Цели и задачи п роследить эволюцию чеховской прозы; в ыявить связь между темами чеховских рассказов и их лексикой; о пределить место в творчестве Чехова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Литературная викторина по творчеству А.П. Чехова 5 – 6 классы 2 тур.
Advertisements

МОУ СОШ с. Камышки Пути чеховских героев Выполнили : ученицы 11 класса Терехова Валентина Жубанова Эльмира 2011 год.
Цели I.Образовательные: Повторение, обобщение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе. Повторение сведений, полученных на предыдущих уроках.
Выполнили: Савичева Я., Щербакова Е. Проект на тему: «Чехов – писатель».
Работу выполнили : ученицы 11 «Ф-Х»класса Сураева Светлана Полякова Дарья.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ И ЕГО ГЕРОИ В XXI ВЕКЕ Антон Павлович Чехов 1860 – 1904.
О жизни и творчестве С. Я. Маршака для учащихся начальной школы.
Презентация по литературе «Биография и творчество А.П. Чехова»
«В человеке должно быть всё прекрасно…» (Страницы биографии и творчества А.П. Чехова).
« Маленькая трилогия » о « футлярной жизни ». Ранние рассказы А.П. Чехова «Канитель» «Злоумышленник» «Хирургия»
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ Жизнь и творчество 5literatura.net.
Анто́н Па́влович Че́хов (1860, Таганрог, 1904, Баденвайлер) русский писатель, автор рассказов, повестей и пьес, признан одним из величайших писателей.
Дом, в котором родился писатель Родители Чехова Павел Егорович Евгения Яковлевна.
Берегите в себе человека А.П.Чехов Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно М. Горький Дом, в котором родился А.П.
Андрей Платонович Платонов. ( ) Рассказ «Никита»
Презентация подготовил Кадет 8 Б класса Кутовой Н.А.
Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме: «Романтический мир раннего Блока». Матвеева Е.А ГОУ ОСОШ 10 Санкт-Петербург.
А. Т. Твардовский «Василий Тёркин». История создания поэмы «Василий Теркин» В 1939–1940 годах, когда Твардовский работал корреспондентом во фронтовой.
Литература – это уроки волшебства... Послушаем поэта. Красиво и тепло, правда? Край любимый, сердцу снятся Скирды солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться.
Стихи в моей жизни Автор: Карнавская Александра, 5 а класс, МОУ СОШ 32 «Эврика – развитие». «Эврика – развитие».
Транксрипт:

Цели и задачи проследить эволюцию чеховской прозы; выявить связь между темами чеховских рассказов и их лексикой; определить место в творчестве Чехова профессиональной (медицинской) лексики; проанализировать принцип создания Чеховым новых слов; убедиться в весомости и уместности каждого слова писателя в его небольших по объему произведениях; использовать работу как пособие для учащихся по развитию и обогащению их речи, пробудить потребность в чтении чеховских рассказов.

В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Краткость – сестра таланта. Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть. Тля ест траву, ржа железо, а лжа душу. Всё знают и всё понимают только дураки и шарлатаны. Давая волю фантазии, придержи руку. Какое огромное счастье любить и быть любимым. Льстят тем, кого боятся. Крылатые выражения Чехова

«… Не сомневаюсь, занятия медицинскими науками имели серьёзное влияние на мою литературную деятельность. Они значительно раздвинули область моих наблюдений, обогатили меня знаниями, истинную цену которых для меня как для писателя может понять только тот, кто сам врач; они имели также и направляющее влияние, и, вероятно, благодаря близости к медицине мне удалось не допустить многих ошибок…» (из письма Чехова). Пирогов Н.И. Захарьин Г.А. Склифосовский Н.В. Остроумов А.А.

Публикация рассказов в юмористических и сатирических журналах

Было: «Гимназисты проснулись и уставили свои сонные глаза на старшего братца» Осталось: «Гимназисты проснулись» («Радость») Совершенствование писательского мастерства А.П.Чехова

Лексика московских студентов и мелкой чиновничьей братии, вульгаризмы «Эх, жалко, зеркала нет, поглядел бы на свою мордолизацию! Чувствую, батенька, что идиотом становлюсь.» («Счастливчик») «Наш кривляка, этот мерзавец, председатель правления, сегодня на общем собрании будет читать доклад» («Юбилей») «– Ну-с, а теперь и храповицкого задать можно» («Общий знакомый») Чепуховина, толкастика, опрокидонт, целкаши, рикикикнуть рюмку, пересобачиться, запускать глазенапа, пропёр пехтурой, каверзили друг против друга, замерсикала, стрекозить, дьяволить, стервоза, бухотеть по столу, телепкаться, бумаженция, штукенция, карать в картеж «Каштанка», «Сапоги всмятку», «Толстый и тонкий», «Пересолил», «Детвора», «Предложение», «О вреде табака», «Лебединая песня», «Медведь», «Юбилей», «Канитель», «Хамелеон»

Общественно-публицистическая, философская лексика «...Разговоры об общине или о поднятии кустарной промышленности, или об учреждении сыроварен...» («Соседи»). «Истина не нужна была ему, и он не искал ее, его совесть, околдованная пороком и ложью, спала или молчала; он, как чужой или нанятый с другой планеты, не участвовал в общей жизни людей, был равнодушен к их страданиям, идеям, религиям, знаниям, исканиям, борьбе...» («Дуэль»). «Соседи», «Дуэль», «Жена», «Размазня», «Исповедь», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Крыжовник»

Научная (медицинская*, юридическая) лексика «Благодаря антисептике делают операции, какие великий Пирогов считал невозможными даже in spc. Обыкновенные земские врачи решаются производить резекцию коленного сустава, на сто чревосечений один только смертный случай...» («Палата 6»). «…чего-нибудь такого, знаете ли, аллегорического, какой-нибудь живительной влаги… сельтерской воды, что ли? У вас есть сельтерская вода?» («Аптекарша») «Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси...» («Хирургия») «Палата 6», «Хирургия», «Человек в футляре», «Рассказ неизвестного человека», «Случай из практики», «Скучная история», «Припадок», «Аптекарша», «В аптеке» *Известно, что в рассказах А.П.Чехова встречается 283 медицинских термина

Церковно-богословская лексика «Его посвящают в архимандриты, потом в архиереи; он служит в кафедральном соборе обедню; в золотой митре, с панагией выходит на амвон и, осеняя массу народа трикирием и дикирием...» («Дуэль») «На кладбище была отслужена лития» («Оратор») «Монахи, которые не понимающие, рассуждают, что для написания акафистов нужно знать житие святого…» («Святой ночью») «Дуэль», «Святой ночью», «Скучная история», «Степь», «Моя жизнь»

Просторечная лексика с использованием русского фольклора «Поспешаю я что есть мочи, гляжу, а по дорожке… - белый вол идёт. Идёт он, хвостом машет и му-у-у! Только, это самое, братцы, догоняю его, глядь! – а уж это не вол, а Жменя. Свят, свят, свят! Гром гремит, молонья небо полосует, вербы к самой воде гнутся, - вдруг, братцы, накажи меня бог, бежит поперёк дорожки заяц… и говорит по-человечьи: «Здорово, мужики!»» («Счастье») «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был себе старый, престарелый царь с длинной седой бородой и… с этакими усищами. У старого царя был единственный сын и наследник царства – мальчик, такой же маленький, как ты…» («Дома») «Счастье», «Мужики», «По делам службы», «В овраге», «На подводе», «Убийство», «Мечты»

Лексика канцелярской, официально-деловой речи, профессионально-техническая лексика, фразеология художественной богемы, термины садоводства «Сначала заговорили о пользе образования вообще, потом же незаметно перешли к образовательному цензу служащей братии» («Восклицательный знак») Серебристая полынь, голубые цветы свинячий цыбульки, желтая сурепка, васильки - все это радостно запестрело, принимая свет солнца за свою собственную улыбку «Восклицательный знак», «Злоумышленник», «По делам службы»

Диаграмма тематики рассказов А.П.Чехова мы

Тропы, используемые только в контекстах рассказов А.П.Чехова Окказионализмы Антропонимы Эпитеты

«Она окошкодохлилась» «Внутри все сарай но» «Будь он хоть распереписатель» «Сижу и... околеванца жду» «Прежние баре наполовину генералы были, а нынешние сплошная мездрюшка» «Я в мерехлюндии» «Соня провожает глазами прусака и думает о его детях: какие это, должно быть, маленькие прусачата» «А в молодости Печорина и Базарова разыгрывал, базаристей меня и человека не было» «Разведи там на могиле какую-нибудь мантифолию поцицеронистей, а уж какое спасибо получишь!» Окказионализмы – это индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка

«... Кто это сочинил? в конце концов не выдерживает Прачкин. Пушкин, папаша. Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой- нибудь. Пишут-пишут, а что пишут и сами не понимают! Лишь бы написать!» («Не в духе»). «С моей осанкой недалеко уйдешь! И фамилия преподлейшая: Невыразимов!» («Мелюзга») тайные советники: Гундасов, Гнилодушкин, Гнилорыбенков, Глоталов, Укуси- Каланчевский, Недоехов, титулярные советники - кавалеры: Грязноруков, Панихидин, Погостов, Челюстин, Кладбищенский.. Антропонимы – это собственные имена людей (индивидуальные и групповые): личные имена, отчества (патронимы), фамилии, родовые имена, прозвища, клички, псевдонимы, криптонимы (скрываемые имена).

«умное легкомыслие», «громкое купанье», «шершавые впечатления», «ласковый храп», «искренний пес», «гремучая девка», «мечтательный почерк», «тщедушный кабинетик» «жалобно-восторженный крик журавлей» Эпитет – определение при слове, влияющее на его выразительность.

Языку Чехова присущ принцип– обыкновенности, обыденности. Благодаря тому, что этот принцип был нов в литературе, Чехов добивался его необычайной свежести, новизны восприятия, избегал банальностей и штампов, которые для многих казались неизбежными. Однако строгая реалистичность языка повседневности сочеталась у писателя с внутренним лиризмом.

Страшную болезнь нашего века – изъясняться на языке, напоминающем «смешенье французского (английского) с нижегородским» – можно лечить только с помощью лекарства доктора Чехова: избегая штампов, говоря «с чувством, с толком, с расстановкой». Лучшим учителем здесь является сам Антон Павлович Чехов и его бессмертные творения.