Интерактивная модель обучения Анохина В.М., «Среднее образование», 2 курс.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Современные образовательные технологии « Интерактивные методы обучения» учитель истории МООУ Санаторно-лесная школа Новосельцева Н.Л. Представление педагогического.
Advertisements

Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
Соединение традиционных и интерактивных технологий на уроках трудового обучения Учитель трудового обучения Трибухина Е.А.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Климова Ирина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 9»
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики.
" Применение интерактивных методов обучения на уроках истории» " Применение интерактивных методов обучения на уроках истории»
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Урок – творческий отчет. Цель: практическое применение знаний по теме или разделу; формирование исследовательских навыков учащихся. Подготовительный этап:
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Модель компетентностного подхода в образовании. Компетентностный подход-это попытка построить образовательный процесс, обеспечивающий становление у обучающихся.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
Транксрипт:

Интерактивная модель обучения Анохина В.М., «Среднее образование», 2 курс

Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.

O Пассивная модель обучения Слушает Смотрит Основные методы: - лекция - чтение - опрос S

Активная модель обучения ДИАЛОГ Основные методы: -творческие задания - вопросы от учителя к ученику - вопросы от ученика к учителю S S

Интерактивная модель обучения Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. S S

Цель интерактивного обучения создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания Задачи интерактивного обучения коммуникативная информационная развитие общих учебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.) воспитательная релаксация (снятие нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности)

«Три кита» интерактивных методов обучения (основные компоненты) Работа в малой группе Дискуссия

К истории вопроса 1920-е годы Проектный метод Лабораторно-бригадный метод Производственные экскурсии Практики 1960-е годы Сухомлинский В. А е годы Шаталов В.Ф. Амонашвили Ш.А. Лысенкова С.Н.

«Пирамида обучения» (1980 г., США)

Таксономия Б.Блума Американский педагог и психолог Бенджамин Блум - автор известной «Таксономии учебных целей». Эта система для алгоритмизации работы педагога была изложена в его книгах «Стабильность и Изменение человеческих характеристик» «Классификация образовательных целей». Таксономия – систематизация объектов по определенным критериям с целью создания определенной последовательности (иерархии)

Пассивные методы Интерактивные методы

Пирамида Б. Блума

Кубик Б. Блума Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Почему Объясни Назови Предложи Придумай Поделись Возможны два режима использования данного приёма: Учитель задаёт соответствующие вопросы. Ученики формулируют вопросы.

Назови… - соответствует уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний. Объясни… - ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. Почему… - соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Предложи…, Придумай…,Поделись… - направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Банальная зубрёжка не поможет ученику результативно усвоить учебный материал !

Плюсы и минусы различных методов обучения Критерий оценивания Пассивные методы Интерактивные методы 1. Объем информации За короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации Небольшой объем информации требует значительного времени 2. Глубина изучения (по Блуму) Как правило, ориентированы на уровень знания и понимания Обучающиеся осваивают все уровни познания 3. Процент усвоения (согласно «Пирамиде обучения») Как правило, невысокий Как правило, высокий 4. Контроль над процессом обучения Преподаватель хорошо контролирует объем и глубину преподавания, время и ход обучения. Результаты работы обучающихся предсказуемы Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения. Результаты работы обучающихся менее предсказуемы 5. Роль личности педагога Личные качества педагога часто остаются в тени, он выступает как «источник» знания Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер, организатор обучения 6. Роль обучающихся Пассивная; обучающиеся не принимают важных решений по поводу процесса обучения и в его ходе Активная; обучающиеся принимают важные решения по поводу процессу обучения и в его ходе 7. Источник мотивации обучения Часто внешний (оценки, педагог, родители, общество) Как правило, внутренний (интерес самого обучающегося)

Основные интерактивные подходы 1. Творческие задания 2. Работа в малых группах 3. Обучающие игры Ролевые игры и имитации Деловые игры и моделирование Образовательные игры 4. Использование общественных ресурсов Приглашение специалиста Экскурсии 5. Социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения Социальные проекты Соревнования Радио и газеты Фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки

Игра на уроках истории активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы Игра Ролевая (ретроспективная) Деловая

Ролевая игра ситуация, в которой участник берет нехарактерную для него роль, поступает непривычным образом Возможность представить себя в различных ситуациях, смоделировать свое поведение в зависимости от взятой на себя роли. Компоненты ролевой игры : Моделирование - формирование эффективного способа поведения каждого участника группы в конкретной разыгрываемой им ситуации. Инструктаж - вмешательство ведущего (учителя), который помогает участникам группы советами, обратной связью, поддержкой поиска оптимального выхода из трудной ситуации. Подкрепление - поощрение, стимулирующее правильное поведение участников группы в разыгрываемой ситуации.

Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события 1) игра-обсуждение – воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией (диспуты, симпозиумы ученых, «круглые столы», телемосты и др.) 2) игра-исследование – воображаемая ситуация современности, изучающей прошлое, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, проводит расследование и т.п.

Характерные признаки Наличие модели социально-экономической системы. Наличие и распределение ролей. Различие ролевых целей при выработке решений. Взаимодействие игроков, исполняющих те или иные роли. Наличие общей цели у всего коллектива. Коллективная выработка решений участниками игры. Реализация «цепочки решений». Многоальтернативность решений. Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Структура деловой игры Ориентация Подготовка к проведению Проведение игры Обсуждение игры Возможные вопросы для подведения итогов и анализа игры 1. Была ли решена проблема? Если нет, то почему. Как была решена проблема? 2. Какую другую линию поведения можно было выбрать? 3. Приходилось ли вам в жизни иметь дело с аналогичной ситуацией? 4. Как вы можете охарактеризовать поведение ролевых групп? 5. Какие ошибки были допущены?

Оценивание деятельности учащихся на интерактивных занятиях Критерий 5 (отлично)4 (хорошо)3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно) Организация ответа (введение, основная часть, заключение) Удачное использование правильной структуры ответа; определение темы; ораторское искусство (умение говорить) Использование структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов Отсутствие некоторых элементов структуры ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи Неумение сформулировать вводную и основную части и выводы; распадается на отдельные фрагменты или фразы Умение анализировать и делать выводы Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными, грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются Упускаются важные факты, и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; непонимание противоречий

Критерий 5 (отлично)4 (хорошо)3 (удовлетворительно) 2 (неудовлетворительно ) Иллюстрация своих мыслей Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия Научная корректность Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируются; факты отделяются от мнений Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними Незнание фактов и деталей; неумение анализировать факты и детали; факты и мнения смешиваются, нет понимания их различия Работа с ключевыми понятиями Выделяются все понятия и определяются наиболее важные из них; формулируются четко и полно; правильное и понятное описание Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно и непонятно Неумение выделить понятия; нет определения понятий; не могут описать понятия

Элементы оценивания активность в работе (мотивация, готовность работать) работоспособность и трудолюбие (способность работать в течение долгого времени, упорство в достижении цели) творческий подход (нестандартность мышления, стремление использовать новые пути и методы) умение анализировать свои действия

Оценивание в рамках компетентностного подхода Компетенция Содержание Нахождение информации Целевое чтение. Выбор важной (уместной) информации (умение различать виды информации, связывать информацию с целью). Собирание фактов, полученных в результате изучения (умение найти цель изучения, умение суммировать информацию). Собирание фактов, полученных в результате опроса (умение начинать и заканчивать интервью, задавать вопросы, суммировать факты). Организация информации Выбор главной идеи. Выбор ответов. Конспектирование. Классификация рисунков. Последовательное расположение фактов и событий. Суммирование информации. Оценка информации Различие между фактом и вымыслом. Различие между фактом и мнением. Сравнение информации, поступившей из двух и более источников. Рассмотрение материала и формулирование вывода о его объективности. Обобщение фактов. Заключение на основе фактов. Наблюдение и слушание с целью получения информации Умение слушать и наблюдать. Умение собрать информацию. Умение суммировать факты. Устная и письменная передача информации Умение передать информацию окружающим. Умение точно описать факты. Умение творчески описать факты. Интерпретация (картин, рисунков, графиков, таблиц, предметов) Умение распознавать их в качестве источников информации. Умение интерпретировать и использовать факты. Умение соотносить информацию с целью. Интерпретация исторических и географических карт Умение ориентироваться по карте. Умение найти нужное место. Умение сравнить карты и сделать выводы. Понятие времени и хронологии Умение выстраивать хронологический порядок вещей. Умение связывать прошлое и будущее. Умение находить различия в периодах времени. Решение проблем Распознавание проблем. Определение проблемы. Нахождение и сбор фактов, относящихся к проблеме. Умение делать выводы и заключения.

(ДЕЛОВАЯ ИГРА « СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ «ЗНАТОКИ») Разработка урока истории в IXклассе по теме « Омский край в конце XIX- начале XX века»

Цель урока сформировать собственное личное представление и отношение у учащихся к периоду истории России на рубеже XIX –XX в.в. В ходе занятия учащиеся умеют: 1) привести примеры экономических мероприятий в области промышленности и сельского хозяйства Омского Прииртышья в конце XIX – начале XX в.в.; 2) участвовать в групповой исследовательской работе; 3) осуществлять поиск информации в историческом источнике; 4) различать в исторической информации факты и мнения; 5) подбирать аргументы; 6) давать оценочные суждения событиям и фактам; 7) представлять результаты своей работы; 8) осуществлять рефлексию своей учебной деятельности.

Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Наш урок завершает большой раздел « Наш край в конце XIX- начале XX веков». В ходе изучения этой темы мы рассматривали вопросы, связанные с развитием промышленности, сельского хозяйства, торговли в Омском Прииртышье, говорили о революционном движении в Сибири. Сегодня нам предстоит вспомнить основные события, даты, понятия изученного периода, имена тех людей, которые способствовали экономическому процветанию Омска. « История» в переводе с греческого языка означает « расследование». Именно такую работу вам предстоит провести на уроке. Мы создаем три следственных бригады « знатоков». Цель каждой из них: на основе собранного материала установить личность человека, сыгравшего большую роль в истории нашего края на рубеже XIX-XX веков. Имя и фамилия его «знатокам» пока неизвестны, поэтому будем для краткости называть его « Объект». Кто скрывается за этим именем следственные бригады должны сказать по окончании расследования. В случае захождения следствия в тупик, дело будет передано на повторное расследование. За вашей работой наблюдают два эксперта, которые будут оценивать работу « знатоков». Итак, приступаем к рассмотрению собранных материалов по делу.

«Допрос» Известно, что « Объект» родился в семье крестьян Томской губернии, разбогатевших на торговле. В конце XIX-начале XX веков основную массу сибиряков составляли сельские жители. Особенно их число возросло в начале XX века, когда в Сибири появилось около трех миллионов переселенцев из Европейской России. Жизнь их на новом месте складывалась непросто. Вот лишь один эпизод из жизни сибирских крестьян того времени. На основе показаний свидетелей следственным бригадам «знатоков» предстоит ответить на следующие вопросы: К какому времени относится увиденная сцена? Чем привлекала холодная Сибирь крестьян из Европейской России? Какие льготы получали переселенцы? С какими проблемами они сталкивались в нашем крае? Учащимся предлагается сцена, в которой принимают участие « крестьянка» и « староста».

«Анализ документов» В сентябре 1897 года наш « Объект» в возрасте 25 лет со своей семьей поселяется в Омске. Приехали они в Омск по железной дороге, по которой уже больше года шло бесперебойное движение поездов через Омск. У вас на руках ксерокопия документа, который за давностью лет несколько обветшал, поэтому « знатокам» предстоит восстановить утраченные фрагменты текста. Транссибирская магистраль – это железнодорожная линия от __1____ до ____2____, проходящая через Омск, Иркутск, Хабаровск. Был создан комитет Сибирской железной дороги, который возглавил ____3__, но фактически строительство возглавил его заместитель, видный государственный деятель ___4_____. Вся линия будущей дороги, протяженностью более ____5_____ км была разделена на ___6__ участков. Омск был главным пунктом при возведении Западно-Сибирского участка. Изыскательские работы на этом участке и наметку трассы проводила экспедиция под руководством русского инженера-путейца, известного писателя ___7____. Инженеры вели постоянный контроль за строительством. В одном месте, восточнее будущей станции Исилькуль, контролер заставил рабочих разбросать насыпанный грунт, так как за время его отсутствия ____8____. Строительство шло очень быстро. Ранее рекордом считалась прокладка дороги в __9___, где за год уложено 500 км. А в Сибири – до 750 км. И уже в _10_____ году из Челябинска на западный берег Иртыша прибыл первый пассажирский поезд с министром путей сообщения ___11____. После строительства железнодорожного моста через Иртыш с ____12____ года началось беспересадочное движение поездов через Омск.

«Показания свидетелей» Из показаний свидетелей стало известно, что « Объект» располагал немалым стартовым капиталом. Включился в крупную оптовую торговлю хлебом, другой сельскохозяйственной продукцией на вывоз. Арендовал паровую мукомольную мельницу, выстроил лучший в городе завод, оснащенный германским оборудованием, который давал работу шестидесяти рабочим и выпускал продукции на рублей ежегодно. О хозяйственных успехах нашего « Объекта» стало известно на мероприятии, которое сделало известным наш город в Европе. Вам предлагается посмотреть видеоматериалы, посвященные этому событию и рассказать о нем. Лучшей признается работа той бригады « знатоков», которая даст более полную информацию об увиденном (учащиеся просматривают видеофрагмент « Омская летопись 20 века ).

« Экспертиза » Как и на многих омских предприятиях тех лет, у нашего « Объекта» непросто складывались взаимоотношения с рабочими. Низкие заработки, обсчет при оплате сверхурочных работ. Грубость в отношении рабочих не раз приводили к выступлениям пролетариата. Об одной такой забастовке рабочие из Омска передавали информацию с помощью тайнописи. Используя предложенные предметы, вам предстоит провести экспертизу, составить связный текст и установить: О какой забастовке идет речь? Когда она проходила? Какие требования выдвигали рабочие? Кто из руководителей этой забастовки вам известен? Каков результат выступления? Известно, что из-за этой забастовки, хотя она и проходила не на его предприятии, наш « Объект» понес немалые материальные убытки.

«Анализ фотодокументов» Омские предприниматели, и в их числе наш « Объект», пытались составить себе имя в общественном мнении города. Например, Штумф Ф.Ф. организовал закупку продовольствия для пострадавших от неурожая районов Акмолинской области, Кузьмин Г.Д. и Терехов Г.И. строили церкви. Шанина М.А. осталась в памяти омичей как организатор « Фоминской дешевки», запечатленной на фотодокументах, выданных « знатокам». Что такое «Фоминская дешевка»?

«Обыск» В 1905 году наш « Объект» был уже главой большого семейства: жена, три сына и две дочери. Дела и семья оставляли мало времени для отдыха. Но, мне кажется, он не мог пропустить важного события в культурной жизни Омска, которое произошло 24 сентября 1905 года. * О каком событии идет речь? * Из предложенного набора вещей отберите одну, которая имеет отношение к этому событию.

«Опознание» Омскому предпринимательскому миру город во многом был обязан своими экономическими успехами. Благодаря ему, обыватели не без гордости могли говорить об Омске как « Сибирском Чикаго». И немалую роль в этом сыграл наш « Объект», более известный в нашем крае как « пивной король». Кот он?

Экспертная карточка Следствен ная бригада «Допрос» «Анализ документо в» « Показания свидетеле й» «Эксперти за» «Анализ фотоматериал ов» «Обыск» «Опознан ие личности» Первая Вторая Третья 0 -нет ответа; 1 -ответ неполный 2 -ответ правильный, полный.

Рефлексия Оценить знаком « смайликом» рядом с соответствующим изображением работу на уроке: своей команды себя учителя совместную деятельность учителя и учеников