Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ «Старокульшариповская СОШ» Сулюкманова Н.Ю. Типичные ошибки в подготовке учащихся к ЕГЭ по истории и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Доклад подготовлен учителем МОУ СОШ 3 Громадюк Т. Н.
Advertisements

ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
«Написание эссе по обществознанию» Брагина И.А. «Тотемский политехнический колледж»
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Жанр философской, литературно- критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным,
Что такое эссе? "Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Учимся писать эссе по обществознанию. Цель: сформировать представления учащихся о методике и практике написания эссе по обществознанию.
Терминологический диктант 1.Социально-экономическая ситуация, при которой часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти работу. 2.Стадия.
План урока: 1)Понятие об экономических системах 2) Черты и типы экономических систем 3) Преимущества и недостатки различных систем.
Изменения в КИМах 2015 обществознание история. Обществознание.
Как научиться писать эссе на « отлично» Эссе по обществознанию.
ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Эссе по обществознанию: оцениваемые элементы (ЕГЭ) 1)представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии.
Система оценивания экзаменационной работы по обществознанию Часть 1 За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл. Если указаны два и более.
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
МБОУ БУЧАЛЬСКАЯ СОШ Подготовка к написанию эссе по обществознанию Учитель I квалификационной категории Никитина Е.А.
Экономика и государство. Экономические функции государства.
Тема : Фундаментальные вопросы экономики. Типы экономических систем. Наши цели: Сформулировать три основные проблемы, которая должна решать любая экономическая.
Транксрипт:

Подготовила учитель истории и обществознания МБОУ «Старокульшариповская СОШ» Сулюкманова Н.Ю. Типичные ошибки в подготовке учащихся к ЕГЭ по истории и обществознанию и пути их преодоления» Мастер - класс

Экзамен по обществознанию - наиболее массовый из всех,, которые сдаются по выбору.

Трудности в выполнении определенных заданий: 1) На конкретизацию теоретических положений фактами; 2) На применение контекстных знаний; 3) На понимание социальной действительности и установление структурно- функциональных и причинно- следственных связей объектов. Основные затруднения.

Результаты пробных экзаменов в 2015 г : Сдавало -46 Средний балл-29,4 Группа риска-7

Ошибки экзаменуемых: В заданиях:21,22,26,27,30, в написании плана развернутого ответа; 36 в написании обществоведческого эссе: Результаты:1 б-5,26 -6, 3 б-9, 4 б-2, 5 б-4 чел.

Изменения в КИМах 2015 обществознание

Обществознание Существенные изменения Существенные изменения Оптимизирована структура экзаменационной работы (сокращение заданий на выбор в каждом из пяти содержательных блоков) Оптимизирована структура экзаменационной работы (сокращение заданий на выбор в каждом из пяти содержательных блоков)

Обществознание. Задания на обращения к социальным реалиям (4,9,16,20) даны в виде задания на множественный выбор. Задания на обращения к социальным реалиям (4,9,16,20) даны в виде задания на множественный выбор Задание 21 проверяет знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод гражданина

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям граждан РФ? Запишите цифры, под которыми указаны конституционные обязанности. 1)указание своей национальности 2)сохранение исторического и культурного наследия 3)участие в выборах органов власти 4)уплата налогов 5)свободное распоряжение своими способностями к труду 6)пользование родным языком

Обществознание 1. Уменьшилось количество заданий (36 вместо 37) 2. Увеличился максимальный первичный балл (62 вместо 60) 3. Изменена форма записи ответа на задания (цифра вместо крестика) 4. Усовершенствованы критерии оценивания заданий 32,35,36 (С5,С8,С9) 5. Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут

Готовимся к ЕГЭ по обществоз-нанию Собраться вместе – это начало Собраться вместе – это начало Остаться вместе –это прогресс Остаться вместе –это прогресс Работать вместе- это успех Работать вместе- это успех Генри Форд

"Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами". (Лессинг) «Написание эссе по обществознанию» «Написание эссе по обществознанию»

Цель: отработка навыков написания эссе по обществознанию. Цель: отработка навыков написания эссе по обществознанию. Задачи предполагают формирование следующих умений и навыков: Задачи предполагают формирование следующих умений и навыков: 1. Выбирать тему эссе. 2. Определять проблему эссе. 3. Формулировать проблему эссе. 4. Выстраивать композицию эссе.

Мастер-класс Форма урока: подготовка к экзаменам в течении двух уроков. Форма урока: подготовка к экзаменам в течении двух уроков. Оборудование: раздаточный материал каждому учащемуся (спецификация ЕГЭ по обществознанию, практические задания, данные в приложениях). Оборудование: раздаточный материал каждому учащемуся (спецификация ЕГЭ по обществознанию, практические задания, данные в приложениях).

Обращаемся к эпиграфу урока. - Какой смысл скрыт в этих словах автора? Человека разумного отличает способность размышлять. Об уровне развития человеческого мышления свидетельствует умение владеть правильной письменной монологической речью. Умение это рождается не сразу. Всю школьную жизнь вы учились размышлять. Впереди ЕГЭ, где вы сможете показать степень развития вашего мышления. Наибольший простор для этого представляет задание по написанию эссе.

Обратимся к Спецификации. - Сколько всего времени отводится на выполнение экзамена? - А на написание эссе? - Чем это можно объяснить? - Сколько максимально баллов вы сможете заработать на эссе? - Конкретизируйте, сколько баллов и за что вы можете получить? - Как же написать эссе по обществознанию?

Памятка Как научиться писать эссе по обществознанию 1. Пойми, что эссе – это разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий ассоциаций. Чётко должна прослеживаться авторская позиция, отношение (особенно в основной части). 2. Запиши тему эссе. 3. Не забывай, что ты пишешь эссе по обществознанию, поэтому сразу на черновик набросай обществоведческие термины, цитаты, примеры, факты, приемлемые для раскрытия данной темы. 4. Определи проблему. Проблема–это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения.

Примеры некоторых видов проблем, соответствующие разделам курса обществознания: Виды проблем Примеры проблем 1. Философские Смысла жизни, морального выбора, познания мира, добра и зла, истинности научного знания, морально-нравственного измерения личности, потребности человека и проч. 2. Культурологические Современной культуры, значения культуры прошлого, истинности научного знания, безграничности научного знания, этики науки, взаимоотношение науки и религии, сущность религии и её значение и проч. 3. Экономические Уплаты налогов, конкуренции, собственности, глобализации, роли государства в рыночной экономике, рационального потребления, значения денег, взаимосвязи экономики и политики и проч. 4. Социальные Богатства и бедности, демографические, межнациональных отношений, социальной стабильности, противоречивости современного мира, общественного прогресса, маргинальности, социального обеспечения и проч. 5. Политические Власти, взаимоотношения власти и народа, разделение ветвей власти, роли политических партий, сущность демократии, политической роли, политического статуса, народовластия, политического участия и проч. 6. Правовые Права и справедливости, справедливости и закона, соотношение морали и права, значения договорных отношений в обществе, равенства граждан перед законом, потребности права и проч.

5. Структура эссе. Выявил проблему, т.е. задачу, требующую разрешения, формулируй тезис - мысль автора по той или иной проблеме. Мысль автора выражается в виде тезиса ( Т ). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы ( А ). Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства и т.д. Лучше (но не обязательно) приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, т.к. один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить (эссе – все же «малый жанр»!). Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: Вступление (В), проблема (П), тезис (Т), аргументы (А), вывод (В). I. Схема эссе: I. В II. П III. Т А1 А2 IV. В Но! Запомни: эссе может придерживаться свободной структуры.

6. Логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый абзац - предыдущий и последующий – должны быть связаны между собой. 7. Эссе должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. Экспрессивность достигается за счёт коротких, простых предложений, разнообразных по интонации и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания – тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения.

8. Уместно использование клише. Например: Для меня эта фраза является ключом к пониманию… Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза. Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы: так что же такое… Я полностью согласна с позицией автора. …оказывает благотворное действие… Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для... С одной стороны я согласен, потому что… С другой – нет, так как… Именно поэтому я соглашаюсь с автором. Мне очень импонирует фраза… Проиллюстрируем это положение примерами. Рассмотрим несколько подходов. Во- первых,…Во- вторых,..

Проблема Высказывание 1. Значение конкуренции в экономике.1. «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В.Пакард) 2. Методы рекламы в экономике.2. «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув) 3. Роль государства в экономике.3. «Кто покупает лишнее, в конце концов продаёт необходимое». (Б. Франклин). 4. Значение сбережений в бизнесе.4. «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством» (Ф. Хайек). 5. Понятие «свобода» в экономике.5. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало». (Д. Колеман) 6. Значение спроса и предложения в рыночной экономике 6. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество». (А. Смит) 7. Рациональное поведение потребителя.7. «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек). 8. Перераспределительная функция налогов.8. «Сбережения составляют самый богатый доход».(И. Стобей) 9. Балансирование доходов и расходов 9. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс) 10. Своекорыстный интерес - основа экономической деятельности. 10. «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо).

Я полностью согласна с позицией автора, т.к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ. Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги – это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определённой денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут? Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, НДС), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги - одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет. Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т.д. Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие – то социальные программы плохо финансируются! Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А высокие налоги, в Швеции уплачиваются всеми гражданами государства, т.к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества. Таким образом, налоги – это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов всё общество выигрывает, т.к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!* В данном тексте найди и выдели все части эссе по схеме, обозначенной в памятке. 1. Зачитай строки, являющиеся вступлением (В). 2. Зачитай проблему. 3. Зачитай тезис (Т) 4. Зачитай первый аргумент (А1) к тезису. 5. Зачитай второй аргумент (А2) к тезису. 6. Соответствует ли вывод содержанию? Докажи. 7. Есть ли эмоциональный заряд? Докажи. 8. Назови обществоведческие термины, данного эссе. 9. Найди клише, данного эссе. Тема: « Налоги – это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого». С. Джонсон

Я полностью согласна с позицией Ф. Искандера. Смысловую нагрузку в данном высказывании несёт в себе слово «устойчивость», синонимом к которому является слово «стабильность». Попытаемся разобраться, каким образом «цепи» и «собственность» придают стабильность обществу. Думаю, что существуют разные виды стабильности. С одной стороны – негативная стабильность на уровне консерватизма, а с другой - позитивная на уровне либерализма. Стабильным было наше государство в период Советской власти. Тогда отсутствовала обратная связь между потребителем и производителем. При отсутствии конкуренции такая ситуация вела к тому, что производители могли работать, невзирая на качество продукции. Поэтому государственным органам приходится специально побуждать предприятия заботиться о качестве производимого товара. Директивный план принимался центром. Государство являлось собственником произведённой продукции и осуществляло её распределение. Контроль выполнения плана, принявшего форму закона, происходил на основе административно-уголовной ответственности. При этом зарплата не служила стимулом к труду. У многих формировалась психология социального иждивенчества. Наблюдался дефицит товаров повседневного спроса. Все эти минусы командно- административной экономики иначе как цепями не назовёшь, потому что они сдерживали развитие экономики. Но были и свои плюсы: низкие цены, гарантированные заработки, отсутствие безработных и в итоге – устойчивое развитие без экономических кризисов. Неэффективность чисто командных методов в экономике проявила себя довольно рано: в е годы наблюдались попытки осуществления экономических реформ. Более приемлемой формой устойчивости общества является собственность. Считаю, что Ф. Искандер имел в виду частную собственность. Потому что именно она способствует. устойчивому развитию общества. Мы все хотим жить в стабильном обществе. Но если бы нас поставили перед выбором, что лучше. Большинство бы выбрало рыночную экономику со свободой частной собственности, а не командно-административную экономику с её цепями. Тема: «Устойчивость обществу придают или цепи или собственность». (Ф.Искандер).

« Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». М. Амстердам дал, на мой взгляд, очень точное определение слова «бизнес». Удачно подобрано сравнение бизнеса и искусства, как вида творчества. Действительно, без творческого отношения построить удачный бизнес сложно. Но словом искусство называют не только вид творчества, но и определённые умения, знание дела, мастерство. Попробую доказать, что бизнес есть искусство. Развитие рыночных отношений в современной России подтолкнуло к проявлению экономической самостоятельности значительное количество людей. Появилась большая социально-экономическая группа, называемая предпринимателями или бизнесменами. Не каждого ждал успех. Выстояли те, кто обладал предпринимательскими способностями. Любой предприниматель, организуя своё дело, руководствуется принципом: доходы должны превышать расходы. Как соблюсти этот принцип? Прежде всего, для начала бизнеса нужен стартовый капитал. Где его взять? Существуют внутренние и внешние источники финансирования. К внутренним источникам относится самофинансирование, т.е. финансирование бизнеса за свой счёт. Если же своих средств не хватает, можно взять кредит в банке или найти инвестора. Но потом придётся отдавать проценты за деньги, полученные на развитие бизнеса. Выбор кредитора, инвеститора очень ответственный шаг. Они должны быть надёжными и давать деньги под меньший процент, предоставлять отсрочки платежа. Иначе твой бизнес будет не столь успешным. Конечно, открывать своё дело за счёт личных сбережений куда выгоднее, только такое не всем начинающим бизнесменам под силу. Бывает и так, при чём очень часто, что удачный старт берут и те предприниматели, которые прибегают к внешним источникам финансирования. Принятие самостоятельного решения что? как? для кого производить? Может не принести многим ожидаемого результата. Везёт тем, кто сумеет вовремя сориентироваться на потребности рынка и платёжеспособность потребителя. Умение выстоять в условиях рыночной конкуренции – удел не многих бизнесменов. Знание способов цивилизованной конкуренции и законов о конкуренции делает бизнес прибыльным. Таким образом, можно получать прибыль, не прибегая к насилию. А это настоящее искусство, мастерство, о которых говорил М. Амстердам. И мне, как потребителю, хочется, чтобы каждый бизнесмен в совершенстве овладел этим искусством. Искусный бизнесмен выгоден и обществу и государству!

Тема: « Бизнес – искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам.) Я полностью согласна с точкой зрения М. Амстердама, о том, что бизнес есть искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию. Автор затрагивает актуальную проблему: как бизнесмену заставить потребителя покупать именно его товар. Действительно, на современном рынке между товаропроизводителями идёт борьба за «кошелёк потребителя». Что же делают бизнесмены, чтобы расположить потребителя к себе? Потребитель хочет всегда одного: приобрести товар лучшего качества и по наименьшей цене. А какие методы для этого использует производитель? Многие производители с целью завоевания «кошелька потребителя» используют рекламу, стараются придать товару внешне привлекательный вид, предлагают товары, которых нет у конкурентов. На первый взгляд, ничего предосудительного в этих методах нет. Но на самом деле та же самая реклама может принести большой вред обществу и государству. Поэтому государство приняло закон о рекламе, в котором говорится о многих тонкостях рекламы, в том числе и о том, к каким методам не следует прибегать рекламодателю. В рекламных роликах, например, запрещено популяризировать культ насилия, жестокости. Сейчас при рекламе спиртных напитков и табачных изделий запрещено использовать образы людей. Многие помнят рекламу пива, героями которой были молодые люди. В своё время она сыграла пагубную роль. Трудно было устоять перед соблазном, когда со всех экранов призывали пить пиво и быть такими же крутыми, как герои донного ролика. Результат - массовое увлечение молодёжи привело к росту алкоголизма. Эта реклама есть не что иное как насилие над сознанием потребителя с целью завладения его «кошельком». Другим методом завоевания кошелька потребителя является создание внешней привлекательности товара. Хорошо, если внешняя привлекательность соответствует внутреннему содержанию. А то случается и так, что товар какой-либо фирмы не раскупается из-за низкого качества. И на какие уловки идут недобросовестные производители? Они улучшают внешний вид товара, а качество остаётся плохим. Потребитель покупает эту хитрость и оказывается обманутым. Это также насилие над сознанием потребителя