Социально-моделирующие игры
Игра – это вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий детьми. Специфика игровой деятельности подростков заключается в том, что игра подростка должна иметь моделирующий характер, предоставлять возможность выхода в настоящую, взрослую деятельность в качестве ученика.
Формула Социально-моделирующая игра = тип деятельности – игровой + содержание - социально-моделирующее + форма – общественно-значимая.
Принципы: Игра должна моделировать современное общество, но не то, которое есть, а то которое должно быть; Модели созданные в игре, должны быть действующими; Позиция взрослого не должна выходить за рамки экспертно- консультативной.
Типы социально- моделирующей игры: - По масштабу содержательной деятельности. - По характеру деятельности подростков в моделирующих условиях. -По их продолжительности
Набор ролей. Формирование набора ролей может происходить по-разному: это могут быть заранее заготовленные карточки с названием ролей и краткими описаниями каждой из них. Которые можно разыграть по жребию. Но можно предложить и самим ребятам, после объяснения содержания игры, предложить возможные социальные роли.
Что дают такие игры. Во-первых, игра развивает способность и умение отставить свою точку зрения с учётом точек зрения и интересов других; Во-вторых, игра формирует представление о различных социальных ролях, а также профессиональных ролях, интересах, что позволяют решать проблему профессионального самоопределения; А ещё такие игры лишены элемента соревновательности, что позволяет людям, имеющим затруднениям в публичном выступлении, преодолевать страх аудитории. Особое психологическое воздействие игра оказывает на взаимоотношения в группе. Игра носит познавательный характер, развивает способность оценки ситуации и применения различных знаний в решении данной проблемы.
Профориентационная игра «Остров»
Цели: Познавательные: Ознакомление со способами освоения острова; Знакомство с различными видами профессиональной деятельности, необходимых для выживания на острове. Образовательные: Развитие творческих способностей; Формирование общественно-активной позиции, направленной на пользу общества; Развитие организаторских способностей; Тренировка навыков наблюдательности и понимания себя и других людей в контактах с ними. Воспитательные: Поиски новых форм поведения в контактах с другими; Умение взаимодействовать с другими; Умение выполнять поставленную задачу.
Методы работы: вербальные инструкции, беседа, постановка задач для выполнения, выполнение работы по заданной тематике самостоятельно, рефлексия. Форма работы: групповая
Дидактические материалы Для педагога: описание ситуации Для участников: бумага, маркеры.
Представьте, что мы все чудом оказались на заброшенном в океане острове, где-то в южных тропических широтах. У нас осталось кое-какое личное имущество: то, что было в карманах, сумках. Когда нас спасут, неизвестно. Как минимум два месяца мы должны прожить на данном острове. Перед нами стоят две основные задачи. Первая – выжить. Вторая – остаться при этом цивилизованными людьми. За 40 минут мы должны доказать самим себе, что способны решить эти задачи. Итак, мы сидим на берегу и обсуждаем, что нам делать дальше. Я пока буду выполнять роль старшего. Но потом вы сможете выбрать себе другого руководителя. Если мы сумеем договориться об основных путях решения задач, а также распределении обязанностей, то сможем выжить и сохранить свое достоинство.
Это план острова, как вы видите, здесь есть источник пресной воды, а также на острове водятся мелкие зверьки и птицы, в прибрежных водах есть рыба, растут какие-то съедобные растения. Но на острове нет пещеры, пригодной для проживания. Нет также иных людей.
Вы должны освоить остров в хозяйственном отношении, дать ему название, установить законы и правила жизни на острове и определить виды профессиональной деятельности, необходимые для жизни на острове и распределить профессиональные роли.
Перечень работ, необходимых для выживания Требуемое количество работников Количество желающих Постройка жилья 65 Организация питания 43 Охота- рыболовство 35 Постройка лодки 32 Массовики затейники 12
Мы с вами находимся на острове уже месяц. У нас может возникнуть эпидемия, так как тропическая пища непривычна для европейцев и весь остров уже покрыт отходами, которые просто некуда девать и которые становятся очагами серьезных инфекций. Как вы думаете, может, нам на острове необходим туалет, или есть необходимость строительства выгребной ямы для пищевых отходов. Мы с вами находимся на острове уже месяц. У нас может возникнуть эпидемия, так как тропическая пища непривычна для европейцев и весь остров уже покрыт отходами, которые просто некуда девать и которые становятся очагами серьезных инфекций. Как вы думаете, может, нам на острове необходим туалет, или есть необходимость строительства выгребной ямы для пищевых отходов. Мы с вами находимся на острове уже
Вы решили соорудить такой важный для цивилизованной жизни объект, то сделать это необходимо в сжатые сроки и по всем правилам, то есть определить, сколько требуется для этого работников и кто именно будет этим заниматься. Важно определить, кто будет постоянно поддерживать порядок в туалете и вообще разбираться с мусором на территории острова Вы решили соорудить такой важный для цивилизованной жизни объект, то сделать это необходимо в сжатые сроки и по всем правилам, то есть определить, сколько требуется для этого работников и кто именно будет этим заниматься. Важно определить, кто будет постоянно поддерживать порядок в туалете и вообще разбираться с мусором на территории острова.
«… Это и был поступок истинного аристократа, твердо знающего что убирать грязь не стыдно, стыдно жить в грязи.» О.С.Муравьева