Особенности работы над изложением с учащимися с трудностями усвоения письменной речи (из опыта работы) МБОУ СОШ 48 г.о. Самара учитель-логопед Ненашева.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Развитие творческого потенциала на уроках русского языка Школа должна учить трудному, но так, чтобы освоение этого трудного было творческим, радостной.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
ГОУ Детский сад комбинированного вида 1565 ЗОУО ДО г. Москвы Заведующая Тищенко Татьяна Ростиславовна.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
L/O/G/O Теоретическая интерпретация опыта. «Формирование коммуникативных умений обучающихся через комплексное развитие связной речи в процессе работы над.
ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Вертецкая Любовь Владимировна, учитель – логопед МОУ СОШ 35 г. Якутска.
Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Виды работ по подготовке учащихся 5-9 классов к новой форме итоговой аттестации в 9 классе.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Методы и приемы развития связной речи дошкольников с нарушением речи.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Методика обучения рассказыванию (из личного опыта, творческому). Консультация для педагогов ДОУ подготовила учитель-логопед Воробьева Ольга МАДОУ д/с «Радуга»
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Транксрипт:

Особенности работы над изложением с учащимися с трудностями усвоения письменной речи (из опыта работы) МБОУ СОШ 48 г.о. Самара учитель-логопед Ненашева Елена Евгеньевна Самара, 2014

Изложение – это творческая работа, заключающаяся в устном или кратком письменном пересказе прослушанного и проанализированного текста. Изложение служит для развития навыков правописания и стилистики. Это развитие активного внимания, памяти, восприятия, связной речи, обогащение словаря. Это сознательное применение орфографических навыков и грамматических знаний.

Психологическая структура деятельности письма несколько различается при создании разных форм письменной продукции: списывании, диктанте, изложении, сочинении, письменном сообщении различных жанров (письмо друзьям, дневник, научное или художественное произведение). Письмо как вид деятельности можно представить в виде последовательности операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему (Анохин П.К., 1978 г.)

Творческая работа (изложение) построение образной графе мной модели слова перевод в моторную программу проверочное чтение Замысел внутреннее порождение высказывания в условиях ограничений и стандартов стилистики письменной речи фонематический анализ отбраковка трудных лексем и их замена лексическое членение

ТРЕБОВАНИЯ ПРОГРАММЫ по работе с изложением: Подбор заголовков к каждой части текста и текста в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.

Учащиеся с трудностями усвоения письменной речи усваивают образы, идейное содержание отрывков произведений, их композицию, словарь.

Особенности связного высказывания при ЗПР Речевая инактивность Ограниченность словаря Бедность грамматических конструкций Затруднения при развёрнутом связном высказывании

Виды изложений С творческими дополнениями Выборочное Близкое к тексту Сжатое Инсценирование

От письменного пересказа простых по сюжету рассказиков дети постепенно переходят к сжатым изложениям, к изложениям с изменением лица рассказчика или плана, с творческими и грамматическими заданиями.

Анализ комплексной диагностики готовности к написанию изложений Необходимо иметь наиболее полное представление о психическом развитии ребенка, то есть проанализировать результаты диагностики развития речевых и неречевых процессов, которые проводятся сразу несколькими специалистами (педагогами): учителем начальных классов, учителем-логопедом, педагогом-психологом. Здесь важен комплексный анализ интегрированных предметных диагностических работ, который проводит учитель (стартовая, промежуточная и итоговая диагностика), в результате которых выявляется уровень сформированности регулятивных и познавательных универсальных учебных действий. В свою очередь, учитель-логопед в начале учебного года проводит комплексное обследование развития устной и письменной речи. В частности, исследование сформированности связной речи. Это 6 серия (блок обследования) Фотековой Т.А. (Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. – Москва, АРКТИ, 2000). Здесь предъявляются два задания: составление рассказа по серии сюжетных картинок и пересказ. Задания носят комплексный характер и выявляют дефекты всех сторон речи. Кроме того, пересказ требует достаточного уровня сформированности слухо-речевой памяти, а такие характеристики связной речи, как логичность, умение передать причинно-следственные связи, опираются на мыслительную деятельность.

Анализ комплексной диагностики готовности к написанию изложений Для того, чтобы учесть как смысловую сторону, так и качество лексико-грамматического оформления связного высказывания, выполнение заданий оценивается по трем критериям, предложенным Р.И. Лалаевой: - критерий смысловой целостности (рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности); - критерий лексико-грамматического оформления высказывания (рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств); - критерий самостоятельности выполнения заданий.

Анализ комплексной диагностики готовности к написанию изложений В случае необходимости учитель-логопед использует Методику психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей (Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей». – М, 2004): - пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок; - пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок (4-5 картинок). Например, сказка «Лиса и журавль»; - пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Например, сказки «Три медведя», «Две козы».

Требования к изложению: 1. Темы изложений: должны быть ценными в воспитательном и образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. 2. Тексты: должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами и оборотам речи. 3. Текст должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц (если текст сюжетный). Грамматически удобен. Работа комплексная, выполняется всеми педагогами коррекционно- образовательного процесса (выполняется одновременно и последовательно): диагностика сформированности слухо-речевой памяти (коррекция психологом), развитие мыслительных процессов (учитель, учитель-логопед, психолог).

Памятка к изложению 1. Прочитай текст. Подумай, почему он так озаглавлен. Если заголовка нет, озаглавь текст самостоятельно. 2. Ещё раз прочитай текст. Подумай, на сколько частей можно его разделить. 3. Озаглавь каждую часть и запиши план. Ещё раз запиши текст и выпиши из каждой части трудные для написания слова. 4. Напиши изложение по плану.

Специфика логопедической помощи обучающимся при освоении навыков написания изложений Развитие диалогической речи Развитие монологической контекстной речи Используем беседы, инсценировки сказок, продолжение начатого разговора, рассказ ребёнка на магнитофонную плёнку Развитие фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речи Развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Построение доказательства, рассуждения, обобщения, выводов

Специфика логопедической помощи обучающимся при освоении навыков написания изложений Большое влияние уделяется структурированию текста (последовательность частей), пониманию причинно-следственных, пространственных отношений. Особенность работы – использование адаптированных текстов.

Три медведя В домике жили три медведя. Один медведь был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше. А третий был маленький медвежонок. Звали его Мишутка.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ Развитие устных изложений: пересказ короткого текста с опорой на серию сюжетных картинок; пересказ длинного текста с опорой на серию сюжетных картинок (4-5 картинок); пересказ текста с опорой на сюжетную картинку; пересказ текста без опоры на наглядность.

Н.Г. Андреева «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников». Последовательность работы: Последовательный пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений (полных ответов на вопросы). Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следственной связью с опорой на предметные картинки и вопросы. Последовательный пересказ текстов от первого (третьего лица) по графическим (знаковым) схемам. Пересказ текстов описательного характера с опорой на картинки, вопросы, графические схемы.

Последовательный пересказ текстов описательно- повествовательного характера с использованием опорных предметных картинок, сюжетной картинки. Составление плана пересказа. Последовательный пересказ с опорой на серию картинок и последовательность действий с использованием серии сюжетных картинок, опорных слов-действий. Выборочный пересказ. Составление плана пересказа. Краткий пересказ. Составление плана пересказа.

Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа. Составление плана рассказа Творческий пересказ по обозначенной середине рассказа. Составление плана рассказа Устное сочинение. Составление самостоятельных связных высказываний, рассказов повествовательного характера по демонстрируемым действиям и картинкам. Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам

Устное сочинение. Составление рассказа по вопросам и картинке Устное сочинение. Составление рассказа по опорным словам и картинкам Устное сочинение. Составление рассказа по серии картинок, используя план-вопросы Устное сочинение. Составление сравнительного рассказа описательного характера по предложенным предметам (картинкам) с использованием графических (знаковых) схем, вопросов Устное сочинение «Осень и весна». Составление сравнительного рассказа описательного характера с использованием графических (знаковых) схем Устное сочинение. Составление рассказа по сюжетной картинке, с использованием опорных слов Устное сочинение. Составление рассказа по материалам текущих наблюдений с элементами описания, используя план-вопросы, опорные слова

Т.А. Ладыженская «Речевые уроки» Перескажи кратко Задача сжатого (краткого) пересказа – передать главное из исходного текста. 1 способ – исключение подробностей, 2 способ – обобщение отдельных его элементов.

Т.А. Ладыженская «Речевые уроки» Аннотация Широкие и узкие темы Объявления Газета; фотография в газете Репортаж Письмо Рассуждение (структура: Рассуждать, объяснять. Доказывать, убеждать, делать вывод)

Т.А. Ладыженская «Речевые уроки» Сравни и опиши (структура сравнительного описания: отличие, различие. Не похож, не одинаковые) Присмотрись внимательно (особенности сравнительного описания с задачей обобщения) Где тут Ваня? Где тут Саня? (знакомство со сравнительными характеристиками в художественном тексте) Расскажи о себе (учимся рассказывать о своих предках, рассказываем о себе незнакомым людям, биография, подробно рассказываем о некоторых фактах биографии) Личный дневник

Изложению помогают речевые упражнения: составление предложений, восстановление деформированного текста.

Речевые упражнения на составление предложений: придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов; придумать предложение с определенным количеством слов; распространить предложение, увеличив количество слов; составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение; определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово); выделить предложение из текста с определенным количеством слов; поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения. Игра «Кому что досталось?» (из слов составить предложение).

Работа с деформированным текстом: можно проводить с опорой на наглядность и без нее; составление рассказа из разрозненных предложений.

Основное в работе над изложением – составление плана. Работа над планом (работа с карандашом): 1. Деление текста на части (под руководством учителя- логопеда, затем самостоятельно) – и составление вопросов к ним. Логопед может предложить пункты не в той последовательности, в какой излагается содержание текста. 2. Подбор заголовков к каждой части. Ответы на вопросы плана. 3. Чтение текста по частям и определение по данному плану, не пропущено ли что-либо в нем. 4. Составление нескольких вариантов заголовков к некоторым частям текста. 5. Работа над заглавием текста в целом.

Важна предварительная работа расширение словарного запаса: синонимы антонимы омонимы многозначные слова грамматическое оформление предложения и его распространение: согласование глагола с существительным согласование прилагательного с существительным управление распространение предложений предлоги

А.Н.Корнев Формирование понимания текста Прагматизм – описание событий в их внешней связи и последовательности без раскрытия закономерностей их развития. У детей с дислексией нарушено полноценное понимание прочитанного. Проявляется это в сфере прагматического использования информации, содержащейся в тексте. В процессе работы обязателен контроль понимания прочитанного путем пересказа или подбора сюжетных картинок, соответствующих фрагменту текста или предложению.

М.И. Оморокова, И.А. Рапопорт, И.З. Постоловский (1990) предлагают систему проверки и выработки навыков самоконтроля понимания прочитанного при чтении «про себя». из 4 типов. Проверочные задания 1-го типа. Короткие (одно-, трехфразные) тексты заканчиваются вопросами: «Почему? (или «Зачем?»). Данные для ответа на вопрос в тексте непосредственно не содержатся. Пример: «Собака погналась за кошкой. Кошка взобралась на дерево. Собака остановилась. Почему?» Проверочные задания 2-го типа. В коротком тексте пропущено одно слово, значение которого становится ясным из контекста. Читающему предлагается выбрать пропущенное слово из двух предложенных. Примеры: «Чем я буду есть суп? Дай мне … а) вилку, ложку. «Почисти картошку! Я буду …» а) есть, б) варить.

Проверочные задания 3-го типа. После каждого короткого рассказа дается контрольное предложение, которое либо согласуется со смыслом, либо противоречит ему. Дети должны сделать правильный выбор. Пример: «Была буря. Она повалила дерево. Дерево лежит на земле. Детям его жалко. Ведь они его посадили». Дерево было старым (да или нет?). Дети должны обосновать свой ответ. Проверочные задания 4-го типа. После каждого рассказа (примерно фраз) дается от 3 до 5 контрольных предложений, часть из которых согласуется со смыслом рассказа, а часть нет. Часть из них (А) предназначены для проверки понимания конкретного содержания текста, а другая (Б) – обобщенного. Пример: «Скоро праздник. В доме уборка. Мама моет окна. Я помогаю маме. Папа красит балкон. Я помогаю то папе, то маме. Мы закончили уборку к обеду. Вошла бабушка и сказала: «Какие вы молодцы!» Контрольные предложения: А) 1. Скоро выходной. 2. Мама моет окна. 3. Папа читает газету. Б) 4. Бабушка хвалила нас. 5. Мы работали дружно.

Литература: 1. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. 2. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. 3. Фотекова Т.А. Тестовая мотодика диагностики устной речи младших школьников. 4. Жинкин Н.И. Развитие письменной речи учащихся 3-7 классов. – Изв. АПН РСФСР. М., 1956, вып, 78, с Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. Учебное пособие. – М., МиМ, Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителя и пути ее развития. – М., Просвещение, Ладыженская Т.А. Речевые уроки. Книга для учителя начальных классов. – М.)., Просвещение, Волкова Л.С. Логопедия. 9. Примерная основная образовательная программа Книга Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. 11. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.