ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ На тему: «Инновационная среда как условие эффективной деятельности педагога» ИПК ПК 2010 год, 26 марта.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование современных педагогических технологий как фактора повышения учебной мотивации учащихся.
Advertisements

Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Проблемы преемственности начального и основного (общего) образования Родительское собрание учащихся 4-х классов.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Анализ учебного занятия Семинар – практикум Председатели МО : Блинова Ф.Г. Кантанистова С.П. Ноябрь 2012 г.
Работа выполнена Ткач Еленой Николаевной, заместителем директора по научно-методической работе МОУ СОШ 2 Карасукского района НСО.
Открытый урок на открытом уроке педагог показывает, демонстрирует свой позитивный опыт, реализацию методической концепции, применение методического приема.
«Роль внеурочной деятельности в развитии мотивации личности к познанию и творчеству»
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА Подготовила преподаватель Кузьмина В.В.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Образец подзаголовка Мониторинг качества образования. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования Доцент.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
Транксрипт:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЛАСТНОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ На тему: «Инновационная среда как условие эффективной деятельности педагога» ИПК ПК 2010 год, 26 марта.

Заместитель директора по новым информационным технологиям г. Экибастуза Профессионального лицея 18 им. К Пшенбаева

«Инновационная среда как условие в эффективной деятельности педагога» «Управление опытно- экспериментальной работой в организациях технического и профессионального образования» Республиканский институт повышения квалификации руководящих и научно- педагогических кадров системы образования

«Цивилизация неуклонна движется к построению нового общества, которое с полным основанием можно назвать информационным обществом, где решающую роль будут играть не ресурсы и энергия, а информация и научные знания» Директор института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании В.Г.Кинелев

Интерактивная - inter (взаимный), act (действовать) интерактивные технологии обучения - это такая организация процесса обучения, в котором невозможен неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющем, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания.

Технологии интерактивного обучения. 1) Работа в парах. 2) Ротационные(сменные)тройки. 3) Карусель. 4) Работа в малых группах. 5) Аквариум. 6) Незаконченное предложение. 7) Мозговой штурм. 8) Броуновское движение. 9) Дерево решений. 10) Суд от своего имени. 11) Гражданские слушания. 12) Ролевая(деловая) игра. 13) Метод пресс. 14) Займи позицию. 15) Дискуссия. 16) Дебаты.

Очень нравится детям такой вид работы, как Карусель, когда образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это сидящие неподвижно ученики, а внешнее -ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараются убедить в своей правоте собеседника. Технология Аквариума заключается в том, что несколько учеников разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Броуновское движение предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Дерево решений - класс делится на 3 или 4 группы с одинаковым количеством учеников. Каждая группа обсуждает вопрос и делает записи на своем <дереве>(лист ватмана), потом группы меняются местами и дописывают на деревьях соседей, свои идеи. Я часто использую и такую форму интеракции, как Займи позицию. Зачитывается какое-нибудь утверждение и ученики должны подойти к плакату со словом <ДА> или <НЕТ>. Желательно, чтобы они объяснили свою позицию. Иногда, на обобщающих уроках, я использую такой прием, как Свеча. По кругу передается зажженная свеча и учащиеся высказываются о разных аспектах обучения. Интерактивное творчество учителя и ученика безграничен. Важно, только умело направлять его, для достижения поставленных учебных целей.

Неправильное распределение управленческих функций Издержки, перегрузка людей в работе нечеткость в определении функций в ЭР: функция директора; функция его заместителей по НМР; функция преподавателей-экспериментаторов, аналитиков, методистов; функция учащихся функция кураторов групп; функция родителей

Деятельностная структура Мотивы Цель Задачи Содержание Формы Методы Критерии Результаты

Структура этапов усвоения Первичное усвоение Запоминание Осмысление Применение Закрепление Перенос в другие области

Структура методики обучения по типам проводимых уроков уроки сообщения новых знаний уроки формирования умений уроки закрепления ЗУН уроки контроля и оценки знаний уроки повторения и обобщения комбинированные уроки различных типов

Механизмы творческой деятельности при ЭР модификационный – усовершенствование, рационализация, модернизация, видоизменение какой-то известно методики, приема, т.е. того, что имеет аналог или прототип; воссоздание в новых условиях того, что ранее существовало, но было утрачено массовой практикой, забыто; радикальный - рождение принципиально новых, новаторских подходов, не имеющих доселе ни аналогов, ни прототипов комбинаторный – новое конструктивное соединение элементов ранее известных методик, которые до сих пор не использовались. Интеграция известных элементов может породить совершенно новый эффект, новые системные качества, иначе говоря – новую технологию;

Организация научно-исследовательской работы учащихся системы ТиПО … необходимо сконцентрировать свое внимание на молодежи…(Н.А.Назарбаев. Послание народу РК)

Цель организации НИР учащихся развитие интеллектуального потенциала учащихся; удовлетворение научно-познавательных интересов уч-ся; продолжение углубления учебно- воспитательного процесса

Задачи НИР создание в учебных заведениях ТиПО научных обществ уч-ся; формирование у учащихся навыков исследовательской работы; организация НИР уч-ся по различной тематике; проведение научно-практических конференций, семинаров, лекций уч-ся, конкурсов научных проектов, олимпиад; организация творческой работы по интеллектуальному развитию уч- ся; разработка и реализация специализированных индивидуальных программ развития одаренных уч-ся

Мотивация уч-ся для НИР (Е.П.Ильин) внутренне осознанное побуждение; потребность; намерение на базе потребностей; свойство личности

Интеллект раскрывается как: основные интеллектуальные способности; специальные академические способности; способности к продуктивному и творческому мышлению; психологические умения; визуальные способности; способности к искусству

Обоснование выбора направлений экспериментальной работы информированность о том, какие противоречия практики обучения и воспитания заставляют отказаться от традиционного пути и начать поиск нового;

Управление деятельностью педагогического коллектива в условиях экспериментальной работы «Без стремления к научной работе учитель… попадает во власть трёх демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». А. Дистерверг

Передовой педагогический опыт в контексте системного анализа Опыт – совокупность знаний, умений и навыков Виды опытов передовой инновационный педагогический Педагогический опыт – совокупность знаний, умений и навыков педагогов, полученных в процессе учебно-воспитательного процесса Передовой опыт – движение новаторов, передовиков любой сферы деятельности

Передовой педагогический опыт – плацдарм педагогической науки Практическая деятельность педагогов Передовой педагогический опыт методология Развитие педагогической науки на примере опыта, опоры на теоретические положения Концепция Теория Гипотеза

Цель изучения, обобщения и распространения ППО используя ППО, педагоги должны вести поиск эффективных путей совершенствования УВП; помочь педагогам систематически повышать свое профессионально-педагогическое мастерство Задачи зам.директора по НМР по работе с ППО руководить работой по изучению, анализу, систематизации и отбору ППО системы ТиПО; организовать работу по созданию и накоплению базы данных лучших ППО системы ТиПО; определять эффективность использования базы данных по ППО педагогами учебных заведений ТиПО; вести учет по использованию лучших форм и методов обучения для формирования у учащихся конкурентоспособных навыков

Критерии ППО Актуальность Преемственность Высокая результативность Доказательность Перспективность Стабильность Новизна

Актуальность В какой мере данный опыт способствует решению задач, поставленных правительством перед системой ТиПО Какие типичные, общие недостатки в деятельности педагогических кадров помогает преодолеть данный опыт Новизна ППО Уровень ППО может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки и рационализации отдельных элементов педагогического труда. Какие известные идеи творчески внедряются автором, поиск решения какой важной проблемы образовательно-воспитательной практики осуществляется в опыте, в чем новаторский подход, используемый в опыте (Ученые о новизне ППО: Таланчук Н.М., Бондарь В.И., Красновицкий М., Загвязинский В.И., Журавлев В.И., Скаткин М.Н., Бабанский Ю.К.)

Высокая результативность ППО Результаты обучения и воспитания, достигаемые отдельными педагогами, должны быть выше массовых показателей. (Ученые о высокой результативности ППО: Таланчук Н.М., Бондарь В.И., Красновицкий М., Загвязинский В.И., Журавлев В.И., Скаткин М.Н., Турбовской Я.С., Таубаева Ш.Т., Бабанский Ю.К.) Стабильность ППО Результаты ППО должны быть идентичными не только при определенных, но и при изменяющихся условиях обучения и воспитания; стабильность подтверждает закономерность результатов опыта) (Ученые о стабильности ППО: Загвязинский В.И., Скаткин М.Н., Турбовской Я.С., Таубаева Ш.Т.)

Доказательность ППО Достаточная проверка во времени, получение тех же результатов в работе различных педагогов Преемственность ППО Один из важнейших критериев ППО, он всегда согласуется с массовым, не противоречит ему, а развивает и совершенствует его. Перспективность ППО Всякое новое педагогическое явление лишь в том случае является частью педагогического опыта, если есть перспектива развития и применения его на практике. (Ученые о перспективности ППО: Таланчук Н.М., Бондарь В.И., Красновицкий М.)

Оценка работы преподавателя состояние планирования теоретического обучения: выполнение планов и программ; качество уроков теоретического обучения: реализация принципов развивающего и воспитывающего обучения, идейно- теоретический и научно-методический уровень преподавания, интеграция в преподавании, формирование самостоятельности и активности, личностно-ориентированный подход в обучении, эффективное использование учебников, УМК, ТСО; Формирование ЗУН уч-ся, знание основ науки, умение применять эти знания на практике, участие в профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах, кружках технического творчества, конференциях; внеклассная и внеурочная работа, качество проведенных консультаций, дополнительных занятий, по предмету.

Оценка работы мастера производственного обучения состояние учебно-планирующей документации по производственному обучению и практике, выполнение учебных планов и программ; качество выполнения учебно-производственных работ, умение использовать новую технологию, решать практические задачи, участие в конкурсах профмастерства, культура рабочего места, соответствие ЗУН учащихся требованиям квалификационной характеристики; организация производственного обучения в учебных мастерских, на предприятии, выполнение перечня учебно-производственных работ, плана производственной деятельности, выпуск сложной продукции, выполнение заказов предприятий, нормирование учебно- производственных работ, организация производственной практики, соблюдение правил безопасности, санитарии и гигиены; качество занятий производственного обучения и произв. практики, связь теории и практики, соответствие содержания, организации и методов проведения уроков современным требованиям подготовки рабочих в колледжах и ПЛ

Принципы работы по изучению и обобщению ППО Плановость (графики контроля и взаимопосещений уроков, семинаров, декад, недель, конкурсов и т.п.); Организованность (подготовка и проведение научно- практических конференций, семинаров, педчтений, предметных недель); Отчетность (подведение итогов работы, контроль работы ЦМК);

рефераты преподавателей по личной методической теме (материалы из опыта работы); индивидуальные беседы с преподавателями и мастерами; постоянно действующие семинары; обзоры научно-педагогической литературы; работа педкабинета; отчеты педагогов о работе над методической темой, обсуждение отчетов; посещение уроков педагогов (тематический хар-р для объективной оценки деятельности педагогов) Формы, методы работы по изучению и обобщению ППО

Обобщение ППО преподавателя Методическая проблема (тема опыта) Сведения об авторе опыта или коллективе авторов Рецензия на ППО Описание опыта: - актуальность; перспективность; теоретическая база опыта (из каких научных положений исходит опыт); условия возникновения, становления опыта; сущность опыта, его технология; основная педагогическая идея, вытекающая из данного опыта; анализ результативности Доклад (реферат) на методическую проблему 1 – 2 урока из опыта 1 – 2 открытых урока Семинар-практикум Разработка чертежей, карт, инструкционных карт Зачетные работы 2 – 3 итоговые ЛПЗ Контрольные листы Образцы карт и \ключей для проверки контрольных работ Творческая лаборатория (о своем творчестве и творчестве учащихся) Нетрадиционные формы и методы урока Межпредметные связи Отзыв председателя ЦМК Список использованной литературы.

Мониторинговые процедуры в ЭР Диагностика – прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Цель диагностики: своевременное выявление, оценивание и анализ течения УВП в связи с его продуктивностью. Диагностирование – контроль, проверка, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Принципы диагностики: объективность, системность, наглядность

Методы педагогической диагностики Беседа Эксперимент Устный опрос (интервьюирование) Тестирование Опрос Наблюдение

Бланк отчета оценки ЭР Критерии Удовл.Неу довл. Анализ рез-тов Цен ность Результ- ть 1. Научность Активность Интегративность Экономичность Новизна Соответствие межд. Стандартам Доступность Практическое исследование

Протокол ЭР Содержание МетодРесурсы Время 1Последовательность ЭффективностьЧего нет? Что надо использовать вместо него? Темп усвоения внедре ния 2. Соответствие 3. Специфика 4. Резюме Мнение руководителей Предложенния ЭР

Система критериев практической экспертизы учебника 1. Содержание и структура - Связь с ГОСО - Связь с учебной программой - Связь с достижениями науки 2. Аппарат усвоения - Учебные достижения - Материалы, обобщающие знания уч-ся 3. Дидактический аппарат - Вопросы и задания - Для отработки и закрепления материала - Для углубления и обобщения материала - Для работы с информацией - Для организации практической деятельности - Для самоконтроля и самооценки - Системно наглядный ряд: схемы, таблицы, графики - Соответствие учебным целям - Соответствие современным технологиям обучения - Обоснованность и аккуратность исполнения - Справочный аппарат - Функции учебника - Информационная - Мотивационная - Ориентационная - Развивающая - Координирующая - Систематизирующая - Контролирующая - Результаты тестов

4. Педагогические технологии - Методологии, методические подходы - Выраженность мотивационного компонента - Целесообразность методики изложения - Выделение основного материала - Отражение внутрипредметных связей - Опора на педагогические технологии - Реализация активно-деятельностных подходов - Реализация коммуникативных технологий - Индивидуализация обучения

"Только там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат".