Тема 5. Международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Подготовила ученица 11 класса Остроухова Ольга.
Advertisements

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования Российский государственный социальный университет Экономический факультет.
Международные валютно- кредитные и финансовые организации располагают большими полномочиями и ресурсами и призваны регулировать международные экономические.
Деньги, кредит, банки Кафедра «Финансы и налоги» Бондаренко Татьяна Николаевна.
Международный валютный фонд. МВФ Международный валютный фонд - межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному.
МВФ Содержание Образование МВФ Официальные цели Структура органов управления Основные механизмы кредитования Критика действий МВФ.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТЕМА: Группа Всемирного банка World Bank Group Выполнила: студентка 4 курса группа р Умарова М.
Международный валютный фонд Выполнил: студент группы 12 ИПТФК 2 Никитина В.В. Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего.
Взаимоотношения России с Парижским и Лондонским клубами кредиторов.
МВФ (Международный Валютный Фонд) Автор: Герасимова Мария, 11 «Э» класс Учитель: Кургузов В.А., география.
Международный кредит 1. Понятие международного кредита 2. Функции международного кредита 3. Формы международного кредита 4. Валютно-финансовые условия.
Мировой финансовый рынок совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Идея МБРР была сформулирована на конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в 1944 году.Идея МБРР.
ВЫПУСК ДОЛГОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОРУМ 7-8 ДЕКАБРЯ 2004 г. г. МОСКВА.
Банковская система,ее структура и функции Презентацию подготовила: Чудакова Кристина 11 «А» класс.
Парижский клуб кредиторов- это важнейшее неформальное финансовое объединение лидеров мировой экономики. Парижский клуб более влиятелен, чем Лондонский,
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Тема: «Функции центрального банка РФ» Подготовила студентка Группы М-21 Строкова Анастасия Москва 2011.
Транксрипт:

Тема 5. Международные валютно-кредитные и финансовые организации

ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Общая характеристика международных финансовых институтов. 2. Международный валютный фонд. 3. Группа Всемирного банка. 4. Глобальные и региональные международные финансовые организации. 5. Неформальные международные организации. 6. Россия в системе глобальных международных финансовых отношений. Создание финансового центра в Москве.

1. Общая характеристика международных финансовых институтов.

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИУТОВ усиление взаимозависимости между государствами, которая проявляется в новых формах соперничества в сферах экономики, политики, культуры; развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в т.ч. финансовых отношений; необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота; проведение общей политики макроэкономической перестройки, вызванной воздействием коренных изменений в структуре мировой экономики, ускоренным развитием рынков капитала и их тенденцией к интеграции.

ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИУТОВ изучение и принятие мер по наиболее важным проблемам международных финансов и мировой экономики; осуществление межгосударственного финансового и валютно-кредитного регулирования; совместная разработка и координация стратегии и тактики мировой валютно-кредитной и финансовой политики; обеспечение стабилизации валют; устранение торговых барьеров и содействие широкому товарообмену между государствами; изыскание дополнительных ресурсов к частному капиталов для технологического и экономического прогресса.

ТИПЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИУТОВ 1)организации, регулирующие противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование финансово-валютных отношений; 2)механизмы налаживания сотрудничества между странами, разбирательства и вынесения решений по международным спорам; 3)организации, обеспечивающие сбор, изучение и анализ информации по актуальным финансовым и валютно-кредитным проблемам, выработку рекомендаций по их устранению.

2. Международный валютный фонд.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МВФ (International Monetary Fund, IMF) – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

СОЗДАНИЕ МВФ МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1-22 июля 1944 г.) в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которое исполняет роль его Устава и вступило в силу 27 декабря 1945 г. Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 г.

ЦЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МВФ поощрение сотрудничества в области валютной политики; содействие сбалансированному росту мировой торговли; поддержание стабильности валют и упорядочение валютных отношений между государствами, а также воспрепятствование девальвации валют из соображений конкуренции; участие в создании многосторонней системы платежей, а также устранение ограничений на трансферт валюты; предоставление средств для ликвидации несбалансированности платежных балансов стран-членов.

SDR (СПЗ) – – Special Drawing Rights СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРАВА ЗАИМСТВОВАНИЯ Международная счетная валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, установления валютного паритета и курса, как международное платежное и резервное средство. Стоимость SDR определяется на основе средней стоимости 4 основных валют мира (до 1 января 1981 г. 16 валют). Определение удельного веса каждой валюты производится с учетом доли страны в международной торговле, но для доллара США принимается во внимание его удельный вес в международных расчетах. SDR считаются частью резервных активов стран. Например, их можно продать другим странам за конвертируемую валюту для покрытия своих нужд.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОБЪЕМА SDR В ПЕРИОД КРИЗИСА Весной 2009 г. МВФ выпустил по просьбе "большой двадцатки" SDR на 250 миллиардов долларов, чтобы ослабить нагрузку мирового экономического кризиса. 161,2 млрд. SDR, что эквивалентно 250 млрд. долл., распределены среди 186 государств - членов МВФ. Так, если Доминиканская республика получила около 11 млн. долл., то Китаю было выделено порядка 10,5 млрд. долл. В результате операции сумма распределения SDR каждой страны увеличивается приблизительно на 74% ее квоты, а общая сумма распределения SDR стран-членов МВФ возрастет от 33 млрд. долл. (21,4 млрд. SDR) до суммы эквивалентной 283 млрд. долл. Россия получила 5 млрд. 671,8 млн. SDR в рамках указанной программы.

СОВЕТ УПРАВЛЯЮЩИХ Высшим руководящим органом является Совет управляющих, в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Каждый член МВФ имеет в совете 250 голосов плюс 1 голос на каждые 100 тысяч долларов квоты страны, что обеспечивает решающее большинство голосов экономически развитым странам. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны-кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400 тыс. долларов США займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран-должников. В Совете управляющих существует практика принятия ключевых решений квалифицированным большинством в 85% голосов. Американский пакет в 17% - блокирующий.

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СОВЕТ Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету, т.е. Директорату, который несет ответственность за ведение дел Фонда и работает в его штаб- квартире в Вашингтоне. Исполнительный совет ведет повседневные дела Фонда. Он состоит из 24 исполнительных директоров. Пять из них назначаются странами с наибольшими вкладами (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания). Его председателем является Директор-распорядитель – ныне Доминик Стросс-Кан. Он возглавляет административный аппарат Фонда и ведает текущими делами. По традиции директор- распорядитель должен быть европейцем или (по крайней мере) не­американцем. От России управляющим в МВФ является заместитель Председателя Правительства РФ - Министр финансов России А.Л. Кудрин.

КАПИТАЛ МВФ Образуется за счет взносов государств - членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд. долл. Ныне (2010 г.) в МВФ 187 стран, а по состоянию на конец августа 2009 г., общая квота составляла 217,4 млрд. SDR (около $ 325 млрд). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США - 1/5), 1/3 - развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. США сделали наибольший взнос в МВФ, составляющий около 17% от общей суммы квот (более 35 млрд. долл.); государство Палау, вступившее в МВФ в декабре 1997 г., имеет наименьшую квоту и внесло около 3,8 млн. долл. Доля РФ – 2,49%

КАПИТАЛ МВФ – МЕТОДИКА В Уставе не приводятся методы определения квот членов МВФ. С самого начала размеры квот связывались, с такими экономическими факторами, как национальный доход и объем внешней торговли и платежей. В рамках Девятого общего пересмотра квот ( гг.) был использован набор из пяти формул, в результате чего были получены "расчетные квоты", которые служат общей мерой относительного положения стран-членов МВФ в мировой экономике. В этих формулах используются экономические данные по валовому внутреннему продукту (ВВП) государства, текущим операциям, колебаниям текущих поступлений и государственным резервам. До 1978 г. 25% квоты оплачивались золотом, в настоящее время резервными активами (SDR или свободно используемые валюты); 75% суммы подписки национальной валютой, обычно предоставляемой Фонду в форме простых векселей.

КАПИТАЛ МВФ – ЗАЕМНЫЕ СРЕДСТВА Устав МВФ предусматривает, что в дополнение Фонд имеет возможность использовать также заемные средства в любой валюте и из любого источника, т.е. занимать их как у официальных органов, так и на частном рынке ссудных капиталов. В 2009 г. МВФ получил кредит у Японии 100 млрд. долл., имея до того всего 143 млрд. долл. свободных средств. В 2009 г. МВФ выпустил облигации на 500 млрд.долл., чтобы довести капитал до 750 млрд. Приобрели: КНР на 50 млрд., Бразилия и РФ – по 10 млрд. Всего разошлось на 170 млрд.

КРЕДИТЫ МВФ – ОПРЕДЕЛЕНИЕ МВФ предоставляет странам-членам краткосрочные (до 1 года) и среднесрочные (до 3-5 лет) кредиты из расчёта в среднем 2-3,5 % годовых. Кредиты предоставляются в форме купли- продажи национальной валюты данной страны на эквивалент национальной валюты других стран-членов. Погашение ссуды производится обратным путем - посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую.

КРЕДИТЫ МВФ – ВИДЫ 1.Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее фонду. Этот кредит в сумме не должен превышать 200% квоты. 2.Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения фондом валютно- экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер. Общий объем – 450% квоты.

КРЕДИТЫ СТЭНД-БАЙ В рамках соглашения «стенд-бай» страна-член МВФ имеет право автоматически приобрести у МВФ иностранную валюту в пределах заранее оговоренного срока и согласованной суммы. По истечении срока соглашения неиспользованная сумма кредита возвращается в Фонд. На долю кредита «стенд-бай» приходится около половины всех кредитных операций МВФ.

МВФ В ПЕРИОД КРИЗИСА Пересмотр размеров квот и количества голосов. Увеличение объема капиталов МВФ Расширение объемов кредитования.

3. Группа Всемирного банка.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ. СОСТАВ ВБ Всемирный банк представляет собой сложное международное образование, под эгидой ООН. Группа учреждений Всемирного банка основанная в 1944 году, включает: 1. Международный банк реконструкции и развития (МБРР); 2. Международная финансовая корпорация (МФК); 3. Международная ассоциация развития (МАР); 4. Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ). Общая цель этих учреждений – содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВБ 1. Координация движения капитала в мировом масштабе. 2. Устранение политических и экономических различий между развитыми и развивающимися странами. 3. Стабилизация мировой экономики. 4. Работа в качестве ведущего интеллектуального центра.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ Учрежден в 1945 г. Основные задачи: содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели; поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и иных инвестициях частных инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли; поддержание сбалансированного платежного баланса путем международных инвестиций в развитие производства.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ МБРР Совет управляющих. Каждое государство-член ВБ представлено в Совете одним управляющим. Каждый обладает количеством голосов, пропорциональным доле вклада в капитал Банка. В полномочия Совета входит право на прием новых членов, право на увеличение или сокращение размера акционерного капитала и на временное приостановление членства страны в Банке. Совет директоров-исполнителей отвечает за осуществление основной оперативной деятельности (политика Банка, предложения о займах и кредитах, аудиторская проверка счетов, административные бюджеты, ежегодные доклады о политике и операциях Банка). Повседневной работой занимаются 24 исполнительных директора. Комитет по развитию совместный министерский комитет Советов управляющих ВБ и МВФ по вопросам передачи реальных ресурсов развивающимся странам. Рассматривает такие вопросы, как сокращение нищеты, развитие частного сектора, воздействие политики промышленно развитых стран на развивающиеся страны, сокращение задолженности. Президент Банка, кандидатура на пост которого (по традиции) выдвигается исполнительным директором, представляющим США.

КАПИТАЛ МБРР Уставный капитал МБРР, образуемый путем подписки стран-членов на его акции, первоначально не превышал 10 млрд. долларов США. Ныне капитал превышает 400 млрд.долл. (подписка+привлеченные по облигациям средства). Квота страны-члена в МБРР соответствует квоте в МВФ. Голоса распределены пропорционально количеству акций, которыми владеет страна. Доля США =17%, РФ = около 2,8%. КНР (2010 г.) = 4,42%, 3 доля после США и Японии.

КРЕДИТЫ МБРР МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран - членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. Наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ РАЗВИТИЯ (МАР) МАР была учреждена в 1960 г. как дочерняя организация МБРР, но обладает статусом специализированного учреждения ООН. В основном она преследует те же цели, что и МБРР. МАР предоставляет беспроцентные займы беднейшим странам (в отдельных случаях - на срок до 50 лет) как в свободно конвертируемой валюте, так и в неконвертируемой. Их погашение предусматривается начинать через 10 лет. Причём в последующие 10 лет из расчёта по 1 % в год, а в остальные 30 лет по 3 %.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФИНАНСОВАЯ КОРПОРАЦИЯ Создана в 1956 г. Основные цели: оказание помощи в финансировании частных предприятий, которые могут содействовать развитию путем осуществления капиталовложений без гарантий возмещения со стороны правительств сочетание возможности инвестиций местного и внешнего капитала с передовыми методами управления, стимулирование потока частных инвестиций. Кредиты выдаются на срок до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта. Таким образом, МФК содействует дополнительному финансированию проектов, создаваемых частным сектором.

МНОГОСТОРОННЕЕ АГЕНСТВО ПО ИНВЕСТИЦИОННЫМ ГАРАНТИЯМ (МАИГ) Создано в 1988 г. Основная цель: поощрение иностранных капиталовложений на производственные цели, особенно в развивающихся странах. Достигается посредством предоставления гарантий, включая страхование и перестрахование коммерческих рисков на иностранные инвестиции. К таким рискам отнесли: запрет на вывоз валюты, национализацию и аналогичные меры, нарушение контракта, войну, революцию, внутриполитические беспорядки. Отношения инвестора с Агентством оформляются контрактом. Последний обязывает инвестора ежегодно выплачивать страховой взнос, определяемый как процент от суммы страховой гарантии. Со своей стороны, Агентство обязывается выплачивать определенную страховую сумму в зависимости от величины убытков. При этом к Агентству переходят претензии к соответствующему государству, таким образом спор трансформируется в международно- правовой.

4. Глобальные и региональные международные финансовые организации.

БАНК МЕЖДУНАРОДНЫХ РАСЧЕТОВ Банк международных расчетов (БМР; Bank for International Settlements) был создан в 1930 г. в Базеле центральными банками Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии, тремя частными банками США и японскими частными банками. Он является старейшей международной организацией в области международного валютно-финансового сотрудничества. С одной стороны, юридически БМР имеет структуру акционерной компании, а с другой он учрежден как международная организация, деятельность которой регулируется международным правом.

ЦЕЛИ БМР содействие сотрудничеству между центральными банками; обеспечение благоприятных условий для международных финансовых операций; выполнение роли доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих членов.

СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ БМР 1. Общее собрание состоящее из представителей центральных банков. Голоса распределяются пропорционально числу акций, которые были выделены каждой стране по подписке. 2. Совет директоров, в состав которого входят 8 управляющих центральными банками Англии, ФРГ, Франции, Бельгии, Италии, Швейцарии, Швеции и Нидерландов и 5 представителей финансово- промышленных кругов. 3. Президент Банка отвечает за реализацию решений, принятых Советом директоров, и контролирует деятельность Администрации. 4. В состав Администрации входят генеральный директор, его заместитель, генеральный секретарь, директоры, управляющие различными департаментами.

КАПИТАЛ БМР Установленный акционерный капитал в 1,5 млрд. золотых франков разделен на 600 тыс. акций. 84% акционерного капитала удерживаются центральными банками. 16 % владеют частные акционеры. Частные акционеры не могут осуществлять трансферт акций без согласия центрального банка и самого БМР и не имеют права голоса или представительства на общих собраниях.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БМР 1. Форум для международного валютного сотрудничества; 2. Центр валютно-экономических исследований в целях анализа функционирования международных финансовых рынков и согласования валютной политики государств для наиболее эффективного выполнения своих функций центральными банками; 3. Кредитно-банковские операции: а) депозитно-ссудные операции с центральными банками; б) прием правительственных вкладов по особым соглашениям; в) операции с валютой и ценными бумагами (кроме акций); г) инвестиционные услуги для центральных банков; д) краткосрочное финансирование центральных банков. 4. Функции агента и доверенного лица центральных банков в осуществлении операций на мировых рынках (валют, кредитов, ценных бумаг, золота) и операций, связанных с кредитами и займами ЕС.

ЕВРОПЕЙСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ (ЕБРР) Учрежден в 1991 г. с целью оказания содействия странам Центральной и Восточной Европы и СНГ в становлении рыночной экономики. Банк предоставляет прямое финансирование деятельности частного сектора, структурной перестройки и приватизации, и финансирование инфраструктуры, поддерживающей такую деятельность. В состав входят (на сентябрь 2010 г.) 63 члена (61 стран, Европейское сообщество и Европейский инвестиционный банк).

СТРУКУТРА УПРАВЛЕНИЯ ЕБРР 1. Совет управляющих, в котором каждый член ЕБРР представлен одним управляющим и одним его заместителем, является высшим органом, определяющим основные направления деятельности Банка. 2. Президент ЕБРР избирается на четыре года Советом управляющих простым большинством голосов. Президент руководит текущими делами согласно указаниям Директората. Ныне – Томас Мироу. 3. Совет директоров главный исполнительный орган. В его ведении находятся текущие вопросы работы Банка. 4. Консультативный совет по вопросам окружающей среды состоит из экспертов-экологов и консультантов по вопросам экологической политики и стратегии.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕБРР 1. Крупные инвестиции или инфраструктурные проекты (как частные, так и с участием местных властей) финансируется Банком напрямую, зачастую совместно с партнерами. Небольшие инвестиции производятся через финансовых посредников: местные банки или инвестиционные фонды. 2. Ключевой особенностью ЕБРР, отличающей его от других организаций, является поддержка им частного сектора, что составляет суть Устава, согласно которому не менее 60% финансирования Банка должно направляться в частный сектор. 3. Банк стремится помогать в первую очередь компаниям, испытывающим трудности с получением финансирования из других источников. Он делает особый упор на мелкие и средние предприятия, которые играют исключительно важную роль в развитии частного сектора. Ныне – 29 стран.

5. Неформальные международные организации.

ПАРИЖСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ Создан в 1956 г., 19 стран. Основное назначение – поиск способов списания и реструктуризации долгов. Члены клуба считают бесперспективным истребовать всю сумму задолженности с развивающихся стран. Максимальный размер списания – до 80%, требуется быть бедным и активно проводить реформы.

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПАРИЖСКОГО КЛУБА 1. Наличие непосредственной угрозы прекращения платежей. 2. Обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику. Первые два принципа это условия, которые страна- должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. 3. Равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

ЛОНДОНСКИЙ КЛУБ КРЕДИТОРОВ Создан в 1976 г. Неофициальная организация зарубежных коммерческих банков и финансовых институтов, созданная ими для ведения переговоров со странами-должниками, столкнувшимися с серьезными проблемами обслуживания и погашения своих соответствующих обязательств по внешнему долгу. В отличие от Парижского, Лондонский Клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования.

6. Россия в системе глобальных международных финансовых отношений. Создание финансового центра в Москве.

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РФ Объем отечественного рынка госбумаг на начало 2009 г. составлял немногим более 50 млрд долл. (3 % ВВП), объем рынка корпоративных облигаций около 60 млрд долл. (4% ВВП). Ограниченная емкость отечественного фондового рынка, особенно его долгового сегмента, приводит к острому дефициту рублевых инструментов, в которые нерезиденты могли бы вложить свои капиталы, выбрав рубль в качестве валюты инвестиций. Отношение банковских активов к ВВП, составляющее в России около 60 %, также значительно ниже, чем у других крупных экономических держав.

ПОТЕНЦИАЛ МОСКВЫ На Москву приходится свыше 80% финансовых потоков страны и более половины российского банковского капитала. В Москве расположено почти 90% штаб-квартир работающих в РФ зарубежных банков и международных финансовых организаций, сосредоточена практически вся биржевая торговля ценными бумагами. Город является крупнейшим торговым центром на территории Российской Федерации, обеспечивающим 40% оборота оптовой торговли, около 19% оборота розничной торговли, 14% внешнеторгового оборота, оказывает 23% общего объема платных услуг населению России. Доля Москвы в общем объеме российских инвестиций в основной капитал составляет 11%.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МФЦ МФЦ - центр сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих: международные валютные, кредитные и финансовые операции, сделки с ценными бумагами, сделки с драгоценными металлами, сделки с деривативами.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МФЦ Информационно-аналитическая (проведение междисциплинарных исследований, подготовку индексов и рейтингов (Moodys, Standard and Poors). Организационно-управленческая (юридические, консалтинговые, аудиторские фирмы McKinsey, Ernst and Young Global Limited, Deloitte Touche Tohmatsu). Банковская деятельность. Биржевая деятельность. Решение глобальных проблем (например, международной задолженности).

НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ МФЦ В РФ привлечение в российскую экономику существенных дополнительных финансовых ресурсов (как зарубежных, так и внутренних); расширение возможностей для осуществления индивидуальных сбережений граждан; повышение эффективности размещения средств институциональных инвесторов, в том числе пенсионных фондов и инвестиционных фондов, а также суверенных фондов; формирование цен на российские активы и осуществление расчетов с иностранными контрагентами в рублях; углубление экономической интеграции стран СНГ и Восточной Европы; повышение роли России в выработке глобальных правил регулирования финансовых рынков; превращение российского финансового сектора в отрасль экономики, конкурентоспособную в мировом масштабе, экспортирующую услуги и вносящую существенный вклад в увеличение ВВП.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ ПО СОЗДАНИЮ МФЦ В РФ в гг. Образование Международного консультативного совета. Изменения в законодательстве о консолидированной финансовой отчетности, о регулировании деятельности аффилированных лиц, о центральном депозитарии и о национальной платежной системе. Создание и укрепление рублевой зоны биржевой торговли. Вовлечение регионов в создание МФЦ.