ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ И ИХ АНАЛИЗ УРОК- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные этапы урока. Наименование Цель урока Ход урока Отдельные этапы урока Подведение итогов Домашнее задание.
Advertisements

«Внедрение технологии сотрудничества в практику преподавания английского языка в основной школе в рамках личностно-ориентированного обучения.» Выполнил.
Урок в современной школе Типология, структура, планирование.
Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района Структура и типология современного урока.
Урок - клеточка педагогического процесса. В нем, как солнце в капле воды, отражаются все его стороны. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется.
Интегрированный урок. Понятие « Интеграция» Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале.
Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот: Сорвешь цветок, А где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет… Л. Куклин.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Системно-деятельностныйподход Учитель Ученик планирует организует контролирует организует корректирует контролирует корректирует анализирует.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Требования к современному уроку в условиях внедрения ФГОС Урок - это удивление, удовольствие, усилие, успех.
Типы и структура урока в условиях перехода на ФГОС второго поколения. Выполнила: Веселова Е.Н. учитель начальных классов МБОУ Устанской СОШ.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Организация учебного занятия в системе дополнительного образования детей Максимова О.А., старший методист ГБОУ ДОД «На 9-ой линии»
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
«…современный урок должен стать уроком творческой дружбы учителя и ученика.» (Куманев А.А.). Примерная структура каждого типа урока по ФГОС.
«Системно – деятельностный подход: обучение как средство формирования УУД и личностных качеств учащихся» «Мои ученики будут узнавать новое не от меня,
Транксрипт:

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ И ИХ АНАЛИЗ УРОК- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В.А.Сухомлинский Федорцова Наталья Ивановна, учитель математики, Приморский край. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 43 г. ВЛАДИВОСТОКА»

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ : – мысленно предполагаемый конечный результат,ожидаемый от, определенным образом, направленной взаимосвязанной педагогической деятельности ученика по усвоению различных сторон общественно- исторического опыта человечества: знания и умения, наука, мораль, труд, литература, искусство, общая и физическая культура. Общая цель выдвигается обществом в соответствии с развитием уровня науки, техники, а также- производительных сил и производственных отношений

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ : - усвоение общеобразовательных политехнических,специальных знаний, умений и навыков ( всех видов, качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности, нравственных отношений и научного мировоззрения

МЕТОДОЛОГИЯ - это система теоретических знаний, исполняющих роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа явлений объективной действительности, указывающих общие пути познания. Подходы рассмотрения методологических основ процесса обучения Психологический. Его истоки- психологические взгляды Л.С.Выгодского о двух уровнях развития ученика ( уровень актуального развития, зона ближайшего развития); Гносеологический. В его основе лежит логика теории познания объективной реальности, поскольку познание школьника, как правило, опирается на живые впечатления, наблюдения, т.е. базируется на ощущениях, которые формируют восприятия, затем- представления. Это простая форма чувственно-образного познания. Являющаяся основой абстрактивно- логического способа познания с его формами: понятия, суждения, умозаключения.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ : Образовательная функция –это вооружение учащихся системой научных знаний всех видов, качеств трех уровней, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков всех видов трех уровней, зафиксированных в программах;

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ : Воспитательная функция –это организация овладения учащимися опытом эмоционально- ценностного отношения к миру, действительности, формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных, трудовых, этических, эстетических представлений и взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, духовной и физической культуры;

ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИЙ ОБУЧЕНИЯ Развивающая функция –это целенаправленное развитие познавательных сил и способностей учащихся, их психических свойств, мотивов, учения, познавательных интересов, интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями.

ЭТАПЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ : Предъявление в разной форме учащимся информации о предмете усвоения; Воспроизведение этой информации; Применение знаний; Поиск новых способов использования знаний при решении творческих задач.

Общепедагогические условия развивающего обучения : Наличие высококвалифицированного и творчески работающего учителя; Высокий уровень обученности и подготовленности учащихся; Хорошее материальное обеспечение учебного процесса; Научная организация педагогического труда, труда ученика; Соблюдение благоприятного психологического микроклимата; Система работы по развитию умственных и познавательных способностей учащихся.

ОСНОВНЫЕ ЗВЕНЬЯ (ЭТАПЫ) СОВРЕМЕННОГО УРОКА : –организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней ( психологической) готовностью учащихся к уроку; –проверка домашнего задания; –проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме; –постановка цели занятия перед учащимися; –организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний; –первичная проверка понимания; –организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении ( в том числе смена вариантов) по образцу; –творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений; –обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; –контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; –домашнее задание к следующему уроку; –подведение итогов урока.

МНОГООБРАЗИЕ СТРУКТУР УРОКА Структура урока – это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действительность.

: СТРУКТУРА УРОКА «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ : первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; указание на то, что учащиеся должны запомнить; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; сообщение либо актуализация техники запоминания ( работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.) первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; контроль результатов первичного запоминания; регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.

СТРУКТУРА УРОКА РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ : : организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; изложение содержания контрольной или проверочной работы ( задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

СТРУКТУРА КОМБИНИРОВАННОГО УРОКА (он, как правило,имеет две или несколько дидактических целей) : организация начала урока; проверка домашнего задания, постановки цели урока; подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений; изучение нового материала, в том числе и объяснение; закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым; обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными; подведение итогов и результатов урока; задание на дом; подготовка (предварительная работа), необходимая для изучения новой темы ( не всегда).

СТРУКТУРА УРОКА РЕФЛЕКСИЯ: организация начала урока; постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее дом./задание; подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; задание на дом.

Структура урока общеметодологической направленности: сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; проверка выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом ( если это необходимо).

СТРУКТУРА УРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ЗУН организация начала урока ( психологический настрой учащихся); сообщение темы урока и его задач; изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; формирование, закрепление первичных знаний и применение их в стандартных ситуациях – по аналогии; упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; упражнение по отработке навыков; домашнее задание; итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.

СТРУКТУРА ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩЕГО УРОКА организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; выполнение учащимися индивидуального и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих обобщенные умения, формирующих обобщенно понятийные знания, на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом ( не всегда).

ТИПОЛОГИЯ УРОКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Классические типы Нетрадиционные формы Уроки открытия нового Урок рефлексия Урок общеметодологической направленности Уроки развивающего контроля Тренировочный урок Урок самостоятельной работы Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно- обобщающий урок Урок фантазирования Урок-соревнование Урок открытых мыслей Урок-диспут Урок-зачет Урок-спектакль Урок-конференция Интегрированный урок Урок-игра Урок-сказка Урок взаимного обучения Урок – КВН Урок-путешествие Аукцион знаний

Интегрированный урок Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения. Более точно и объёмно дано определение интеграции в работе Кульневича С. В., Лакоценина Т.Т. «Анализ современного урока»: «Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области». Есть три уровня интеграции: внутрипредметная – интеграция понятий внутри отдельных учебных предметов; межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин, что и должен использовать педагог при подготовке интегрированного урока; транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования. И.Г. Песталоцци утверждал, что процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий. Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.

интегрированного урока некоторые задачи интегрированного урока повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач. На интегрированных уроках дети работают легко и с интересом усваивают обширный по объему материал. Важно и то, что приобретаемые знания и навыки не только применяются школьниками в их практической деятельности в стандартных учебных ситуациях, но и дают выход для проявления творчества, для проявления интеллектуальных способностей. Учителя, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть. Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем. Они необязательно должны быть идентичны, главное – выявить общие направления данных тем и обозначить цель будущего интегрированного урока. При этом нужно не забывать, что цель урока должна быть направлена на более глубокое изучение материала и практическое подкрепление теоретических знаний, что необходимо для лучшего усвоения материала. Во-вторых, если урок готовиться 2 учителями, при составлении конспекта урока следует четко распределить количество времени, отводимое каждому педагогу и строго придерживаться данного регламента. Особенно это правило необходимо соблюдать, когда педагоги делают первые попытки проведения интегрированных уроков, не имея достаточного опыта совместного сотрудничества. Неопытные педагоги очень легко увлекаются, забывая, что при проведении данного типа урока количество времени, отводимое каждому из учителей, сокращается вдвое, и зачастую не успевают уложиться в рамки одного урока.

интегрированного урока некоторые задачи интегрированного урока В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока; продумать формы организации практической работы обучающихся и расставить соответственно столы; заранее разложить на столах необходимый раздаточный и рабочий материал. Все это необходимо для более рационального использования времени, отведенного на урок. В-четвертых, не стоит забывать, что проведение интегрированных уроков требует от педагогов серьёзной тщательной подготовки к уроку. Учителя должны строго соблюдать регламент урока, тщательно продумывать формы и методы работы на таких уроках. Такие уроки больше похожи на театральную постановку, а следовательно, требуют от учителя умения импровизировать. Что же касается количества интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Всё зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки детей впечатлениями и не был безладной мозаикой отдельных картин. Пока не созданы в достаточном количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала – нелёгкая задача для учителя.

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей Цели (для педагогов): - изучение предметов на четвертом уровне системности знаний (Ю.А.Самарин); - развитие сотрудничества педагогов; - формирование у учащихся убеждения в связности предметов, в целостности мира. Бинарные уроки – одна из форм реализации межпредметных связей и интеграции предметов. Это нетрадиционный вид урока. Урок по теме ведут два или несколько педагогов предметников. Бинарный урок по своей природе является одной из форм проекта. Обычно это межпредметный внутренний краткосрочный или средней продолжительности проект. Такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике. В настоящее время большое внимание уделяется задачам формирования коммуникативной компетенции учащихся. «Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию недостаточно насытить урок условно- коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно представить учащимся возможность мыслить, решать проблемы, рассуждать над путями решения этих проблем, с тем, чтобы дети акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции – формирования и форму-лирования этих мыслей» (Е.С. Полат).

Информационные ресурсы edagogike_dlja_pedagogov/p57.phphttp:// edagogike_dlja_pedagogov/p57. php kanarzhevskomu.htmlhttp://xreferat.ru/71/ tipologiya-urokov-po- kanarzhevskomu.html z7C8Y4SoUIA_rUwZIo8-2Cjgs/edithttps://docs.google.com/document/d/10xOj6hq3y6Z6fahmM- z7C8Y4SoUIA_rUwZIo8-2Cjgs/edit