Программирование Рекомендации Из опыта работы Ермаковой В. В., учителя информатики МБОУ СОШ 19 г. Белово Кемеровской области.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы программирования в Turbo Pascal Язык программирования Паскаль.
Advertisements

Процедуры и функции Вербицкая Ольга Владимировна, Заозерная школа 16.
Познакомиться с основными понятиями языка Pascal 2.
Знакомство с языком Паскаль Структура программы Ветвление на Паскале Циклические программы Пример линейной программы Пример программы с ветвлением Пример.
класс-ПОВТОРЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕМЫ « ОСНОВЫ АЛГОРИТМИЗАЦИИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ » 8 КЛАСС.
Урок 6 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ НАЧАЛА ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Урок 3 Turbo Pascal Язык профессионального программирования, который назван в честь французского математика и философа Блеза Паскаля (1623–1662) и разработан.
Алфавит языка TURBO PASCAL. Цель урока: Узнать: Алфавит языка программирования TURBO PASCAL. Этапы разработки программы Типы ошибок Разделы программы.
1 ESC – ВЫХОД НА СЛЕДУЮЩИЙ миэт цко НА ПРЕДЫДУЩИЙ Алфавит языка Турбо-Паскаль: БУКВЫ И ЦИФРЫ 1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита: A B C D.
Язык программирования Pascal. Программа это упорядоченный список команд, необходимых для решения некоторой задачи. Языком программирования называют систему.
Организация повторений в Паскале. i,1,n Действие 1 Действие 2 i,1,n Действие 1 Действие 2 FOR i:=1 TO N DO BEGIN действие 1; действие 2; END; FOR i:=1.
Оператор присваивания. Арифметические выражения. Типы данных. Продолжаем изучать основы Turbo Pascal.
Подпрограммы в Паскале.
Основы языка Pasсal.
Программирование на языке Паскаль Введение. Алфавит языка Паскаль Алфавит это фиксированный набор основных символов, из которых состоит любой текст на.
Организация повторений в Паскале. Найди ошибки: Program new Uses crt; Var a, b, c integer Begin clrscr Readln(a,b); C:=a*a+b*b Wreteln(c); End.
Тема урока Переменная. Тип данных. Ввод и вывод данных.
Что такое структурный подход в программировании? Как он реализуется в ЯП Паскаль? Что такое процедура? Кто дает название процедуре? Где записывается процедура?
Программа имеет заголовок следующего вида Program имя ; Имя - это имя программы. Идентификатор имени имеет не более семи символов. Имя начинается с буквы.
Транксрипт:

Программирование Рекомендации Из опыта работы Ермаковой В. В., учителя информатики МБОУ СОШ 19 г. Белово Кемеровской области

Вы мечтали научиться программировать? Тогда эти рекомендации для Вас. Загрузите программу FreePascal, используя ссылку: И вперёд! Теоретический материал Практические работы

Алфавит Turbo Pascal 1. Прописные и строчные буквы латинского алфавита. A, B, C, D, E… a, b, c, d, e… 2. Десятичные цифры Знаки арифметических операций. + сложение; - вычитание; * умножение; / деление 4. Знаки операций отношений. > больше < меньше не равно < = меньше или равно > = больше или равно 5. Специальные символы. {} -., : ; # [ ] $ ( ) _ пробел : = присвоить (* *) можно использовать вместо фигурных скобок ({ })

Типы данных Числовые – целочисленные (integer) и вещественные [с фиксированной точкой и плавающей точкой – Е+02 -> 243.7] (real). Символьные (char). Логические (boolean). Строковые (string)

Переменные Переменные - это область в памяти компьютера, для которой предусмотрено уникальное имя (идентификатор) и содержимое которой в ходе работы программы может изменяться. Когда переменной присваивается новое значение, её старое значение теряется. Все используемые переменные должны быть объявлены в разделе описания переменных (var). Переменной задаётся её тип, определяющий, какие значения может принимать данная переменная.

Некоторые зарезервированные слова: And, begin, program, then, for, to, goto, else, var, do, repeat, string, of, label… Константы – постоянные значения объявляются в разделе описания констант (const). Операция присваивания: имя переменной: = арифметическое выражение; y: = 5 z: = 78*x a: = b q: = Операция присваивания используется для изменения значений переменных. Тип выражения, находящегося в правой части оператора присваивания, должен соответствовать типу переменной, имя, которой стоит слева. Заголовок программы (program) - это последовательность из букв латинского алфавита, цифр, знаков подчёркивания, начинающаяся с буквы и содержащая не более 8 символов.

Встроенные функции МатематическаяTURBO PASCAL cos xcos (x) sin xsin (x) sqrt (x) x2x2 sqr (x) |x|abs (x) ln xln (x) tg xsin (x)/ cos (x)

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ на TURBO PASCAL: program {имя программы} uses {описание стандартных модулей} label {список меток} const {список постоянных значений} type {описание сложных типов данных} var {описание данных программы} begin {начало программного блока} {алгоритм} end. {конец программы} раздел описания программный блок

Операторы Turbo Pascal сlrscr; Очистка окна вывода. read(список имён переменных ); Оператор ввода данных (останавливает работу программы и ждёт ввода данных через пробел с клавиатуры). readln(список имён переменных); Оператор для ввода данных и перевода курсора на новую строку. readln; Пустой оператор для задержки изображения на экране монитора, используется в конце программы. write(список вывода); Оператор вывода. writeln(список вывода); Оператор вывода и перевода курсора на новую строку. writeln; Пустой оператор для перевода курсора на новую строку. uses crt; Вызов модуля Сrt.

Запись арифметических и алгебраических выражений в среде программирования Turbo Pascal Математическая запись Turbo Pascal 2x2x2*x 56:2356/ /4 3x-1 x+4 (3*x-1)/(x+4) a 0,5 sqrt (a) a 1,5 a* sqrt (a) y2y2 sqr (y) cos xcos (x) sin 2 xsqr (sin (x))

Арифметика в Turbo Pascal Минипрактикум 1: 1034,56· - (346, ): =? Программа program primer_1; uses crt; var c:real; begin writeln( Вычисление ); c:= *1/2-( )/(3/2); writeln( Ответ,c); readln; end.

Минипрактикум 2: 1034,56x· y - (346, ): =? при x=0,7; y=1,2 Программа program primer_2; uses crt; var c,x,y:real; begin writeln( Введите исходные данные с клавиатуры ); readln(x,y); c:= *x*1/2*y-( )/(3/2); writeln( Ответ,c); readln; end.

Минипрактикум 3: 1034,56x· y - (346, ): =? при x= ; y= Программа program primer_3; uses crt; var c,x,y:real; begin x:=1/3; y:=1/4; c:= *x*1/2*y-( )/(3/2); writeln( Ответ,c); readln; end.

Линейная алгоритмическая структура. Проект 1. {Вычисление суммы двух чисел, введённых с клавиатуры} Начало Конец Ввод a, b Вывод с c:=a + b

Линейная алгоритмическая структура {Вычисление суммы двух чисел, введённых с клавиатуры} program summa; uses crt; var a,b:real; c:real; begin writeln(Вычисление суммы); readln(a,b); c:=a + b; writeln( Ответ:с=,c:6:2); readln; end.

Алгоритмическая структура «Ветвление». Проект 2. {Нахождение наибольшего числа из двух чисел, введённых с клавиатуры} Начало Конец Ввод a, b Вывод с c:=ac:= b a>b да-нет

Алгоритмическая структура «Ветвление» {Нахождение наибольшего числа из двух чисел, введённых с клавиатуры} program chislо; uses crt; var a,b:real; c:real; begin writeln(Нахождение наибольшего числа); readln(a,b); if a>b then c:=a else c:=b; writeln( Ответ:с=,c:6:2); readln; end. IF (условие) THEN оператор 1 ElSE оператор 2;Условный оператор

Циклическая алгоритмическая структура с известным числом повторений (оператор цикла с параметром). Проект 3. {Вывод целых положительных чисел от 1 до 100} Начало Конец Вывод N N:=N+1 от 1 до 100 да нет

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с параметром) for параметр:=начальное значение to конечное значение do оператор; Оператор цикла с параметром {Вывод целых положительных чисел от 1 до 100} program chisel; uses crt; var N:integer; I: integer; begin writeln(Вывод чисел от 1 до 100); for I:=1 to 100 do write( I:4); N:=N+1; readln; end.

Циклическая алгоритмическая структура с неизвестным числом повторений. Проект 4. Начало Конец Вывод сообщения: Введите пароль Пароль terminator да нет Вывод сообщения: Правильно! Вы допущены к работе! Запрос ввода пароля {Запрос пароля}

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с предусловием) while логическое выражение do оператор; Оператор цикла с предусловием {Запрос пароля} program parol; uses crt; var word:string; begin writeln(Пароль); while word <> terminator do begin writeln(Введите пароль); readln; readln(word); end; writeln (Правильно! Вы допущены к работе!); readln; end.

Циклическая алгоритмическая структура с неизвестным числом повторений. Проект 5. {Решение уравнения y=a*x 2 } {a=2; x ϵ [0;10] с шагом 2} Начало нет да Вывод значений x, y x:=x_min y:= a*x 2 x>x_max Конец x:= x+2

Циклическая алгоритмическая структура (оператор цикла с постусловием) Repeat выражения; операторы; until логическое выражение; Оператор цикла с постусловием {Решение уравнения y=a*x 2 } program Q_Repeat; uses crt; const a=2; x_min=0; x_max=10; hx=2; var i,x,y:integer; begin clrscr; x:=x_min; repeat y:=a*sqr(x); writeln(x=,x:2,y=,y:4); x:=x+hx; until x>x_max; readln; end.

Вспомогательный алгоритм Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования называется подпрограммой (п/п). Подпрограмма имеет имя (идентификатор), по которому к ней можно обращаться. Параметры: глобальные и локальные. Глобальные – параметры, действующие в любой части программы, имеющие имя, описанное в основной программе. Локальные – параметры, действующие в подпрограмме, их идентификаторы и значения имеют смысл только в пределах данной подпрограммы и недоступны вызывающей программе. Параметры: формальные и фактические. Формальные – имена параметров, которые использованы в описании подпрограммы. Фактические – конкретные значения, которые указываются в основной программе. В языке программирования TURBO PASCAL приняты два вида подпрограмм: процедуры и функции.

Объявление процедуры: procedure имя процедуры (список формальных параметров: тип идентификатора); const {описание констант} var {описание переменных} begin {начало тела процедуры} операторы; end; {конец тела процедуры} При вызове процедуры формальные параметры становятся фактическими.

Объявление функции: function имя функции (список формальных параметров: тип идентификатора): тип идентификатора; const {описание констант} var {описание переменных} begin {начало тела функции} операторы; Имя Функции:=Значение; end; {конец тела функции} Обращение к функции в основной программе производится по имени функции с указанием фактических параметров. Число, тип, порядок следования фактических параметров должен соответствовать формальным параметрам, указанным в описании функции.

{Поиск максимального числа из трёх введённых чисел} program MAX_3; uses crt; var a,b,c,z1,z2:integer; procedure MAX_2(x,y:integer; var z:integer); begin if x>y then z:=x else z:=y; end; BEGIN clrscr; writeln(Поиск максимума из трёх чисел); writeln(Введите три числа через пробел и нажмите Enter); readln(a,b,c); MAX_2(a,b,z1); MAX_2(c,z1,z2); writeln (Максимальное число, z2); readln; End.

{Рекурсивная функция «Факториал»} program factor; uses crt; function factorial (k:integer):integer; begin if k=1 then factorial:=1 else factorial:=k* factorial(k-1); end; var n:integer; {число, факториал которого надо вычислить} f:integer; {факториал числа n} begin writeln(Вычисление факториала); writeln(Введите число, факториал которого надо вычислить); write( - >); readln(n); f:= factorial(n); writeln(Факториал числа,n, равен,f); readln; end.

Использованная литература Культин, Н. Б. TURBO PASCAL в задачах и примерах [Текст] / Н. Б. Культин – СПб.: БХВ-Петербург, Ляхович, В. Ф. Информатика. Пособие для учащихся классов [Текст] / В. Ф. Ляхович – М.: Просвещение, Меженный, О. А. TURBO PASCAL. Самоучитель. [Текст] / О. А. Меженный – М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.