Омонимы Материал для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся с толковым словарем и словарем омонимов)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Тема: «ОМОНИМЫ» Цели: 1.Дать определение омонимов; 2.Развивать умение находить омонимы в тексте ; 3.Формировать умение использовать омонимы в устной.
Advertisements

Презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме: Омонимы 5 класс презентация
Русский язык с увлечением Рабочая тетрадь по русскому языку «Омонимы» Выполнила: Кужабаева Зарина.
Омонимия Презентацию подготовила Учитель Кирпищикова С.Н.
Тема урока: Повторение пройденного по разделу «Лексика».
ОМОНИМЫ МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА КАК ОТЛИЧАТЬ?. Цели урока: Создать учебную ситуацию, в которой ученики смогут понять различие омонимов и многозначных слов;
Составлена учителем русского языка и литературы МОУ «Лицей 8» г. Тихвина Жевнеровой Светланой Александровной.
Омонимы и их виды Автор Камкина Ольга, ученица 5 класса Руководитель Сысова В. А., учитель русского языка и литературы.
Презентация по русскому языку Омонимы русского языка Выполнила ученица 5 «А» класса Школы 25 Уланова Анна.
СЛОВА ОДИНАКОВЫЕ ПО НАПИСАНИЮ, НО АБСОЛЮТНО РАЗНЫЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ.
Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду крынку, Вдруг на Мишку - вот напасть Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной.
Одинаковые, но разные…. Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово «ключ»? Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова? Шёл я с сумкой.
«Русский язык является богатейшим из всех европейских языков и кажется нарочно созданным для выражения тончайших оттенков. Одаренный чудесной сжатостью,
ОМОНИМЫ Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию, но совершенно различные по лексическому значению. Обычно омонимы относятся к одной части речи. Например:
Тема занятия 2: «Омонимия». Цель занятия: Познакомиться с разновидностями омонимов.
День вступ ил в свои права. Постучались в дверь слова. Я открыл им. Что за чудо?! Предо мною близнецы. Я спросил их: - Вы откуда Появились, молодцы? Отвечали.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА И ОМОНИМЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5-й КЛАСС, Ч. 1 Урок 20 © ООО «Баласс», 2012.
В гостях у Лексики. Знакомьтесь – омоними! Выполнила учитель русского языка и литературы Самохина Марина Викторовна. МОУ «Основная общеобразовательная.
Работу выполнила ученица 4 «а» класса Мухаметзянова Екатерина МОУ «Славянская СОШ» Нововаршавского района Омской области Руководитель работы: Сипита О.В.
Слова одной и той же части речи, сходные по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению называются омонимами.
Транксрипт:

Омонимы Материал для уроков повторения и подготовки к ЕГЭ по русскому языку (предполагает работу учащихся с толковым словарем и словарем омонимов)

В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Одинаково звучащие слова, различные по значению, называются омонимами (от греч. homos - одинаковый + onyma, onomа - имя). Например: простой - несложный и простой - вынужденное бездействие (рабочей силы, механизмов); брак (супружество) - брак (испорченная продукция); толстовка (последовательница учения Л. Толстого) - толстовка (фасон блузы). Следует помнить, что если слова, которые одинаково звучат и пишутся, заимствованы из разных языков, то это обязательно омонимы.

В отличие от многозначных слов, у омонимов лексические значения никак не связаны между собой, у них нет общих признаков, по которым можно было бы их отнести к разным значениям одного и того же слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова (нажмите для перехода к примеру словарной статьи).разные слова Известны различные формы омонимии, а также смежные с ней явления. Полная омонимия, или абсолютная, слов - это совпадение слов во всех формах. Примером полных омонимов могут быть слова наряд (одежда) и наряд (распоряжение); они не различаются в произношении и написании и совпадают во всех падежных формах единственного и множественного числа.

При неполной, или частичной, омонимии совпадение по звучанию и написанию наблюдается не во всех грамматических формах. Например: завод (промышленное предприятие с механической обработкой сырья) и завод (часов) - действие по глаголу завести. У второго слова нет форм множественного числа, а у первого есть. У глаголов закапывать (яму) - закапывать (лекарство) совпадают все формы несовершенного вида (закапываю, закапывал, буду закапывать), закапывающий (яму) - закапывающий (лекарство) - формы причастий настоящего времени и закапывавший (яму) - закапывавший (лекарство) - формы причастий прошедшего времени. Но нет совпадения в формах совершенного вида (закопаю - закапаю).

В современном русском языке зафиксировано значительное количество омонимов, причем с развитием язык; их становится еще больше. Возникают вопросы: не препятствует ли омонимия правильному пониманию речи? Насколько возможно искажение смысла при употреблении слов, имеющих омонимы? Обычно контекст уточняет значение таких слов, но в некоторых случаях омонимия (и смежные с ней явления) могут привести к искажению смысла высказывания, не уместному комизму. Например: "Сегодня футболисты покинули поле без голов"; "На экране телевизора вы видите Гаврилова в красивой комбинации".

От подобных ошибок не застрахованы даже большие писатели; вспомним пушкинские строки: "Слыхали ль вы... "(львы?); "Но с пламенной, пленительной, живой..." (нос пламенный?) Подобные неуместные каламбуры встречаются и у современных авторов, например: "Можно ли быть равнодушным ко злу?" (козлу?). Причиной неправильного понимания чаще всего бывает омофония.

В то же время омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели- юмористы. Козьма Прутков писал: "Приятно поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот". Поэты используют омонимические рифмы: - Вы, щенки! За мной ступайте! Будет вам по калачу, Да смотрите ж, не болтайте, А не то поколочу! (А.С.Пушкин)

Снег сказал: - Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечет, качая стаю Отраженных голубей. (.Я.А.Козловский) Омонимические рифмы придают особую занимательность юмористическим произведениям, например эпиграммам: "Любил студентов засыпать он, видно, оттого Что те любили засыпать на лекциях его" (С.Я.Маршак).

Тренировочные упражнения. Объясните смысловые различия между омонимами, составьте словосочетания с каждой парой омонимов. Дисциплина – дисциплина, надуть – надуть, петрушка – петрушка, брак – брак.

Запишите омонимы парами, уточните значение каждого из них одним словом. Составьте с ними предложения и запишите их. Бродить – бродить, глава – глава, ласка – ласка, образование – образование, охота – охота.

Прочитайте стихотворения Я. Козловского. Какое явление языка вы здесь наблюдаете? Такса Сев в такси, Спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берем совсем Вот так-с!

Медведь и осы Нес медведь, шагая к рынку, На продажу меду кринку. Вдруг на мишку – вот напасть! – Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть. Жалили куда попало, Им за это и попало.

Выпишите сначала словосочетания с многозначными словами, а потом – с омонимами. Скажите, чем различаются омонимы и многозначные слова. Почему в толковом словаре омонимы помещаются в разных словарных статьях? Шелковое полотно – полотно конвейера; командир взвода – оружие на взводе; разведка полезных ископаемых – воздушная разведка; иметь выдержку – выдержка из статьи; развести детей по домам – развести мосты; кузнечный горн – звонкий горн; ловить мяч – ловить момент; подметать комнату – подметать подкладку к пальто.

Что придает стихотворению С. Долженко Говорю своей сестрёнке … шуточный характер? Почему девочка не поняла свою старшую сестру? В каком значении в тексте употреблено выделенное слово? Какие ещё значения оно имеет? Говорю своей сестрёнке: На воскресник мне пора. Разобьем сегодня клумбу В центре нашего двора. И быстрей на плечи куртку Да на голову платок. Подожди, – кричит сестрёнка. – Ты забыла … молоток!

Прочитайте шуточное стихотворение. На каком лексическом явлении основано данное стихотворение. Найдите омонимы и их разновидности. Бобёр, в Лисе души не чая, К ней заглянул на чашку чая И вежливо спросил: Не помешал? Лиса в ответ: Ах, что вы, друг, напротив! И села в кресло мягкое напротив, И ложечкою чай он помешал. Графически обозначьте и объясните орфограммы в словах.

Из словаря омонимов Коса у девушки на голове, коса орудие для косьбы, коса географическое название (Куршская коса).Куршская коса Ключ музыкальный знак, ключ от двери, ключ природный источник воды, ключ гаечный ключ, ключ - регистрационный номер, вводимый для установки платного программного обеспечения. Бабочка насекомое, галстук-бабочка, нож-бабочка, ночная бабочка проститутка. Лук растение, лук оружие. Ручка пишущая (гелевая, шариковая и т д), ручка человеческая рука, дверная ручка.

Из словаря омонимов Кисть связка верёвок, кисть руки, кисть ягод (кисть рябины), кисть кисточка (для рисования). Рысь бег, рысь животное. Тройка лошадей, тройка отметка. Мир вселенная, мир отсутствие войны, вражды. Вестовой Подающий весть, сигнал о чём-нибудь, Вестовой В армии: рядовой для посылок по делам службы. Балка часть сооружения, брус, опирающийся на что-нибудь в нескольких точках (на стены, устои), балка длинный овраг; балка и балка лексические омонимы. Киви - фрукт, киви - птица.