Технология изучения и обобщения передового и инновационного педагогического опыта Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Advertisements

МОУ « Информационно - методический центр » Ноябрь 2009.
Конкурс «Учитель года-2012» Презентация инновационного педагогического опыта Установочный семинар.
Презентация педагогического опыта. Информационная часть Тема опыта Становление ПО Теоретическое обоснование опыта.
Технология обобщения и описания педагогического опыта.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
Цель: проанализировать возможности введения инновационных форм организации учебного процесса для оптимизации учебного процесса, а также повышения его эффективности.
Подготовила: Габидулина И.Р. Методист МКУ «Ресурсный центр г.Бодайбо и района», октябрь 2012 г Школа методистов.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
О ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ Материал подготовила: Санина Т.Б., зав.библиотекой Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная.
Важнейшие источники развития системы образования Достижения современной педагогической, психологической и управленческой науки; Синтез научных знаний,
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Описание педагогического опыта. Структура описания: 1.Информационный блок. 2.Описание технологии опыта. 3.Заключение.
ОБОБЩЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГ О ОПЫТА Татаринова Л. П., заместитель директора по НМР Методические рекомендации учителям.
Составитель: Лозбичева Е.А. руководитель МО учителей информатики Гусь-Хрустального района Самое полезное в жизни - это собственный опыт. Никогда не бойся.
Роль методического объединения классных руководителей в современной школе Из выступления Савеловой на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года.
Транксрипт:

Технология изучения и обобщения передового и инновационного педагогического опыта Кафедра педагогики и андрагогики ГОУ ДПО НИРО

Педагогический опыт – это новообразование, которое появляется у педагога в результате рефлексии затруднений в профессиональной деятельности

Типы педагогического опыта Личный педагогический опыт Педагог Ступени профессионального роста Массовый педагогический опыт Педагог-мастер Передовой совершенствующий педагогический опыт Педагог - исследователь Передовой преобразовательный педагогический опыт Педагог - новатор Типыпедагогического опыта Типы педагогического опыта

Личный педагогический опыт Состоит из азов профессионального мастерства, т.е. включает в себя те элементы педагогической профессии: организация учебно- воспитательного процесса, разработка календарно- тематического планирования, проверка знаний и умений учащихся и т.д., без которых немыслим учительский труд

Массовый педагогический опыт Педагогический опыт, который создается в рамках общепринятых норм и рекомендаций, характеризуется устойчиво высокой эффективностью и положительной результативностью педагогического труда. Этот вид опыта характеризует нашу профессиональновую школу, является своего рода «визитной карточкой» отечественной педагогики на определенном этапе ее исторического развития. Изучение массового опыта совершенно необходимо, чтобы понять, в каком состоянии находится практика, какие затруднения испытывают педагоги, что дает хорошие результаты, а что тормозит ее развитие.

Передовой педагогический опыт Превосходит массовый опыт по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов Реализует прогрессивные тенденции развития воспитания и социальной помощи, опирается на научные достижения, создает нечто новое в содержании, средствах, способах образовательного процесса, в силу чего позволяет достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов Является итогом личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя Признается одним из самых доступных практике источников новых идей, подходов и технологий

Совершенствующий передовой педагогический опыт Касается, как правило, какого-либо элемента или нескольких элементов педагогической системы. При этом сохраняются в неприкосновенности цели и результат. Таким образом, достигается оптимизация существующей системы, более эффективное использование образовательных ресурсов для получения востребованного в обществе результата. Обладает либо частным уровнем новизны (обновление одного из элементов педагогической системы в порядке текущей модернизации.), либо условной новизной (необычное сочетание ранее известных элементов), либо новизной местного уровня (использование в конкретных условиях новшества, уже применявшегося на других объектах). Построен на серьезном усовершенствовании, развитии существующих форм и подходов, полезен многим педагогам и относительно легко распространяется.

Преобразующий педагогический (новаторский) опыт Затрагивает саму суть педагогической системы – ее цели, отрицает сложившиеся стереотипы, вступает в конфликт с действующими нормами. Является высшей степенью проявления передового опыта, характеризуется системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса. Связан с разработкой и реализацией новых педагогических систем обучения и воспитания или, во всяком случае, систем, содержащих существенные элементы новизны.

Противоречия системы образования – источник инновационного педагогического опыта Противоречие между конкретно-историческим идеалом формирования личности и сложившимися организационно- педагогическими условиями в системе образования – методологический (преобразующий) опыт Противоречие между определенными компонентами социального заказа на образование (задачи формирования здорового образа жизни, демократизации, информатизации образования и т.п.) и существующими способами решения соответствующих задач в практике образования – дидактический (совершенствующий) опыт Между новыми требованиями к результатам освоения программ общего среднего образования и существующими предметными методиками и УМК – позитивный (массовый) опыт

Противоречия системы образования Противоречие между формирующейся направленностью педагогической системы школы на становление и развитие учащихся в образовательном процессе как субъектов собственной деятельности, способных к свободному и ответственному жизненному самоопределению, и несовершенной системой проектирования пространства многообразных деятельностей Противоречие между требованием сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и недостаточной разработанностью условий подготовки здорового, образованного и разносторонне развитого поколения в общеобразовательной школ Противоречие между необходимостью формирования у младших школьников навыков поисково-исследовательской деятельности как базы для эффективного освоения содержания образования подростковой школы и недостаточной разработанностью механизмов и условий реализации исследовательских моделей обучения на младшей ступени школьного образования

Критерии выявления передового педагогического опыта (В.И. Загвязинский и Р. Атаханов) Актуальность и перспективность, соответствие требованиям жизни, тенденциям общественного развития и научно- технического прогресса. Новизна в постановке целей, отборе содержания, выборе средств и форм организации педагогического процесса: от внесения новых положений в науку до более эффективных способов применения на практике уже известных положений и модернизации отдельных сторон педагогического процесса. Соответствие основополагающим положениям современных социальных наук. Устойчивость, стабильность положительных результатов: существенные сдвиги в характере социализации, уровне воспитанности, в общем развитии школьников, снижении правонарушений, сплочении коллективов, повышении престижности образовательных учреждений и т. д.; подтверждение его эффективности при некотором изменении условий, достижение положительных результатов на протяжении достаточно длитель­ного времени, с разным составом воспитанников.

Критерии выявления передового педагогического опыта (В.И. Загвязинский и Р. Атаханов) Возможность творческого применения опыта в сходных условиях, его переносимость на другие объекты, наличие в опыте идей, средств, технологий, которые можно условно «отделять» от их создателей, и которые могут быть воспроизведены другими. Оптимальное расходование сил, средств и времени педагогов и воспитанников для достижения положительных результатов. Оптимальность опыта в целостном социально- педагогическом процессе: возможность вписать конкретный опыт в существующую систему работы, не жертвуя при этом решением ни одной из других воспитательных и образовательных задач, а обеспечивая их более эффективное решение.

Этапы работы с педагогическим опытом Выявление Изучение Обобщение Трансляция Затруднения при организации работы с опытом 1. Педагогический опыт ассоциируется в сознании педагогов только со стажем педагогической деятельности 2. Понимание педагогического опыта только как успешной педагогической деятельности 3. Отношение к педагогическому опыту только как к совокупности педагогических знаний и умений. 4. Педагогический опыт рассматривается только как некий текст Затруднения, связанные с выявлением педагогического опыта 1. Недостаток теоретического видения педагогической действительности, целостного видения педагогической ситуации. 2. У педагога отсутствует проект организации образовательного процесса 3. Педагог не владеет рефлексией как методом выявления опыта, но, обладая высоким уровнем креативности, разрешает педагогические ситуации интуитивно

Затруднения, связанные с изучением и обобщением педагогического опыта 1. Педагог не чувствителен к затруднениям в деятельности, следовательно, не видит, где необходимы кардинальные изменения, ища причины своих затруднений в других сферах, чаще всего в деятельности или личностных особенностях учащихся. 2. Педагог не владеет теоретическими средствами (критериями), позволяющими ему исследовать свою деятельность как педагогический опыт. Затруднения, связанные с описанием собственного педагогического опыта Педагог: - не владеет научно-педагогическим языком; - затрудняется в выборе стиля изложения (методических рекомендаций, публицистического, повествовательного и т.д.); - не знает структуры изложения опыта; - затрудняется в выборе точного названия опыта и т.д. Самое типичное затруднение, выделяемое педагогами на стадии описания опыта, связано с нехваткой времени.

Тип педагогического опыта Ступени профессионального роста Зона профессионального развития Характеристика уровня профессиональной компетентности Личный педагогический опыт – основа массового Педагог Выявление противоречий, проблем, затруднений педагогической деятельности Обладает основами профессии; положительной результативностью и эффективностью своего труда; характерна преимущественная ориентация на освоение учащимися требований учебной программы, а не на их развитие Массовый педагогический опыт – определяет лицо отечественной педагогической школы на определенном историческом этапе Педагог-мастер Выход в рефлексивновую (над деятельность новую) позицию с целью анализа выявленной проблемы, затруднения и построения проекта организации учебного процесса Владеет высшими образцами известных в педагогической науке технологий, методик, приемов; повседневно решает нестандартные педагогические задачи; характерна устойчиво высокая эффективность и оптимальность педагогического труда.

Тип педагогического опыта Ступени профессионального роста Зона профессионального развития Характеристика уровня профессиональной компетентности Передовой совершенствующий педагогический опыт – разрешает противоречия, связанные с отдельными компонентами педагогической системы Педагог- исследователь Обобщение результатов собственного педагогического опыта, оформление полученного нового знания о способе деятельности в проблемной ситуации в виде квалификационного текста Осуществляет педагогический поиск; характерно творчество; эффективность в поисках нового, присущи ориентация на развитие учащихся как главный результат труд; индивидуальный стиль педагогической деятельности Передовой преобразовательный педагогический опыт – ориентируется на саму суть педагогической системы – ее цели, отрицает сложившиеся стереотипы Педагог – новатор Оформление новой нормы педагогической деятельности в виде нормативного текста (программы), трансляция результатов собственного педагогического опыта Стремится и умеет изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей, а также методик или приемов, используемых другими педагогами; постоянно стремится к саморазвитию; педагогический поиск ведет от ученика и для ученика; владеет всем необходимым багажом современной науки; обладает ярко выраженной индивидуальностью

Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта 1 этап. Организационный Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки. 2 этап. Теоретическая и практическая подготовка Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта. 3 этап. Накопление фактического материала Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.

4 этап. Обработка фактического материала На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту). 5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений. Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы. 6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта. Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций и т.п.

Изучение передового педагогического опыта анализ противоречий, которые вызвали появление опыта; выявление причин; выявление идеи опыта; анализ технологического обеспечения педагогической идеи; анализ условий, обеспечивающих наибольшую эффективность данного опыта

1. Каковы цели педагога? На развитие, каких личностных качеств, способностей обучаемых сориентирована педагогическая деятельность? 2. Какие типы деятельности осваиваются учениками (исследовательская, проектная, творческая, эвристическая и т.д.)? 3. Формирование, каких общеучебных и предметных умений обеспечивает предлагаемая в опыте технология? 4. Каковы особенности организации образовательного процесса? 5. Каковы особенности педагогической деятельности (методы, приемы, техники, их взаимообусловленность и целесообразность)? 6. Каковы особенности деятельности учащихся (как обеспечивается мотивация, как происходит процесс учения, каков объем самостоятельной работы, как организуется рефлексия и т.д.)? 7. Каковы критерии и способы оценивания промежуточных и конечных результатов? 8. Какими дидактическими материалами и учебной литературой обеспечен процесс? 9. Каков адресат данного опыта?

Планирование изучения передового педагогического опыта 1. Адрес изучаемого опыта. 2. Название темы. 3. Определение проблемы, по которой будет проводиться изучение передового опыта работы. 4. Обоснование потребности, обусловившей необходимость поиска именно этого опыта работы, его обобщения. 5. Изучение литературы, документов, графических материалов, статистических данных; состояния практики по проблеме. 6. Цель обобщения опыта, основные направления изучаемой проблемы, возможные пути ее решения. 7. Объект (субъект) изучения (чей опыт планируется изучать, кто будет изучать). 8. График посещения занятий (мероприятий), с указанием четко сформулированных целей каждого посещения. При посещении следует обращать внимание: на актуальность и конкретность решаемых учебно- воспитательных задач, определенных носителем передового педагогического опыта; на степень активности и самостоятельности деятельности учащихся в решении поставленных задач; на определение уровня профессиональной подготовки, стиля работы, творческого потенциала педагога; на результативность занятия (системы занятий).

9. Накопление фактов, способы изучения передового педагогического опыта: отношение администрации к значению изучаемого передового педагогического опыта в комплексе задач, которые решает педагогический коллектив учебного заведения; наличие материалов по данному опыту работы, где они были представлены; где обсуждался и был одобрен к изучению и внедрению рассматриваемый опыт работы, результаты; изучение (использование) передового педагогического опыта в учебном заведении; основные направления, методы и приемы, используемые носителем передового педагогического опыта для достижения эффективности работы по проблеме, выводы, определение перспективы в дальнейшей работе; изучение методических материалов, подготовленных носителем передового педагогического опыта, анализ их содержания, установление связи конкретной проблемы с реализацией общих учебно-воспитательных задач учебного заведения; оказание помощи в систематизации накопленных методических материалов, подготовке описания опыта.

10. Подготовка научно-методического анализа изучаемого передового педагогического опыта. Необходимо отметить: актуальность проблемы и ее значение в совершенствовании учебно-воспитательного процесса; элементы (сущность) новизны опыта; результативность работы; 11. Обработка и обобщение собранных сведений, оформление заключительного документа: справки, выводов, рекомендаций.

Структура целостного описания опыта работы 1. Информация об опыте. Тема опыта. Должна отражать главное направление и содержание работы Сведения об авторе опыта. (Ф.И.О., преподаваемые предметы, место работы). Условие возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе). Актуальность опыта (какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в опыте.) Ведущая педагогическая идея опыта – центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм её применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта. Длительность работы над опытом (с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием и действительным до Диапазон опыта (отдельная педагогическая ситуация, урок, система уроков, система внеклассной работы, с единой системой «урок – внеклассная работа», лекционно-семинарской системой, с системой внешкольной работы, с организацией воспитательной системы, и т. п.) Теоретическая база опыта. Здесь необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта.

2. Технология опыта Постановка целей и задач данной педагогической деятельности Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям практики, т.е. педагогическим затруднениям учителей, руководителей образовательных учреждений. Организация учебно-воспитательного процесса. Способ включения учащихся в учебновую деятельность. Соответствие организации поставленным целям и задачам. Содержание образования. Обоснование причин изменений в содержании образования. Описание приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса, введение деятельностного компонента содержания образования, введение гуманитарных аспектов содержания естественнонаучных предметов и т. п.). Соответствие содержания поставленным целям и задачам. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения. Преобладающие виды деятельности Описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя. Приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.

3. Результативность опыта. Для оценки результативности актуального опыта необходимо определить на основе известных в теории и практике методик: уровень воспитанности учащихся уровень обученности учащихся развитие личности учащихся Результативность опыта необходимо прослеживать в течение определенных промежутков времени. При оценке результативности важно учитывать: мнение тех, кто уже использует данный опыт; какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения; за счет чего достигается в опыте высокий результат; насколько стабильны эти результаты; степень оптимальности получаемых результатов.