Учебно-методическое обеспечение современного образования подростков Тьюторская конференция Томск, 8 октября 2009 года В.А. Львовский, кандидат психологических.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
13-я Конференция МАРО Инновационный учебно-методический комплекс по физике в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова 15 декабря 2007 г. Кандидат психологических.
Advertisements

ИУМК «Новая биология» (6-9) Авторский коллектив: руководитель Е.В.Чудинова, Е.Н.Букварева, В.Е.Зайцева, Е.А.Ковальчук, О.А.Красных Разрабатывается в содружестве.
Основная образовательная програма полисистемной школы Ресурсы образовательных систем и подходов для качественной реализации ФГОС Надежда Владимировна Муха,
Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде.
Проектирование инновационного учебно- методического комплекса на базе платформы «1С:Образование», нацеленного на становление компетенций В.А. Львовский.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
«Требования к урокам по ФГОС» концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов, принципами современной дидактики, позицией системно.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДРОФА» А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ классы.
Фундаментальное «ядро» содержания образования Фундаментальное «ядро» содержания образования Инструментальное сопровождение содержания образования Инструментальное.
Быстрое, массовое, необратимое присвоение новых профессиональных норм педагогами и руководителями. 1 Рыхлова Н. Н., СарИПКиПРО.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные требования ФГОС к УМК по математике Шмидт Марина Ивановна, учитель математики МБОУ «Лицей 3»
1 Требования к содержанию электронных образовательных ресурсов СОИРОСОИРО.
Особенности изучения географии в условиях апробации УМК «Сферы» Из опыта работы учителя географии МОУ СОШ п.Комсомольский Котельничского района Плехова.
Проектная задача – система или набор заданий, целенаправленно стимулирующая детские действия на получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка.
Необходимость реформирования условий и методов использования информационных технологий в обучении Множество разобщенных электронных учебных программ по.
Развитие химического мышления школьников в модельной среде Е. В. Высоцкая, канд.псих.наук, вед. науч. сотр. ПИ РАО С. Б. Хребтова, канд.хим.наук, доц.
«Наглядность - один из основных педагогических принципов, согласно которому учебный материал лучше воспринимается учащимися на конкретных примерах». Я.Каменский.
Презентация учебника по геометрии для классов ( автор ы И.М.Смирнова, В.А.Смирнов )
Транксрипт:

Учебно-методическое обеспечение современного образования подростков Тьюторская конференция Томск, 8 октября 2009 года В.А. Львовский, кандидат психологических наук

Учебник и учебный процесс За последнее столетие классический учебник изменился очень мало; технологии не трогали содержание и формы предъявления Были попытки идти от изменения содержания, но в конечном счете побеждала старая форма учебника и содержание становилось более традиционным Достаточно ли инноваций на уровне образовательного учреждения (работа с библиотеками учебных материалов) или авторские коллективы должны строить принципиально новые комплекты?

Нужны ли бумажные ресурсы или достаточно цифровых? Этот вопрос формален (можно распечатать цифровые ресурсы) и можно было бы его опустить, если бы не одно но… За ним скрывается вопрос о степени самостоятельности учителя и ученика (нужен ли путеводитель, карта, инструкция и какова требуемая степень подробности?) За этим вопросом тянется вопрос о профессиональных позициях и о содержании обучения (нужно ли брать понятийный уровень?) Можно ли его решать одинаково для всех учебных дисциплин?

Тенденции

Создание сетевых сообществ, открытое образовательное пространство, индивидуальные образовательные маршруты Индивидуальные и групповые проекты, усиление самостоятельности Большая коллекция цифровых ресурсов, обмены материалами Информационные инструменты для конструирования уроков, создание собственных продуктов

Учитель, тьютор, … Проблема профессиональной позиции: независимость результатов проектирования школы и ее программы от профессионализма проектировщиков Проблема содержания образования: что можно и чего категорически нельзя передавать от учителя к тьютору (ученику и его сопровождателям) АИ: Следует ли учителю превращаться в тьютора или тьютору превращаться в учителя? БД: Обучение: чужое (навязывание) и свое (порождение) БД: Что преодолено (это умеют РОшники)? Что открылось? Новое поколение стандарта, фундаментальное ядро, конфликт «технологического» (компетентностного) подхода и фундаментального образования

Эволюция учебных средств Рабочая тетрадь Сб. задач и упраж. Справочник Учебное пособие

Организация самостоятельной работы учащихся Учащиеся, пользуясь разнообразными ресурсами, создают собственные «продукты»: конспекты уроков («летопись»), фрагменты учебного пособия, справочника, задачника и т.п. Самостоятельно – не значит индивидуально, напротив, необходимо помогать учащимся объединяться в разные сообщества: в группы внутри класса, в разновозрастные группы внутри школы, в межшкольные группы внутри сети экспериментальных площадок. Эволюция детских «продуктов» может выглядеть следующим образом. При введении схемы опыта целесообразно составлять «летописи», поручая учащимся оформлять конспекты уроков. Здесь важно не потерять опыты, которые демонстрируют учащиеся, оформить их все и разместить на сайте. Как оформляются конспекты уроков можно подсмотреть у биологов, которые делают это уже давно и аккуратно, размещают свои материалы на сайте школы 91 РАО: Переход к физическим закономерностям переводит нас в другую продуктивность. Теперь очень полезно создавать «энциклопедию», в которую заносятся «открытые» нами математические средства (правила работы с ними), а также те физические законы, правила, способы, с которыми мы познакомились. Систематизация (т.е. распределение по разделам физики) здесь совершенно не нужна, достаточно присвоить имя (правило рычага, закон Гука и т.п.). Избранные главы, в которых появляются элементы систематического курса физики, должны стать основной для создания фрагментов учебного пособия. С примером того, как выглядит учебное пособие можно познакомиться на Диске (см. Диск/ Материалы для распечатки/ Учебное пособие по физике для 7 класса). Учебное пособие в чем-то похоже на «летопись», которая, прежде чем попасть в учебное пособие получает дополнительную рефлексивную переработку: исключаются лишние элементы дискуссии, выделяются генеральные линии дискуссии, подробнее разворачиваются важные диалоги. Разделы «Упражнения» и «Качественные задачи» помогут составить собственный сборник вопросов и задач и/или решебник, а работу с разделом «Тренинги» можно положить в основу создания фрагментов справочного руководства. Очень важно также расширить раздел «Справочные материалы» как за счет таблиц, так и за счет «шпаргалок» по разным изученным вопросам.

1.Деятельностная пропедевтика с жестким учительским контролем// создание разнообразных ученических продуктов 2.Базовый курс, построенный на принципах нелинейности и противоречивости// жесткая фиксация достижений в схемах, текстах, таблицах, шпаргалках 3.Продвинутый курс, основанный на инициативном выборе траектории и высоким уровнем самостоятельности на пересечениях// комментирование готовых источников Границы самостоятельности и инициативы

Продолжает линию младшего возраста на выделение в текучести природного мира устойчивых форм, структур и их закономерных трансформаций Не закладывает систему, не исходит из аксиом, а обращается к опыту ученика, в т.ч. полученному в предшествующем обучении, структурирует и преобразует его Но: система должна просвечивать через эпизод, «интуиция системы», порождение и фиксация опережающих обучение «умных вопросов», на которые нет ответов в эпизодическом курсе Установка на поиск экспериментальных опровержений; прагматическая мотивация прогнозирования и управления «Эпизодический» курс: описание и управление

Материалом связан с предшествующим ему эпизодическим курсом, но противостоит ему по способу происхождения знания (преодолевает описание через априорные модельные конструкции) Построение теорий через квазиисторическую реконструкцию процесса развития научных понятий Через монистический и детерминированный мир начинает просвечивать дуализм и стохастичность «научного» курса Установка на теоретическое опровержение; учебно-познавательная мотивация построения теории и поиск границ применимости «Систематический» курс: объяснение

Построение картин «возможных миров» из интенции базового курса превращается в непосредственную задачу Работа с дуалистическими концепциями в двух направлениях: культурно- историческая реконструкция и пробное пространство приложений Установка на «микроскопно-телескопное» рассмотрение «Научный» курс: развитие

Концептуальный модуль («Физика порядка и хаоса») Модуль может расшириться до «большой» физики (космология, физика микромира, термодинамика) Модуль прорастает в другие предметы образовательной области (биология, химия, география, математика) «Универсальное» средство управления, прогнозирования, конструирования, осмысленность, надпредметность (философия (логика), экономика, социология) Как нам обустроить предмет?

Физика порядка и хаоса Физика медленная и быстрая Физика непрерывная и дискретная Образовательные модули Ключевые понятия Вероятность и неопределенность Обратимость и направление процессов Равновесность и флуктуации

Вхождение в подростковую школу: пропедевтика разных образовательных линий (зарождение учебных предметов из межпредметного бульона; главные предметы общие «природоведение» и «введение в…» Подростковая школа: фундаментальное образование с провокациями разных координаций; главные предметы меняются (физика и история, литературная публицистика, театр) Юношеское образование: межпредметные модули, тренажеры, среды; главные предметы индивидуализируются Образовательная программа