7.«Повесть временных лет» об осаде Константинополя«Повесть временных лет» об осаде Константинополя 8.Дипломатическое признание РусиДипломатическое признание.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Праздник Покрова Божией Матери на Руси. 14 октября Православная Церковь отмечает праздник Покрова Божией Матери. Этот праздник отражает веру людей в то,
Advertisements

Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Свои первые знания о других верах они получали от заморских купцов.
КИЕВСКАЯ РУСЬ. ПЛАН УРОКА 1.Славяне. 2.Путь «из варяг в греки». 3.Возникновение и политика Киевской Руси. 4.Крещение Руси. 5.Расцвет Древнерусского государства.
9 декабря 2015 года пгт. Оршанка КОРОЛЕВА И.В., директор МОУ «Оршанская средняя общеобразовательная школа», учитель истории и обществознания высшей квалификационной.
ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ.. Славянская письменность. Ежегодно во всех славянских странах 24 мая отмечается День славянской письменности.
Выполнил: Малина Сергей Ученик 6 е класса Центра Дистанционного образования Г. Белгорода Выполнил: Малина Сергей Ученик 6 е класса Центра Дистанционного.
24 мая в память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во всём славянском мире празднуется День славянской письменности и культуры. Начиная с 1991.
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, открыт в Архитектор М. О. Микешин. Верхняя часть сиволизирует державу, вокруг которой расположены.
Презентация к уроку по истории (6 класс) на тему: Культура Древней Руси 6 класс
Тема: Первые русские князья.. Цели проектной задачи: 1. Создать краткий, красочный интересный справочник о первых русских князьях. 1. Создать краткий,
Откуда пошла русская грамота на Руси Тема:. Кирилл и Мефодий.
ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ. Р Х 1 век (60-е годы от РХ) 62 год Патры апостол Андрей Первозванный (13 декабря) Орден Андрея Первозванного Андреевский флаг.
Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Мефодий – старший брат родился в 815 году Мефодий – старший брат родился в 815 году.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
МБОУ « Экономический лицей » г. Новосибирск Культура Древней Руси История России. 6 класс Учитель истории и обществознания : Безлюдная С. А.
Христианство и его духовно-нравственные основы. Русское государство приняло православие почти через тысячу лет после Христа. Наши соседи с юга - болгары,
Издревле Русь была языческой. Славяне поклонялись многим богам, лесным и водяным духам. Свои первые знания о других верах они получали от заморских купцов.
Тема: Владимир Святославич. Принятие христианства.
( жанры, тематика) Выполнила: Гессель Т.И.. Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 998 году во время княжения в Киеве Владимира.
» План: От племенных союзов к Древнерусскому государству.От племенных союзов к Древнерусскому государству. Укрепление Древнерусского государства. Русь.
Транксрипт:

7.«Повесть временных лет» об осаде Константинополя«Повесть временных лет» об осаде Константинополя 8. Дипломатическое признание Руси Дипломатическое признание Руси 9. Фотиево крещение Фотиево крещение 10. Крещение Болгарии Крещение Болгарии 11. Русские книги в Крыму Русские книги в Крыму 1. Вступление Вступление 2. Византия и славяне Византия и славяне 3. Походы славян на Византию Походы славян на Византию 4. Осада россами Константинополя Осада россами Константинополя 5. Патриарх Фотий об осаде Константинополя Патриарх Фотий об осаде Константинополя План Тесты

Русь находилась с Византией в тесных отношениях более пяти столетий. Русские купцы вели активную торговлю с Константинополем. На Константинополь ходили русская рать и военные корабли. Между Русью и Византией заключались договора. «до турецкий» Константинополь

Но самым значительным результатом взаимоотношений между государствами стало Крещение Руси. "Пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали на небе или на земле мы...", рассказывали послы князя Владимира.

Вместе с православием русские приняли от Византии не только догматы и каноны веры. Из Византиии на Русь доставлялись первые книги. Первые храмы на Руси строили греческие мастера. Одна из драгоценнейших святынь Русской земли Владимирская икона Божией Матери привезена из Византии. Евангелие от Матфея. Константинополь, XI в.

Как пишет византолог Г. Литаврин, пренебрежение к истории Византии и ее наследию есть отречение от одного из родников древнерусской культуры, от своих корней. Храм Святой Софии в Константинополе

Византия и славяне История славян в своих истоках во многом связана с историей Византии. До XII века Византия являлась самой могущественной страной Европы и Ближнего Востока. Византия оказала огромное влияние на культурное развитие славянских народов, принявших от нее православие. С другой стороны, на протяжении нескольких столетий судьба самой Византийской империи в значительной степени зависела от славян.

Славян-язычников византийцы называли варварами. Варвар в переводе с греческого языка означает чужеземец. Варварами назывались не только славяне, но и другие окрестные народы, которые то нападали на Византию, то испытывали сами силу византийских войск.

Походы славян на Византию Стены древнего Константинополя Славяне угрожали могуществу Византии на северных и северо-западных ее границах. С середины VI века походы славян за Дунай на Византию становятся почти регулярными.

В столкновениях с византийскими войсками славянские дружины совершенствовались в военном искусстве, старались закрепиться в приморских гаванях. Нагорнов В. А. Славяне в походе

Византийские послы откупаются драгоценностями от русской дружины Византии не раз приходилось откупаться от воинственных соседей. Стремясь спасти империю от разорительных набегов славян, византийские императоры привлекали к себе на службу славянские дружины.

Константинополь, столица Византийской империи, был в то время крупнейшим торговым центром. Между славянами и Византией существовала очень развитая торговля.

Но главный результат славяно-византийских взаимоотношений - это принятие славянами через православие и православную культуру богатейшего духовного наследия Византии. Киев. Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинная), реконструкция

Поход князей Аскольда и Дира на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи Осада россами Константинополя Об этом нашествии славян на столицу Византийской империи сохранились сведения как в «Повести временных лет», так и в византийских источниках. Нестор-летописец считает, что этот военный поход возглавили киевские князья Аскольд и Дир.

Поход князей Аскольда и Дира на Царьград. Миниатюра Радзивилловской летописи

Греческие источники имен этих князей не называют, но связывают это событие с последовавшим за ним крещением многих россов и заключением мирного договора Руси с Византией. Идущие на Царьград. Б. Ольшанский

18 июня 866 года, когда император Михаил III со своим войском и флотом находился в военном походе против арабов, у стен Константинополя вдруг появились корабли «свирепого варварского народа росс». Запорожцы в Царьграде. Коваленко В. К.

Не встречая сопротивления, россы высадились на берегу залива Золотой Рог и стали опустошать окрестности столицы Византии. Затем они стали готовиться к осаде городских стен. Осада россами Царьграда. Миниатюра Радзивилловской летописи

Патриарх Фотий об осаде Константинополя Очевидец этих событий патриарх Константинопольский Фотий подробно описал, как нападали россы и как был спасен Константинополь. Нападение славян на Византийскую крепость. М. Горелик.

Набег случился в один из прекрасных тихих летних вечеров, когда жители столицы Византии любовались красотами морских заливов и совершенно не ожидали такого испытания. Лунная ночь в Константинополе. Айвазовский

Двести кораблей россов подошли к Константинополю столь неожиданно, что не было, казалось, никаких надежд на спасение.

«Жизнь наша догорала с последними лучами солнца, писал патриарх Фотий, а заря бытия нашего поглощалась глубоким страхом смерти. Вся надежда человеческая убыла из человеков и единственная надежда оставалась только на Бога». миниатюра Константинополь ( , Полезное руководство для совершения заморских путешествий, Национальная библиотека, Париж)

Оставив свое войско в Малой Азии, император Михаил с большим трудом пробрался в осажденный город. Опасность нарастала с каждым часом. Ю.Лазарев. Где твоя голова ляжет, там и нам пасть

«Тогда мы, писал патриарх Фотий, оставшись без всякой защиты и не имея помощи от людей, воодушевлялись надеждами на Матерь Слова и Бога нашего. Ее просили умолить Сына и умилостивить за грехи наши, Ее дерзновенно призывали во спасение, Ее умоляли покрыть нас покровом Своим, как стеною нерушимою».

Погружение Ризы Богородицы в море. Миниатюра Радзивилловской летописи Патриарх взял из древнего Влахернского храма Ризу Богоматери, крестным ходом обнес ее вокруг стен города и после усердных всенародных молитв опустил край Ризы в воды морского залива.

После этого 25 июня россы внезапно сняли осаду и, по словам патриарха Фотия, так же неожиданно удалились, как и пришли.

«Повесть временных лет» об осаде Константинополя Летописец Нестор был хорошо знаком с греческими письменными источниками, повествующими об этом набеге россов на Византию. Спасение Константинополя он описывает, используя повествование греческого историка Георгия Амартола. Хроника Георгия Амартола

Чудо Богоматери Одигитрии в Царьграде Рассказав, как всю ночь в церкви люди молились Божией Матери и затем погрузили край Ризы Богородицы в море, летописец Нестор продолжает: «Была в это время тишина, и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром и великие волны, чтобы разметать корабли язычников русских, и прибило их к берегу и переломало так, что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».

Жители столицы Византии считали Богоматерь покровительницей их города. Чудесное спасение Константинополя

Дипломатическое признание Руси Монета царя Константина Мономаха Историкам, которые не могут поверить в чудесную защиту Божией Матери, хочется найти земные причины спасения Константинополя от россов в 866 году. В некоторых источниках они находят указание на то, что нападавшие получили большой выкуп и вскоре между Византией и Русью начались дипломатические переговоры.

Русское посольство в Константинополе заключило первый в истории Руси долговременный договор с греками о мире, и даже много лет спустя на этот договор ссылались греки и русские при заключении других мирных договоров. Этот договор означал, что Византия признает Русь как государство. Присяга греков и русичей

Почему в истории славяно-византийских взаимоотношений особое внимание историков привлекает нападение россов на Константинополь в 866 году? Да потому, что наступившее после осады города перемирие привело не только к заключению долгосрочного мира, но и ко крещению россов. Фотиево крещение

В исторической литературе это событие получило название «Фотиево крещение», потому что оно было при патриархе Фотии и совершено его посланниками. Иногда это событие называют первым крещением киевских россов или первым крещением Руси. Труворов крест

Как указывается в одном из греческих источников, «немного времени спустя после нападения славян от россов в царствующий град пришло посольство, просившее сделать их участниками Божественного Крещения, что и было исполнено». Ю.Лазарев. Послы Русов

Посмотрим, как патриарх Фотий характеризует враждебных россов, нападавших на Византию, и как говорит о принятии ими христианства в своем послании, написанном спустя шесть лет после осады столицы империи.

Вот первая характеристика: «Народ неименитый, народ считаемый ни за что, народ, стоящий наравне с рабами, неизвестный, но получивший имя со времени похода на нас, незначительный, но получивший значение, униженный и бедный, но достигший блестящей высоты и несметного богатства. Народ, где-то далеко от нас живущий, варварский, кочующий, гордящийся оружием, неожиданный, незамеченный, без военного искусства, так грозно и так быстро нахлынул на наши пределы, как волна». Славянское поселение X века

Крещение болгар. Миниатюра из болгарской рукописи. XIV век Крещение Болгарии В 869 году крещение приняла Болгария.

Патриарх Фотий, обращаясь ко всем христианам Востока по случаю крещения болгар, писал, что не только болгарский народ переменил прежнее язычество на веру во Христа, но даже и «многими многократно прославленные и в жестокости всех превосходящие» россы переменили язычество на чистую и неподдельную христианскую веру. Первые христиане. Перов В.

Точных указаний, где именно совершено было крещение россов, не сохранилось. Число принявших христианство по некоторым источникам исчислялось двумястами семьями. «И до такой степени разгорелись у них желание и ревность веры, что приняли епископа и пастыря и лобызают верования христиан с великим усердием и ревностью».

После этого события еще более столетия на Руси господствовало язычество. Но «Фотиево крещение», конечно же, не осталось бесследным. Земля Русская постепенно засевалась семенами веры христианской, и крещение россов в Константинополе является одной из самых важных вех предыстории Крещения Руси. Город славян во времена Рюрика

Русские книги в Крыму В жизнеописании святых братьев Кирилла и Мефодия сообщается, что Константин Философ нашел в Крыму Евангелие и Псалтирь, написанные русскими буквами. Ученые написали тысячи страниц, пытаясь определить, что это были за русские буквы, когда у славян, как предполагается, еще не было письменности? Это еще одна историческая загадка. Равноапостольный Кирилл Нестеров М.В.

Константин Философ нашел то, что искал. А искал он начатки или следы письменности славян, устную речь которых прекрасно знал с детства. Может быть, Константин сравнивал найденные тексты начальных опытов славянской письменности со своими опытами славянской грамоты?

Путешествие Кирилла через Крым происходило в конце 861 года или даже в начале 862 года. А в следующем, 863 году, Кирилл и Мефодий отправились в Моравию с возложенной на них миссией, в результате которой, как принято считать, родились славянская азбука и славянская письменность. Святые Кирилл и Мефодий, проповедующие славянам христианство. Рис. Ф. Бронникова

Не следует забывать, что Кирилл был учеником патриарха Фотия, который, как мы знаем, не только описал страшное нападение россов на Константинополь, но и засвидетельствовал принятие ими крещения.

Храм Пророка Илии (на Подоле, Киев) в 1692 году на месте прежней деревянной была возведена каменная церковь Византия постепенно уступала Руси в военном и экономическом могуществе, но все больше привлекала славян своей духовной культурой. В 60-х годах IX века некоторые знатные жители Киева уже были христианами, а в начале X века в Киеве стоял храм во имя пророка Илии.

В.М. Васнецов. Крещение Руси Христианство связывало дружбой Русь и Византию. Но от крещения россов в Константинополе до принятия христианства всей Русской землей должно было пройти еще больше столетия.

ТЕСТЫ

Вопрос: Многие исторические сведения мы получаем от греческих историков, которые проживали на территории Византии. Они много рассказывают нам об обычаях и верованиях славян и называют их варварами. Что в переводе с греческого означает это слово? 3. Грабители Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 2. Разбойники 1. Чужеземцы

Вопрос: 860 г. был отмечен знаменитым походом славян-россов на Константинополь. Какие авторы писали об этом событии? Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильные ответы 2. Константин Багрянородный 4. Греческий патриарх Фотий 3. Греческий историк Георгий Амартол 1. Преподобный Нестор-летописец

Вопрос: После осады Константинополя Византия заключила с россами договор о мире. Что это значило? 3. Россы получили большой выкуп. Внимательно прочитайте вопрос и отметьте правильный ответ 1. Византия получила большой выкуп. 2. Византия признала Русь как государство.

Данная презентация составлена по курсу «Православная культура» Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плёсково» Московской области Выполнила Рябчук С.М. для сайта «Светочъ. Основы православной веры в презентациях»

Глава 1. Как изучают родную историю? Урок 1. Истоки и источники Урок 2. Свидетели и свидетельства Урок 3. Заговорившие следы прошлого Глава 2. На заре русской истории. Урок 4. Древние славяне Урок 5. Создатели славянской письменности Урок 6. Византия и Древняя Русь Урок 7. Начало Киевской Руси Урок 8. Святая равноапостольная княгиня Ольга Глава 3. Просвещение Руси. Урок 9. Святой равноапостольный князь Владимир Урок 10. Крещение Руси Урок 11. Ярослав Мудрый и его время Урок 12. Законы и порядки на Руси во время Ярослава Мудрого Урок 13. Расцвет культуры на Руси при Ярославе Мудром Урок 14. Киево-Печерская лавра Глава 4. Раздоры и междоусобицы на Руси. Урок 15. Раздоры на Руси при детях Ярослава Урок 16. Владимир Мономах Урок 17. Слово о полку Игореве Глава 5. Расширение Руси. Урок 18. Выбор князя Андрея Боголюбского Урок 19. Древнерусский город и его население Урок 20. Искусство Древней Руси Глава 6. Щит и слава Руси. Урок 21. Господин Великий Новгород Урок 22. София Новгородская Урок 23. Берестяные грамоты Урок 24. Псков Глава 7. Испытания земли Русской. Урок 25. Первая встреча с монголо-татарской ордой Урок 26. Батыево нашествие Урок 27. Монголо-татарское иго на Руси Урок 28. Святой князь Александр Невский Урок 29. Москва и Московское княжество Урок 30. Куликовская битва Урок 31. Преподобный Сергий Радонежский Глава 8. Возрожденная Русь Россия. Урок 32. Свержение ордынского ига Урок 33. Объединение русских земель вокруг Москвы Урок 34. Единство России