Формирование учебных компетенций: деятельностный подход на уроках обществознания и права.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ) 1)представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии.
Advertisements

Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Зимняя Олимпийская Школа Кизил декабрь МОУ Гранитная СОШ 2010 год.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
«Когда людей станут учить не тому, Что они должны думать, А тому, как они должны думать, То тогда исчезнут всякие недоразумения» Г.Лихтенберг.
Жанр философской, литературно- критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным,
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Пахомова Оксана Владимировна Белово. Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку.
ОГЭ по обществознанию Экзаменационная работа состоит из 2 частей, включающих в себя 31 задание Часть 1 содержит 25 заданий с кратким ответом Часть.
Алгоритм написания эссе на экзамене по обществознанию.
Статья на тему: Учимся правилно писать эссе по обществознанию
Транксрипт:

Формирование учебных компетенций: деятельностный подход на уроках обществознания и права.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников к (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников к (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенции используются при оценке персонала. Это базовое, фундаментальное качество, наличие которого с необходимостью определяет возможность успешного выполнения определенного спектра действий. Это базовое, фундаментальное качество, наличие которого с необходимостью определяет возможность успешного выполнения определенного спектра действий.

В дидактике на сегодняшний день сложилось деление уроков на классические (традиционные) и нетрадиционные типы. В дидактике на сегодняшний день сложилось деление уроков на классические (традиционные) и нетрадиционные типы. Классические типы : вводный урок, тренировочный урок, контрольный урок, урок закрепления знаний, умений, навыков, урок самостоятельной работы, урок ТСО, урок практической работы, комбинированной урок, повторно – обобщающий урок. Классические типы : вводный урок, тренировочный урок, контрольный урок, урок закрепления знаний, умений, навыков, урок самостоятельной работы, урок ТСО, урок практической работы, комбинированной урок, повторно – обобщающий урок. Нетрадиционные типы: урок фантазирования, урок соревнования, урок открытых мыслей, урок – турнир, урок – диспут, урок – эврика, урок – зачет, урок творчества, урок спектакль, урок – конкурс, урок – конференция, интегрированный урок, урок – игра, урок – сказка, урок взаимного обучения, урок КВН, урок – путешествие, аукцион знаний. Нетрадиционные типы: урок фантазирования, урок соревнования, урок открытых мыслей, урок – турнир, урок – диспут, урок – эврика, урок – зачет, урок творчества, урок спектакль, урок – конкурс, урок – конференция, интегрированный урок, урок – игра, урок – сказка, урок взаимного обучения, урок КВН, урок – путешествие, аукцион знаний.

Основными компонентами урока являются: - цель и задачи образования, воспитания и развития; - цель и задачи образования, воспитания и развития; - содержание материала; - содержание материала; - методы преподавания и учения; - методы преподавания и учения; - средства обучения; - средства обучения; - способы организации познавательной деятельности и процесса обучения. - способы организации познавательной деятельности и процесса обучения.

Основные блоки современного урока. Основные блоки современного урока. Проблемно – мотивационный Проблемно – мотивационный Информационный Информационный Аналитический Аналитический Рефлексивно – оценочный. Рефлексивно – оценочный.

Используя на уроках обществознания, право деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у учащихся: Используя на уроках обществознания, право деятельностный подход к обучению, возможно достичь формирования ключевых компетенций у учащихся: - готовность к разрешению проблем, - готовность к разрешению проблем, - технологическая компетентность, - технологическая компетентность, - готовность к самообразованию, - готовность к использованию информационных ресурсов, - готовность к социальному взаимодействию, - - коммуникативная компетентность.

Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь. Готовность к разрешению проблем, то есть готовность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности, позволяет принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Технологическая компетентность, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях. Технологическая компетентность, то есть готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности, позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях.

Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять проблемы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. Готовность к самообразованию, то есть способность выявлять проблемы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях, позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.

Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации. Готовность к использованию информационных ресурсов, то есть способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации.

Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач. Готовность к социальному взаимодействию, то есть способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач.

Коммуникативная компетентность, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.д.) других людей. Коммуникативная компетентность, то есть готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.д.) других людей.

Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации: Для формирования основных компетенций у учащихся необходимо применять на уроках следующие задания и моделировать следующие ситуации: Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов. Аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам (научная конференция, дебаты и др.), при подготовке к которым ученики учатся выявлять общее и отличия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента. Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам (научная конференция, дебаты и др.), при подготовке к которым ученики учатся выявлять общее и отличия в одних и тех же научных и художественных текстах, подбирать аргументы для обоснования своей позиции, позиции своей группы, формулировать вопросы, обращенные к аргументам оппонента.

Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей. Проведение социологических опросов для выявления аргументированных мнений представителей разных поколений россиян по спорным вопросам обществознания, представление результатов опросов в виде диаграмм, коллажей. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами. Подготовка эссе по спорным вопросам обществознания. Обучаясь написанию эссе, школьники учатся представлять собственную точку зрения при раскрытии проблемы, аргументировать свою позицию достоверными фактами. Подготовка исследовательских работ к научно – практическим конференциям. Подготовка исследовательских работ к научно – практическим конференциям.

Работа с документами классификация документов: классификация документов: Информационные документы (краткие сообщения, репортажи из газет и журналов) Информационные документы (краткие сообщения, репортажи из газет и журналов) Личные документы (письма, дневники, записи) Личные документы (письма, дневники, записи) Научные и научно-популярные тексты (фрагменты из научных книг, статей) Научные и научно-популярные тексты (фрагменты из научных книг, статей) Нормативные документы (законы, указы, уставы, договоры, постановления правительства и т.д.) Нормативные документы (законы, указы, уставы, договоры, постановления правительства и т.д.)

Публицистические материалы (публицистические статьи, интервью). Публицистические материалы (публицистические статьи, интервью). Статистический материал (цифровой материал, описи, таблицы и т.д.) Статистический материал (цифровой материал, описи, таблицы и т.д.) Философские тексты (фрагменты их философских трудов) Философские тексты (фрагменты их философских трудов) Политико-идеологические документы (документы партий, общественно-политических организаций, выступления политических деятелей, социально- экономические программы). Политико-идеологические документы (документы партий, общественно-политических организаций, выступления политических деятелей, социально- экономические программы).

А) « 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. А) « 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. 2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (Конституция РФ) 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (Конституция РФ)

Б) « В ходе представительного для взрослого населения Российской Федерации опроса примерно 1,5 тыс. россиян, проведенного Всероссийским центром исследований общественного мнения, на вопрос « Какие из следующих черт характерны для большинства современных российских политиков?», были получены такие ответы (в процентах). Стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами – 39, желание получить власть только честным путем – 6, неуважение к рядовым гражданам – 34, строгое соблюдение законов – 5 и тд.» Б) « В ходе представительного для взрослого населения Российской Федерации опроса примерно 1,5 тыс. россиян, проведенного Всероссийским центром исследований общественного мнения, на вопрос « Какие из следующих черт характерны для большинства современных российских политиков?», были получены такие ответы (в процентах). Стремление к власти, не гнушаясь самыми грязными средствами – 39, желание получить власть только честным путем – 6, неуважение к рядовым гражданам – 34, строгое соблюдение законов – 5 и тд.» ( « Аргументы и факты» г.) ( « Аргументы и факты» г.)

В) « Самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких – либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвататься за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всегда яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах» (А. Шопенгауэр « Афоризмы житейской мудрости»). В) « Самый дешевый вид гордости – гордость национальная. Ибо кто ею одержим, обнаруживает этим отсутствие в себе каких – либо индивидуальных качеств, которыми он мог бы гордиться, так как иначе ему незачем было бы хвататься за то, что у него общее с миллионами. У кого есть выдающиеся личные достоинства, тот, напротив, всегда яснее видит недостатки своей собственной нации, так как они постоянно у него на глазах» (А. Шопенгауэр « Афоризмы житейской мудрости»).

Г) « Группа российских нефтяных компаний подписала с Венесуэльской нефтяной корпорацией контракт на 40 лет. Это естественное стремление получить прибыль. Политический риск, конечно, есть. Поэтому заключается межгосударственный договор, который будет обязательно соблюдать любое правительство Венесуэлы» (Аргументы и факты г.). Г) « Группа российских нефтяных компаний подписала с Венесуэльской нефтяной корпорацией контракт на 40 лет. Это естественное стремление получить прибыль. Политический риск, конечно, есть. Поэтому заключается межгосударственный договор, который будет обязательно соблюдать любое правительство Венесуэлы» (Аргументы и факты г.).

Принципы отбора документов заключаются в следующем: Необходимо отбирать документы, прежде всего, из числа источников тех общественных наук, на которых базируется новый курс (политологии, философии, правоведения и т.д.) Необходимо отбирать документы, прежде всего, из числа источников тех общественных наук, на которых базируется новый курс (политологии, философии, правоведения и т.д.) В курсе должно быть представлено многообразие документов, чтобы отразить многогранность реальной жизни, различных видов человеческой деятельности (научной, познавательной, трудовой, предпринимательской, политологической) В курсе должно быть представлено многообразие документов, чтобы отразить многогранность реальной жизни, различных видов человеческой деятельности (научной, познавательной, трудовой, предпринимательской, политологической)

При отборе документов необходимо придерживаться принципа системности, который заключается в том, чтобы документы должны быть объединены целями и задачами обществоведческого курса, а их содержание включено в систему знаний, представленных в учебнике. Отбор документов должен быть ориентирован на основные понятия и ведущие идеи урока, темы. При отборе документов необходимо придерживаться принципа системности, который заключается в том, чтобы документы должны быть объединены целями и задачами обществоведческого курса, а их содержание включено в систему знаний, представленных в учебнике. Отбор документов должен быть ориентирован на основные понятия и ведущие идеи урока, темы. Отбор документов должен проводиться с учетом психологических особенностей учащихся основной и старшей школы. Необходимо отбирать документы, которые будут соответствовать интересам и возможностям определенной возрастной группы учащихся. Отбор документов должен проводиться с учетом психологических особенностей учащихся основной и старшей школы. Необходимо отбирать документы, которые будут соответствовать интересам и возможностям определенной возрастной группы учащихся.

Документ должен быть доступен и при определенных умственных усилиях понятен учащимся по содержанию и форме. В этом случае задание, поставленное к документу, будет развивать мышление ученика. Важно учитывать уровень знания и умений учащихся, тот понятийный аппарат, который формируется и в рамках курса, и при изучении других предметов в конкретном классе. Документ должен быть доступен и при определенных умственных усилиях понятен учащимся по содержанию и форме. В этом случае задание, поставленное к документу, будет развивать мышление ученика. Важно учитывать уровень знания и умений учащихся, тот понятийный аппарат, который формируется и в рамках курса, и при изучении других предметов в конкретном классе. При отборе документа важна реализация принципа развивающего обучения, который регулирует соотношение достигнутого и планируемого уровней деятельности, нацеливает на ее постепенное усложнение. При отборе документа важна реализация принципа развивающего обучения, который регулирует соотношение достигнутого и планируемого уровней деятельности, нацеливает на ее постепенное усложнение.

Схема анализа документа, предлагаемая А.Иоффе. Общие сведения о документе (автор, название, выходные данные) Общие сведения о документе (автор, название, выходные данные) Вид документа Вид документа Историческая обстановка Историческая обстановка Адресат Адресат Цели и задачи документа Цели и задачи документа Факты Факты Основные понятия Основные понятия Затронутые проблемы Затронутые проблемы Основные идеи (выводы, главные мысли) Основные идеи (выводы, главные мысли) Вопросы к документу или автору Вопросы к документу или автору Система ценностей (или идеология), отраженная в документе Система ценностей (или идеология), отраженная в документе Стилистические особенности Стилистические особенности Уровень эмоциональности Уровень эмоциональности Возможные сравнения с другими документами Возможные сравнения с другими документами Историческое значение документа Историческое значение документа Основные части, на которые можно разбить документ. Основные части, на которые можно разбить документ.

Схема анализа документа, предлагаемая профессором США Стивен Шехтором Кто автор документа? Кто кроме автора участвовал в подготовке документа? Что Вы знаете об этих людях? Что дополнительно Вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Кто автор документа? Кто кроме автора участвовал в подготовке документа? Что Вы знаете об этих людях? Что дополнительно Вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа? Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа? Где произошли события, о которых говориться в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события? Где произошли события, о которых говориться в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события? Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь? Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь? Почему создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события? Почему создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события? Как изучаемый документ помог Вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится? Как изучаемый документ помог Вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Схема анализа документов, предлагаемая методистами в области гражданского образования США С. Сигас, Д. Любек, Д. Кэррол. Как можно охарактеризовать тон автора (формальный, злой, уважительный, раздражительный и т.д.) Как можно охарактеризовать тон автора (формальный, злой, уважительный, раздражительный и т.д.) Кто предполагаемые читатели? (На какую группу лиц обращен документ?) Кто предполагаемые читатели? (На какую группу лиц обращен документ?) Какова цель документа? Проливает ли он свет на проблему? Какова цель документа? Проливает ли он свет на проблему? Есть ли противоречащие идеи внутри текста (или при сравнении текста двух и более документов)? Есть ли противоречащие идеи внутри текста (или при сравнении текста двух и более документов)? Сравните два документа или два отрывка одного документа или все предложенные документы? Сравните два документа или два отрывка одного документа или все предложенные документы? Помогает ли документ лучше понять данный исторический период Помогает ли документ лучше понять данный исторический период Каково прошлое автора? Откуда они? Отличалась бы работа историка из другой страны? Почему? Каково прошлое автора? Откуда они? Отличалась бы работа историка из другой страны? Почему? Как бы данное время описал сторонник другой идеологической позиции? Как бы данное время описал сторонник другой идеологической позиции? Первичные или вторичные источники представляют собой документы? Первичные или вторичные источники представляют собой документы? Какие другие источники помогли бы продолжить исследование данной проблемы? Какие другие источники помогли бы продолжить исследование данной проблемы? Есть ли необходимость в обращении к другим источникам? Почему? Есть ли необходимость в обращении к другим источникам? Почему?

Алгоритм работы с дополнительными источниками информации..Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение..Изберите способ работы: просмотр, чтение, изучение. - Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, заключение, оглавление. - Ознакомьтесь с данной книгой, статьей, монографией и т.п., просмотрите данные: аннотацию, предисловие, заключение, оглавление. - Ознакомьтесь с источником определите: - Ознакомьтесь с источником определите: автора, соавторов, участвовавших в его подготовке; автора, соавторов, участвовавших в его подготовке; время и место создание текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание. время и место создание текста (по его содержанию), как повлияли исторические условия на его создание. - Установите: - Установите: источники изучаемой информации: источники изучаемой информации: цель автора (ов) текста. цель автора (ов) текста. 2.Определите: 2.Определите: вид источника (письмо, дневник, архивный документ им т.д.); вид источника (письмо, дневник, архивный документ им т.д.); Что представляет собой текст: приведен полностью или только отрывок; Что представляет собой текст: приведен полностью или только отрывок; О чем идет речь в данном тексте. О чем идет речь в данном тексте.

Изучите и проанализируете содержание текста: Изучите и проанализируете содержание текста: постарайтесь понять, выделить его основные положения; постарайтесь понять, выделить его основные положения; разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части; разделите мысленно содержание текста на ряд смысловых частей, выделите главные мысли каждой части; по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов. по ходу изучения текста формулируйте главные мысли источника и записывайте их в виде тезисов или цитат, ключевых слов. 4. Оцените степень достоверности изложенных в тексте сведений: 4. Оцените степень достоверности изложенных в тексте сведений: является ли автор непосредственным свидетелем излагаемого; является ли автор непосредственным свидетелем излагаемого; первичность или вторичность информации; первичность или вторичность информации; 5.Определите: 5.Определите: представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на событие; представляет ли автор определенную точку зрения или он предлагает эксклюзивный взгляд на событие; в каких ситуациях можно использовать эту информацию в каких ситуациях можно использовать эту информацию первичность или вторичность информации; первичность или вторичность информации;

6. Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас. 6. Раскройте значение источника и содержащейся в нем информации для современности, для каждого из нас. 7. Дайте обобщающую оценку данному источнику ( в ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план – конспект; найти значение незнакомого слова; работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы). 7. Дайте обобщающую оценку данному источнику ( в ходе чтения используйте записи: цитаты, план, тезисы, план – конспект; найти значение незнакомого слова; работая с книгой, нужно активно мыслить – задавать себе вопросы и искать на них ответы).

Алгоритм работы с документами 1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно 1. Прежде чем отвечать на вопросы и выполнять задания, внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. прочитайте текст. Помните: прямые ответы на многие вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте. 2. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст?- и определите его основную идею. 2. Дайте ответ на вопрос: О чем данный текст?- и определите его основную идею. 3. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения, следующего задания. 3. Отвечать на предложенные вопросы старайтесь по порядку, так как они чаще всего предъявляются по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может послужить основой для выполнения, следующего задания. 4. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание 4. Вопросы к документам читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью. полностью. 5. Отвечайте точно на поставленный вопрос. 5. Отвечайте точно на поставленный вопрос. 6. При ответе на вопрос следует опираться на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. 6. При ответе на вопрос следует опираться на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе. 7. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки. 7. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие и ясные формулировки.

8. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. 8. Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов. 9. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание. 9. Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание. 10. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы 10. Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы

Алгоритм написания эссе внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; - выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.); - выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.); - определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); - определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); - набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер); - набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер); - для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.; - для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.); еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.); - подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); - подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); - распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план); - распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.); придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.); - изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили; - изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили; - сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее. - сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Структура эссе. Введение (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамки рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения); Введение (суть и обоснование выбора данной темы; не лишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамки рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: "Под гендерными отношениями я подразумеваю следующее...", однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения);

основная часть: основная часть: Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать тезис. Выдвигается тезис, который доказывается. Все рассуждения должны либо подтверждать, либо опровергать тезис. Записываются термины, употребляемые в работе. Записываются термины, употребляемые в работе. Подбираются факты – аргументы, подтверждающие тезис. Подбираются факты – аргументы, подтверждающие тезис. Работа с тезисом может быть построена по следующей схеме: Работа с тезисом может быть построена по следующей схеме:

Высказывание позиции ( Я считаю, что...) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем, что...?) Высказывание позиции ( Я считаю, что...) или риторический вопрос ( А не задумывались ли вы над тем, что...?) Указание причины ( потому что...), приводятся факты, возможна ссылка на определение. Указание причины ( потому что...), приводятся факты, возможна ссылка на определение. Аргументация ( это можно подтвердить следующими примерами...) Аргументация ( это можно подтвердить следующими примерами...) Установление взаимосвязей ( в связи с этим...). Установление взаимосвязей ( в связи с этим...).

III. заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.). III. заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.). Язык написания эссе должен отличаться образностью, должны четко прослеживаться позиции ученика, его личность, чувства, эмоции, мировоззрение. Язык написания эссе должен отличаться образностью, должны четко прослеживаться позиции ученика, его личность, чувства, эмоции, мировоззрение.

Введение Основная часть Заключение Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Во – первых,... Во – вторых,... В третьих,... Я считаю ( думаю, полагаю и др.), что..., так как... Таким образом,… Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Рассмотрим несколько подходов… Например,… Подведем общий итог рассуждению… Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание… Проиллюстрируем это положение следующим примером… Итак,… В заключении можно сделать вывод, что...

Введение Основная часть Заключение Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что… Для полемического эссе: С одной стороны,… С другой стороны,…Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС- формулой: П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…; О – Объяснение – Потому что…; П – Пример, иллюстрация – Например,…; С – Суждение (итоговое) – Таким образом,... Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…

Учимся определять проблему Социальная психология. "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) Социальная психология. "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) Проблема Становления и развития личности: самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, особенности формирования "я-концепции» и восприятия человеком своего бытия. Проблема Становления и развития личности: самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, особенности формирования "я-концепции» и восприятия человеком своего бытия.

Социология. «Не хлебом единым жив человек" (Народная мудрость). «Не хлебом единым жив человек" (Народная мудрость). Проблема Соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Проблема Соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.

Экономика «Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" ( Л. Питер). «Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов" ( Л. Питер). Проблема рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления. Проблема рационального использования ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.

Политология. «Избирательный бюллетень сильнее пули" ( А. Линкольн). «Избирательный бюллетень сильнее пули" ( А. Линкольн). Проблема Осуществления народовластия через избирательную систему и влияния его на организацию общественной жизни. Проблема Осуществления народовластия через избирательную систему и влияния его на организацию общественной жизни.

Правоведение. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" ( Вольтер) «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им" ( Вольтер) Проблема Правовой помощи, правового решения спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни Проблема Правовой помощи, правового решения спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни

Философия. «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" ( Т. Ойзерман). «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий" ( Т. Ойзерман). Проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности. Проблема осознанного, ответственного использования человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.

Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) Пример Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. Автор утверждает, что потребителю необходимо научиться рационально расходовать свои доходы, прежде чем приобретать товары и услуги. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. Речь идет о вопросах, связанных с экономикой потребления. Я полностью согласен с данным высказыванием. Я полностью согласен с данным высказыванием. Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… Термины: доходы и расходы, ограниченные ресурсы, семейный бюджет, потребительское поведение, структура потребления… Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг. Примеры: русские дворяне XVIII – начала ХХ вв., жившие «не по средствам»; некоторые «новые русские» 1990-х гг.

Задание 1 Передайте смысл следующих высказываний: Передайте смысл следующих высказываний: «Элементы искусства неутомимо работают «Элементы искусства неутомимо работают в пользу научных теорий» (О. Мандельштам). в пользу научных теорий» (О. Мандельштам). Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон). Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон). «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон) «Прогресс – отец проблем» (Г. Честертон)

Быть в контексте задания!!!... это значит: Соответствовать базовой науке, к которой Соответствовать базовой науке, к которой отнесена выбранная проблема. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. Грамотно определить круг подлежащих рассмотрению вопросов. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. Ясно выражать и аргументировать собственное понимание проблемы и отношение к ней. Использовать те термины, понятия, обобщения факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме. Использовать те термины, понятия, обобщения факты, примеры, которые относятся к выбранной проблеме.

Задание 2 В контексте ли автор эссе? В контексте ли автор эссе? Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) Экономика. «Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (И. Стобей) «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. «Люди по своей натуре стремятся продавать и покупать. Купля- продажа свойственна не всем и не всем она легко дается. Некоторые легко покупают, но продают с трудом, а другие – наоборот. Мне кажется, что искусство расходовать во мне преобладает над искусством покупать. Нередко что-нибудь купив, я задумываюсь: а не обманули ли меня, не подсунули ли мне дешевую подделку. И меня всю дорогу мучает этот вопрос. Но в той мере, как я начинаю наслаждаться качеством товара, мне становится спокойнее. Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать». Как известно, продается и покупается не все на свете. Но некоторые люди так не думают. Такое мнение бытует среди тех, у кого много денег, и они ошибаются. В мире есть вещи, которые не продаются и не покупаются: здоровье, жизнь. Последнюю в наше время уже, наверное, можно продать».

В КИМ 2010 г. были внесены определенные изменения. Оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет новые баллы к уже накопленным. Их количество по критериям К1 и К3 колеблется от одного до двух, в зависимости от уровня реализации данной позиции. Оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет новые баллы к уже накопленным. Их количество по критериям К1 и К3 колеблется от одного до двух, в зависимости от уровня реализации данной позиции. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, определяющим является критерий К1. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ уже не проверяется. Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, определяющим является критерий К1. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ уже не проверяется.

Критерии оценивания ответа на задание С 9 Баллы К1 – раскрытие смысла высказывания К1 – раскрытие смысла высказывания Смысл высказывания раскрыт 2 Смысл высказывания в явном виде не раскрыт, но содержания ответа свидетельствует о его понимании 1 Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании 0 К2 – представление и пояснение собственной позиции К2 – представление и пояснение собственной позиции Представлена позиция с аргументацией Представлена позиция с аргументацией 1 Представлена собственная позиция без пояснения или собственная позиция не представлена 0 К3 – уровень приводимых суждений и аргументов К3 – уровень приводимых суждений и аргументов Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал 2 Суждения и аргументы приведены с опорой на теорию, но без использования фактического материала или суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений. 1 Суждения и аргументы не приведены 0 Максимальный балл Максимальный балл 5

С9. Социальная психология: « Без многого может человек обойтись, только не без человека», - Л. Бернс Комментарий: К1- 2 балла – смысл высказывания раскрыт; К2 – 1 балл – представлена собственная позиция с аргументацией; К3 – 1 балл – суждения и аргументы приведены с опорой на отдельные теоретические положения, однако фактический материал, конкретные примеры не приведены.

С9. « Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» ( Вольтер) Комментарий: К1 – 2 балла – смысл высказывания раскрыт; Комментарий: К1 – 2 балла – смысл высказывания раскрыт; К2 – 0 баллов – представлена собственная позиция без пояснения. То, что ученик принимает за аргументацию, таковым не является: идет продолжение раскрытие тезисов. К2 – 0 баллов – представлена собственная позиция без пояснения. То, что ученик принимает за аргументацию, таковым не является: идет продолжение раскрытие тезисов. К3 – 0 баллов – аргументация отсутствует. Приведенное положение можно расценивать как уточнение позиции, раскрывающее смысл высказывания. К3 – 0 баллов – аргументация отсутствует. Приведенное положение можно расценивать как уточнение позиции, раскрывающее смысл высказывания.

С9. « Полит.партия – это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов» ( И. Ильин). Комментарий:К1 – 1 балл- смысл высказывания раскрыт частично. Нет ясности по вопросу о том, что имеет в виду философ, говоря о « нужных им всем законах» ( нужные только тем слоям, которые представляет партия?) Комментарий:К1 – 1 балл- смысл высказывания раскрыт частично. Нет ясности по вопросу о том, что имеет в виду философ, говоря о « нужных им всем законах» ( нужные только тем слоям, которые представляет партия?) К2 – 1 балл – собственная позиция отчасти видна из контекста ( экзаменуемый считает вслед за философом, что именно для этого объединяются в партию). К2 – 1 балл – собственная позиция отчасти видна из контекста ( экзаменуемый считает вслед за философом, что именно для этого объединяются в партию). К3 – 0 баллов – в аргументирующей части раскрывается, прежде всего, механизм прихода партии к власти, тезис же о законотворчестве как главном направлении деятельности победившей партии не обосновывается. К3 – 0 баллов – в аргументирующей части раскрывается, прежде всего, механизм прихода партии к власти, тезис же о законотворчестве как главном направлении деятельности победившей партии не обосновывается.

С9. « Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» ( Демокрит). Комментарий: Комментарий: К1 – 0 баллов – смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не дает представления о его понимании. Ответ дальше не проверяется: по остальным критериям ( К2,К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

С8. Составления сложного плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Выполнение этого задания предполагает: Выполнение этого задания предполагает: а) корректность формулировок пунктов с точки зрения их соответствия заданной теме; а) корректность формулировок пунктов с точки зрения их соответствия заданной теме; б) полноту отражения основного содержания в плане; в) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа ( т.е. наличие в предложенном плане не менее трех пунктов, два из которых конкретизированы подпунктами).

С8. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме « Экологический кризис как глобальная проблема современности» Один из вариантов плана раскрытия темы, согласно предлагаемому варианту верного ответа, может быть таким: 1. Какие проблемы стали глобальными для человечества? 2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами. 3. Чем вызван экологический кризис? а) рост масштабов хозяйственной деятельности; а) рост масштабов хозяйственной деятельности; б) потребительское отношение к природе. б) потребительское отношение к природе. 4. Проявления и последствия экологического кризиса. 5. Пути преодоления экологического кризиса: а) изменения отношения людей к природе; а) изменения отношения людей к природе; б) наука на службе экологии; б) наука на службе экологии; в) международное сотрудничество в решении экологических проблем. в) международное сотрудничество в решении экологических проблем.

Критерии оценивания ответа на задание С 8 Баллы Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа 2 Формулировки пунктов плана корректны. Отдельные вопросы, существенные для данной темы, упущены. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Или Отдельные формулировки пунктов плана некорректны. В совокупности пункты плана охватывают основные вопросы темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. 1 План не раскрывает предложенной темы. Или Структура ответа не соответствует плану сложного типа. о Максимальный балл 2

Вариант Глобальные проблемы современности: а) понятия; а) понятия; б) перечень основных проблем; б) перечень основных проблем; 2. Экологический кризис: а) понятие; а) понятие; б) связь с другими глобальными проблемами; б) связь с другими глобальными проблемами; 3. Причины экологического кризиса. 4. Последствия экологического кризиса: а) отказ от принципа « Природа – не храм, а мастерская», т.е от потребительского отношения к природе; а) отказ от принципа « Природа – не храм, а мастерская», т.е от потребительского отношения к природе; б) использование современных достижений науки ( в том числе, нанотехнологии). б) использование современных достижений науки ( в том числе, нанотехнологии). Комментарий: эксперты оценили этот ответ в 2 балла.

Вариант Понимание экологического кризиса; 2. Причины кризиса: а) бездумное отношение к природе; а) бездумное отношение к природе; б) масштабы хозяйственной деятельности; б) масштабы хозяйственной деятельности; 3. Проявление кризиса: а) загрязнение атмосферы, почвы и воды отходами производства; а) загрязнение атмосферы, почвы и воды отходами производства; б) уничтожение растений и животных; б) уничтожение растений и животных; в) неумелая добыча природных ресурсов. в) неумелая добыча природных ресурсов. 4. Как преодолеть?

Комментарий: в плане экологический кризис рассматривается довольно абстрактно, в отрыве от глобальных проблем современности, т.е. основное содержание темы отражено неполно. В то же время формулировки плана корректны. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Ответ можно оценить в 1 балл.

Вариант 3. Вариант Глобальные проблемы: кто виноват? 2. Кто породил экологический кризис? а) загрязнение почвы; а) загрязнение почвы; б) загрязнение атмосферы; б) загрязнение атмосферы; в) выброс вредных веществ в воду; в) выброс вредных веществ в воду; г) последствия различных экспериментов; г) последствия различных экспериментов; д) незаконная вырубка лесов. д) незаконная вырубка лесов. 3. Что делать? ( как преодолеть негативные последствия): а) отказаться от потребительского отношения к природе; а) отказаться от потребительского отношения к природе; б) расширить международное сотрудничество; б) расширить международное сотрудничество; в) развивать и использовать нанотехнологии в защите природы; в) развивать и использовать нанотехнологии в защите природы; г) ужесточить наказания за экологические преступления. г) ужесточить наказания за экологические преступления.

Комментарий: ответ выпускника эмоционален. В нем присутствуют существенные изъяны. Во- первых упоминание в пункте 1 глобальных проблем не связано с их общими признаками – выпускник лишь задает риторический вопрос. Комментарий: ответ выпускника эмоционален. В нем присутствуют существенные изъяны. Во- первых упоминание в пункте 1 глобальных проблем не связано с их общими признаками – выпускник лишь задает риторический вопрос. Не совсем корректной представляется и формулировка пункта 2 плана, в которой выпускник хотел сказать, вероятно, о причинах экологического кризиса. Не совсем корректной представляется и формулировка пункта 2 плана, в которой выпускник хотел сказать, вероятно, о причинах экологического кризиса. Название пункта 3 плана отсутствует. Название пункта 3 плана отсутствует. Но в совокупности пункта плана охватывают значимые аспекты темы. Но в совокупности пункта плана охватывают значимые аспекты темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Структура ответа соответствует плану сложного типа. Ответ можно оценить 1 балл. Ответ можно оценить 1 балл.

Вариант 4 1. Вступление, где можно рассказать о сути проблемы; 2. Основная часть, где расскажу о сути вопроса подробно: а) причинно – следственные связи; а) причинно – следственные связи; б) взаимобъясняющие обстоятельства; б) взаимобъясняющие обстоятельства; в) не забыть примеры – иллюстрации. в) не забыть примеры – иллюстрации. 3. Заключение: а) выводы; а) выводы; б) итоги, возможные пути решения проблемы. б) итоги, возможные пути решения проблемы.

Комментарий: в этом ответе выпускник в общем виде раскрывает логику ответа, но не конкретизирует ее применительно к обозначаемой теме. Так ответ не засчитывается как правильный и оценивается в 0 баллов. Комментарий: в этом ответе выпускник в общем виде раскрывает логику ответа, но не конкретизирует ее применительно к обозначаемой теме. Так ответ не засчитывается как правильный и оценивается в 0 баллов.

Вариант 5. Вариант Понятия глобальные проблемы; 2. Причины экологического кризиса; 3. Примеры кризисных явлений в экологии; 4. Последствия экологического кризиса.

Комментарий: в этом ответе выпускник назвал основные аспекты темы верно, но ни один из них не конкретизировал в подпункты. Такой ответ не засчитывается как правильный и оценивается в 0 баллов.

Учебно – исследовательская деятельность: Процесс решения научных и личностных проблем, имеющих своей целью построение субъективного нового знания; Процесс решения научных и личностных проблем, имеющих своей целью построение субъективного нового знания; Сфера, где реализуются познавательные потребности детей, склонных к интеллектуальной деятельности, формируются навыки работы с информацией, опыт общения и публичного выступления. Сфера, где реализуются познавательные потребности детей, склонных к интеллектуальной деятельности, формируются навыки работы с информацией, опыт общения и публичного выступления.

Цель ученического исследования Глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Глубокое и прочное усвоение программного материала, формирование у учащихся исследовательских навыков. Не исключено, что в процессе исследования, учащиеся смогут получить какие – либо новые данные, но они не будут носить характер научного открытия Не исключено, что в процессе исследования, учащиеся смогут получить какие – либо новые данные, но они не будут носить характер научного открытия ( систематизация информации).

Подходы и направления в области ученического исследования По форме: По форме: - элементы исследования на уроках, нетрадиционные формы урока, где обучение выступает как совместный поиск учителя и ученика; - ученическое исследование в индивидуальной и групповой форме при подготовке к семинарам, конференциям; - исследования различного характера в ходе конкурсов, олимпиад и пр.

По содержанию: - Реферативные – написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы; - Экспериментальные – написание на основе выполнение эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, но предполагает самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий; - Описательные – направленные на наблюдение и качественное описание какого – либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отсутствует корректная методика исследования.

Исследовательская работа. Структура: 1. Вводная часть: - актуальность, значимость в настоящем, будущем; - новые современные подходы к решению проблем, наличие противоположных точек зрения на проблему в науке( анализ литературы и источников); - степень изученности данного вопроса; - объект исследования; - предмет исследования; - цель и задачи работы; - выбор метода ( методики) проведения исследования; - научная новизна; - практическая значимость; - структура работы. -

Основная часть: - должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем. - делится на главы, параграфы. В конце каждой главы должны быть сделаны выводы. Заключение: Заключение: - основные выводы; - результаты и личная значимость проделанной работы; - перспективы продолжения работы над темой. После заключения принято помещать библиографический список используемых источников и литературы.

Список используемой литературы помещается в конце работы и оформляется по единым существующим правилам: - фамилия; запятая. Инициалы автора; точка. - Полное и точное название ( в том виде, в каком оно дано на титульном листе, без кавычек). - Инициалы и фамилия автора; точка, тире. - Место издания, точка и двоеточие. - Название издательства, запятая. - Год издания, точка. - Тире, количество страниц в книге, точка.

- Если ссылка помещается в работе, то указывают номера страниц, на которых она представлена. Пример: Поддъяков, А.А.Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.А.Поддъяков. – М.: Просвещение, с.

Ссылка на статью из сборника: - фамилия; запятая. Инициалы автора; точка. - Заглавие статьи /. - Инициалы и фамилия автора ( авторов) // - Название сборника, точка, тире. - Место издания, точка, двоеточие. - Название издательства, запятая. - Год издания, точка. - Тире, номера страниц начала и конца статьи, точка. Пример: Андреев, А.А. Определяющие элементы организации…… / А.А. Андреев// Актуальные проблемы ….- СПб.: СПбГУМП, С

Ссылка на статью из журнала: - фамилия; запятая. Инициалы автора; точка. - Заглавие статьи на языке оригинала /. - Инициалы и фамилия автора ( авторов) // - Название журнала, точка, тире. - Год издания, точка. - Тире, номер издания, точка. - Тире, номер страниц начала и конца статьи, точка. Пример: Счастная,Т.Н. К вопросу о методологии научного творчества /Т.Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – – С

Ссылка из архивного источника В сносках: В сносках: ЦГИА РБ. Ф. – 748. Оп.1. Д. 7. Л. 1 ( в сносках) В списках источников: Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан ( ЦГАОО РБ) Ф Оп. 2. Д Л. 9. Выписка из юбилейного исторического сборника Союза Медсантруд 1919 – 1942 г.

Ссылка на источник, взятый из Интернета: Фамилия и инициалы автора ( авторов), точка. Фамилия и инициалы автора ( авторов), точка. Название документа ( если есть), точка. Название документа ( если есть), точка. Дата публикации ( если есть), точка. Дата публикации ( если есть), точка. Название сайта ( подчеркнуто), точка. Название сайта ( подчеркнуто), точка.

Содержание приложений: Содержание приложений: Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов. По форме – текст, таблицы, графики, карты и пр. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов. По форме – текст, таблицы, графики, карты и пр. Каждое приложение должно начинаться с нового листа ( страницы), например, Каждое приложение должно начинаться с нового листа ( страницы), например, « Приложение 1», « Приложение 2» и т.д. Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом « смотри». Связь основного текста с приложением осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом « смотри».

Схема ученического исследования: Выделение и постановка проблемы ( выбор темы исследования); Выделение и постановка проблемы ( выбор темы исследования); Обоснование актуальности выбранной темы; Обоснование актуальности выбранной темы; Постановка цели и задач исследования; Постановка цели и задач исследования; Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез; Определение объекта и предмета исследования, выдвижение гипотез; Выбор метода ( методики) проведения исследования; Выбор метода ( методики) проведения исследования; Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы; Поиск и предложение возможных вариантов решения проблемы; Сбор материала, обобщение полученных данных; Сбор материала, обобщение полученных данных; Описание процесса исследования; Описание процесса исследования; Обсуждение результатов исследования; Обсуждение результатов исследования; Формулирование выводов и оценка полученных результатов; Формулирование выводов и оценка полученных результатов; Подготовка проекта ( сообщение, доклад и т.д.) и его защита. Подготовка проекта ( сообщение, доклад и т.д.) и его защита.

Этапы исследования, требующие помощи учителя. 1. Выбор темы. - тема должна быть актуальной; - заглавие должно быть кратким и по возможности давать максимум информации о ее содержании; - тема должна быть интересна, соответствовать склонностям учащегося; - Тема должна быть выполнима; - Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, способности нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

Этапы исследования, требующие помощи учителя 2. Постановка цели и задач, формулировка объекта и предмета: Цель исследования должна быть конкретной и четко сопоставимой с предвосхищаемым результатом. Задача отражают основные этапы исследования и даются в форме перечисления ( изучить…, описать…, установить…, выявить…,проанализировать…,сравнить…,вывес ти формулу… и пр.)

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования – категории научного процесса, которые соотносятся между собой как общее и частное.

3. Разработка плана, структуры исследования. - Главы, разделы, параграфы исследования выстраиваются в логике работы над изучаемой проблемой, их последовательность соотносится с намеченными задачами.

4. Выбор методов. Выбор методов зависит от цели и предмета исследования: - эмпирический уровень ( наблюдение, сравнение, эксперимент); - используемый как на эмпирическом уровне, так и на теоретическом ( абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, и др.). - теоретический уровень ( восхождение от абстрактного к конкретному и др.)

Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Наблюдение – активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего, на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. Сравнение – позволяет установить сходство и различие между предметами и явлениями. Требования к сравнению: Требования к сравнению: 1. Сравниваться должны только лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. 2. Для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным существенным признакам.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению результата, т.е. к абстракции. Абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и одновременное выделение, фиксирование одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению результата, т.е. к абстракции. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев. Дедукция – вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод обо всей совокупности таких случаев. Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений, к общим выводам. Индукция – вид умозаключения от частных фактов, положений, к общим выводам.

5. Представление и защита ученической исследовательской работы Для научного исследования существуют следующие стандарты представления: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. Учебное исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада. Для научного исследования существуют следующие стандарты представления: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. Учебное исследование, как правило, представляется в виде тезисов, научной статьи, устного доклада. Тезисы – краткое изложение определенных положений в последовательности. Тезисы – краткое изложение определенных положений в последовательности.

Научная статья – подробное изложение содержания проведенного исследования. Научная статья – подробное изложение содержания проведенного исследования. Доклад – устное представление исследования, содержащее основные результаты проведенной работы в краткой форме. В докладе должны присутствовать вступление, основная часть, заключение. На выступление отводится не более 10 мин. Доклад – устное представление исследования, содержащее основные результаты проведенной работы в краткой форме. В докладе должны присутствовать вступление, основная часть, заключение. На выступление отводится не более 10 мин.

При оценке ученической исследовательской работы могут учитываться следующие показатели: 1) Определение проблемы, наличие плана, структура; 2) Отбор и анализ источников и литературы; 3) Последовательность, полнота изложения темы; 4) Раскрытие версии, оценок, изложение спорных вопросов, аргументация своей точки зрения; 5) Наличие и обоснование выводов, стиль, язык изложения; 6) Культура оформления исследовательской работы.

Критерии устной защиты: - умение ясно выражать свои мысли в устной форме; - владение материалом; - умение отвечать на вопросы по теме; - умение делать выводы, умозаключения.

Исследовательскую деятельность учитель может развивать у школьников привлекая их к участию в научно – практических конференциях ( школьные, районные и т.д). Алгоритм действий учителя: Алгоритм действий учителя: Определите тему научно – практической конференции. Определите тему научно – практической конференции. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в реферативных работах, подберите темы для рефератов. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в реферативных работах, подберите темы для рефератов. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат конференции. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат конференции. Проведите индивидуальные консультации, окажите методическую помощь в подборе литературы. Проведите индивидуальные консультации, окажите методическую помощь в подборе литературы. Учите старшеклассников самостоятельно и разумно выбирать и создавать ценностные установки, оценивать возможные последствия исторического, обществоведческого процесса, аргументировано защищать свою позицию, уверенно выражать свои убеждения. Учите старшеклассников самостоятельно и разумно выбирать и создавать ценностные установки, оценивать возможные последствия исторического, обществоведческого процесса, аргументировано защищать свою позицию, уверенно выражать свои убеждения. Помогите учащимся правильно оформить реферативную работу, составить список литературы. Помогите учащимся правильно оформить реферативную работу, составить список литературы. Окажите помощь учащимся в выборе рецензента Окажите помощь учащимся в выборе рецензента

Требования к содержанию и оформлению реферата. Требования к содержанию и оформлению реферата. Титульный лист ( образец) Титульный лист ( образец) Министерство образования Республики Башкортостан Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное образовательное учреждение Муниципальное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 3» г. Уфа. « Средняя общеобразовательная школа 3» г. Уфа. Реферат Реферат по ________________________________________________________________________ по ________________________________________________________________________ ( предмет) ( предмет) Тема: _____________________________________________ Тема: _____________________________________________ Выполнил: Выполнил: учащийся 11 (9) _ кл учащийся 11 (9) _ кл Ф.И.О. Ф.И.О. ( в именительном падеже) ( в именительном падеже) Руководитель: Руководитель: (должность и Ф.И.О. препода (должность и Ф.И.О. препода вателя в именительном пад.) вателя в именительном пад.) г. Уфа г. Уфа 2009 год 2009 год

Форма титульного листа реферата Поля титульного листа реферата: левое поле – 2,5 см.; правое, верхнее и нижнее поля – по 1 см. Рамка не обязательна. Поля титульного листа реферата: левое поле – 2,5 см.; правое, верхнее и нижнее поля – по 1 см. Рамка не обязательна. Допускается написание текса от руки – в этом случае объем реферата устанавливается преподавателем произвольно. Допускается написание текса от руки – в этом случае объем реферата устанавливается преподавателем произвольно. Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему. Оглавление (план) должно быть расположено на втором листе подготовленной работы с указанием страниц (на какой странице начинается и кончается та или иная часть выпускной работы); все страницы текста нумеруются. План работы должен полно и логично раскрывать тему. Во ведении автор должен; Во ведении автор должен; - обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем; - обосновать выбор темы, ее актуальность, связь с современностью, значимость в будущем; - раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться; - раскрыть новые подходы к решению проблемы; наличие противоречивых точек зрения на данную проблему в науке и желание в них разобраться; - объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме; - объяснить мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме; - определить цели и задачи исследования, изложить порядок материала в представляемой работе. - определить цели и задачи исследования, изложить порядок материала в представляемой работе. В основной части автор: В основной части автор: - непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических, обществоведческих сведений по теме реферата, демонстрируя знания проблемы, способность анализировать, обобщать, делать вывод, обосновать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы; - непосредственно раскрывает суть проблемы или объективных исторических, обществоведческих сведений по теме реферата, демонстрируя знания проблемы, способность анализировать, обобщать, делать вывод, обосновать свою точку зрения на спорные вопросы проблемы; - дает критический обзор источников; - дает критический обзор источников; - сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме. - сообщает собственные сведения, версии, оценки по данной проблеме. ( Возможно деление материала на главы и параграфы.) ( Возможно деление материала на главы и параграфы.)

В заключении автор: В заключении автор: - подводит итоги исследования; - подводит итоги исследования; - высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы; - высказывает свое личное мнение по данному вопросу, отражает в работе собственные мысли и чувства, результаты и личную значимость проделанной работы; - делает соответствующие обобщения и выводы; - делает соответствующие обобщения и выводы; - определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы. - определяет перспективы продолжения дальнейшего изучения темы. В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография ( т.е.список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги, место и год издания. В списке литературы на последнем листе должна быть дана библиография ( т.е.список использованной литературы) в алфавитном порядке. При оформлении источника указывается фамилия автора, его инициалы, полное название книги, место и год издания. Например: Согрин В. Политическая история современного общества. – М.: Прогресс – академия, Например: Согрин В. Политическая история современного общества. – М.: Прогресс – академия, Реферативная работа предполагает использование не менее 5 -6 источников. Сноски и список используемой литературы составляет научно – справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы. Реферативная работа предполагает использование не менее 5 -6 источников. Сноски и список используемой литературы составляет научно – справочный аппарат, правильное оформление которого свидетельствует об определенной научной квалификации автора работы. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц машинного текста через два интервала или 24 страницы ученической тетради; в случаи необходимости возможно оформление Приложений к работе. Общий объем работы не должен превышать 20 страниц машинного текста через два интервала или 24 страницы ученической тетради; в случаи необходимости возможно оформление Приложений к работе. Ссылки на цитируемую литературу (автор, название, место и год издания, страницы), оформляются в виде сноски в нижней части листа или в конце работы в Примечаниях. Ссылки на цитируемую литературу (автор, название, место и год издания, страницы), оформляются в виде сноски в нижней части листа или в конце работы в Примечаниях. Рецензия: на работу должны быть: внутренняя и внешняя. Рецензия: на работу должны быть: внутренняя и внешняя.

Содержание рецензии на реферат: Содержание рецензии на реферат: Вводная часть. Правильность оформления реферата (титульного листа, плана, схем, иллюстраций, списка литературы, реферата в целом). Содержание: - целесообразность избранной темы и соответствие содержания реферата теме и плану; - заключение о правильности изложения существа вопроса, полноте его освещения; - наличие исследовательской работы, оценка ее результатов; - наличие анализа различных источников, извлечение из них исчерпывающей информации, систематизация и обобщение ее; - наличие собственных выводов, показывающих отношение автора реферата к данному вопросу, самостоятельность, оригинальность, обоснованность суждений. Заключение: Заключение: - указываются сильные и слабые стороны реферата; - указываются сильные и слабые стороны реферата; - оценивается общий теоретический уровень работы, содержательность, логичность изложения и доказательность общих выводов, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора; - оценивается общий теоретический уровень работы, содержательность, логичность изложения и доказательность общих выводов, яркость, образность изложения, индивидуальность стиля автора; - оценка правильности оформления работы (структурирование текста на пункты, подпункты, его изложение в соответствии с выработанным планом, нумерация страниц, оформление цитат и ссылок, библиографии, титульного листа и т.д.); - оценка качества сопроводительных материалов (иллюстраций, схем, чертежей и т.д.); - общая оценка реферата, пожелания и рекомендации рецензента; при необходимости указывается, в каком направлении необходимо провести переработку реферата. Работа завершается рецензией руководителя работы и выступлением автора на конференции, где выставляется рейтинговая оценка.

Порядок защиты реферата: Реферат защищается автором на научно 0 практической конференции в присутствии комиссии. Реферат защищается автором на научно 0 практической конференции в присутствии комиссии. Время защиты – 10 мин. Время защиты – 10 мин. Во время выступления автор раскрывает основные положения реферата, подтверждает их фактами, показывает свое отношение к изложенному вопросу, делает выводы. Во время выступления автор раскрывает основные положения реферата, подтверждает их фактами, показывает свое отношение к изложенному вопросу, делает выводы. После выступления автору реферата при необходимости задаются вопросы комиссии и участниками конференции. После выступления автору реферата при необходимости задаются вопросы комиссии и участниками конференции. Один из членов комиссии зачитывает рецензии. Один из членов комиссии зачитывает рецензии. Члены комиссии делают выводы по оценке защиты реферата. Оценка сообщается только после всех выступлений при проведении итогов конференции. Члены комиссии делают выводы по оценке защиты реферата. Оценка сообщается только после всех выступлений при проведении итогов конференции.

Показатели качества защиты реферативной работы Наличие списка литературы – 1 б. Общая оценка качества оформления – 1 б. Обоснованность выбора темы – 1 б. Уровень информированности учащегося по теме – 3 б. Свобода владения материалом, гибкость мышления – 3 б. Свобода владения материалом, гибкость мышления – 3 б. Научность, раскрытие теоретических аспектов – 2 б. Наличие исследовательского компонента в работе – 2 б. Владения навыками ораторского мастерства – 2 б. Наличие выводов по тем е – 2 б. Наличие плана изложения – 1 б. Актуальность темы – 1 б. Итог – 19 б. Итог – 19 б.

Перевод рейтинговой шкалы в пятибалльную систему оценивания: Перевод рейтинговой шкалы в пятибалльную систему оценивания: «5» б. «5» б. «4» б. «4» б. «3» - 11 – 8 б. «3» - 11 – 8 б. «2» б. «2» б. «1» б. «1» б.