КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЯ © О.Г. Кондратьева, 2008. LOGO Техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Попытка осмысления проблем создания школьного сайта.
Advertisements

Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
Проектная деятельность на уроках информатики Учитель информатики Сморчкова Н.Я.
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ CASE от латинского casus «случай, обстоятельство, происшествие» 1) случай; обстоятельство, положение;
Метод проектов в начальной школе.. Что такое «метод проектов»? Педагогическая технология. Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
СИТУАЦИЯ ВЫБОРА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Целесообразно,
Педагогическая технология. Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели, её детальной разработке и практическом достижении.
Для добавления текста щёлкните мышью Методы развития творческого мышления студентов в процессе обучения.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Мастер-класс Применение кейс – технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике Учитель физики МБОУ «СОШ 14» имени А. М. Мамонова Попова.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Использование кейс – технологий на уроках информатики учитель информатики и математики МОУ лицей 32 г. Белгорода Идрисова А.А.
Технологическая карта урока. Что значит быть готовым к уроку? Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать И друг другу.
Мозговой штурм. эффективный метод коллективного обсуждения Его преимущества в свободном выражении мнений всех участников Использование коллективных возможностей.
Мастер- класс по теме «Предприимчивость в профессиональной деятельности.
Транксрипт:

КЕЙС- ТЕХНОЛОГИЯ © О.Г. Кондратьева, 2008

LOGO Техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Под ситуацией (кейсом) понимается письменное описание какой-то конкретной реальной ситуации в организации, например, история образования, организационное становление организации, ее развитие, результаты в бизнесе. Кейс-метод (кейс-стади, метод конкретных ситуаций) (case-study)

LOGO Классическая ситуация – ситуация может быть взята из литературы, практики. Может быть искусственно сконструирована. В конце не ставится вопросительный знак. Участники должны вычленить вопрос из контекста ситуации, по поводу чего они должны принять решение. Живая ситуация – берется из жизни учащихся, но никому не известно принятое решение вот его и надо найти, а саму ситуацию описать в той последовательности, в которой она происходила в жизни. Разбор корреспонденции – имеется в виду действительно, входящая и исходящая корреспонденция. Цель – выработать умение вдумчиво читать, выявлять главное и второстепенное и прогнозировать решения. Действия по алгоритму, по инструкции, по стандарту – выработка умения действовать в соответствии с нормативными документами. Для этого предлагается ситуация и сам нормативный документ, а также вырабатывается решение, сообразуясь с нормативом.

LOGO Задание слушателям Используя предложенную методику, оцените собственный индивидуальный стиль обучения КО - обучение на конкретном опыте РН – рефлексивное обучение ТО – теоретическое обучение АН – активное экспериментирование

LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Деятели». Полностью и без каких-либо предубеждений погружаются в исследование нового опыта. Они ориентированы на происходящее «здесь и теперь» и счастливы, будучи непосредственно вовлеченными в события. Им присуща открытость ума, отсутствие скептицизма и энтузиазм по отношению ко всему новому. Их философию можно выразить так: «хоть раз в жизни я хочу все попробовать». Они склонны вначале действовать, а потом оценивать последствия. Их рабочий день заполнен кипучей деятельностью. Предпочитаемый способ решения проблем генерация идей типа «мозгового штурма». Как только исчерпывается энтузиазм по поводу одной деятельности, сразу же начинается поиск какой-либо следующей. Они с увлечением берутся за решение актуальных проблем, но быстро теряют интерес к их практической реализации и рассмотрению долгосрочных перспектив. Это общительные люди, постоянно вовлекающиеся во взаимодействие с окружающими, однако при этом они стремятся быть центром всех происходящих вокруг них событий и действий.

LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Рефлексирующие». Предпочитают находиться в стороне от происходящих событий и рассматривать их с различных точек зрения. Они собирают сведения как самостоятельно, так и с помощью других людей, предпочитая тщательно их обдумать перед тем, как прийти к какому-либо заключению. Они ценят тщательный и полный сбор и анализ фактов, и поэтому склонны откладывать вынесение окончательных выводов и решений настолько долго, насколько это возможно. Их философия осторожность. Это вдумчивые люди, стремящиеся рассматривать все возможные аспекты и последствия, прежде чем совершить какое-либо действие. На совещаниях и обсуждениях они обычно держатся в стороне, в роли наблюдатели. Им нравится наблюдать за действиями окружающих. Они внимательно выслушивают других людей и учитывают направление обсуждения, прежде чем высказывают свою точку зрения. Им присуща некоторая отстраненность, терпимость и невозмутимость.

LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Теоретики». Интегрируют наблюдение в сложные, но логически стройные теории. Они обдумывают проблемы, используя «вертикальный» и последовательный логический подход. Они систематизируют разрознен­ные факты, получая стройные теории. Они склонны к постоянному улуч­шению и не успокаиваются до тех пор, пока им не удается все связать в непротиворечивую рациональную схему. Им нравится анализировать и синтезировать информацию. Они ин­тересуются базовыми предположениями, принципами, теоретическими моделями и системными подходами. Их философия рациональность и логика. Их девиз «Если это логично, то это хорошо!». Они часто задают вопросы типа: «Имеет ли это смысл?», "Насколько это согласуется со всем остальным?». Они склонны в большинстве случаев оставаться беспристрастными, приверженными рациональной объективности, а не чему-то субъективному и расплывчатому. Их подход к решению проблем основан на логике и систематичности. Таково их «ментальное устройство», и они довольно жестко отвергают все, что ему не соответствует. Они предпочитают максимизировать опре­деленность и чувствуют себя дискомфортно, когда сталкиваются с субъективными суждениями, отклонениями от главной темы и тому подобным «легкомыслием».

LOGO Портреты представителей четырех стилей обучения «Прагматики». Стремятся незамедлительно опробовать идеи, теории, техники для того, чтобы выяснить, работают ли они на практике. Они ориентированы на поиск новых идей и пользуются первой же возмож­ностью для испытания их на практике. Это та категория людей, которые возвращаются с курсов повышения квалификации переполненные новыми идеями, которые они хотят обязательно опробовать на практике. Им нравится преуспевать и действовать быстро и уверенно, основываясь на идеях, которые их привлекли. Им редко хватает терпения на долгие размышления и участие и продолжительных обсуждениях. Это по сути своей практичные люди, не витающие и облаках, им нравится принимать практические решения и решать реальные проблемы. Они реагируют на возникающие проблемы и возможности как «на бросаемый им вызов». Их философия «Всегда существует лучший путь» и «Если это работает, то это хорошо».

LOGO Обучающий цикл Д.Колба как теоретическое основание метода изучение конкретной ситуации (ориентации на конкретный опыт); анализ ситуации (рефлексия, осмысление); формирование выводов, оценок, обобщения (концептуализация опыта); разработка плана управленческих действий (активное экспериментирование).

LOGO Case-study – конкретные ситуации для обучения конкретные ситуации (КС) представляют собой описание действительных событий в словах, цифрах, образах, действиях. КС – это «срез» процесса, фиксация его динамики в определенных временных границах в целях постановки обучающегося перед выбором путей и способов дальнейшего решения проблемы или определением перспективных тенденций развития ситуации

LOGO Чем кейс отличается от проблемной ситуации? кейс не предлагает обучающимся проблему в открытом виде; участникам образовательного процесса предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса. содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую управленческую модель его реализации.

LOGO Виды учебной деятельности ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОИСК; АНАЛИЗ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ; ПОСТРОЕНИЕ КРИТЕРИЕВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ; ВЫРАБОТКА КОНКТРУКТИВНЫХ ИДЕЙ; ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

LOGO Кейс-метод можно представить в методологическом контексте как сложную систему, в которую интегрированы другие, более простые мметоды познания. В него входят моделирование, системный анализ, проблемный метод, мысленный эксперимент, мметоды описания, классификации, игровые методы, которые выполняет в кейс-методе свои роли.

LOGO Последовательность действий для подготовки и проведения занятия с использованием кейс-метода 1.Поиск, разработка и описание конкретных ситуаций. Подготовка сопутствующих материалов. Подготовка банка информации. (Тьютор) 2. Непосредственно на занятии: введение в технологию проведения занятия, цели, сценарный план, правила, регламент, предполагаемый результат (Тьютор). Начало контакта. Последовательность действий для подготовки и проведения занятия с использованием кейс-метода 1.Поиск, разработка и описание конкретных ситуаций. Подготовка сопутствующих материалов. Подготовка банка информации. (Тьютор) 2. Непосредственно на занятии: введение в технологию проведения занятия, цели, сценарный план, правила, регламент, предполагаемый результат (Тьютор). Начало контакта.

LOGO 3. Индивидуальный анализ конкретной ситуации каждым слушателем, разработка индивидуальных решений выхода из ситуации (Слушатели). Слушатели индивидуально изучают текст ситуации, пытаются идентифицировать содержащуюся в ней проблему и найти ее решение. Постановка преподавателем основных вопросов по ситуации. Выступление преподавателя на данном этапе решает две основные учебные задачи: проверяется знание материала ситуации; выделяются проблемы и вопросы, которые являются предметом разбора и "решения"" 4. Распределение слушателей по малым группам (Тьютор). Выявление лидера группы (Слушатели). Этот этап заключается в формировании временных команд, малых групп, которые в рамках ограниченного времени должны совместно сформулировать ответы на поставленные ситуацией проблемы. Каждая малая группа должна быть не больше 4-6 человек. Распределив учеников по малым группам, преподаватель должен обязательно определить планируемое время для совместной работы. 5. Внутригрупповая дискуссия по выработке коллективного решения на основании индивидуальных (слушатели). Работа участников в составе малой группы. Каждая такая группа формулирует решение ситуации. Ближе к завершению работы малых групп преподаватель должен инициировать определение того, кто от имени группы представит коллективное решение – то есть выбрать "спикера" группы. 3. Индивидуальный анализ конкретной ситуации каждым слушателем, разработка индивидуальных решений выхода из ситуации (Слушатели). Слушатели индивидуально изучают текст ситуации, пытаются идентифицировать содержащуюся в ней проблему и найти ее решение. Постановка преподавателем основных вопросов по ситуации. Выступление преподавателя на данном этапе решает две основные учебные задачи: проверяется знание материала ситуации; выделяются проблемы и вопросы, которые являются предметом разбора и "решения"" 4. Распределение слушателей по малым группам (Тьютор). Выявление лидера группы (Слушатели). Этот этап заключается в формировании временных команд, малых групп, которые в рамках ограниченного времени должны совместно сформулировать ответы на поставленные ситуацией проблемы. Каждая малая группа должна быть не больше 4-6 человек. Распределив учеников по малым группам, преподаватель должен обязательно определить планируемое время для совместной работы. 5. Внутригрупповая дискуссия по выработке коллективного решения на основании индивидуальных (слушатели). Работа участников в составе малой группы. Каждая такая группа формулирует решение ситуации. Ближе к завершению работы малых групп преподаватель должен инициировать определение того, кто от имени группы представит коллективное решение – то есть выбрать "спикера" группы.

LOGO 6. Выступления от групп с формулировкой общего решения (Выступающий, слушатели). Представление "решений". На каждое выступление дается не более 10 минут. Правила такие - "спикера" нельзя перебивать, только после его выступления идут вопросы, но не с мест. К выступлению "спикера" предъявляются следующие требования: должен быть отображен анализ ситуации (ключевая проблема, критические факторы, ее обуславливающие), формулируемые "решения" должны делаться на основе определенной аргументации. 7. Выработка оптимального решения на основе групповых Общая дискуссия, выступления с мест. Тьютор должен дать возможность высказаться каждому и даже, может быть, специально попросить выступить тех, кто пытается отмолчаться. 8. Подведение итогов занятия. Заключительное выступление преподавателя. Выслушав всех, преподаватель оказывается в положении арбитра, который выносит окончательный вердикт. Однако, необходимо помнить, что в ситуационном обучении важен не столько окончательный результат - то или иное "решение", сколько сам процесс его нахождения. В связи с этим, преподаватель должен дать, прежде всего, анализ не самой ситуации, а проведенного ее обсуждения в целом. 9. Выход из контакта. Рефлексия.

LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Лист для решения проблем Какую главную проблему вы должны решить? Какой важной информацией вы владеете? Какие дополнительные средства вы получили в группе? Какие три способа вы знаете для решения проблемы? Какой способ вы считаете наилучшим? Почему?

LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Прием ПМИ При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую: -Положительные стороны явления П+ -Отрицательные стороны явления М- -Информация, которая заинтересовала И +-интересно

LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Стратегия IDEAL I – выделите в тексте проблемы D – опишите ее (выявите суть) E – определите варианты подходов к решению проблемы A – действуйте (решайте) L – сделайте вывод (научитесь), проведите рефлексию своей работы И – идентифицируйте проблему Д – доберитесь до ее сути Е – есть варианты решения А – а теперь – за работу! Л – логические выводы И - интересно, в чем проблема? Д - давайте найдем как можно больше способов решения проблем! Е - есть ли какие-либо хорошие решения? А - а теперь сделаем выбор! Л - любопытно, как это осуществить на практике?

LOGO Интересно, в чем проблема? Распознавание проблемы, которая может быть решена и достойна решения, есть... тоже своего рода открытие. Макс Поланьи Сформулируйте свою проблему в виде вопросов, начинающихся со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не» и обязательно присутствовать местоимение «я». Избегайте пространных, общих слов. Например, формулировка «Как можно заработать больше денег?» – неудачная, потому что она не говорит о том, сколько нужно заработать денег, за какой срок и для чего. Вопросов должно быть не менее восьми, и все они должны быть разными. А теперь выберите из них наиболее точный вариант!!!

LOGO Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы! Итак, проблема сформулирована. А теперь в течение 10 минут (может быть и другое количество времени), необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения, включая самые безумные. Запретите себе критиковать себя и говорить: «Я больше ничего не придумаю», «Других способов нет», «Ну на этом и хватит» и т. д. Вы должны придумывать все новые и новые варианты, пока не истечет указанное время, либо определенное заранее количество идей. Мозговой штурм

LOGO Правила следующие: Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Если кто-то предложит вариант, не укладывающийся в то направление, которое задает формулировка проблемы, то ведущий мягко (лучше невербально) напоминает ее. Более того, ВСЕ варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке. Во время «мозгового штурма» запрещена критика (в плане негативных высказываний). Причем – любая! Надувшиеся губы и щеки, верчение указательным пальцем у виска и так далее, – все это запрещено. Ведущий должен овладеть набором корректных запрещающих жестов, чтобы словами не препятствовать «фонтану» идей. Но можно задавать уточняющие вопросы и развивать чужие идеи. Обязательно должна быть введена квота, некое ограничение, лимитирующее активность группы. Квота может быть распространена на время (в течение 10 минут предлагаем идеи, а затем – стоп!). Также вы можете выбрать квоту на количество идей (25 вариантов решений, а затем – прекращаем). Есть квота, определяющая общую активность: например, от каждого – по 2 идеи. Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а посторонние разговоры запрещены.

LOGO Копилка различных техник анализа решений проблем Мозговая атака – 66 Д. Филипса Все участники делятся на группы по шесть человек и в течении шести минут проводят прямую мозговую атаку. После этого все наиболее интересные идеи передаются другим группам для фантазирования и генерирования идей. Эти вторичные идеи и являются основой для решения содержательных проблем.

LOGO Есть ли какие-нибудь «сильные» решения? Отметьте в своем списке «галочкой» или знаком «+» те способы, которые хоть в какой-то степени могут быть осуществимы. Сколько их? Три? Четыре? По ходу дела можете их уточнить, но ни в коем случае не критикуйте! Для критики время еще не пришло! Если удачных вариантов вы не видите, то сделайте небольшой перерыв, и продолжите работу над пунктом «Д». Если по поводу какого- то варианта вы сомневаетесь, то обозначьте его как «+ –».

LOGO А теперь сделаем выбор! Итак, перед вами листок с наиболее приемлемыми, отмеченными «галочкой» (или знаком «+») способами решения проблемы. Внимательно прочитайте их еще раз и напротив каждого напишите его положительные и отрицательные стороны. Проанализируйте свои записи и выберите оптимальный вариант. Учтите, что он может только «выглядеть» оптимальным, поэтому надо быть готовыми вернуться к списку через некоторое время.

LOGO SWOT - анализ Выделить у указанных способов решения проблем сильные и слабые стороны, угрозы и возможности. Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы

LOGO Любопытно, как это осуществить на практике? Пришло время наметить план осуществления вашего ИДЕАЛьного решения. Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы. Но при этом не забудьте китайскую мудрость: «Кто много планирует, тот теряет бдительность». Действуйте!

LOGO Прием «КАК» Проблема Как?

LOGO Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город – короля поглядеть. – Ты что, совсем спятил? – рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать! – А я заодно зайду там к брадобрею, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть. Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну жена и отпустила его. Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил. Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил. – Вот я глуп так глуп, – хлопнул себя по лбу крестьянин. – Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать. Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось. Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала брадобрею пойдут – тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?»

LOGO Пока он стоял-сомневался, идут мимо два сеньора. Увидели крестьянина, как он на пироги уставился, и спрашивают: – Эй! Сколько пирогов съешь за один присест? А сами смеются. – Я-то? Хоть сотню, – говорит крестьянин. – Сотню? Да сотню никто не съест. – Никто не съест, а я съем. Поднялся спор тут: съест или не съест? Раззадорились сеньоры, а вокруг народ собрался. Наконец сеньоры говорят: – На что спорим? – На что спорим-то? А вот на что: не съем в один присест сто пирогов, рвите мне зуб. Посмеялись сеньоры да согласились. Наелся крестьянин пирогов до отвала и говорит: – И вправду, сеньоры, больше не могу, ваша, видать, взяла. Сеньоры обрадовались, зовут брадобрея. А народ смеется! Пришел брадобрей, сеньоры ему и говорят: – Вырвать этому мужику зуб! Крестьянин этак сморщился, будто жалко зуба, а те еще больше смеются. Тянет брадобрей больной зуб, крестьянин кричит да стонет, а смех еще пуще. Вот выдернул брадобрей зуб, сеньоры заплатили за пироги, заплатили за зуб и говорят людям: – Видали такого глупца? За несколько пирогов зуба лишился. – А все же не глупее я вас, – отвечает крестьянин. – Вы мне за пироги заплатили, что я съел, и зуб больной вырвали, брадобрею заплатили. И от голода избавили, и от боли. А мои полреала целехоньки сбереглись. Тут народ рассмеялся над сеньорами. Повесили они головы и пошли поскорей. Вот и сказке конец.

LOGO Не разработаны организа- ционные механизмы соци- ального партнерства Нет мотивации к выбору профиля Нет достаточной ресурсной базы Разработать организационные механизмы Повысить мотивацию Сформировать ресурсную базу ЗЕРКАЛО ПРОГРЕССИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ 1. Постановка проблемы: Не созданы условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения. 2. Причины: (формулировки с «не» и «нет») Ситуация «минус» Ситуация «плюс» 3. Цель: Создать условия для реализации технологического профиля на старшей ступени обучения. 4. Задачи: Сформировать рабочую группу Создать информа- ционную базу технологического профиля Провести анализ ресурсов школы и внешней среды Разработать целевую программу «Партнерство» Определить спо-собы компенсации ресурсного дефицита 5. Мероприятия, ответственные: Организовать информационно- консультативное сопровождение учащихся

LOGO 1 шаг: сформулируйте конкретную проблему и запишите ее 2 шаг: выявите и запишите основные причины ее возникновения (причины формулируются со слов «нет» и «не») 1 и 2 шаг представляют ситуацию «минус», далее ее надо перевести в ситуацию «плюс». 3 шаг: проблема переформулируется в цель 4 шаг: причины становятся задачами 5 шаг: для каждой задачи определяется комплекс мероприятий –шагов по ее решению, для каждого шага назначаются ответственные, которые подбирают команду для реализации мероприятий 6 шаг: ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для выполнения мероприятий 7 шаг: для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

LOGO «Человек, схвативший хотя бы однажды кошку за хвост, знает о котах значительно больше, чем тот, кто лишь читал о них, но никогда не видел» Марк Твен

LOGO Не допускай ленивого сна на усталые очи, Прежде чем на три вопроса о деле дневном не ответишь: Что я сделал? Чего не сделал? И что мне осталось? Пифагор

LOGO 1. «ХИМС». Эта методика получила название по первым буквам вопросов: Хорошо? Интересно? Мешало? Взял бы с Собой? Участники на карточках записывают ответы на вопросы (по возможности, откровенно) и раскладывают их соответствующим образом под каждым словом- вопросом.

LOGO Иди вперед В деревне близ города жил бедный дровосек. Каждое утро ни свет ни заря он уходил в лес, рубил дрова, нес их в город и продавал там. За вырученные от продажи дров деньги он и жил. Однажды он валил очередное дерево и вдруг почувствовал, что кто-то на него пристально смотрит. Дровосек обернулся. Так и есть: стоит какой-то старик. Ты мастерски владеешь топором, сказал ста­рик. Но не стой, на месте иди вперед. Сказав это, старик ушел. А дровосек решил последо­вать совету незнакомца. Он пошел в глубь леса и нат­кнулся на медный рудник. На радостях он набрал столько меди, сколько смог унести. Продав ее на рынке, дровосек выручил хорошие деньги. На следующее утро дровосек пошел в лес к медному руднику. Он вновь набрал меди, но вдруг вспомнились ему слова старика: «Иди вперед». Высыпал он медь и побрел дальше в лес. Эти места дровосек никогда не видел, но ему не было страшно: он шел вперед. И вскоре набрел на серебряный рудник. Отдохнув, набрал дровосек столько серебра, сколько смог унести. На вырученные деньги он уже мог безбедно жить целый год. Утром следующего дня с топором в руках дровосек опять пошел в лес. Дойдя до серебряного рудника, он остановился в нерешительности. Но вновь вспомнились ему слова «Иди вперед». И пошел дровосек дальше в лес. И шел он ночь и день. И следующей ночью набрел на болото. А за ним о чудо! посреди леса высилась гора. И сияла та гора залежами алмазов...