Проектирование образовательной системы школы Разработка инновационных программ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Цель Программы – обеспечить развитие, доступность и обязательность, повышение качества, эффективность образования и безопасность обучающихся образовательного.
Advertisements

Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Бутырская М.А.. Создание в образовательном пространстве образовательного комплекса условий для становления и развития социально зрелой, адаптивной, творческой,
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Программа развития средней общеобразовательной школы 106 «ЭКОЛОГИЯ ДЕТСТВА »
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ как средство стратегического управления ДОУ.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (ПРОЕКТ) муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 9 «Родничок» на уч.г.
Особенности программы ОЭР «Школа социального партнерства в условиях информационного общества» Л.Б. Куценко-Барскова, доцент, к.п.н, научный руководитель.
Управление развитием дошкольного образования. Программа развития дошкольного образования - организационная основа управления его развитием пр.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Программно-целевой подход в управлении в условиях введения ФГОС второго поколения Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Авторы проекта: Бородачёв А. В. - директор гимназии, Бородачёва Е. А, Полторак В.В., Померанцева И. А., Родюкова Л. В., Хилова Л.М. - зам.директора «Модель.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Проект "Модель «портфолио- процесса» как системная оценка качества образования»
Веревко С.А., кафедра управления образованием ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Региональная конференция «Введение ФГОС общего образования: реалии и перспективы»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Транксрипт:

Проектирование образовательной системы школы Разработка инновационных программ

Виды проектирования в образовании Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Создание и модификация способов обучения и воспитания Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание форм организации педагогической деятельности Преобразование системы педагогического общения Образовательное проектирование Формирование содержания образования всех уровней Проектирование качества образования Создание институтов образования

Уровни проектной работы в образовании на уровне отдельного педагога на уровне руководителя образовательной структуры на уровне управления в образовании на уровне управления в образовании на уровне политики в образовании проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом

переход от учебно-воспитательных мероприятий, выполняющих до сих пор функцию социального тренинга и административного надзора, к образовательным процессам, реализующим функцию развития родовых, возрастно-нормативных способностей, самостоятельной личности в целом. переход от учебно-воспитательных учреждений и заведений, осуществляющих производство социальных функционеров, к образовательным институтам, выращивающим адекватных своей истории и своей культуре людей; переход от ведомственно-отраслевой организации образования к сферной - к системе культурно- образовательных процессов, задающих характер общественной жизни региона; Режим инновационных преобразований означает целую серию переходов в реформируемом и инновационном образовании:

Инновационная школа и типология инновационных школ Школа относится к социальным, целенаправленным системам. В самом общем виде целенаправленную систему можно представить как совокупность системных объектов, их свойств и связей между ними. Системные объекты – это вход, процесс, выход, обратная связь, ограничения.

Общая схема образовательной системы как открытой системы

Школа как открытая система

Инновационная система школы Совокупность идей улучшения результатов образования, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что осуществляется процесс введения новшеств в педагогическую систему, направленный на повышение эффективности ее функционирования

Уровни и показатели развития инновационной системы школы У ровень развития инновационной системы школы или иначе, уровень способности школы к развитию, можно определить как функцию трех переменных (характеристик) F (х 1 ; х 2 ; х 3 ), где х 1 - Чувствительность к проблемам – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих потребностей изменения педагогической системы и адекватность оценки их значимости х 2 - Чувствительность к возможностям развития – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность обеспечивать полноту выявления объективно существующих возможностей для повышения эффективности педагогической системы школы и адекватность оценки их потенциала х 3 - Внедренческий инновационный потенциал – это характеристика инновационной системы школы, отражающая ее способность осуществляя нововведения, достигать максимально возможных полезных результатов с минимально возможными затратами ресурсов

Что такое инновационная школа? Инновационная школа – это любая школа, которая применяет какое-либо нововведение Инновационная школа – это школа, в которой происходят целенаправленные изменения, вызывающие в ней процесс перехода из одного состояния в другое. Инновационная школа – это школа, в которой происходит осмысление собственной профессиональной педагогической деятельности и целенаправленных изменений существующей образовательной ситуации. Инновационная школа – это школа, в которой создаётся рефлексивный процесс деятельности педагогического коллектива, и изменения носят проектный характер. Инновационная школа – это школа, деятельность которой складывается проектно через определённые этапы проектирования, программирования, исследования, стратегирования, охватывающие все слои образовательной системы. Инновационная школа – это школа, в которой складывается инновационный процесс через различные локальные нововведения, разворачивающиеся на всех уровнях существования образовательной системы: философском, психологическом и дидактическом – и за счёт этого приобретающие новые качества.

ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ 1) Типология по принципу внешних различий между традиционной и инновационной школы (А.Г. Каспржак): 1. Школы, получившие статус лицея, гимназия, школы-комплексы 2. Школы, ориентированные на зарубежный педагогический опыт (М. Монтессори, С. Френе, Р. Штейнер); 3. Школы развивающего образования (Школа РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Школа РО Л.В. Занкова); 4. Школы, выбравшие эзотерический путь развития; 5. Прагматические школы (Дьюи); 6. Школа Я.Корчака 7. Школа диалога культур 2) Типология по уровню и характеру опережающего развития (Э.Д. Днепров): 1. Авангардные школы 2. Пилотные школы 3. Школы-лаборатории; 4. Экспериментальные, опытно- экспериментальные школы; 5. Поисковые, продвинутые школы. 6. Авторские школы

ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ 3) Типология, учитывающая динамику инновационного процесса (Т.М. Ковалёва): 1. Школа-проект; 2. Школа-лаборатория. 4) Типология по направлению инновационного развития: 1. Школа педагогического поиска;(1) 2. Школа здоровья;(19) 3. Школа социального партнёрства;(4) 4. Школа – социокультурный центр села;(14) 5. Школа с этнокультурным компонентом;(2) 6. Школа образовательных технологий;(8) 7. Школа школ; 8. Школа профессиональной карьеры; 9. Школа гражданского становления; 10. Школа успеха.

ТИПОЛОГИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ШКОЛ Специфика стратегий и путей инновационного развития в образовательном пространстве Нижегородской области определяет критерий и подход к нашей типологии инновационных школ – на основании технологии позиционного самоопределения, сообразно проектируемым в педагогическом поиске концептуальным идеям. Инновационные модели школ, ориентированные на создание учебно- профессиональных сообществ. Инновационные модели школ, ориентированные на создание новых типов социальных организованностей. Инновационные модели школ, ориентированные на создание мета организаций – позиционных общностей.

Уровни управленческой деятельности Трехуровневая модель управления программой как механизм реализации программы по каждому стратегическому направлению развития образования: Первый уровень - стратегического управления - предусматривает создание координационного совета, который полномочен принимать решения по наиболее важным направлениям программы развития и взаимодействию различных институтов в рамках разрабатываемых проектов. Второй уровень - координации тактических действий - предполагает соорганизацию конкретных представителей, работающих по определенному проекту. Представители учреждений, являясь инициаторами и разработчиками проекта, в данном случае выполняют также организационные функции - согласовывают свои действия и определяют режим работы по проектам. Третий уровень - экспертно-контрольный - связан с определением степени разработанности инициатив по выделенному направлению: определяются критерии реалистичности проекта, проводятся экспертизы разработок по направлению и экспертиза хода реализации уже действующих проектов, даются оценки и составляются заключения о необходимых доработках либо коррекции работ по проекту.

Программа – это ориентированное на будущее управленческое знание или инструмент управления, то есть система деятельностей (проектирование, программирование, планирование), сценарий их осуществления в заранее заданных рамках. Программа - инструмент управления

Что такое программа развития? Программа развития - это управленческое средство, позволяющее оформить и реализовать в социальной практике ценности разработчиков программы, привлекая для этого необходимые ресурсы: оформляет организационно-управленческую позицию и является директивой к действиям организует самоопределение включающихся в нее профессионалов выстраивает систему конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования Административно-целевой подход Административно-целевой подход Инициативно-проблемный подход

Административно-целевой подход к разработке программ развития Способ запуска процесса разработки и реализации программы - "научно- обоснованное" предписание свыше, которое все другие должны принять к исполнению. Исходная форма существования программы - документ, содержащий будущие действия и список исполнителей, которые призваны осуществить эти действия для достижения программной цели. Механизм реализации программы - система исполнения, строящаяся по типу "социальной машины", управление которой происходит в виде административного контроля, направленного на установление отношений между идеальной целью и реальным ее достижением. Ресурсное обеспечение программы - способ перераспределения уже существующих ресурсов для достижения определенной цели. Для полной реализации такой программы требуется избыток ресурсов Результат реализации программы - экстенсивный рост системы, без изменения ее внутренней структуры. Необходимое условие реализуемости программы - относительная стабильность ситуации, в которой осуществляется функционирование системы образования и достаток (избыток) ресурсов. Преимущество подхода - ясность цели, конкретность конечного результата

Инициативно-проблемный подход к разработке программ развития Способ запуска процесса разработки и реализации программы - инициатива «снизу», определяемая исходной проблемной ситуацией, которую необходимо изменить. Исходная форма существования программы - изначально существует как совокупная деятельность, уже осуществляемая отдельными людьми, группой лиц или организацией, в соответствии с определенным замыслом. Механизм реализации программы - со-организация локальных инициатив, складывание деятельностного сообщества, каждый член которого берет на себя как исполнительские, так и управленческие функции Ресурсное обеспечение программы - субъект реализации совмещает в себе функции заказчика и исполнителя берет себя ответственность за реализацию программы, для чего ресурсы аккумулируются и создаются Результат реализации программы - система связей и отношений между всеми субъектами, которая сложилась в ходе осуществления программы Необходимое условие реализуемости программы - личность - человек, взявший ответственность за осуществляемое дело Преимущество подхода - фактическая независимость результата от начальных ресурсов, механизм втягивания и умножения ресурсов в ходе реализации программы

Структура Программы развития Введение. Оно содержит обоснование выбора определенной инновационной модели образовательной системы школы и ценностно- целевые ориентации ее проектирования. Информационная справка об образовательном учреждении Аналитико-прогностическое обоснование. Включает анализ внешних и внутренних факторов, определение точек роста и выявление проблем решение которых определяет стратегию реализации Программы развития. Концепция желаемого будущего состояния школы. Она включает формулировку миссии школы, характеристику инновационной модели образовательной системы школы, модель выпускника. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние. Включает конкретные шаги по решению задач, связанных с дальнейшим развитием школы и определяемых исходя из приоритетных проблем, а также направления деятельности по ступеням школьного образования. Управленческая стратегия реализации Программы развития. Описание характера и стиля управления процессом реализации Программы развития, определение функционала по управлению инновационными процессами для директора, заместителей директора по УВР, председателей ШМО, психолога и социального педагога. Оценка результативности инновационной образовательной модели. Описываются количественные и качественные критерии оценки результативности инновационной образовательной модели, а также система методов диагностики.

Основные направления стратегии инновационного развития школы Профессиональное развитие педагогических кадров Развитие материально-технической базы Формирование физически здоровой личности Оптимальная организация учебно- воспитательного процесса Взаимодействие и сотрудничество с семьей и социумом Организация дополнительных образовательных услуг Совершенствование системы внеклассной и воспитательной работы Развитие системы управления

Тип развития ОУ – характер управленческих решений, принимаемых школой в зависимости от изменившихся социально-педагогических условий Инновационный тип развития ОУ – тип развития, при котором управленческие решения принимаются на основе учета возможных социально-педагогических изменений и осуществляют опережающую реакцию на них. Характерен для ОУ, работающих в режиме развития Функционирующий тип развития – тип развития ОУ, при котором управленческие решения принимаются на основе учета непосредственных социально-педагогических изменений и их последствий, которые нельзя игнорировать. Характерен для учреждений, работающих в пассивно- приспособительном режиме

Матричная структура управления развитием школы (по В.С. Лазареву) Совет по развитию школы Директор школы Методические объединения Заместители директора Совет школы Педагогически й совет Методический совет Учителя Попечительский совет Совет старшеклассников Родительский комитет Рабочая проектная группа