Творческая лаборатория заместителя директора по УВР МБОУ «ООШ 38» Драничниковой И.В. Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВШК результатов ВШК процесса ВШК управления. Здоровье обучающихся Уровень здоровья учащихся Личностные образовательные результаты Уровень социализированности.
Advertisements

система внутришкольного контроля, являясь подсистемой общей системы управления школой, имеет существенные резервы для развития как инструмент управления.
Выполнили: Сергеенко Л.В. Казакова Т.Н.. Сегодня в рамках внедрения ФГОС в образовательные программы школы, согласно документам, определяющим направления.
…Управление качеством в школе начинается с работы с человеком, и прежде всего с учителем, и заканчивается работой с кадрами, повышением их профессионального.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей «Созвездие» 131 г. о. Самара Подобедова Ирина Игоревна, зам. директора по УВР МБОУ лицея «Созвездие»
Организация внутришкольного контроля в условиях реализации новых образовательных стандартов Михайлова Н.К., доцент кафедры управления образовательными.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Модель школьной системы оценки качества образования МБОУ «СОШ 2» г. Назарово.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Организация ВШК в условиях реализации новых образовательных стандартов «ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ ДОЛЖЕН НОСИТЬ ВОСПИТЫВАЮЩИЙ ХАРАКТЕР» КОНАРЖЕВСКИЙ Ю.А.
Анализ готовности школы по введению ФГОС НОО в образовательный процесс Разработчик : Соловьева Д. Ю.
Система оценки качества образования. – комплексная характеристика образования, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным.
Федеральные государственные образовательные стандарты и новые компетенции социального педагога.
Основная образовательная программа основного общего образования.
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ Г(И)А В 9,11 КЛАССАХ О.Б.Емельянова, зам.директора по УВР МОУ СОШ 2.
Реализация требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МОУ « Родинская средняя школа 2» Таранова.
Методическое сопровождение педагога в условиях перехода на ФГОС С.Н. Ямшинина, АПКиППРО г. Москва.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Методическое сопровождение введения ФГОС основного общего образования Федеральный государственный образовательный стандарт.
Транксрипт:

Творческая лаборатория заместителя директора по УВР МБОУ «ООШ 38» Драничниковой И.В. Внутришкольный контроль как инструмент управления качеством образования с учетом требований ФГОС

Цель работы творческой лаборатории : обсуждение изменений существующей системы ВШК качества образования с учетом требований ФГОС

Задачи работы творческой лаборатории : 1. Обозначить новые направления системы ВШК качества образования с учетом требований ФГОС. 2. Рассмотреть особенности структуры системы ВШК качества образования с учетом требований ФГОС. 3. Организовать профессиональный диалог по совершенствованию системы на основе принципа критериального оценивания.

План работы творческой лаборатории : 1. Теоретические аспекты организации ВШК качества образования с учетом требований ФГОС с опорой на имеющийся практический опыт. 2. Практическое занятие: а)посещение уроков «Измеряем качество»; б) профессиональный диалог с целью развития компетентности руководителя (заместителя директора по УВР) в части анализа посещенного учебного занятия (урока). 3. Рефлексия «Билет на выход». 4. Подведение итогов работы творческой лаборатории

Внутришкольный контроль………….чего? Вчера: ВШК уроков, ВШК обученности, ВШК методической работы. Сегодня: ВШК качества образования.

« Качество» Понятие «Качество» «существенный признак, свойство, отличающее один предмет или одно лицо от другого» (энциклопедический словарь)

Качество складывается из: требований государства к необходимым на данный момент результатам, обеспечивающим стабильное развитие экономики страны: - ориентации на потребителя ( учащиеся и их родители (законные представители); - обеспечения равенства в доступе к образованию учащихся с разными возможностями; - совершенствования образовательных услуг, образовательных программ и образовательных результатов; - подготовки и повышения квалификации учителей в соответствии со стратегией развития образования; - совершенствования системы управления образованием; - совершенствования системы мониторинга качества образования и систем оценивания образовательных результатов учащихся; - совершенствования организации образовательного процесса; - педагогической культуры общества

Составляющие качества образования: - качество образовательной программы; - качество потенциала педагогического состава; - качества потенциала учащихся; - качество средств образовательного процесса; - качество образовательных технологий; - качество управления образовательными системами и процессами; - качество мониторинга школьного образования.

Узелок на память Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки учащегося, выражающая степень их соответствия ФГОС и (или) потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. ФЗ от г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» ст.2, п.29

Документы, которые ориентируют руководителя образовательной организации на оценку качества образования 1. Введение ФГОС. 2. Переход на НСОТ. 3. Президентская инициатива «Наша новая школа». 4. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( 273-ФЗ).

Нормативно правовое поле ВШК Федеральная целевая программа развития образования на годы - увеличение количества ОУ, открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности; - расширение возможности объективной оценки качества образования.

Нормативно правовое поле ВШК Государственная программа РФ «Развитие образования» на годы - Надежность и технологичность процедур оценки качества образовательных результатов; - формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций; - создание системы анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях; - создание системы мониторинговых исследований качества образования. ФЗ от г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - Внутренняя система оценки качества образования (ст.28 п ) разрабатывается и реализуется образовательной организацией; - локальные нормативные акты (ст.28 п.3.1.) разрабатываются образовательной организацией.

Нормативно правовое поле ВШК ФЗ от г. 273-ФЗ «Об образовании в РФ» - Образовательная организация несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье учащихся, работников образовательной организации (ст.28 п.7)

Нормативно правовое поле ВШК Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 16 июня 2012 г Типичные проблемы и трудности (п.7) - отсутствие в образовательном учреждении системы внутреннего мониторинга качества образования. Узелок на память При оценке ООП анализируется: функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования в ОУ

Нормативно правовое поле ВШК Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» Определяет должностные обязанности работников образования и в рамках ВШК (руководитель, заместитель руководителя (директора), учитель, социальный педагог, педагог – психолог, методист).

Нормативно правовое поле ВШК Письмо департамента общего образования Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 г «О введении федерального государственного образовательного стандарта» В связи с введением ФГОС система внутришкольного контроля должна быть переориентирована на оценку качества образования в соответствии с требованиями ФГОС и быть представлена в ООП образовательной организации в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы»

Нормативно правовое поле ВШК ФГОС общего образования Стандарт должен быть положен в основу деятельности руководителей образовательных учреждений, их заместителей, отвечающих в пределах своей компетенции за качество реализации основной образовательной программы основного общего образования…. (п.7 Общие положения)

Ключевые понятия Текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации учащихся Система внутреннего мониторинга качества образования в образовательной организации Система внутришкольного контроля Внутренняя система оценки качества образования

Узелок на память С позиции идеологии ФГОС система ВШК рассматривается не в рамках «модели контроля», а в рамках «модели обеспечения качества образования» Конаржевский Ю.А.

Цель управленческой деятельности Получить информацию о реальном состоянии дел в образовательной ОУ, определить проблемы для принятия конструктивных решений по оптимизации управления, оказать методическую и практическую помощь субъектам образовательного процесса; Выявить соответствие образовательного процесса и его результатов существующим требованиям ФГОС общего образования; Принять управленческие решения, направленные на повышения эффективности и качества образования.

Проблемы современной системы ВШК : 1. Материалы анализа результатов ВШК не в должной мере отражают причинно-следственные связи между результатами обучения и воспитания. 2. Не всегда определяются пути решения проблем и тенденции обновления образовательного процесса. 3. Реализуемые задачи не связываются с переводом образовательного учреждения на более высокий качественный уровень, ВШК перегружен решением сиюминутных проблем. Результаты контроля, как правило, связаны с констатацией того, что есть сейчас. 4. Администрация школы не пытается выявить причины результатов ВШК. Чаще всего контроль направлен на выявление имеющихся недостатков в работе учителей.

Узелок на память Шаги совершенствования системы ВШК качества образования ОУ 1 шаг: пересмотреть состав и структуру системы ВШК ОУ. 2 шаг: внести изменения в состав и структуру системы ВШК с учетом новых требований как к результатам, так и к процессу их получения. 3 шаг: определить набор критериев по принципу необходимости и достаточности.

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ВШК АЛГОРИТМ ВШК: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ВШК АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ВШК: 1. Анализируется настоящее состояние системы ВШК. 2. Операционально и диагностично прописываются цели ВШК как результаты деятельности всех субъектов, определяющих качество школьного образования. 3. Определяется содержание по целям (объекты контроля и критериальный аппарат оценки качества этих объектов). 4. Для данного содержания выбирается диагностический инструментарий (формы, методы и технологии измерений). 5. Определяются условия реализации каждой процедуры ВШК. 6. Определяется формат получаемых продуктов (справки, обобщения, аналитические документы). 7. Определяются механизмы обратной связи – кому и зачем нужны данные полученных продуктов (управление по результатам ВШК). 8. Проектирование подробного регламента ВШК с определением функций каждого субъекта на основе системно-деятельностного подхода и по принципу "распределенной ответственности".

Объекты контроля в соответствии с требованиями ФГОС ООП НОО и ООП ООО; рабочие программы учебных предметов и курсов внеурочной деятельности; планируемые результаты; уровень учебной мотивации уч-ся; инновационная деятельность; учебно- исследовательская и проектная деятельность учащихся; экскурсионная деятельность; муниципальное задание; портфолио уч-ся и учителя;

Объекты контроля в соответствии с требованиями ФГОС промежуточные и итоговые результаты ООП НОО и ООП ООО и их подпрограмм; технологическая карта урока, занятия; программа воспитательной работы в классе; нормативно – правовая база введения ФГОС; методическая грамотность учителя, работающего в 5-х классах; система ВШК; система внутришкольного мониторинга (стартовая диагностика первоклассников); официальный сайт ОУ;

Объекты контроля в соответствии с требованиями ФГОС выполнение социального заказа; оценочные материалы (комплексные работы, проверочные работы, анкеты); Положение о документообороте и другие локальные акты ОУ……………

Узелок на память В основе оценки качества деятельности субъекта ВШК представлен локальный нормативный акт ОУ, который принимается всем коллективом (а не оценка деятельности одного человека другим)

Направления контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования (в соответствии с ФГОС): Направления внутришкольного контроля, соответствующие направлениям оценки качества образования (в соответствии с ФГОС): требования к качеству результатов: оценка образовательных результатов, достигаемых ОУ; требования к качеству процесса: оценка качества условий образовательной деятельности; требования к системе управления, структуре образовательных программ: оценка качества управленческой деятельности всех субъектов образовательной деятельности по принципу "распределенной ответственности".

Система ВШК КАЧЕСТВО РЕЗУЛЬТАТОВ Здоровье учащихся Личностные образовательные результаты Метапредметные образовательные результаты Предметные образовательные результаты КАЧЕСТВО ПРОЦЕССОВ Качество обучающей предметной деятельности Качество реализации системы воспитательной работы Качество научно- методической работы КАЧЕСТВО СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Качество образовательной программы ОУ Качество управления образовательным процессом Качество управления реализацией требований государственных документов Качество соблюдения Положения о документообороте ОУ Качество управления материально- технической базой образовательного процесса Качество управления профессиональным ростом педагогов ОУ Компетентность субъектов управления

Узелок на память В основе системы ВШК лежит содержательно – критериальный подход к оценке результатов освоения учащимися ООП, деятельности педагогов, ОУ Задача руководителя учить педагогов использовать принцип критериального оценивания как по отношению к собственной деятельности, так и по отношению к оценке деятельности ученика

Схема принципа критериального оценивания

ВШК качества процессов определяется уровень созданных условий реализации основной образовательной программы, в т. ч. кадровых, психолого-педагогических, информационно-методических, материально- технических и иных условий. В ФГОС цели этого раздела ВШК определены как «…обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения» (п ).

Разделы ВШК качества процесса Критерий «Качество обучающей предметной деятельности» Показатели: качество деятельности по реализации требований по сохранению здоровья учащихся в учебном процессе; качество планирования и организации уроков по предмету; качество деятельности по развитию метапредметных умений (УУД); качество деятельности по обучению и развитию учащихся на основе использования ИКТ; качество деятельности по проектированию и реализации индивидуальных учебных программ для отдельных учащихся; качество деятельности по организации и проведению предметных событий в ОУ; качество деятельности по организации и проведению внешкольной предметной деятельности учащихся: экскурсий, экспедиций и др.; качество реализации деятельности по обучению учащихся с ОВЗ; качество деятельности учителей по развитию и обустройству предметного кабинета и образовательного пространства ОУ; качество деятельности педагогического коллектива по реализации внеурочной деятельности как ресурса реализации требований к «портрету выпускника».

Разделы ВШК качества процесса Примерные темы ВШК : планирование, организация и проведение уроков по …….(учебному предмету) с учетом задач, ориентированных на достижение УУД; проектирование учебной ситуации по формированию УУД (метапредметных) на уроке математики; проектирование учебной ситуации по формированию УУД (личностных) на уроке литературного чтения; использование форм, приемов, средств по развитию метапредметных УУД; реализация учителем системно-деятельностного подхода на уроках и (или) во внеурочной деятельности; оптимальность использования парной и групповой форм работы на уроке; взаимодействие учителя и педагога – психолога по организации самостоятельной учебной деятельности уч-ся на уроке; эффективность оценочной деятельности учителя по выявлению динамики индивидуальных достижений уч-ся (предметные и метапредметные результаты); эффективность применения учителем образовательных технологий при организации работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию.

Разделы ВШК качества процесса Примерные темы ВШК : структурированность и направленность внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; динамика результативности реализации рабочих программ внеурочной деятельности ( в рабочей программе прописаны планируемые результаты. А как они выполняются? ); использование учителем образовательных технологий: ИКТ, технология продуктивного чтения, проектная и др. ( какие прописаны в рабочей программе по учебному предмету, курсу); организация партнерства «учитель – родитель – уч-ся»; формы, приемы, технологии, подходы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни уч-ся/класса ( уровень достижения одной из позиций «портрета выпускника» ); духовно – нравственное развитие учащихся в единстве урочной, внеурочной и школьной деятельности.

Разделы ВШК качества процесса Критерий «Качество воспитательной работы» Показатели: содержание и структура системы воспитательной работы, отражающие и/или акцентирующие требования к содержанию и структуре программы воспитательной работы (духовно- нравственное развитие и воспитание учащихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни); качество реализации программы воспитательной работы; качество работы с родителями (законными представителями).

Разделы ВШК качества процесса Критерий «Качество научно- методической системы ОУ» Показатели: динамика роста уровня профессиональной компетентности учителя; психологическое состояние членов педколлектива, их отношение к работе; качество методической деятельности МО, творческих и проблемных групп; качество реализации программы инновационной деятельности (инновационного проекта); качество работы библиотеки, медиатеки, ресурсных центров ОУ; качество деятельности социально-психологической службы.

ВШК качества результатов Здоровье учащихся ЛичностныеМетапредметные Предметные

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Группа результатов Критерии Формат Методы, технологии Субъекты реализации ВШК Здоровье учащихся Уровень здоровья учащихся Обследование Диспансеризация Медицинская служба, кл. руководители Личностные результаты Уровень социализированности ( толерантность, коммуникабельность, гражданственность) Мониторинг Включенное наблюдение. Анкетирование. Заместитель директора по ВР, кл. руководители Уровень воспитанности (знание и соблюдение правил поведения, этикета, отношение к старшим) Мониторинг Включенное наблюдение. Анкетирование. Заместитель директора по ВР, кл. руководители Уровень учебно- познавательной мотивации (базовый, познавательный, социальный, социально- духовный) Мониторинг Включенное наблюдение. Анкетирование. Педагог - психолог, учитель Уровень сформированности ценностей ЗОЖ Микроисследование Включенное наблюдение. Анкетирование. Рисунок-тест. Педагог - психолог, кл. руководители., учитель биологии

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Группа результатов Критерии ФорматМетоды, технологии Субъекты реализации ВШК Метапредмет ные результаты Уровень сформированности и реализации регулятивных УУД Мониторинг Специальные контрольно- измерительные срезы по разработанным КИМам, включенное наблюдение. Заместитель директора по УВР, рук. МО, учителя Уровень реализации познавательных УУД (мыслительные, логические умения) Мониторинг Уровень реализации коммуникативных УУД (монологическая речь, диалог, активное слушание, работа в группе) Мониторинг Специальные контрольно- измерительные срезы по разработанным КИМам, включенное наблюдение. Уровень развития ИКТ – компетентности (смысловое чтение, преобразование информации, владение ПК, навыки грамотного использования Интернета) Мониторинг Специальные контрольно- измерительные срезы, включенное наблюдение.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Критерий ПоказательФормат Методы, технологии Субъекты реализации ВШК Предметные результаты Качество и динамика обученности Мониторинг Отметки за четверть, год Заместитель директора по УВР, руководитель МО, учителя Подтверждени е обученности по результатам внешней экспертизы В соответствии с режимом внешнего мониторинга Анализ результатов внешней экспертизы Результаты ГИА в форме ОГЭ для 9-х классов По графику Анализ результатов ГИА Результаты ГИА в форме ЕГЭ По графику Анализ результатов ГИА в форме ЕГЭ Уровень обучаемости Мониторинг Специальные КИМы (сентябрь, апрель)

Минимальный объем показателей качества управления: оптимальность состава и структуры системы ВШК качества образования; качество управления реализацией требований государственных документов (Сан ПиН, ФГОС и т. д.); качество выполнения Положения о документообороте образовательного процесса (полнота, своевременность и правильность ведения школьной документации всеми участниками образовательного процесса); качество управления материально-технической базой образовательного процесса (достаточность и качество оснащения образовательной среды ОУ); качество управления профессиональным ростом педагогов ОУ (наличие и реализация в системе ВШК необходимой совокупности показателей качества профессиональной деятельности учителя для установления размера стимулирующей части зарплаты); компетентность субъектов управления (уровень управленческой компетентности администраторов ОУ, специалистов, возглавляющих структурные подразделения).

ВШК КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ (реализация требований к структуре основной образовательной программы общего образования) Критерий Качество образовательной программы ОУ Показатель Структура программы, содержание и механизмы ее реализации Формат Мониторинг Методы, технологии Периодическое сопоставление сетевого графика и/или "дорожной карты" с реальным ходом выполнения образовательной программы с целью коррекции Субъекты реализации ВШКДиректор, председатель Управляющего Совета, заместитель директора по УВР, члены НМС

ВШК КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ (реализация требований к структуре основной образовательной программы общего образования) Критерий Качество управления образовательным процессом Показатель Состав и структура системы ВШК Методы, технологии Критериальная система оценивания состава и структуры системы ВШК Формат Микроисследования Субъекты реализации ВШКЗаместитель директора по УВР, члены НМС

Информационные источники 1. Бахмутский А.Е., Кондракова И.Э., Писарева С.А. Оценка деятельности современной школы: Учебное пособие. М.: АПК и ППРО, с. 2. Галеева Н.Л. Управление качеством деятельности учителя на основе мониторинга его профессиональных компетенций // Управление образованием – С Галеева Н.Л. Результаты ГЭП как ресурс решения новых проблем (реализация принципа опережающего управления)// Эксперимент и инновации в школе, Галеева Н.Л. Оценка качества профессиональной деятельности учителя. Рекомендации по разработке системы показателей // Управление школой. 2009, 2. С Галеева Н.Л. Реализация принципов критериального оценивания в экспертизе процесса и результатов опытно-экспериментальной работы в школе. Повышение профессиональной компетентности работников образования: актуальные проблемы и перспективные решения/ Сборник статей Вторых педагогических чтений научной школы управления образованием (25 января 2010 г.). – М., – С Галеева Н.Л. Управление ростом и реализацией профессиональных компетенций учителя в системе внутришкольной методической и экспериментальной деятельности (ресурсный и методический аспект) Коллективная монография М.: АПКиППРО, – 132 с. 7. Галеева Н.Л. Ресурсы учебного успеха ученика//Справочник заместителя директора школы, – С Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директорам школы о системах и системном подходе: Учебное пособие. Челябинск: ЧГПИ, с. 9.Мигаль, В.И. Управление современной школой. Выпуск I. Внутришкольный контроль и сетевое планирование: Практическое пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК / В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль. – Ростов-н-Д: Издательство "Учитель", – 64 с. 10. Сборник методических материалов по оценке качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении/ отв. ред. Л.Е. Курнешова. М.: Московский центр качества образования, с. 11. Харисов Т. Интегральная технология: модель единой системы внутришкольного контроля, аттестации и повышения квалификации. // Директор школы С Хомерики О.Г. Внутришкольный контроль: каким он должен быть. //Педагогика, С Шамова Т.И, Галеева Н.Л. Университет и школа в сотрудничестве: от идеи до внедрения. Педагогическое образование и наука, 11, С.4

Благодарю за внимание! за внимание!