«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». статья 43 Конституции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ключевые направления Обновление образовательных стандартов Развитие учительского потенциала Поддержка талантливых детей Развитие школьной инфраструктуры.
Advertisements

В 2009 году начала работать национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», нацеленная на инвестиции в человеческий капитал страны через вложения.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
Методическое сопровождение организации процесса формирования УУД в ОУ МОУ – лицей г. Татарск 2010.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Федеральный проект «Наша новая школа» УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (что предстоит сделать)
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Преемственность в формировании регулятивных УУД обучающихся начальной и основной школы на уроках окружающего мира и истории.
Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Проектная деятельность, как дидактическое средство предметного обучения Каракулова.
Отбор и систематизация средств формирования УУД. УУД - УУД - это система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность,
Требования к результатам освоения образовательных программ.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на педагогическом совете г. Составила : Занкина М. В. Структура Основной образовательной программы. Универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Транксрипт:

«Российская Федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования». статья 43 Конституции России

«Стандарт (от англ. standart) – норма, мерило, в широком смысле слова – образец, эталон, модель, принимаемая за исходные для сопоставления с ними других объектов; нормативно- технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом». БСЭ

«Государственный образовательный стандарт – система параметров, характеризующая качество основного общего образования, отражающая социальный заказ и учитывающая возможности личности и системы образования по достижению государственного образовательного стандарта». Закон «Об образовании»

продолжить поддержку лучших учителей и талантливой молодежи; развивать инструменты финансирования; поддерживать практику использования современных информационных образовательных технологий в ОУ; стимулировать усилия и поддерживать инициативы регионов по развитию систем дошкольного образования; обеспечить доступ к получению общего образования детям- инвалидам; разработать новые физкультурно-оздоровительные технологии и методику адаптивной физкультуры; продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры. Инструменты и механизмы обновления школьного образования

Система оценки качества образования Новые требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основных образовательных программ Направления пятилетнего этапа реализации Федеральной целевой программы развития образования 1. Обновление образовательных стандартов 2. Поддержка талантливых учителей практика деятельности специализированных учреждений для одаренных ребят, оказавшихся в трудной жизненной ситуации система мероприятий для поддержки общения, взаимодействия и развития одаренных детей обновленная практика деятельности летних профильных школ для самореализации и саморазвития учащихся расширенная система олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников модели дистанционного, заочного и очно-заочного образования учащихся система обеспечения и консультационно-методической поддержки профильного обучения 3. Развитие учительского потенциала практика привлечения в школы учителей, имеющих базовое непедагогическое образование новые технологии организации и финансирования системы повышения квалификации педагогических кадров модели использования современных ИКТ в системе повышения квалификации педагогических кадров практика сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей новая модель аттестации педагогических и руководящих кадров системы общего образования 4. Развитие школьной инфраструктуры модельные методики нормативного подушевого финансирования и новой системы оплаты труда практика деятельности школьных советов, обеспечивающих заинтересованное участие родителей и местного сообщества в управлении ОУ модели деятельности школ ступеней обучения, обеспечивающих специфику организации образовательного процесса для младших школьников, подростков и старших школьников модели деятельности автономных учреждений общего образования 5. Обеспечение здоровья школьников рекомендации по организации питания, спортивных занятий и медицинского обслуживания учащихся новые технологии и методики здоровьесберегающего обучения, обеспечивающие формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью, здорового образа жизни всех участников образовательного процесса

Изменение социально-экономической структуры общества, трансформация ценностных ориентации, вхождение России в мировое образовательное пространство требуют пересмотра подходов к существующей педагогической теории и сложившейся практике целостного педагогического процесса, ставят задачу модернизации образовательной и воспитательной парадигмы. Мы должны понять, каковы потребности, интересы отдельных личностей, социальных групп и всего государства, а также работодателей в новом образовании.

Методическое сопровождение организации процесса формирования УУД в ОУ

Цель: Технологизация внедрения процесса формирования УУД в ОУ через методическое сопровождение.

ЗАДАЧИ: Осуществить планомерную целенаправленную подготовку учителей по организации процесса формирования УУД. Изучить материалы по формированию УУД в рамках реализации стандартов второго поколения. Создать методические рекомендации, разработать практические материалы по осуществлению процесса формирования УУД с учётом возрастных особенностей детей. Освоить способы методической (практической) деятельности по формированию УУД.

Управляющий совет Структура методической работы по введению ФГОС Методический совет Педагогический совет Рабочая группа по введению ФГОС Методические службы Координационный Совет Социально- психологическая служба Информационно -библиотечная служба Творческие группы МО естественно- гуманитарного цикла МО точных наук МО классных руководителей МО художественно -практического цикла МО начальных классов Теоретические и практические семинары, круглые столы, мастер-классы

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАМКАХ АПРОБАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ( проект ) Автор : Елкова С. А., зам. директора по УВР

ПЕРВЫЙ ЭТАП - СТАРТОВЫЙ (июнь – сентябрь) (подготовительный) Цель : осуществление информационной компании для педагогов, обозначение круга участников реализации плана

Семинар «Главное о стандартах второго поколения» Методическое совещание «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»» Методическое совещание «Инновационная деятельность в образовательном учреждении» Педагогический совет «Проектно-исследовательская деятельность в ОУ»

Создание программы формирования УУД для МОУ Ярковской СОШ им. Романова К. Г. в рамках образовательной программы ОУ

ВТОРОЙ ЭТАП - ОСНОВНОЙ (сентябрь – апрель) Цель : создание методических рекомендаций, разработка методических и практических материалов по осуществлению процесса формирования УУД с учётом возрастных особенностей детей (содержание, средства, формы, методы, приёмы)

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МО НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЗАСЕДАНИЯ: РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО РАЗВИТИЮ И ФОРМИРОВАНИЮ УУД (в соответствии с планом работы МО) Декабрь – личностные Январь - коммуникативные Февраль – регулятивные Март – познавательные Апрель – сформированность УУД учащихся 1 кл.

Цикл деятельности МО начальных классов в рамках плана работы: Рассматривание вопросов: 1) Методология проектирования концепции развития УУД (проблема преемственности, понятие УУД, виды УУД) 2)Возрастные особенности УУД 3)Связь УУД с учебными предметами 4)Основные типы задач для оценки сформированности УУД 5) Диагностические данные, полученные в результате апробации предложенного материала по оценке сформированности УУД 6)Методы, формы, приёмы работы с детьми по формированию УУД (из опыта работы) 7)Требования к результатам освоения основной образовательной программы

МАСТЕР – КЛАССЫ: ЦЕЛЬ – распространение опыта работы по формированию и развитию УУД Результат: комплект ключевых занятий, уроков, видео презентаций и т.д. для организации учебной и внеучебной деятельности, раскрывающих пути формирования УУД

Участие в конкурсной-оценочной деятельности: семинары, круглые столы, конференции с целью распространения опыта по формированию и развитию УУД с учётом возрастных особенностей детей и изучаемого предмета. Цель: поделиться методическими наработками, вступить в сотрудничество с коллегами с целью их вовлечения в решение данной проблемы

ТРЕТИЙ ЭТАП - РЕФЛЕКСИВНЫЙ (МАЙ – ИЮНЬ) Цель : Провести обобщение и анализ результатов реализации плана методической работы. Создание методических рекомендаций, пакета контрольно – диагностических материалов и т.д. Возможно создание методического пособия по организации процесса формирования и развития УУД с учётом индивидуальных особенностей детей.

Понятие, функции, виды универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, коммуникативных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Logo Универсальные учебные действия в широком значении означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. В более узком- совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Logo Виды универсальных учебных действий Личностные 1 Регулятивные 2 Познавательные 3 Коммуникативные 4

Logo Личностные УУД Обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т.е.установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом; - Нравственно- этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор.

Logo Регулятивные УУД Обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. - целеполагание, как постановка учебной задачи; -планирование- определение последовательности промежуточных целей; -прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; -контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном; -коррекция; -оценка; -саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.

Logo Познавательные УУД Общеучебные УУД- способность структурировать знания, формулировать познавательную цель, поиск и выделение необходимой информации, создание алгоритма работы. Логические УУД- анализ и синтез объектов, установление причинно- следственных связей, доказательство. Постановка и решение проблемы- формулирование проблемы, создание способов её решения.

Logo Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества; Постановка вопросов; Разрешение конфликтов; Управление поведением партнёров; Умение точно выражать свои мысли.

Logo Учебная цель УУД - это полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности Учебные действия, операции Познавательные и учебные мотивы Учебная задача

Logo Функции УУД 1 Обеспечение возможностей учащихся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать средства, контролировать процесс и результат 2 Создание условий для развития личности, её самореализации, на основе готовности к непрерывному образованию, формированию компетентности в любой предметной области

Logo Универсальный характер УУД Носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития личности, обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

Урок обучения грамоте Тема: «Звуки [д],[д, ]. Буква Д д» Цель урока: знакомство с новой буквой и звуками, которые она обозначает. Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: Формирование умения давать характеристику звуку после фонетического анализа. Познавательные УУД: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания. Коммуникативные УУД: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Личностные УУД: развивать эмпатию и сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

Возрастные особенности развития личностных, регулятивных, коммуникативных познавательных универсальных учебных действий у младших школьников

Личностная готовность: мотивационная и коммуникативная сформированность Я концепции и самооценки эмоциональная зрелость ребенка

Критерии сформированности внутренней позиции школьника положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы ребенок продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий, что отражается в предпочтении уроков школьного типа урокам дошкольного типа, в наличии адекватного содержательного представления о подготовке к школе предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального способа оценки своих знаний отметки дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на седьмом году жизни отрицательное отношение к школе и поступлению в школу; положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно учебной действительности; возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика»; сочетание ориентации на социальные и собственно -учебные аспекты школьной жизни.

Мотивы, характерные для перехода от предшкольного к начальному образованию 1. Учебно - познавательные мотивы. 2. Широкие социальные мотивы (потребность в социально значимой деятельности, мотив долга). 3. Позиционный мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими. 4. Внешние мотивы (власть и требования взрослых, утилитарно прагматическая мотивация и т. д.). 5. Игровой мотив. 6. Мотив получения высокой оценки.

Две группы мотивов 1) мотивы (учебные и познавательные), связанные с собственно учебной деятельностью и ее прямым продуктом, самим развивающимся субъектом учебной деятельности; 2) мотивы (социальные, позиционные, в том числе статусные, узколичные), связанные с косвенным продуктом учения (М.В. Матюхина, 1984).

Возрастные особенности развития регулятивных УУД у младших школьников показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; умение контролировать свою деятельность по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий принятие задачи; план выполнения, регламентирующий пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями; контроль и коррекция; оценка; мера разделенности действия; темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

Регулятивные учебные действия 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности: - способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; - преодоление импульсивности, непроизвольности; - умения: действовать по плану и планировать свою деятельность; контролировать процесс и результаты своей деятельности; адекватно воспринимать оценки и отметки; различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: - целеустремленность и настойчивость в достижении целей; - готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей ; - формирование основ оптимистического восприятия

Критерии сформированности произвольной регуляции выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Показатели сформированности учебной деятельности понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем; умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем; форма выполнения учебных действий материальная/материализованная; речевая, умственная; степень развернутости (в полном составе операций или свернуто); самостоятельное выполнение или в сотрудничестве; различение способа и результата действий; умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль; умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); адекватность и дифференцированность самооценки; умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха

Возрастные особенности развития познавательные универсальные учебные действия общеучебные логические действия постановки и решения проблем

Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий Коммуникация - смысловой аспект общения и социального взаимодействия

Компоненты базовых предпосылок уровня развития общения потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

Коммуникация как взаимодействие Коммуникация как кооперация Коммуникация как условие интериоризации Три базовых аспекта коммуникативной деятельности

Критерии оценки коммуникативного компонента УУД

Личностные УУД Познава тельные УУД Регулятивные УУД Коммуни кативные УУД Модель системы универсальных учебных действий, демонстрирующая взаимозависимость и взаимообусловленность всех видов УУД

Внеурочная учебная деятельность Внеурочная деятельность Направления Классы III III IV всего Спортивно-оздоровительное Плавание (секция) Разговор о правильном питании (факультатив) Художественно-эстетическое Оригами (кружок) Умелые руки (кружок) Научно-познавательное Детская риторика (факультатив) Информатика в задачах и ребусах (факультатив) Военно-патриотическое Я – гражданин России Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Я – исследователь (факультатив) Итого 10 40

Связь универсальных учебных действий с учебными предметами Занятие кружка «ОРИГАМИ» (руководитель Полунина Т.В.) Цели занятия: Учить детей складывать фигурку «Сердечко» Развивать мелкую моторику рук, Воспитывать внимание, усидчивость.

«Боюсь, что мы становимся чересчур образованными; по крайней мере все, кто не способен ничему научиться, принялись учить.» Оскар Уайльд