Философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нагорная проповедь Занятие 16. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Advertisements

каменные плиты, на которых были начертаны десять заповедей. наказ, повеление, установление, закон. В. Вихлянцев. Библейский словарь (историко- религиозный).
Заповеди Заповеди Божии – внешний закон, данный Богом в дополнение к ослабевшему у человека внутреннему ориентиру – совести.
ИИСУС ХРИСТОСИИСУС ХРИСТОС. Нагорная проповедь Блаженны нищие духом (смиренные): потому что их есть (т. е. дано им будет) Царство Небесное.
Литература 7 класс Библия. Нагорная проповедь – сконцентрированное выражение идей гуманизма.
Знаешь ли ты……. 1. Как звали первого человека? 2.Как звали одного из учеников Христа? 3.Как звали людей, которые предсказали пришествие Иисуса Христа?
Иисус Христос дал Новый нам Закон, Закон духовный – Царствия Небесного. Исполнишь ты Закон, - твой дух будет спасен, И в Вечности ты будешь на престоле.
9 ЗАПОВЕДЕЙ Материалы к уроку в 4 классе. ОРКСЭ. Модуль – основы православной культуры. Составитель Жаринов Н.В. Учитель истории и обществознания МБОУ.
Урок 20 Заповеди Блаженства. До нас дошли слова Христа, сказанные им о тех условиях, при которых вера становится радостью. Эти слова Христа называются.
Сопоставление главных наставлений главных наставлений.
ДАРЫ, БРОШЕННЫЕ У ЖЕРТВЕННИКА Евангелие от Матфея 5:23-24.
МБОУ «СКОШ» «Нравственные заповеди в религиях мира» Учитель начальных классов: Борисова Ольга Владимировна 2014г.
Н АГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ И ИСУСА Х РИСТА Подготовила: Преподаватель ОПК БОУ СОШ 35 МО Динской район Блоха А.В.
Заповеди блаженств Урок 20. Десять заповедейЗаповеди блаженств.
Заповеди блаженств Курс ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры» Коньшина О.А., учитель начальных классов МОУ «Первомайская сош» р.п.Первомайский Тамбовской.
Нравственные ориентиры христианства Истинное познание человека начинается с самого себя Л. Н. Толстой.
Крещение и проповедь на горе. Когда Иисусу Христу было уже около тридцати лет, в еврейской земле явился пророк Иоанн и велел евреям готовиться к встрече.
УРОК ОПК 20 Не собирайте себе сокровищ на земле, но собирайте себе сокровища на Небе. Царство Небесное.
C ВЕТ РОЖДЕСТВЕННСКОЙ ЗВЕЗДЫ Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Халиуллин Линар и Халиуллина Е. Н.
Бог награждающий награда твоя будет весьма велика..
Транксрипт:

Философский смысл сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь».

рассмотреть сюжетно- композиционную структуру сказки;рассмотреть сюжетно- композиционную структуру сказки; раскрыть нравственно- философские проблемы сказки через символику Нового Завета и апокалипсиса;раскрыть нравственно- философские проблемы сказки через символику Нового Завета и апокалипсиса; учить вдумчивому прочтению художественных текстов;учить вдумчивому прочтению художественных текстов;

Задание 1 группе: какой завет, умирая, даёт старый пескарь. Проанализируйте фрагменты текста сказки. Задание 2 группе: рассмотреть эпизод: рассказ старого пескаря о том, «как однажды он чуть-чуть в уху не угодил» и сравнить с описанием апокалипсиса. Задание 3 группе: рассмотреть сцену внезапного пробуждения совести героя перед смертью и его размышления о прожитом и сравнить с идеями апокалипсиса.

ГЛАВА 5 1Нагорная проповедь: Увидев народ, Он взошел на гору; и когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие в жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное, Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Вы - соль земля. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни я чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном. Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: рака», (Пустой человек) подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя,

Оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеся дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было выражено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя; ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было выражено в геенну. Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои». А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий;

Ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого. Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; И кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми я посылает дождь на праведных я неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Сюжетом сказки писатель обращается к каждому обычному человеку. Тема жизни и смерти развивается как тема оправданности человеческого бытия, поисков его целесообразности, необходимости нравственного и духовного совершенствования личности. Символика Библии, а именно Нового Завета и апокалипсиса, помогает сатирику глубоко раскрыть важные нравственно - философские проблемы.