Мониторинг сформированности умений (личностных, общеучебных, специфико-предметных) как показатель компетенций младших школьников Бойкина Марина Викторовна,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РМО учителей технологии. Возрастающая доступность информационных ресурсов – характерная особенность постиндустриального общества. Но существуют некоторые.
Advertisements

Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Планируемые результаты по.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ гимназии 32 Даниловой Ирины Владимировны.
Программа формирования универсальных учебных действий для начального общего образования.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Реализация Федеральных государственных стандартов (ФГОС) в начальной школе Родькина О.П., зам. директора по УВР МОУ «СОШ 4»
Стартовая диагностика для учащихся 5-х классов. По материалам МЦКО.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
ГОУ СОШ с УИОП г. Белой Холуницы Кировской области Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
«Использование учебных игровых ситуаций для формирования учебных действий у младших школьников в рамках ФГОС второго поколения» Учитель МБОУ СОШ 2 г Голицыно.
Технология продуктивного чтения технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения (иностранный язык) Материалы муниципального.
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ второго поколения.
Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе.
Транксрипт:

Мониторинг сформированности умений (личностных, общеучебных, специфика-предметных) как показатель компетенций младших школьников Бойкина Марина Викторовна, методист кабинета начального образования, СПбАППО

Литература: Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М., Примерные образовательные программы. Стандарт второго поколения. – М., 2008 От действия к практике. Стандарт второго поколения. // Под ред. А.Г. Асмолова. – М., Граник Г.Г., Соболева О.В. Когда книга учит. – М., 1988 Соболева О.В., Дыбленко С.А.Обучение диалогу с текстом// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2002, Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в страну книги. – М., 2006 Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – М., 2005 Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Немного теории литературного чтения в вопросах и ответах с практикумом и домашним заданием для читателей.// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ, 2004 Соколова Т.Е. Информационно-аналитические умения. Система индивидуального мониторинга. – Самара, Соколова Т.Е. Информационно-поисковые умения. Библиотечные уроки в начальной школе. – Самара, Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника как педагогическая проблема. – Самара, 2007.

Основные нормативные документы, определяющие результаты образования Программа начального образования. Программы начального образования (Вариативность начального образования). Обязательный минимум содержания начального образования (Приказ МО РФ 1235 – 1998); Методическое письмо 1561\14-15 от «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»; Федеральный компонент государственного стандарта начального (общего) образования (2004); Федеральный компонент государственного стандарта начального (общего) образования (2008).

Государственные образовательные стандарты Закон 1992 г. Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки Максимально допустимая нагрузка Закон гг. Требования к структуре Требования к результатам освоения Требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Общие положения образовательных стандартов второго поколения

Серия «Стандарты второго поколения»

Планируется к выходу в 2008 г. : Фундаментальное ядро содержания общего образования. (Декабрь) Стартовая диагностика в 1 классе. Книга для учителя / Под ред. О. Б. Логиновой. (Май) Планируется к выходу в 2009 г. : Примерные программы начального общего образования. Ч. 2. (Август) Примерные программы общеобразовательных учреждений. Основная школа. По всем предметам. (Август) Примерные программы внеучебной деятельности для начальной школы. (Август) Математика. Планируемые результаты. 1–4 классы. Пособие для учителя./ Под ред. О.Б.Логиновой. (Май) Русский язык. Чтение. Планируемые результаты. 1–4 классы. Пособие для учителя. / Под ред. О.Б.Логиновой. (Май) Окружающий мир. Планируемые результаты. 1–4 классы. Пособие для учителя. / Под ред. О.Б.Логиновой. (Май) Проектные задачи в начальной школе./ Под ред. А.Б.Воронцова. (Август) Стартовая диагностика в 1 классе. Книга для учителя. / Под ред. О.Б.Логиновой. (Август) Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. / Под ред. О.Б.Логиновой. (Февраль)

Нормативное сопровождение БОП; Примерные учебные программы; Требования к результатам образования.

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 1 Учебные предметы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 2226 Математика Окружающий мир Музыка Художественный труд Физическая культура Итого: Региональный компонент (6-дн. н.) Предельно допустимая (6-дн. н.) Региональный компонент (5-дн. н.) Предельно допустимая (5-дн. н.) Внеучебная работа Всего к оплате (5-дн. н.) Всего к оплате (6-дн. н.)

Внеучебная работа Направление образовательно- воспитательной деятельности 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Всего Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Образовательное Патриотическое Общественно-полезное Проектная деятельность Итого 10 40

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 2 Учебные предметы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIV Русский язык Литературное чтение Иностранный язык 2226 Математика Окружающий мир Музыка ИЗО11114 Технология Физическая культура Итого: Региональный компонент (6-дн. н.) Предельно допустимая (6-дн. н.) Региональный компонент (5-дн. н.) Предельно допустимая (5-дн. н.) Внеучебная работа Всего к оплате (5-дне. н.) Всего к оплате (6-дн. н.)

Базисный образовательный план общеобразовательных учреждений РФ Начальное общее образование Вариант 3 Учебные предметы Количество часов в неделю Всего IIIIIIIVVVI Русский язык Литературное чтение, литература Иностранный язык Математика Окружающий мир Естествознание 336 Обществознание 336 Искусство (Музыка, ИЗО) Технология Физическая культура Итого: Региональный компонент (6-дн. н.) Предельно допустимая (6-дн. н.) Региональный компонент (5-дн. н.)224 Предельно допустимая (5-дн.й н.) Внеучебная работа Всего к оплате (5-дн. н.) Всего к оплате (6-дн. н.)

Основные адресаты планируемых результатов обучения Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном), учащиеся и их родители, а также профессиональное педагогическое сообщество, в котором можно условно выделить следующие две большие группы: лица, непосредственно организующие учебную деятельность, – это, прежде всего, учителя; лица, опосредованно организующие учебную деятельность: обеспечивающие ее общее планирование и/или успешное протекание образовательного процесса, а также осуществляющие надзор (контроль) за учебной деятельностью. К ним, в первую очередь, можно отнести: руководителей образовательных учреждений, авторов программ и учебников, разработчиков различных измерительных материалов, работников аттестационных служб.

Формы представления результатов образования С этой целью планируемые результаты представлены в двух формах, каждая из которых соответствует одному из уровней документа: нормативному, раскрываемому с помощью так называемой обобщенной формы представления планируемых результатов, которая адресована преимущественно лицам, принимающим решения о развитии системы образования, авторам программ и учебников, разработчикам КИМ, руководителям образовательных учреждений. Эта форма служит им ориентиром в их основной деятельности (например, при разработке образовательных программ, программ развития, при создании учебных программ и учебно-методической литературы, или при разработке материалов административного и итогового контроля, иных оценочных материалов); инструктивно-методическому, раскрываемому с помощью так называемой технологической формы представления планируемых результатов, которая адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов и содержит также ориентиры по самым различным аспектам учебной деятельности, включая организацию оценочной деятельности учителя и учащихся.

Виды результатов Под предметными результатами образовательной деятельности понимается усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета, - знаний, умений, навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Под мета предметными результатами понимаются освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Что такое информация Информация – это сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования; сведения, которые уменьшают существу­ющую в отношении того или иного объекта степень неопределенности, неполноту зна­ний. Информация - это не просто то, что заключается в книге или докладе, а то новое, что получено из книги или доклада. Информация представляет собой сведения, включенные непосредственно в коммуникативный процесс: источник информации (т.е. подсистема генерирующая, собирающая и передающая сведения); сведения (т.е. собственно информация, закодированная с помощью определенных знаков); канал (т.е. средство передачи сведений); приемник (т.е. подсистема, получающая, раскодирующая и интерпретирующая сведения).

Что такое информационные учебные действия? Информационные учебные действия - общеучебные умения, обеспечивающие нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. На основании этого можно рассматривать три группы информационных умений: умения работать с письменными текстами, умения работать с устными текстами, умения работать с реальными объектами как источниками информации.

Виды информационной деятельности 1. Сбор, запись информации, презентация. 2. Поиск информации, организация информации. 3. Исследование и анализ информации, моделирование и конструирование.

Что такое информационная грамотность Под термином «информационная грамотность» понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

В результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь: оценивать потребность в дополнительной информации; определять возможные источники информации и способы её поиска; осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать информацию из наблюдений; при общении; анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свертывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); организовать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям; наращивать свои собственные знаний, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно- следственных связях; создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений; при работе с информацией применять средства информационных и коммуникационных технологий.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно: с неполными исходными данными, требующих принятия решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий; требующих поиска дополнительных сведений в учебниках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений; в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации; в которых ученик имеет дело с двумя или более способами организации информации, задающими порядок относительного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т.д.), причем как минимум одним из способов он должен расположить информацию самостоятельно; в которых требуется представить какие-либо имеющиеся или полученные сведения (данные) в двух или более видах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением графиков функций), рисунок, схема в виде графа (т.е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками и без), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений; в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированными на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или картинками); предполагающий выполнение каких-либо самостоятельных действий с техникой для приема, передачи или обработки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, диктофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер.

Классификация содержания операционного компонента информационной культуры учащихся по направлениям работы с информацией и используемым информационным источникам Наблюдение; Общение; Слово; Книга, текст; Компьютер

Наблюдение Наиболее доступный для детей способ получения информации об окружающем мире с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, кожи, языка). Наблюдение младших школьников за собой (своими ощущениями, переживаниями), за другими людьми (их словами, эмоциями, поступками), за окружающим миром (природой, обществом) дают основу не только для вербализации результатов проведенных исследований, но и для формулирования собственных суждений по поводу полученной в ходе наблюдений информации. 1. Какие виды деревьев встречаются на пришкольном участке? 2. Кто чаще нарушает правила дорожного движения: пешеходы или водителей автомобилей? 3. Людям каких профессий нужна наблюдательность? 4. Что можно услышать в тишине?

Слово как носитель информации Откуда слово выросло? - Учиться составлять гнезда родственных слов; - Подробно знакомиться с конкретными корнями слов, их историей и современным использованием; - Вникать в этимологию слова; - Обогащать речь новой лексикой; - Учиться использовать словари для поиска значения слов и установления их родства, в том числе этимологического; - Совершенствовать умение выделять корень в незнакомом слове; - Анализировать изменение корня в случае чередования, выпадения согласных и т.д.; - Разноцветные листочки. - Учиться видеть орфографическую проблему в корне, ставить ударение, определять безударные гласные в слове; - Различать морфемную структуру слова; - Анализировать смысловое значение знакомых приставок, суффиксов; - Образовывать новые слова с использованием знакомых морфем; - Образовывать слова аналогичной морфемной структуры, с такими же приставками, суффиксами.

Книга - основной источник информации Позитивное отношение детей к чтению. Умение выбрать из множества книг нужную (содержащую искомую информацию познавательного или эмоционального характера) и посильную, для чего необходимы: Наличие определённого программой знания книг, без которого невозможна ориентировка в книжном мире; Умение пользоваться внетекстовыми элементами книг и библиотечно-библиографической помощью. Умение наиболее адекватно, ярко и полно воспринять предлагаемую книгой информацию. Возможность фиксировать нужную информацию в памяти (1 – 2 классы), на каталожной карточке, в виде аннотации, плана (3 класс), цитат, перечня основных мыслей (4 класс).

Вводный урок

Урок работы с книгой

Информационный запрос в библиотеке Экскурсия к стеллажам в библиотеке. Как найти книгу? Два вида сортировки книг: алфавитный и тематический. Как правильно называть автора? Как формулировать информационный запрос? Опыт использования библиотечных указателей.

В библиотеке: подготовка сообщения. Учимся ориентироваться в книге. Групповая работа. Каждой группе даны две – три книги, закладки и темы сообщения. Необходимо оценить соответствие книги предложенной теме, поставить закладки на нужных страницах и успеть прочитать необходимые абзацы. Дети распределяют найденный материал между собой и коллективно отчитываются о проделанной работе.

Работа с ориентировочным аппаратом книги Прочитай текст. Выпиши глаголы прошедшего времени. Прочитай текст. Запиши текст в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. Определи падеж имен существительных.

Проверяем умение самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи Задача. От аэропорта до дома двое друзей ехали на автобусе 2 часа. Достаточно ли у нас информации, утверждать, что расстояние от аэропорта до дома составляет 130 км.

Проверить умение отбирать источники информации, необходимые для решения задачи Ты хочешь знать значение слова «картечь». У тебя есть книги на выбор. 1. Орфографический словарь. 2. Этимологический словарь. 3. Л. Успенский «Слово о словах» 4. История России. 5. М. Лермонтов «Бородино» 6. Словарь ударений. Книги, в которых я, скорее всего, найду ответ Нужно посмотреть содержание Книги, в которых я, скорее всего, не найду ответ

Проверить умение составлять план действий для достижения цели Тебе нужно разобрать слово по составу. Составь план своих действий. Для этого выбери только необходимое действие и расставь их по порядку предполагаемых действий. Найди и обозначь приставку и суффикс, если они есть. Подчеркни в слове безударные гласные. Прочитай слово. Раздели слово по слогам и для переноса. Измени слово (устно) и выдели окончание. Обозначь окончание и отдели окончание от основы. Дай характеристику звуков. Найди корень: подбери несколько однокоренных слов.

Проверяем умение извлекать информацию из текста, таблиц, схем, иллюстраций Прочитай текст и отметь «+» все верные ответы, а «++» только те из них, о которых идет речь именно в этом тексте. Пресмыкающиеся - первые наземные позвоночные животные. У них сухая кожа, яйца имеют плотный покров, и поэтому пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, могут жить вдали от воды и населять засушливые области. Пресмыкающиеся особенно распространены в жарких странах. Пресмыкающиеся – животные холоднокровные. У пресмыкающихся сухая кожа. Пресмыкающиеся живут вдали от воды. Пресмыкающиеся откладывают яйца для размножения на суше. В тропиках пресмыкающихся очень мало. Пресмыкающиеся дышат только легкими.

Проверяем умение вычитывать информацию, данную в явном и неявном виде Укажи только то, о чем говорится в этом предложении. Верные суждения отметь галочкой. Надя, вероятно, обиделась бы, разозлилась на своих друзей, но вдруг одноклассница предложила пойти с ними в кино. Надя хотела пойти в кино. Надя обиделась и разозлилась своих друзей. Надя – это школьница. Надя думала, что одноклассники пойдут в кино без неё. Надя решила, что пойдет с друзьями в кино. Надя очень обрадовалась, что пойдет с друзьями в кино.

Умение работать с текстом художественного произведения Цель анализа на начальном этапе – читательское освоение литературного произведения, создание его читательской интерпретации, её корректировка объективным авторским замыслам. В каждом тексте заложены основные виды информации: Фактуальная («Одежда авторской мысли»); Подтекстовая (Заложена в слове, звуке, конструкции предложений, жанре); Концептуальная (Авторская идея). Все эти три вида информации читатель должен увидеть в тексте, реализуя различные подходы к анализу художественного произведения.

Текущий контроль Данная работа проводится с целью проверки усвоения темы «Характеристика героя». Прочитай текст «про себя». Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете. Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне приспичило стать боксёром. (В.Драгунский) Допиши предложение: герою данного текста было _______________________________________________. Кем он хотел стать в будущем:___________________________________________________________ ______________________________. Подбери слова, близкие по смыслу к слову «приспичило»:____________________________________. Какие чувства вызывает это слово у тебя: ______________________________________. Станет ли мальчик боксёром? Как тебе кажется? Почему? ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ _____________ Закончи рассказ об этом мальчике: Герою произведения В.Драгунского было всего лишь лет шесть или шесть с половиной, и он точно не знал,

Тематический контроль Продолжи мысль: Произведения, которые вызывают у нас улыбку, смех называются Героическими; Юмористическими; Приключенческими. Соотнеси жанры произведений и их авторов: В.Берестов; Ю. Тувим; В. Драгунский; стихотворение; рассказ. И. Токмакова; Э. Успенский. Закончи стихотворение Э.Успенского «Мама сразу бы сказала: ___________________________________________________» Запиши, кто является автором данных книг: «Вини – Пух и все, все, все»______________________________ «Крокодил Гена и его друзья»_________________________________ Запиши, какие произведения Ирины Токмаковой ты прочитал в этом разделе: __________________________________________________________ Отметь, какие чувства ты чаще всего испытывал, когда читал произведения этого раздела: Грусть; Радость; Сострадание.

Итоговый контроль М.М. Пришвин. Барсучьи норы у нас расположены в еловом лесу, на высоком яру: тут все норы барсучьи, как город, а внизу речка бежит. На этом месте покойный егерь Алексей Михайлович, помню, рассказывал один свой случай с лисицей. - Ночевать эта лисица, - рассказывал он, - постоянно ходила в одно место, тут недалеко. Редко лыжняком лисица ходит: оттого я пересёк все следы лыжей, ещё подправил керосинчиком, а один след не тронул и на ходу поставил капкан. Случилось, лисица и попала в этот капкан и затащила его в барсучью нору над речкой. Вырубил я крюк аршина в три, зацепил капкан, стал тянуть, да как-то оступился и аршина всего на два съехал вниз. Сгоряча, когда меня вниз кинуло, не успел я крюк выпустить, выволок лисицу, и она с капканом на меня поехала, и, гляжу, мы с ней рыло в рыло. Лисица в капкане очень зла, глаза гуляют. Как она меня тут не изуродовала, не знаю. Бросил я тогда вниз и ружьё, и крюк, перекинулся назад и покатился по яру вниз головой. Она же с капканом поехала вслед за мной. Летели мы, летели – и бух в воду, и опять в воде мы с ней рыло в рыло. Удивляюсь, прямо удивляюсь, как это она меня не изуродовала: видно умная какая-то лисица была. Озаглавь текст. Определи микротемы, разбей текст на части, составь план данного текста. Получившийся план запиши. ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________ Выпиши предложение, которое характеризует лисицу. ____________________________________________________________________________________________ ________________________________________ Определи жанр данного произведения. В каком сборнике можно прочитать данное произведение. М. Пришвин. В краю дедушки Мазая. М. Пришвин. Лисичкин хлеб. Рассказы русских писателей. П. Пришвин. Золотой луг. В. Бианки. Лис и мышонок. Е. Чарушин. Медвежата. Дай название выставке книг, представленных в предыдущем задании. Дополни выставку книг своей книгой. Напиши её автора и название. Составь аннотацию к своей книге.

Личностные учебные действия У выпускника будет сформирована внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и ориентации на содержательные моменты школьной действительности, и образец «хорошего ученика», широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества; осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм; развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание и сопереживание чувствам других людей;