доложить с самою чистосердечнейшею и полнейшею откровенностью. Когда я получил довольно основательные понятия о политических науках, тогда я пристрастился к ним. Я имел пламенное рвение и добро желал от всей души... Продолжая таким образом заниматься, начал я потом уже рассуждать и о том: соблюдены ли в устройстве российского правления правила политических наук, не касаясь, однакоже, еще верховной власти, но размышляя о министерствах, местных правительствах, частных начальствах и тому подобных предметах... Обратил также мысли и внимание на положение народа, причем рабство крестьян всегда сильно на меня действовало, а равно и большие преимущества аристократии, которую я считал так сказать стеною между монархом и народом стоящею и от монарха paди собственных выгод скрывающею истинное положение народа... Возвращение Бурбонского дома на французский престол и соображения мои впоследствии о сем происшествии могу я назвать эпохою в моих политических мнениях, понятиях и образе мыслей: ибо начал рассуждать, что большая часть коренных постановлений, введенных революцией, были при реставрации монархии сохранены и за благие вещи признаны, между тем как все восставали против революции и я сам всегда против нее восставал. От сего суждения породилась мысль, что революция, видно, не так дурна как говорят, и, что может даже быть весьма полезна... начали во мне рождаться, почти совокупно, как конституционные, так и революционные мысли... От монархического конституционного образа мыслей был я переведен в республиканской, главнейше следующими предметами и соображениями: сочинение Детю-де-Траси на французском языке очень сильно подействовало на меня... Все газеты и политические сочинения так сильно прославляли возрастание благоденствия в Северных Американских Соединенных Штатах, приписывая сие государственному их устройству, что сие мне казалось ясным доказательством в превосходстве республиканского правления... я сделался в душе республиканец... Объявив таким образом в самом откровенном и признательном изложении весь ход либеральных и вольнодумных моих мыслей, справедливым будет прибавить к сему, что в течение всего 1825 года стал сей образ мыслей во мне уже ослабевать... «Русская правда» не писалась уже так ловко как прежде. От меня часто требовали ею поспешить и я за нее принимался, но работа уже не шла и я ничего не написал в течение целого года, а только прежде написанное кое- где переправлял. Я начинал сильно опасаться междоусобий и внутренних раздоров и сей предмет сильно меня к цели нашей охладевал». 7

С1. Определите, кто является автором текста? Как называлась организация, в которой он состоял? Укажите годы ее деятельности. С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех предпосылок появления этого общественного движения. СЗ. Укажите не менее трех причин поражения общественного движения. Может быть указано: Павел Пестель Южное общество гг. Могут быть указаны следующие предпосылки: волна патриотизма, связанная с войной 1812 г. либеральная политика Александра I в первый период правления влияние идей Просвещения влияние опыта Американской и Французской революций осуждение крепостного права Могут быть указаны следующие причины: разобщенность общества отсутствие единой политической программы неподготовленность восстания в Петербурге и на Украине слабая конспирация

«Отсюда вышли два ряда следствий, которыми завершился политический склад Руси... Одним из них было двойное политическое раздробление Руси, династическое и земское. По мере размножения князей отдельные линии княжеского рода все далее расходились друг с другом, отчуждались одна от другой. Сначала племя Ярославичей распадается на две враждебные ветви, Мономаховичей и Святославичей; потом линия Мономаховичей, в свою очередь, разделилась на Изяславичей волынских, Ростилавичей смоленских, Юрьевичей суздальских, а линия Святославичей на Давидовичей черниговских и Ольговичей новгород-северских. Каждая из этих ветвей, враждуя с другими из-за владельческой очереди, все плотнее усаживалась на постоянное владение в известной области... Как мы знаем, первые князья киевские установили политическую зависимость областей от Киева. Эта зависимость поддерживалась княжескими посадниками и выражалась в дани, какую области платили великому князю киевскому. По смерти Ярослава этой зависимости незаметно. Посадники князя киевского в главных городах областей исчезают, уступая место все размножавшимся князьям. Областные или местные князья перестают платить дань Киеву, несовместную с отношениями младших родичей к названному отцу, великому князю киевскому. Вместо постоянной дани младшие князья давали старшему от времени до времени добровольные дары. С владельческим разъединением правящего рода разрывалась и политическая связь областей. Но, делаясь менее зависимыми сверху, областные князья становились все более стеснены снизу. Постоянное передвижение князей со стола на стол и сопровождавшие его споры роняли земский авторитет князя. Князь не прикреплялся к месту владения, к тому или другому столу династическими, ни даже личными связями... Областное население естественно искало усидчивой местной силы, около которой могло бы сосредоточиться, которая постоянно оставалась на месте... Такая сила давно была создана... Это были главные города областей». 8

С1. О каком периоде идет речь в сочинении историка? Укажите хронологические рамки этого исторического периода. Когда состоялся съезд князей, на котором было принято решение: «каждый держит вотчину свою»? С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех причин установившегося государственного порядка. СЗ. Укажите не менее трех последствий установившегося Может быть указано: период государственной раздробленности XII XV вв г. Могут быть указаны следующие предпосылки: формирование местных княжеских династий усиление городов развитие ремесла и торговли экономический и политический упадок Киева развитие натурального хозяйства Могут быть указаны следующие причины: формирование княжеских администраций в отдельных землях -ослабление обороноспособности русских земель -развитие культуры отдельных княжеств (летописания, культового зодчества) -княжеские междоусобицы

1. Назовите не менее четырех черт, свидетельствующих о формировании единого Российского государства в XV в. Приведите не менее трех положений Судебника 1497 г. 2. Назовите не менее двух задач внешней политики России в XVIII в. Приведите примеры событий, относящихся к решению названных задач (не менее трех примеров). 3. Укажите не менее двух причин возвышения Москвы в XIV в. Приведите не менее трех примеров, свидетельствующих об усилении влияния Московского княжества на русские земли. 4. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век. 5. Назовите не менее двух направлений преобразований, осуществлявшихся в России в годы правления Петра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений. 6. Назовите не менее трех условий освобождения крестьян из крепостной зависимости по реформе 1861 г. Приведите не менее трех последствий реформы 1861 г. для социально-экономического развития крестьянских хозяйств. 7. Отметьте черты внешней политики СССР в гг. (Укажите не менее двух черт.) Приведите примеры, иллюстрирующие ее осуществление (не менее трех примеров). 8. Назовите не менее двух основных задач, которые решались во внешней политике России в XVI в. Приведите примеры войн, походов в XVI в., предпринимавшихся для решения этих задач. (Укажите не менее трех примеров.) С4

Могут быть названы следующие черты: 1 установление власти московского великого князя над княжествами Тверским, Верховскими, Новгородской землей 2 установление отношений подданства 3 создание общерусской системы управления 4 принятие Судебника первого общерусского свода законов 5 утверждение системы административно-территориального деления (уезды, волости) 6 провозглашение Ивана III государем всея Руси Могут быть названы следующие положения Судебника 1497 г.: 1 ограничение крестьянских переходов Юрьевым днем 2 установление платы «пожилое» за потерю рук 3 установлены единые формы судопроизводства 4 устанавливал единую систему преступлений и наказаний 1. Назовите не менее четырех черт, свидетельствующих о формировании единого Российского государства в XV в. Приведите не менее трех положений Судебника 1497 г.

2. Назовите не менее двух задач внешней политики России в XVIII в. Приведите примеры событий, относящихся к решению названных задач (не менее трех примеров). Могут быть названы следующие задачи: 1 борьба за выход к Балтийскому морю 2 борьба за выход к Черному морю 3 стремление расширить свои владения на Западе 4 желание укрепить международный авторитет России Могут быть приведены следующие примеры: 1Северная война ( гг.), ознаменовавшая приобретение территорий в Прибалтике 2 участие России в Семилетней войне гг. 3 русско-турецкая война гг. 4 русско-турецкая война гг. 5 участие России в разделах Польши 1772 г., 1793 г., 1795 г. 6 участие России в антинаполеоновских войнах конца XVIII в.

3. Укажите не менее двух причин возвышения Москвы в XIV в. Приведите не менее трех примеров, свидетельствующих об усилении влияния Московского княжества на русские земли. 3. Укажите не менее двух причин возвышения Москвы в XIV в. Приведите не менее трех примеров, свидетельствующих об усилении влияния Московского княжества на русские земли. Могут быть названы следующие причины: 1 политика московских князей, направленная на усиление своего княжества 2 выгодные географические условия (близость к рекам, дальность от Орды) 3 превращение Москвы в духовный центр русских земель 4 сохранение единства княжеского дома (вариант ответа: отсутствие внутренних усобиц) Могут быть приведены следующие примеры, свидетельствующие об усилении влияния Московского княжества на русские земли: 1 получение ярлыка на великое княжение Юрия Даниловича, Ивана Даниловича Калиты, Дмитрия Ивановича Донского и его потомков 2 получение права собирать дань с русских земель 3 командование московского князя русскими войсками на Куликовом поле 4 признание Тверью вассальной зависимости от Москвы 5 увеличение территории Московского княжества 6 перенос митрополичьей кафедры в Москву

4. Укажите не менее двух причин народных выступлений в XVII в. Приведите не менее трех примеров народных восстаний, произошедших в «бунташный» век Могут быть названы следующие причины народных выступлений в XVII в.: 1 усиление крепостного гнета 2 ограничение казачьих вольностей 3 увеличение налогов 4 произвол чиновников на местах 5 инфляция 6 церковный раскол Могут быть названы следующие примеры народных восстаний, произошедших в «бунташный» век: 1 Соляной бунт 1648 г.

Могут быть названы следующие направления: 1 создание системы государственного управления, быстро и четко выполнявшей приказы царя 2 формирование светской культуры 3 стимулирование развития российской промышленности и торговли 4 усиление военной мощи России Могут быть названы следующие примеры: 1 Создание системы государственного управления, быстро и четко выполнявшей приказы царя: создание Сената, Синода, коллегий 2 введение нового административно-территориального деления государства и создание губернского аппарата управления на местах 3 утверждение Регламентов (Духовного, Генерального) 4 утверждение «Табели о рангах» Формирование светской культуры: 1 расширение сети профессиональных школ 2 создание Академии наук и художеств 3 организация ассамблей 5. Назовите не менее двух направлений преобразований, осуществлявшихся в России в годы правления Петра I. Приведите не менее трех примеров наиболее важных преобразований, относившихся к одному из названных направлений.

Стимулирование развития российской промышленности и торговли: 1 приглашение иностранных мастеров 2 строительство заводов и мануфактур на казенные деньги 3 строительство флота 4 принятие протекционистского Таможенного тарифа Усиление военной мощи России: 1 строительство флота 2 введение рекрутской повинности 3 создание гвардейских полков 4 строительство металлургических и оружейных заводов 5 увеличение расходов на армию 6 победное завершение Северной войны

Могут быть названы следующие условия: 1 крестьянин должен был заключить уставную грамоту с помещиком 2 крестьянин получал землю за выкуп 3 крестьянин должен был до заключения выкупной сделки нести повинности в пользу помещика (вариант ответа: крестьянин до выкупной сделки считался временно обязанным и должен был выполнять повинности в пользу помещика) 4 крестьянин имел право получить землю не ранее чем через 9 лет 5 размер земельного надела определялся в соответствии с Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости Могут быть названы следующие последствия: 1 более быстрыми темпами стал формироваться рынок наемной рабочей силы 2 тяжесть выкупных платежей тормозила развитие рыночных отношений в деревне 3 сложилась отработочная система (вариант ответа: формирование арендных отношений между крестьянами и помещиками) 4 усилился процесс социального расслоения крестьян 5 расширились права крестьянской общины, ставшей собственником выкупленной крестьянами земли 6. Назовите не менее трех условий освобождения крестьян из крепостной зависимости по реформе 1861 г. Приведите не менее трех последствий реформы 1861 г. для социально-экономического развития крестьянских хозяйств.

7. Отметьте черты внешней политики СССР в гг. (Укажите не менее двух черт.) Приведите примеры, иллюстрирующие ее осуществление (не менее трех примеров). 7. Отметьте черты внешней политики СССР в гг. (Укажите не менее двух черт.) Приведите примеры, иллюстрирующие ее осуществление (не менее трех примеров). Могут быть названы следующие основные черты внешней политики СССР в гг.: 1 изменение внешнеполитической доктрины (Н.С. Хрущев заявил об осуществлении внешней политики, предполагающей переход «от массового применения войск на поле боя к ракетно-ядерному противостоянию») 2 участие СССР в «холодной войне» 3 ухудшение взаимоотношений с некоторыми странами из-за политики десталинизации 4 провозглашение вывода о многообразии форм перехода к социализму ведущая роль СССР в социалистическом лагере расширение влияния СССР в государствах «третьего мира» Могут быть приведены следующие примеры: 1 нормализация отношений с Югославией 2 возведение Берлинской стены в 1961 г. 3 Карибский кризис 1962 г. 4 ввод советских войск в Венгрию в 1956 г. 5 встречи на высшем уровне Н. Хрущева с Д. Эйзенхауэром, Дж. Кеннеди 6 создание Организации Варшавского договора (1955) 7 ухудшение отношений СССР с Китаем и Албанией 8 оказание экономической и военной помощи Египту и Индии

8. Назовите не менее двух основных задач, которые решались во внешней политике России в XVI в. Приведите примеры войн, походов в XVI в., предпринимавшихся для решения этих задач. (Укажите не менее трех примеров.) Могут быть названы следующие задачи: 1 стремление расширить территории государства на востоке 2 желание установить контроль над Волжским торговым путем 3 получить доступ к Балтийскому морю Могут быть названы следующие примеры: 1 Ливонская война гг. 2 Казанский поход и присоединение Казанского ханства к Российскому государству в 1552 г. 3 Завоевание Астраханского ханства в 1556 г. 4 Включение в состав Российского государства Ногайской орды 5 Сибирский поход Ермака

1. Ниже приведены две точки зрения на внутреннюю политику Александра III: 1. Внутренняя политика Александра III была консервативной по сравнению с политикой Александра II. 2. Внутренняя политика Александра III была продолжением политики Александра II. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 2. Ниже приведены две точки зрения на политику Петра I: 1. Петр Великий был «революционером» на троне, перевернул исторический ход развития России. 2. Петр I продолжил реформы своих предшественников Алексея Михайловича и Софьи Алексеевны. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 3. Ниже приведены две точки зрения на взгляды славянофилов: 1. Славянофилов можно отнести к консервативному направлению общественного движения XIX в. 2. Взгляды славянофилов можно считать либеральными. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 4. Ниже приведены две точки зрения на начало Гражданской войны: 1. Гражданская война в России началась сразу после установления советской власти. 2. Гражданская война в России началась летом 1918 г. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. С5

При выборе первой точки зрения: 1. Александр III отправил в отставку всех либеральных министров 2. опубликован ряд указов, направленных на укрепление самодержавной власти («Манифест 3. о незыблемости самодержавия», «Положения о мерах к охранению государственной рядка и общественного спокойствия») ограничена компетенция судов присяжных создан институт земских начальников 4. повышен имущественный ценз на выборах в органы городского самоуправления усилена цензура 5. введены ограничения на выход крестьян из общины после завершения выкупной сделки 6. ликвидирована автономия университетов При выборе второй точки зрения: 1. при Александре II в начале 1880-х гг. была усилена борьба с общественным движением (создана Верховная распорядительная комиссия с неограниченными полномочиями), осуществление реакционных мер при Александре III является продолжением этой политики 2. Александр III продолжил политику Александра II по отношению к крестьянству (в г. было ликвидировано временнообязанное состояние крестьян); вариант ответа: крестьяне, не заключившие сделку с помещиком, переводились на обязательный выкуп, для ускорения освобождения крестьян сокращена сумма выкупных платежей, отменена подушная подать 3. разработано рабочее законодательство, регламентирующее ночной труд детей и женщин, деятельность фабричной инспекции 4. при Александре II повышена плата за обучение, что ограничило прием в средние и высшие учебные заведения детей из малоимущих слоев населения, при Александре III был издан «Циркуляр о кухаркиных детях», ограничивший доступ к гимназическому и высшему образованию представителей «низших классов»

При выборе первой точки зрения: 1. Петр I способствовал внедрению технических достижений западных стран реформировал армию (ввел рекрутский набор) 2. ускорил темпы развития страны 3. кардинальным образом изменил систему государственного управления 4. способствовал созданию светской культуры, свободной от церковных догматов При выборе второй точки зрения : 1. В период правления предшественников Петра I 2. началось создание мануфактур 3. шел процесс обмирщения культуры 4. совершались попытки добиться выхода к морям 5. расширялись привилегии дворянства 6. началось реформирование армии (были созданы полки «нового строя»)

При выборе первой точки зрения: 1 славянофилы развивали идею самобытности России 2 отстаивали мысль о необходимости сохранения самодержавия 3 считали одной из опор российского общества православную религию 4 осуждали реформы Петра I, нарушившего естественный ход развития России 5 выступали за сохранение патриархального уклада крестьянской общины При выборе второй точки зрения: 1 считали необходимым ликвидировать крепостное право 2 не возражали против внедрения технических достижений западной цивилизации 3 считали, что Россия нуждается в реформировании 4 выступали за созыв Земского собора

При выборе первой точки зрения: 1 захват власти большевиками расколол российское общество на два непримиримых лагеря 2 началось противостояние политических партий 3 произошли вооруженные выступления (такие как П. Красного и А. Керенского, юнкеров в Москве), 4 в ноябре 1917 г. началось формирование Добровольческой армии 5 в стране развернулась карательная деятельность Всероссийской Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией При выборе второй точки зрения: 1 с мятежа Чехословацкого корпуса началось масштабное противостояние Белого и Красного движения на фронтах 2 летом 1918 г. в ряде городов были созданы антибольшевистские правительства 3 огромные масштабы приобрела иностранная интервенция (высадка войск Японии, США во Владивостоке) 4 началось антибольшевистское рабочее движение 5 произошел мятеж левых эсеров в Москве 6 массовыми стали крестьянские выступления против продовольственной политики большевиков

5. Ниже приведены две точки зрения на деятельность Николая I: 1. Царствование Николая I носило консервативный характер. 2. Внутренняя политика Николая I содержала ряд либеральных начинаний. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 6. Ниже приведены две точки зрения на Крымскую войну: 1. Крымская война продемонстрировала высокую боеспособность русской армии и флота. 2. Крымская война показала слабость русской армии по сравнению с войсками коалиции европейских стран. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 7. Ниже приведены две точки зрения на политику И.В. Сталина: 1.И.В. Сталин продолжил внутреннюю политику В.И. Ленина. 2. Деятельность И.В. Сталина деформировала сущность советского государства, созданного при жизни В.И. Ленина. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения. 8. Ниже приведены две точки зрения на причины событий Смуты начала XVII в.: 1. Смута была вызвана политикой Бориса Годунова. 2. Причины Смуты коренились во внутренней политике Ивана Грозного. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими и бранную вами точку зрения.

При выборе первой точки зрения: 1 Создание третьего отделения в Канцелярии императора, занимающегося сыском политически неблагонадежных 2 усиление борьбы с инакомыслящими (преследование общественных организаций) 3 издание «чугунного» цензурного устава 4 разработка теории официальной народности 5 уничтожение автономии университетов 6 восстановление сословного образования При выборе второй точки зрения: 1 создание секретных комитетов для разработки реформы по ограничению крепостного права 2 проведение инвентарной реформы 1847 г. в западных губерниях, зафиксировавшей размеры крестьянских наделов и повинностей в пользу помещиков 3 осуществлена реформа государственной деревни, укрепившая крестьянское самоуправление 4 расширение привилегий верхов городских обывателей (создание категории «почетных граждан») 5 осуществлена денежная реформа Е. Канкрина, упорядочившая финансовую сферу и стимулирующая предпринимательство

При выборе первой точки зрения: 1. Черноморский флот под командованием П. Нахимова одержал блестящую победу в Синопской бухте над турецким флотом 2. русская армия на Кавказе отразила попытки турецких войск соединиться с войсками Шамиля 3. русские войска захватили турецкую крепость Карс 4. русские войска продемонстрировали выучку и героизм при обороне Севастополя При выборе второй точки зрения: 1 сухопутное командование проявило бездарность и проиграло сражения на р. Альме и под Инкерманом 2 русские войска оставили Молдавию и Валахию 3 Севастополь был сдан врагу 4 российский флот отставал от англо-французского в техническом отношении (у союзников был паровой флот, у России парусный) 5 в России отсутствовали коммуникации, необходимые для быстрой переброски снабжения их оружием 6 русская армия по численности превосходила силы англо-французского корпуса, но не сумела противостоять ему.

При выборе первой точки зрения: 1. процесс усиления власти И.В. Сталина начался еще в первые годы советской власти запрещение в партии фракционной борьбы было санкционировано еще В.И. Лениным на X съезде партии 2. репрессивный аппарат сложился в первые годы советской власти и был апробирован в го­ды Гражданской войны 3. установление диктатуры пролетариата в октябре 1917 г. ограничило демократические права и свободы населения 4. в первые годы советской власти сложились однопартийная система и монополия социалистической идеологии При выборе второй точки зрения: 1.И.В. Сталин превратил секретариат ЦК в главную структуру партии 2.И.В. Сталин путем репрессий изменил состав партии, исключив из нее членов с дореволюционным стажем 3. в результате массовых репрессий в обществе сформирована атмосфера страха 4. при непосредственном, участии И.В. Сталина была изменена социальная структура общества (уничтожен слой крестьян-собственников, горожан-предпринимателей) 5.И.В. Сталин использовал репрессии и аппарат карательных органов для поддержания режима личной власти (вариант ответа: сформирован культ личности) 6. в е гг. нарушались многие положения Конституции

При. выборе первой точки зрения: 1. обвинение Бориса Годунова в смерти царевича Дмитрия в Угличе 2. ослабление монархической власти в связи с династическим кризисом 3. Борис Годунов не являлся наследственным преемником умершего Федора Иоанновича 4. закрепощение крестьян 5. репрессии Бориса Годунова в отношении бояр, близких к царской семье (Романовых) При выборе второй точки зрения : 1. опричнина и Ливонская война разорили экономику России 2. в правление Ивана Грозного сформировался образ самодержавного государя 3. усиление крепостного гнета и посадского тягла 4. ослабление обороноспособности государства вследствие затянувшейся Ливонской войны 5. борьба с боярством, опричнина расшатали государственный порядок 6.