Объектно-ориентированная среда программирования Delphi 10 класс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 5. Введение в среду визуального программирования Borland Delphi 7.0.
Advertisements

Тема 5. Основы современной технологии программирования Программирование в средах современных информационных систем. Интегрированные системы разработки.
Слезко Полина Сергеевна Учитель информатики Белоярской СОШ Томской области.
Объектно-ориентированное программирование Основы языка программирования Lazarus.
Презентация Delphi
ФАКУЛЬТАТИВ №001. IDE Delphi ЭЛЕМЕНТЫ ИНТЕРФЕЙСА Delphi.
Лекция 2 Delphi. Палитра компонентов Окно редактора кода Окно конструктора формы Окно инспектора объектов.
Окна и формы. Компоненты. Пуск => Все программы => Lazarus => Lazarus. при этом запускается оболочка создания приложений, называемая интегрированной средой.
1 Разработка проектов в системе программирования Visual Basic Учитель информатики МОУ СОШ 33 г. Томска Гребнева Татьяна Николаевна.
Никого нельзя ничему научить, но всему можно научиться народная мудрость.
Интегрированная среда разработки языкаVisual BasicИнтегрированная среда разработки языкаVisual BasicИнтегрированная среда разработки языкаVisual BasicИнтегрированная.
Основы объектно-ориентированного программирования (ООП)
VBA – Visual Basic for Application (офисное программирование) Назначение VBA VBA является современным языком визуального и объектно-ориентированного программирования.
Цикл презентаций «ООП на Delphi» посвящен объектно – ориентированному программированию с использованием одной из самых распространенных систем быстрой.
Преподаватель информатики ГБОУ СПО «Сибайский педагогический колледж» Гаврилова Екатерина Федоровна.
Мацнева Юлия Анатольевна Место работы: МОУ «Кадетская школа» Должность: учитель информатики
Программирование на Visual Basic Автор Волков Ф.Л.
Обработка события Создание первой программы Составитель: Юрченко О.В.
Начальные сведения по созданию проекта Разработал учитель информатики МБОУ СОШ 50 г. Краснодара Ракута Елизавета Григорьевна « Не бойся, что не знаешь,
Транксрипт:

Объектно-ориентированная среда программирования Delphi 10 класс

Запуск среды программирования DELPHI Запускающим файлом Delphi является delphi32. exe (Program Files/Borland/Delphi7/Bin) Bin – системная рабочая папка, в которой располагаются все жизненно важные файлы среды. Обычный запуск осуществляется из Windows: 1 2 Пуск/Программы/Borland Delphi 7/ Delphi7 Выполнение команды delphi32. exe приводит к открытию среды визуального программирования Delphi.

Интегрированная среда разработки Delphi 7 1 (1) Главное окно: 2 (2) Обозреватель дерева объектов 3 (3) Инспектор объектов 4 (4) Конструктор формы 5 (5) Редактор кода 6 (6) Браузер заголовок меню команд IDE Integrated Development Environment (IDE) пиктографическое меню палитра компонентов окна IDE:

Визуальное программирование представляет собой процесс создания Windows-приложений, при котором возможно одновременно конструировать, изменять и отлаживать приложение, используя интегрированную среду разработки IDE (Integrated Development Environment). По сути, визуальное программирование – это единство двух взаимосвязанных процессов: наглядное конструирование окна приложения и написание кода По сути, визуальное программирование – это единство двух взаимосвязанных процессов: наглядное конструирование окна приложения и написание кода

Delphi автоматически вносит изменения во все окна среды IDE при любых действиях программиста в каком-либо одном из них. Но, следует помнить, что Delphi - среда, работающая с одним приложением (проектом). Новый проект содержит одну главную форму – Application (по умолчанию первая форма Form1) – это и есть запускающий «.exe»-файл будущей программы. Все остальные сопутствующие окна или файлы, так или иначе, связаны с главной формой, единственной для проекта. Закрытие формы-Application ведет к завершению работы приложения в целом. Новый проект содержит одну главную форму – Application (по умолчанию первая форма Form1) – это и есть запускающий «.exe»-файл будущей программы. Все остальные сопутствующие окна или файлы, так или иначе, связаны с главной формой, единственной для проекта. Закрытие формы-Application ведет к завершению работы приложения в целом.

Проект Среда Delphi группирует все рабочие файлы будущего приложения в проект Состав проекта код проекта (*.dpr) - программа, exe-файл приложения после компиляции. Имена файлов *.dpr и *.exe совпадают описание форм (*.dfm) Форма – «Windows-окно» программы. Проект может содержать несколько форм- «окон». модули форм (*.pas) Модуль содержит программный код окна приложения. параметры проекта (*.dof) описание ресурсов (*.res)... ПРОЕКТ ПРИЛОЖЕНИЕ *.exe компиляция Example файлы проекта Имя рабочего проекта отражает заголовок главного окна Delphi: oso_rc.dpr Перед началом работы с Delphi создайте рабочую целевую папку для сохранения всех файлов именно Вашего будущего приложения, так как проект может включать десятки вспомогательных файлов и папок.

Application Application – главная форма проекта Новый проект содержит одну главную форму – Application (по умолчанию первая форма Form1). Фактически это пустое окно Windows-приложения, но со всеми присущими ему стандартными интерфейсными элементами. Форма Application и есть запускающий.exe файл будущей программы при ее компиляции. Все остальные сопутствующие окна или файлы, так или иначе, связаны с главной формой, единственной для проекта. Закрытие формы-Application ведет к завершению работы приложения в целом. Если среда Delphi настроена на открытие в беспроектном виде (нет окна Конструктора формы, и нет окна Редактора кода программы), то в первую очередь необходимо создать главную форму проекта командой меню Delphi: File/New/Application: (файлы проекта) первый шаг

Окно формы – конструктор-проект будущего Windows-приложения В общем случае визуальное программирование сводится к двум действиям: 1. выбор нужного элемента-объекта – один щелчок левой кнопкой мыши по компоненту в Палитре компонентов (библиотека VCL стандартных объектов Delphi) 2. размещение объекта на поле формы – второй щелчок левой кнопкой мыши в окне Конструктора формы 2. установка компонента по месту щелчка мыши в окне конструктора форм. В окне Конструктора формы программист может перемещать любой компонент на форме, изменять его размеры. компонент « кнопка » ( стандартный объект Delphi ) Вторым важным шагом при создании приложения является сохранение проекта. Системно все сводится к единому проекту и сохраняется командой File/Save All в одной, созданной заранее папке. Третий шаг – компиляция проекта, создание *.exe-файла приложения (автоматически): – компиляция, компоновка и исполнение программы (пиктографическое меню Delphi) VCL - visual component library

Объект – ключевое понятие визуального программирования В объекте сосредоточены его характеристики-свойства, варианты действий (методы), а также те события, на которые он может реагировать. Среда визуального программирования позволяет легко переносить сформированный объект из одной программы в другую, экономя, таким образом, труд программиста, увеличивая его качество и производительность. Библиотека Delphi VCL включает сотни стандартных, уже готовых различных объектов: кнопка, надпись, рисунок, список, панель, меню, и др. Все они представлены в Палитре компонентов Главного окна среды программирования Delphi, сгруппированные по закладкам. Объект - целостный, неделимый элемент, имеющий свои отличительные признаки (свойства) и варианты действий (методы)

Object Inspector – окно инспектора объектов На этапе проектирования формы программист может быстро изменять положение и размеры компонентов в окне Конструктора форм. В общем случае объекты характеризуются большим числом внешних признаков (свойств), таких как цвет, стиль рамок, формат шрифта надписей, наличие полос прокрутки и др. Окно Инспектора объектов (F11 - показать окно) предназначено для изменения свойств компонентов. Все установки автоматически переносятся по всем остальным окнам среды IDE, включая генерацию, видоизменение самого кода программы. В окне Object Inspector представлены две страницы: Страница свойств разбита на две колонки: правая содержит перечень свойств, левая – поля свойств. Properties – «свойства» Events – «события» Пример объект «надпись» Свойство Значение (1) Caption – ЭВМ загадала (2) Color – clMoneyGreen 1 2 Поля свойств содержат конкретные значения, по которым объекты принимают тот или иной вид.

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Close; end; Страница Events Две колонки страницы: Пример событие метод Методы задают объектам определенное поведение, что в большинстве случаев проявляется как «ответ» объекта на конкретное событие компьютерной жизни: клик мыши, нажатие клавиши клавиатуры, отсчет интервала времени. Описание метода оформляется в коде программы в виде процедуры procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin end; В приведенном примере для объекта «кнопка» по событию «клик мыши по кнопке» вызывается метод: закрытие приложения: команда «Close». 1 Среда IDE Delphi в значительной степени автоматизирует процесс написания кода. Двойной щелчок левой кнопкой мыши по объекту или по полю соответствующего события (1) на вкладке «Events» Инспектора объектов приводит к автоматической генерации строчек кода в окне Кода программы. Close;, причем имя метода отражает суть события вызова: После чего среда приглашает к вводу команд пользователя (мигающий курсор). ; Остается лишь ввести имя необходимой команды.

В Главном окне Delphi располагается: Интегрированная среда разработки Delphi 7 главное меню - содержит все необходимые средства для управления проектом палитра компонентов пиктографическое меню содержит кнопки быстрого доступа к наиболее часто вызываемым опциям главного меню Группа Standard Группа View 1. File/ Open File - открывает существующий файл File/ Save All - сохраняет все файлы проекта 2 3. Run/Run (F9) - компилирует и выполняет программу 3 1. Label (метка) - однострочная надпись в окне приложения 2. Memo - многострочный текстовый редактор 3. Button - командная кнопка 12 3

Создание проекта окно программы файлы программы Example 3 I. Конструирование формы При открытии нового проекта IDE предоставляет программисту первую форму- Application в виде типового простейшего окна Windows. Размеры формы регулируются мышкой в окне Конструктора формы обычным способом, захватив рамку стрелкой-курсором. Задайте форме-объекту Form1 необходимые свойства (заголовок, заливка) через окно Object Inspector. шаг 1 Сохраните проект в целевой папке командой File/Save All. шаг 2

шаг 3 Размещение кнопки на форме-окне приложения С Палитры компонентов выбирается «кнопка» одним щелчком мыши по объекту Button Вторым щелчком на поле формы в окне Конструктора форм кнопка выставляется в выбранном месте щелчка Если навести курсор на объект Delphi, то в всплывающей подсказке указывается информация об объекте Окно Дерева объектов отражает все объекты имеющиеся в проекте с учетом иерархии вложения Переход по компонентам (объектам) приложения можно осуществлять щелчком мыши по объекту в окне Конструктора формы, либо щелчком в окне Дерева объектов, либо выбрав из списка Инспектора объектов. В окне Конструктора формы объект, находящийся в фокусе Delphi, обрамляется узелковой рамкой. В окнах Дерева Объектов и Инспектора компонент выделяется инверсией (синяя фоновая заливка).

Таблица свойств компонентов (Object Inspector) Компонент (объект) Свойство Значение Форма Form1 CaptionDelphi Заголовок Windows-окна ColorclCream Заливка поля формы NameForm1Имя объекта Метка Label1 CaptionDelphi – популярная система программирования Однострочный текст Fontжирный, серебристый, 14Параметры шрифта надписи Кнопка Button1 Captionвыход Надпись на кнопке NameButton1Имя объекта // процедура обработки события «клик кнопки» // вызывается двойным щелчком по объекту «Кнопка». // Delphi автоматически формирует код-обрамление процедуры: procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin // В окне Редактора кода программы // программист печатает команду «закрыть окно»: Close; // закрыть приложение end;

Задание параметров шрифта Задание параметров шрифта производится через диалоговую панель «Шрифт», которая вызывается щелчком мыши по расширителю поля свойства Font (компонент Label1) вызов диалоговой панели «Шрифт»

II. Программирование поведения приложения Определим задачу приложения: при нажатии на кнопку «Выход» приложение закрывается. Программирование поведения в ответ на какое-либо событие осуществляется в процедуре обработки события. В нашем первом случае требуется вызвать процедуру обработки клика кнопки. Клик – это двойное действие: нажатие и отпуск Для этого достаточно щелкнуть два раза по объекту Button в окне Конструктора формы или Дерева объектов. Третьим вариантом вызова процедуры обработки может быть двойной щелчок по событию OnClick в Инспекторе объектов во вкладке Events (события). IDE автоматически сформирует необходимый код-оболочку в окне Кода программы: Далее осталось напечатать между ключевыми словами кода begin … end; команду Close.

III. Компиляция и запуск программы Запустите приложение, нажав F9 или пиктограмму Delphi при компиляции образует *.exe файл приложения по имени проекта, который, скопировав, можно запускать впоследствии в любом-другом месте независимо от среды IDE Delphi.

type TForm1 = class(TForm) Label1: TLabel; Button1: TButton; procedure Button1Click(Sender: TObject); private { Private declarations } public { Public declarations } end; var Form1: TForm1; implementation {$R *.dfm} procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject); begin Close; end; end. Листинг программы unit Unit1; // имя файла- модуля unit1. pas interface uses Windows, Messages, SysUtils, Variants, Classes, Graphics, Controls, Forms, Dialogs, StdCtrls; В секции интерфейсных объявлений описываются программные элементы, участвующие в работе модуля. (!) Процедуру в раздел описаний Delphi вписывает автоматически при ее вызове пользователем. Секция реализаций заключает алгоритм работы этих элементов. Текст кода программного модуля Delphi формирует самостоятельно, но предоставляет возможность редактирования программисту, отображая соответствующие нововведения по всем окнам среды IDE.

Алгоритм создания и выполнения программы средствами языка Delphi 1. Создать целевую папку для проекта. 2. Запустить Delphi и создать главную форму Application. 3. Расположить на форме объекты и определить для них свойства. 4. Написать программу. 5. Сохранить проект в созданную целевую папку. 6. Запустить компиляцию и исполнение проекта (F9).

Практическая работа 1 Выполните практическое задание и заполните таблицу в тетрадях для практических работ. Я узналЯ научился