Муниципальный конкурс «Педагог года Сорокинского района 2015» Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель истории и обществознания Первой квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Advertisements

Формирование информационно- коммуникативных компетентностей учителя и ученика в начальной школе.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Создание условий для формирования положительных взглядов, ценностных ориентаций, социальных мотивов, потребностей, интересов, способствующих.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Психологические особенности подросткового возраста.
Использование проектной технологии в подготовке обучающихся к ЕГЭ по обществознанию Суркова Галина Владимировна учитель истории и обществознания БОУ г.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
1 Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС нового поколения Руководитель МО учителей русского языка и литературы Могойтуйского района.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
1 «Как сделать Россию лидером мирового развития?» «Наступает время энергичных, активных и инновационно мыслящих людей- исследователей, изобретателей, новаторов,
МБОУ «Парцинская средняя общеобразовательная школа» Зубово – Полянского муниципального района Республики Мордовия Подготовила: учитель биологии Лебина.
4 «З» группа – 26 человек Уровни развития предметно- профессиональных компетентностей учащихся: высокий – б, достаточный – б, средний.
Роль учебного исследования в развитии творческих и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста средствами УМК «Начальная школа 21 века»
Транксрипт:

Муниципальный конкурс «Педагог года Сорокинского района 2015» Конкурсное задание «Методический семинар» Учитель истории и обществознания Первой квалификационной категории Омаров Жаслан Кикпаевич. МАОУ Сорокинская СОШ 1. с. Большое Сорокино 2015.

Тема: «Формирование коммуникативной компетенции посредством проблематизации содержания курса обществознания». Проблема: Школьники «не умеют говорить», вести диалог с учителем (тем более полилог), выражать и защищать аргументировано свою точку зрения. Гипотеза: Если правильно сформировать навыки коммуникации, то в условиях становления информационного общества выпускнику школы будет проще добывать и передавать любую информацию, что сделает его успешным и конкурентоспособным.

Аргументированность проблемы: Анализ исследования показывает, что учащиеся 9-11 классов испытывают серьезные затруднения в вопросах коммуникативной культуры. Считают, что трудно: Свободно говорить перед классом за трибуной – 69% школьников; Делать сообщения по ключевым словам и опорному конспекту – 75% Увлечь одноклассников своим ответом – 80% Внимательно слушать своих одноклассников – 87% Высказать и защищать аргументировано свое мнение - 87% Считаться с мнением своих одноклассников – 87%

Обусловленность выбора темы: -Внедрение новых ФГОС - «дань» современным потребностям общества - осмысление собственного небольшого опыта. Актуальность: Одной из ключевых компетенций является коммуникативная, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Новизна: синтез методов формирования коммуникативной компетенции и методов проблемного обучения. Цель: Формирование коммуникативной компетенции на основе синтеза методов посредством проблематизации содержания курса обществознания. Задачи: - Осмыслить понятия «коммуникативная компетенция» и «проблемное обучение» - Проанализировать педагогический опыт прошлых лет по данной теме - Выявить эффективные методы и приемы по решению проблемы - создать собственную педагогическую систему ( авторское видение решения проблемы)

Исследуемая мною проблема в истории отечественной педагогики: Автор коммуникативного обучения Пассов Е.И. «коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, которая заключается не столь в том, что преследуется речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком…». Психолог Зимняя И. А. «речевая деятельность представляет собой процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обуславливаемого ситуацией общения, взаимодействия людей между собой (друг с другом)» Психолог Леонтьев А. А. «строго говоря, речевой деятельности, как таковой, не существует. Есть лишь система речевых действий, входящих в какую-либо деятельность - целиком теоретическую, интеллектуальную или частично практическую»

Древнегреческий философ Сократ (496 – 399 до н.э.) – родоначальник проблемного обучения, который предлагал свести суть образования – к решению проблемных ситуаций. Джон Дьюи ( ) – американский философ, психолог, педагог – теоретик современного проблемного обучения. В. Оконь – польский педагог – основоположник проблемных методов как способов решения педагогических задач. В отечественной педагогике технология проблемного обучения начала разрабатываться с 60 гг. 20 века – Матюшкин А.М., Махмутов М.И., Лернер И.Я. и др.

Теоретический экскурс: Понятие «коммуникативная компетенция» по происхождению означает некоторую систему требований к человеку, связанных с процессом общения: грамотная речь, знание ораторских приемов, умение проявить индивидуальный подход к собеседнику и т.д. Понятие «коммуникативная компетентность» -это речевые способности отдельного человека, если он их проявил, то говорят, что он проявил коммуникативную компетентность. Существует точка зрения, что коммуникативная компетенция это некоторая система требований, а коммуникативная компетентность - степень соответствия человека этой системе требований.

Проблемное обучение – это такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей. Цели: -сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков. - достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Сравнительный анализ технологий обучения: Критерии Традиционное обучение Проблемное обучение Деятельность учителя сообщает школьникам готовые знания: объясняет новый материал, показывает новые положения, подкрепляет их примерами Организует самостоятельную работу школьников, управление их учебными действиями; развивает навыки исследовательской деятельности Деятельность школьников воспринимают сообщаемое, осмысливают, запоминают, заучивают, воспроизводят, тренируются, упражняются и т.п. Учатся формулировать проблему, осуществлять самостоятельные действия по ее решению; организуют самоконтроль и самооценку деятельности Мотивациянепосредственное побуждение Интеллектуальные мотивы Методы обучения объяснительно-иллюстративные Исследовательские, активные методы, образовательные технологии Результаты обучения готовые знания Знания – убеждения, творческие способности, компетенции

Условия формирования коммуникативной компетенции: «Три Только» (как в свое время у Мартина Лютера) 1. Прием «Публичность выступления» на основе деятельностного подхода. 2. Технология проблемного обучения. 3. Прием «проблемное художественное творчество» по Махмутову М.И. Мартин Лютер ( ) – христианский богослов, один из родоначальников Реформации в Европе.

Прием «Публичность выступления» на основе деятельностного подхода. -Фрагмент урока обществознания Фрагмент урока обществознания -Фрагмент урока истории Фрагмент урока истории Критерии ответа: 1. Полнота и правильность (знает факты, даты, имена, делает выводы) 2. Последовательность и доказательность изложения. 3. Использование и объяснение новых терминов. 4. Развитость устной речи, умение вести диалог. 5. Ораторское искусство

Технология проблемного обучения. Центральным звеном в проблемном обучении является проблемная ситуация. (фрагмент урока обществознания). Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Создание проблемной ситуации осуществляется при помощи следующих средств: - проблемный вопрос – вопрос, на который у школьника нет заранее готового ответа. - проблемная задача – форма организации учебного материала с заранее заданными условиями и неизвестными данными. - проблемное задание дает указания для осуществления поисково- познавательной деятельности школьников.

Прием «проблемное художественное творчество» по Махмутову М.И. (фрагменты материалов урока) Существует три вида проблемного обучения по типу реализуемой творческой деятельности: 1) научное творчество - основано на постановке и решении теоретических учебных проблем. 2) практическое творчество - базируется на постановке и решении практических учебных проблем. 3) художественное творчество - «это художественное отображение действительности на основе творческого воображения, включающее литературные сочинения, рисование, картины и тд…»

Рефлексия (разговор с самим собой): «…это всякое размышление человека, направленное на анализ самого себя…» -Урок с «открытым финалом» на основе метапредметного подхода – «Сегодня, придя домой, я …» - «Ассоциативная цепочка» - одно слово (ассоциация) по теме урока. - «Проблемно – художественная рефлексия» (для старшеклассников) – подборка картин великих художников, с помощью которых можно охарактеризовать тему урока.

Показатели предметных результатов школьников: 2010 – 2011 учебный год учебный год 2011 – 2012 учебный год 2013 – 2014 учебный год 2014 – 2015 учебный год ЕГЭ История ср.балл Школа - 58,9 Область - 54,6 Россия - 51,2 Школа - 65 Область - 58,2 Россия - 51,1 Не было выпускного класса. ЕГЭ еще не сдавали. Общество ср.балл Школа - 59,6 Область - 57,1 Россия - 57,2 Школа - 59,4 Область - 54,4 Россия - 55,2 Олимпиадное движение Муниципальный уровень 1 место – общ-8 класс Муниципальный уровень 1 место – общ-8 класс Муниципальны й уровень 1 место – общ – 9 класс 1 место – общ- 10 класс 1 место –право- 10 класс 1 место -ист.- 10 класс Муниципальный уровень 1 место – ист. – 10 класс. 1 место – ист. -11 класс. 1 место – общ класс Муниципальный уровень 1 место – общ. - 7 класс 1 место – ист. – 11 класс 1 место – право – 10 класс. Обл. уровень Общ(2 чел)-3 место-призер Ист.(1 чел)- 11 класс. Обл. уровень История (2 чел) 10 класс(3 место в рейтинге) Общ (1 чел) – 11 класс. Обл. уровень Право (1 чел)– 10 класс(3 место в рейтинге) Ист. (1 чел) – 11 класс.

Результативность внеурочной деятельности школьников: Конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» , 2012, 2013 гг. Региональная научно – практическая конференция «На пути к открытиям» – 2011, 2012, 2013 гг. Тюменская международная модель ООН – 2012, 2013, 2014 гг. Школа юного исследователя Тюм Гу «Первые шаги в науке» – 2011, 2012, 2013, 2014 гг.

Диагностика 1 (деятельностно-коммуникативная) Коммуникативные умения 7 класс (3 год обучения)10 класс (1 год обучения) Скорее тяжело Скорее легко Скорее тяжело Скорее легко 1. Сделать устное сообщение по теме 19%81%46%44% 2. Составить план текста, пересказать текст 37%63%46%44% 3. Ответить на проблемный вопрос 31%69%75%25% 4. Формулировать и задавать правильно вопросы 12%88%75%25% 5. Вести проблемный диалог или полилог 31%69%62%38% 6. Анализировать и оценивать ответ 50% 81%19% 7. Использовать в речи новые слова 37%63%75%25%

Диагностика 2 (ценностно – ориентационная) Коммуникативные ценности 7 класс (3 год обучения)10 класс (1 год обучения) «Да»«Нет»«Да»«Нет» 1. Я осознаю, что любое мое высказывание должно быть понятным 56%44%25%75% 2. Я владею культурой общения 63%37%31%69% 3. Я могу испытывать чувство гордости за успехи одноклассников 63%37%31%69% 4. Я могу признать свою ошибку 50% 19%79% 5. Я могу доказывать свою точку зрения 56%44%38%62% 6. Я могу делать выводы. 63%37%25%75%

Ожидаемая модель выпускника: Личностные результаты: Предметные результаты: Метапредметные результаты: - Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; - Заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; - Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями. - Сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - Владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - Владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - Сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - Сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - Владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - Способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; -Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; -Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике

Список литературы: 1. Анциферова Л, И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. М., Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим): Пер. с англ. М., Лернер И.Я. Проблемное обучение. М., Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., Оконь В. Основы проблемного обучения. М., Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образова ния/ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г М.: Изд-во стандартов, 2010.