Тема 1. Основные понятия возрастной психологии и принципы исследования психического развития ребенка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Advertisements

Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Методист Зарипова А.А.. Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции.
Понятие дисонтогенез. Понятие «дизонтогенез» («дизонтогении») было впервые введено клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной.
Время и длительность воздействия повреждающих факторов Этиология Распространенность болезненного процесса, локальность или системность патогенного воздействия.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Выполнила: Семенова Тамара 530- гр.. основные разделы психокоррекции: психокоррекция при психическом недоразвитии; психокоррекция задержанного психического.
Специальная психология. Нарушение развития Это физический или психический недостаток, обнаружившейся в детстве и потенциально препятствующий включению.
Лекция 3 Принципы построения классификаций отклоняющегося развития Лектор: Скоробач Т.В.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Феноменология психического развития Теория культурно-исторического развития высших психических функций Возрастная периодизация психического.
1 ) Проблема в психическом развитие. 2) Какие нарушения связаны с отставанием психического развития ? 3 ) По какому принципу идут нарушения. 4) Из - за.
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА СКП-ЛПБ-31 ИСМУХАМБЕТОВА АНАСТАСИЯ Виды психологических диагнозов.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Патопсихологическое исследование ребенка дошкольного возраста Сюзева Наталья Анатольевна Педагог-психолог высшей квалификационной категории муниципального.
Характеристика нарушений развития. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Тема 1. Основные понятия возрастной психологии и принципы исследования психического развития ребенка.

Принципы психологического исследования детей и подростков. Принцип комплексного психологического обследования Принцип коррекционной направленности диагностики. Принцип развития Принцип единства сознания и деятельности Принцип научности и профессиональной компетентности. Принцип гуманизма и педагогического оптимизма «НЕ навреди!».

Наблюдение – планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Содержательная процедура Цель 1Определить задачу и цель наблюдения Для чего? 2Выбрать объект, предмет и ситуацию Что наблюдать? 3Выбрать способ наблюдения: Менее влияющий на исследование объекта и наиболее эффективный. Как наблюдать? 4Выбрать способ регистрации Как вести запись? 5Обработка и объяснение полученной информации Каков результат?

наблюдение Достоинства Недостатки Доступность, дешевизна средств Большие затраты времени в связи с пассивностью наблюдателя (позиция выжидания) Не искажает естественного протекания психических процессов Невозможность повторного наблюдения тождественных факторов Богатство собираемых сведений Трудность установления причины явления Трудность статистической обработки Трудность точного фиксирования

Эксперимент – изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Условия проведения эксперимента: 1. Постановка цели задач, выбор объекта предмета исследования, сформулировать гипотезу. 2. Тщательно разработать методику и процедуру проведения эксперимента, подготовить материал для исследования 3. Подготовить условия проведения 4. Учесть влияние побочных переменных и постараться их нивелировать. 5. Эксперимент должен проходить по стандартной процедуре 6. Темп проведения исследования должен соответствовать индивидуальным психологическим особенностям ребенка 7. Желательно, чтобы эксперимент проводили экспериментатор и протоколист, находящийся вне поля зрения ребенка.

эксперимент Достоинства Недостатки Позволяет выявить закономерности и механизмы изучаемого психологического факта, что становится возможным благодаря варьированию условий его проведения Может исчезать естественность в психических проявлениях ребенка Можно повторить, т.е еще раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит уточнить и проверить первоначально полученные данные Не создается целостное представление о психике ребенка Быстро собрать фактический материал Требует более тщательной и длительной подготовки, чем наблюдение Более объективен, т к. в методике содержаться четкие критерии фиксации данных Достоверность данных зависит от умения экспериментатора Проще протокол, т. к. строиться в соответствии с заданной методикой последовательности.

Понятие возраста. Возраст - относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику (Л.С. Выготский) - Конкретная, ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, а являющиеся общими типологическими для всех нормально развивающихся объектов.

Стадии развития по Л.С. Выготскому Кризис новорожденности Младенческий возраст (2 мес. – 1 год) Кризис 1-го года Раннее детство (1 – 3 года) Кризис 3-х лет Дошкольный возраст (3 – 6-7 лет) Кризис 7 лет Школьный возраст (7 – 12 лет) Подростковый кризис Пубертатный возраст 13 – лет Кризис 17 лет

Критические и стабильные возраста. Параметры сравнения Стабильный возраст Критический возраст Тип развития Литический, спокойный, эволюционный Критический, революционный Структура возраста Две фазы Три фазы (пред кризис, кризис, посткризис) Особенности поведения Без особенностей Проблемы воспитания Длительность периодаот 1 до нескольких лет Несколько месяцев Характер новообразований Сохраняются. Переходят в интегральную характеристику личности Отмирают, носят переходный характер

Кризисы развития (одного года, трех лет, 6-7 лет, подростковый кризис). Кризис Особенности проявления 1 года Гипобулические реакции, становление ходьбы, автономная речь 3 года Негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание взрослого, деспотизм/ревность 7 лет Потеря непосредственности, кривляние, манерничанье, феномен горькой конфеты - борьба переживаний Подростковый кризис Негативизм, обесценивание взрослого, поиск того, кто понимает, ведение дневников, подражание взрослым

Проблемы, приводящие к отклонениям в развитии и проблемы, существующие в пределах нормы развития. Биологические факторы: пороки развития гол. мозга, связанные с поражением генетического материала. внутриутробные нарушения, патологии родов, инфекции, различные интоксикации и травмы. Социальные факторы: микросоциально- педагогическая запущенность; патохарактерологическое формирование личности

Сензитивный или критический период –характеризуется избирательной чувствительностью к определенным средовым воздействиям (восприятию лица, звукам речи). Это период наибольшей восприимчивости к обучению.

Гетерохрония развития - неравномерность развития отдельных психофизиологических функций, характеризующая норму.

асинхрония развития Различные диспропорции патологического развития: ретардация - незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции более ранних форм. патологическая акселерация – убыстрение темпа развития изолированной функции

Понятие дизонтогенеза. Виды психического дизонтогенеза Дизонтогенез – аномалия развития.

условия влияющие на глубину и стойкость поражения: время повреждения мозговая локализация процесса и степень его распространенности интенсивность повреждения мозга

Варианты психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому аномалия Чем вызвана Пример нарушения Недоразвитие Отставание в развитии олигофрения Задержанное развитие ЗПР конституциональная Соматогенная Психогенная Цереброорганическая Поврежденное развитие Поломка в развитии Органические деменции Дефицитарное развитие Нарушения слуха, зрения, двигательной сферы Искаженное развитие Асинхрония развития РДА Дисгармоничное развитие психопатии

Многоосевая классификация психических и поведенческих расстройств DSM-IV. 1 ось: клинические расстройства, другие расстройства, которые могут стать объектом клинического внимания. 2 ось: расстройства личности; ЗПР (умственная отсталость). 3 ось общие медицинские состояния. 4 ось психосоциальные проблемы и проблемы окружения. 5 ось общая оценка функционирования.

Пример Ось 1: тяжелое депрессивное расстройство; расстройство чтения Ось 2: отсутствие диагноза Ось 3: гипотиреоз Ось 4: проблемные отношения родитель- ребенок (заброшенный ребенок) Ось 5:GAF=35

Мультимодальный подход Д. Оудсхорна. 1 уровень Проблемы с внешним социальным окружением 2 уровень Проблемы в семейной системе. 3 уровень Индивидуальные трудности и проблемы. 4 уровень Психодинамика. 5 уровень Регуляторные механизмы. 6 уровень Механизмы нейрофизиологической регуляции.

Организация диагностической процедуры и её зависимость от возраста ребенка. Этап сбора предварительной информации. Этап экспериментально- психологического обследования. Аналитический этап. Заключительный этап.

Схема составления анамнеза Анкетные данные и основные сведения о семье. Особенности перинатального периода развития ребенка. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Особенности воспитания. Развитие в младенчестве и раннем детстве (до 3 лет). Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. Развитие в подростковом возрасте. Важные моменты в истории ребенка с точки зрения родителей.

Сравнение тестовых и клинических методик тестовые клинические Суть методики Заочное сравнение результатов обследуемого ребенка с результатами, полученными на выборке испытуемых, с помощью которого проводилась стандартизация теста и были получены нормы. Качественный анализ ответов и действий ребенка. Учет характера и причин ошибок испытуемого, возможность их устранения. Позиция исследователя Жестка. Эмоционально отстраненная. нейтральная Гибкая, активная. Главный принцип - взаимодействие с ребенком. инструкции Нельзя менять инструкции, материалы. Время для решения, вносить в стандартную процедуру изменения. Должно быть все единообразно. Допускается изменение инструкций – их пояснение, уточнение, помощь, с целью оценки обучаемости ребенка, способности к переносу усвоенного элемента на аналогичные задачи. Отказ от ограничений о времени

Сравнение тестовых и клинических методик Поведение исследователя Нельзя учить. Критиковать, усиленно хвалить. Можно похвалить за старание, но не за ответ. Ребенок не должен иметь представления о допущенных ошибках Ободрение, критика – важнейшие приемы получения информации о критичности ребенка к ошибкам и особенностях мотивации, самооценки. Позволяет обнаружить эмоциональную устойчивость Отношение к состоянию испытуемого Обследование проводится, только при хорошем самочувствии, при отсутствии утомления и волнений Учитывается особенности состояния ребенка, его настроение Присутствие взрослых (родителей) Взрослых не должно быть. Если присутствуют, то не должны вмешиваться и реагировать на ответы ребенка Допускается присутствие взрослых. Можно посмотреть пробы на совместную деятельность