Диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности УУД обучающихся на ступени начального общего образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом… как если бы от этого зависела Ваша жизнь. Л.Кьюби Мониторинг УУД.
Advertisements

1 Организация педагогической диагностики в первом классе Автор презентации: Полещук Н.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ 33 г. Томска.
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению.
Эффективность урока через развитие мышления обучающихся.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Цель: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей; предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе.
ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Исследовательская работа «Готовы ли мы к школе» Цель: определить уровень развития ребенка (умственное развитие, умение выполнять учебную задачу, навыки.
Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ 16» Г.Д.Григорьева.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». доктор психологических.
Формирование универсальных учебных действий на уроках ИЗО в 1 классе Учитель начальных классов МОБУ «СОШ 10» Горбунова Н. А.
Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД.
Взаимосвязь трудностей возникающих у ребенка при обучении с уровнем развития универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Низкий.
Педагогическая диагностика и коррекция – важнейшее средство повышения эффективности обучения младших школьников.
КТО ВИНОВАТ ЧТО ДЕЛАТЬ ? ?. Жила была наша команда по гребле ….
МБОУ «Основная общеобразовательная школа 21» Диагностика универсальных учебных действий в начальной школе.
Мониторинг УУД (ФГОС НОО) Рябова Ж.А., методист. Входной мониторинг 1 класса (сентябрь) Мониторинг уровня сформированности УУД в начальной школе.
Готовность ребёнка к обучению в школе. «Готовность к школе психологическая» (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребёнку.
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации.
Транксрипт:

Диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности УУД обучающихся на ступени начального общего образования

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Значение результатов диагностики показывают, насколько в учебном процессе обращается внимание на достижение конкретных личностных и метапредметных результатов, на развитие конкретных УУД.

Использование результатов в образовательном процессе дают возможность учителю: - скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса; - определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов; - увидеть возможности для реализации индивидуального подхода к развитию каждого обучающегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка педагогов и родителей).

Технологическая карта формирования личностных УУД в начальной школе УУДНормативн ый показатель УУД Кл ас с Уровни сформированности Диагностика высокий средний низкий Самопознание и самоопределение Самооценка 1 чувство необходимости учения, формирование своей точки зрения, предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа; адекватное содержательное представление о школе; предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, предпочтение социального способа оценки своих знаний Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. - положительное отношение к школе; - ориентация на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», - школа привлекает внеучебной деятельностью Рекомендации: стабилизировать психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. - отрицательное отношение к школе и поступлению в школу - Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. Тест на определение самооценки «Лесенка» 2 - чувство необходимости учения, - формируется собственная точка зрения, - предпочтение социального способа оценки своих знаний. Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. - положительное отношение к школе; Проявляет собственную точку зрения в отдельных вопросах. Частично зависит от ситуации успеха. Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. Посещение школы с целью общения со сверстниками. Нет стремления иметь собственную точку зрения. Полностью зависит от ситуации успеха. Тенденция к переоценке достигнутых результатов и возможностей. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом. «Лесенка» 3 - чувство необходимости учения, - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик», Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. - адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению Рекомендации проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативнаяя. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, давать небольшие поручения, но с достижимым положительным результатом «Лесенка» 4 -адекватное представление о себе как личности и своих способностях, осознание способов поддержания своей самооценки. Рекомендации: поддержка и развитие приобретенных положительных личностных качеств, организация деятельности на помощь другим людям, развитие эмпатии. - выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению Рекомендации: проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, стабилизировать, психоэмоциональное состояние ребенка, организовать самостоятельную деятельность на уроке. Неумение адекватно оценить свои способности. Самооценка ситуативнаяя Самооценка зависит не только от оценки учителя, но и от процессов самопознания и обратной связи со значимым окружением. Рекомендации: консультация специалистов, поощрения за результат, создать ситуацию успешности среди одноклассников, поручение небольших поручений, но с достижимым положительным результатом «Лесенка»

УУДНормативн ый показатель УУД Кл ас с Уровни сформированности Диагностика высокий средний низкий Смыслообразование Мотивация 1 -интерес к новому;сформированность учебных мотивов стремление к получению высоких оценок, Рекомендации: способствовать развитию высокой учебной мотивации и уровня притязаний. частично сформирован интерес к новому; частично сформированы учебные мотивы, стремление получать хорошие оценки, Рекомендации: формирование мотивации достижения и успеха. к школе безразличен; сформированность учебных мотивов недостаточна, Рекомендации: консультация специалистов, включение ребенка в активную деятельность на основе использования его интересов. Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации 2 формируются познавательные мотивы и интересы, формированы учебные мотивы., желание учиться желание выполнять согласно школьному распорядку. Рекомендации: Включить в учебный процесс мероприятия по формированию социальных навыков представления своих результатов частично сформированы познавательные мотивы и интересы,в стадии формирования учебные мотивы; Рекомендации: - организация учебного процесса на поиск решений, приводящих к открытию к школе безразличен; преобладает плохое настроение, учебный материал усваивает фрагментарно, - к занятиям интерес не проявляет Рекомендации: -консультация специалистов; - организация успеха в рамках учебной программы. 3 сформированы познавательные мотивы и интересы, сформированность социальных мотивов (чувство долга, ответственность), Рекомендации: учебный процесс ориентировать на формирование интереса к трудным заданиям. частично сформированы познавательные мотивы и интересы, частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность), склонность выполнять облегченные задания, ориентирован на внеурочную деятельность(кружки, секции) Рекомендации: чтобы стабилизировать мотивацию в учебной деятельности включать ребенка в проектно- исследовательскую деятельность, привлекать к участию в различных конкурсных программах и олимпиадах. сформирована мотивация избегания наказания, фиксация на неуспешности Рекомендации: консультация специалистов, найти зону успешности ребенка, ориентировать на внеурочную деятельность. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) 4 Ученик: устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, стремится к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; мотивирован на высокий результат учебных достижений Рекомендации: Привлечение ученика к проектно- исследовательской деятельности, участие в конкурсах и олимпиадах выше школьного уровня Ученик: частично устанавливает связи между учением и будущей профессиональной деятельностью, стремится к приобретению новых знаний и умений по предметам, которые нравятся; Рекомендации: - придание личностного смысла учебной деятельности школьника, через проектную и исследовательскую деятельность. частично сформированы познавательные мотивы и интересы, частично сформированы социальные мотивы (чувство долга, ответственность),склонность выполнять облегченные задания, ориентирован на внеурочную деятельность,слабо ориентирован на процесс обучения Рекомендации: консультация специалистов,использовать облегченные виды работы.

УУДНормативн ый показатель УУД Кл ас с Уровни сформированности Диагностика высокий средний низкий Нравственно-этическая Мотивация 1 ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости)учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, чувствительны к несправедливости, имеет начальное представление о нравственных нормах Рекомендации: закрепить сформированые моральные нормы через совместную деятельность со сверстниками.. ориентирован на моральную норму (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости) частично учитывает чувства и эмоции субъекта при нарушении моральных норм, имеет правильное представление о моральных нормах, но недостаточно точное и четкое Рекомендации: формирование основ толерантности, развитие эмпатии, расширить представления о моральных нормах. неправильное представление о моральных нормах, низкий уровень развития эмпатии Рекомендации: консультация специалистов, стимулирование чувствительности к переживаниям других людей, изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 2 ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению с навыками самообслуживания, может выделять морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей Рекомендации: изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) ребенок частично понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое, по сравнению навыками самообслуживания, частично выделяет морально-этическое содержание событий и действий, формируется система нравственных ценностей Рекомендации: построение работы, исключающей разрыв между знаниями, чувствами и практическими действиями, закрепление нравственных норм в деятельностной форме. недостаточно знает суть нравственных норм, низкий уровень эмпатии,отношение к нравственным нормам отрицательное или неопределенное Рекомендации: консультация специалистов, стимулирование чувствительность к переживаниям других, изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.) 3 может и имеет опыт осуществления личностного морального выбора, может оценивать события и действия с точки зрения моральных норм ребенок учитывает объективные последствия нарушения моральной нормы Рекомендации: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение, трудовые десанты и т.д.) делает попытки осуществления личностного морального выбора, пробует оценивать события и действия с точки зрения моральных норм Рекомендации: воспитание личной ответственности за сказанное слово, дело, данное обещание, воспитание потребности доводить начатое дело до конца через поощрение достигнутых результатов недостаточно знает суть нравственных норм, нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,отношение к нравственным нормам неопределенное Рекомендации:стимулировать чувствительность к переживаниям других, изучение моральных норм в деятельностной форме (помощь слабым, нуждающимся, забота о природе, животных и т.д.). Методика «Незаконченные предложения» 4 сформированы представления о моральных нормах, имеет позитивный опыт осуществления личностного морального выбора, может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: Привлечение к участию в общественно- полезной деятельности (шефская помощь, тимуровское движение. Трудовые десанты и т.д.) активное, положительное отношение к нравственным нормам со стороны личности, но недостаточно устойчивое проявление в поведении, частично сформирован уровень развития моральных суждений, имеет разовый опыт осуществления личностного морального выбора, иногда может принимать решения на основе соотнесения нескольких моральных норм Рекомендации: создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора в игровой, обучающей форме. знает суть нравственных норм, нравственные нормы не стали мотивами поведения ребенка,отношение к нравственным нормам неопределенное Рекомендации:стимулировать чувствительность к переживаниям других, создать условия для приобретения опыта осуществления личностного морального выбора, в игровой, обучающей форме.

Список методик для мониторинга 1. «Лесенка» (1- 4 класс). 2. Оценка школьной мотивации (1-2 класс). 3. Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д. Андреева) ( класс.) 4. «Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс). 5. «Незаконченные предложения» (3-4 класс).

Методика «Незаконченные предложения» Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость). Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций. Возраст: младшие школьники Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали. 1. Если я знаю, что поступил неправильно, то… 2. Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то… 3. Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно… 4. Когда в моем присутствии обижают человека, я… 5. Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я … 6. Если бы я был на месте учителя, я… Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме: 1 балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах. 2 балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.. 3 балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах. Обработка полученных данных – качественный анализ ответов Диагностические методики

п/пФ.И.Личностные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДРегулятивные УУД Методика 1Методика 2Методика 3Методика 4 НСВНСВНСВНСВ ИТОГО: Сводная таблица данных о сформированности УУД у учащихся

Диагностика личностных универсальных учебных действий Методика 1 «Лесенка». Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Диагностика «Лесенка» проводится в групповой форме Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. Рисунок к методике «Лесенка» Инструкция: У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Представьте, что на этой лесенке стоят все ваши одноклассники. На какой ступеньке стоишь ты? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз. Обработка результатов: При анализе полученных данных исходите из следующего: Ступенька 1 – высокий уровень (завышенная самооценка). Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. Ступеньки 2-4 – средний уровень (адекватная самооценка). У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность - это нормальный вариант развития самооценки. Ступенька 5 -7 – низкий уровень (заниженная самооценка). Дети, ставящие себя на эти ступеньки, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье). Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним. Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника.

Методика 2 Анкета школьной мотивации Инструкция: «Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса». Обработка результатов: Отрицательный ответ – 0 баллов; Нейтральный ответ – 1 балл; Положительный ответ – 3 балла; Максимально возможная оценка равна 30 баллам. Уровни школьной мотивации: 25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации; 15–24 балла – средний уровень мотивации; 10–14 баллов – низкий уровень школьной мотивации (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе). Вопросы анкеты: 1. Как ты чувствуешь себя в школе? 1) Мне в школе нравится. 2) Мне в школе не очень нравится. 3) Мне в школе не нравится. 2. С каким настроением ты идешь утром в школу? 1) С хорошим настроением. 2) Бывает по-разному. 3) Чаще хочется остаться дома. 3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил? 1) Пошел бы в школу. 2) Не знаю. 3) Остался бы дома.

4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки? 1) Мне не нравится, когда отменяют уроки. 2) Бывает по-разному. 3) Мне нравится, когда отменяют уроки. 5. Как ты относишься к домашним заданиям? 1) Я хотел бы, чтобы домашние задания были. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 3) Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было. 6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены? 1) Нет, не хотел бы. 2) Не знаю. 3) Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены. 7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям? 1) Рассказываю часто. 2) Рассказываю редко. 3) Вообще не рассказываю. 8. Как ты относишься к своему классному руководителю? 1) Мне нравится наш классный руководитель. 2) Не знаю, затрудняюсь ответить. 3) Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель. 9. Есть ли у тебя друзья в классе? 1) У меня много друзей в классе. 2) У меня мало друзей в классе. 3) У меня нет друзей в классе. 10. Как ты относишься к своим одноклассникам? 1) Мне нравятся мои одноклассники. 2) Мне не очень нравятся мои одноклассники. 3) Мне не нравятся мои одноклассники.

Диагностика регулятивных универсальных учебных действий Методика 3 «Тест простых поручений» Тест диагностирует уровень развития саморегуляции, организации деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти. Проводится групповым способом. Временные затраты на выполнение теста 5-7 минут. Текст поручений зачитывается в обычном темпе. Каждое задание зачитывается только один раз, повтора не допускается. Инструкция: Ребята, при выполнении этих заданий вы должны быть очень внимательны и сообразительны. Ваша задача выполнять каждое из моих несложных поручений быстро и без ошибок. Каждое поручение вы будете выполнять в одном из восьми квадратов выданного вам бланка. Если вы не успеете выполнить какое-то задание, переходите к следующему. Сделав случайную ошибку, аккуратно исправьте ее. Как только я скажу «стоп», закончите выполнение задания. Текст поручений: 1. В первом квадрате напишите первую букву слова «Сергей» и последнюю букву слова «урок». 2. Во втором квадрате впишите в треугольник знак «плюс» и поставьте рядом с треугольником цифру «один». 3. В третьем квадрате обведите в кружок первую букву в слове «картина» и подчеркните все гласные. 4. В четвертом квадрате соедините прямой линией правый верхний угол и левый нижний угол квадрата. 5. В пятом квадрате разделите пополам маленький квадрат и на четыре части большой квадрат. 6. В шестом квадрате проведите две горизонтальные линии (показать рукой направление) и две вертикальные линии (также указать рукой направление). 7. В седьмом квадрате поставьте точку в маленьком треугольнике и соедините с точкой в большом треугольнике. 8. В последнем квадрате обведите в кружок все согласные в слове «салют» и зачеркните гласные буквы в слове «дождь»..

Обработка результатов: За каждое правильно выполненное поручение присуждается 1 балл. При выполнении части поручения или незначительном искажении балл не присуждается. 7-8 баллов – высокий уровень; 4-6 баллов – средний уровень; 0–3 балла – низкий уровень.

Диагностика познавательных универсальных учебных действий Методика 4 Исследование словесно-логического мышления Методика разработана для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в каждом. 1-й субтест Осведомленность Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников. 2-й субтест Классификация Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию. 1-й субтест Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его. 1. У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица). 2. В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень). 3. В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев). 4. Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март). 5. В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец). 6. Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда). 7. Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник). 8. Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная). 9. У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень). 10. Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София). 2-й субтест Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его. 1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка. 2. Река, озеро, море, мост, болото. 3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата. 4. Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса. 5. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник. 6. Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат. 7. Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей. 8. Курица, петух, лебедь, гусь, индюк. 9. Число, деление, вычитание, сложение, умножение. 10. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

1 субтест 2 субтест 1 субтест 2 субтест 1 подошвафасоль 6 всегдауказка 2 верблюдмост 7 день Нестеров 312 песок 8 жидкаялебедь 4 февраль Москва 9 кореньчисло 5 страускаштан 10Москвавкусный Обработка результатов. При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом. Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом баллов – высокий уровень; 10 – 17 баллов – средний уровень; 0 –9 – низкий уровень. Ключ к методике

Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий Методика 5 "Рукавички" Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата. Инструкция: Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей. Обработка результатов: Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия. Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

Методика 6 «Карта наблюдений» Данная методика предназначена для анализа степени развития коммуникативных универсальных учебных действий педагогом. Оценка сформированности коммуникативных УУД: 1 – низкий уровень; 2 – средний уровень; 3 – высокий уровень Умеет участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи 2. Умеет формулировать высказывания, в зависимости от ситуации 3. С удовольствием сотрудничает с учителями 4. С удовольствием сотрудничает с одноклассниками 5. Дисциплинированный 6. Отсутствие конфликтов 7. Усидчивый

Оценка сформированности универсальных учебных действий п/п Ф.И. ученика Регулятивные действия Познавательные действия Коммуникативные действия Общий балл Задания Наивысший балл – 29 баллов

Типовые задачи для оценки сформированности универсальных учебных действий Регулятивные действия (групповое обследование) Задание 1 Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме этого, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать прямолинейные отрезки, рисовать углы, не округляя их. Текст задания. Посмотрите сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь вы будете выполнять задание. Внутри маленькой рамочки вы видите фигуру. Рассмотрите ее на своих листах. Возьмите карандаш. Нарисуйте похожую фигуру в большой рамочке (учитель обводит указкой большую рамочку). Оценка выполнения задания: 3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены; 2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо; 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-то замкнутая линия. В случае, если фигура изображена нетвердой рукой, ставится значок "–" в дополнение к баллу.

Задание 2 Цель. Выявление умения ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Вместе с тем проверяется умение пересчитывать клеточки. Текст задания. Задание будете выполнять на клетчатой бумаге (указывается место для выполнения задания). 1. Возьмите красный карандаш, отсчитайте от черной клеточки вправо четыре клеточки и пятую закрасьте красным карандашом. 2. Возьмите синий карандаш. От красной клетки отступите вниз через две клеточки и третью закрасьте синим карандашом. 3. Возьмите зеленый карандаш и клеточку, расположенную слева от синей и через одну клеточку от нее, закрасьте зеленым карандашом. 4. Возьмите желтый карандаш. Отсчитайте от зеленой клетки вверх пять клеток и шестую закрасьте желтым карандашом. Оценка выполнения задания: 3 балла – все выполнено верно; 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания; 1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания (допущены ошибки в направлении, счете, начале отсчета); 0 баллов – задание не выполнено. В случае, если клетки плохо раскрашены, в дополнение к баллу ставится "–".

Познавательные действия (групповое обследование) Задание 1 Цель. Выявление умения выбрать и выполнить операцию сложения и вычитания; соответственно правильному пониманию текста задачи, перейти от числа к соответствующему конечному множеству предметов (кружков, квадратов). Текст задания. Здесь вы будете выполнять третье задание (указывается место для выполнения задания). Посмотрите на свои листки. Послушайте задание. 1. На полянке играют 3 девочки и 2 мальчика. Сколько детей играют на полянке? Нарисуйте столько кружков, сколько детей играют на полянке. (Текст задачи можно повторить.) 2. В машине ехали 6 человек. Двое вышли из машины. Рядом с кругами нарисуйте столько квадратов, сколько человек осталось в машине. (Текст задачи можно повторить.) Оценка выполнения задания: 3 балла – выполнены верно обе задачи; 2 балла – одна задача выполнена верно, есть попытка решать вторую задачу, но число кружков или квадратов неверное; 1 балл – выполнена верно только одна задача, попыток выполнить вторую задачу нет; 0 баллов – есть попытка решить одну задачу, но число кружков или квадратов неверное.

Задание 2 Цели. Выявление интуитивных топологических представлений, понимания терминов "внутри", "вне"; выявление способности правильно понимать высказывание, например: "Отметьте точку внутри квадрата, но вне круга". Текст задания. Посмотрите на доску (учитель чертит на доске треугольник). Я начертил треугольник (отмечает точку внутри треугольника). Я отметил точку внутри треугольника (отмечает точку вне треугольника). Я отметил точку вне треугольника. Теперь посмотрите на этот чертеж (указывается чертеж к заданию). На своих листках найдите круг, найдите квадрат. 1. Возьмите синий карандаш и отметьте точку внутри круга, но вне квадрата. 2. Возьмите красный карандаш и отметьте точку внутри квадрата, но вне круга. 3. Возьмите зеленый карандаш и отметьте точку, которая была бы расположена и внутри круга, и внутри квадрата. 4. Возьмите простой карандаш и отметьте точку, которая расположена и вне круга и вне квадрата". Оценка выполнения задания: 3 балла – все выполнено верно; 2 балла – выполнено верно 2–3 пункта задания; 1 балл – выполнен верно только 1 пункт задания; 0 баллов – задание не выполнено.

Задание 3 Цели. Выявление умения сравнивать множества по числу элементов; выявление способа сравнения двух множеств по числу элементов (вне зависимости от навыка счета). Текст задания. Найдите у себя на листках рисунок, на котором изображены круги и треугольники (указывается рисунок к заданию). Чего больше: кругов или треугольников? Если кругов больше, то нарисуйте рядом еще один круг. Если треугольников больше, то нарисуйте еще один треугольник. Оценка выполнения задания: 3 балла – сравнение проведено верно; 0 баллов – сравнение проведено неверно.

Задание 4 Цель. Выявление умения классифицировать, умения находить признаки, по которым произведена классификация. Текст задания. Рассмотрите эти два рисунка (указываются рисунки к заданию). На одном из этих рисунков нужно нарисовать белочку. Подумайте, на каком рисунке вы бы ее нарисовали. От белочки к этому рисунку проведите карандашом линию. Оценка выполнения задания: 3 балла – линия проведена правильно (к зверям); 2 балла – линия проведена к птицам; 0 баллов – задание не выполнено.

Задание 5 Цель. Проверить состояние фонематического слуха, фонематического восприятия. Текст задания. Посмотрите на расположенные на листе картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно будет самостоятельно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельному выполнению задания. Оценка выполнения задания: 3 балла – правильное выполнение задания; 2 балла – выделен звук только из позиции начала слова; ошибочного выделения других звуков нет; 1 балл – наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-[з]); 0 баллов – отсутствие дифференциации звуков [с]-[з], [с]-[ц], [с]-[ш] или полное непринятие задания.

Задание 6 Цель. Выявление степени овладения звуковым анализом на уровне определения количества звуков в слове. Текст задания. Вы видите "домик" с тремя окошками и рядом с ним картинки. Каждое окошко – звук в слове. Назовите тихонько все картинки и подумайте, в каком слове три звука. Эту картинку соедините линией с домиком. Оценка выполнения задания: 3 балла – правильное выполнение задания; 2 балла – наличие ошибок в один звук; 0 баллов – непринятие задачи, полное отсутствие соответствия количества звуков в слове и количества "окошечек".

Коммуникативные действия (групповое обследование) Методика 1 Рассмотри верхнюю картинку. Как ты думаешь, что происходит на картинке? Теперь рассмотри остальные картинки. Отметь картинку, на которой мальчик ведет себя так, что бабушка его поблагодарит. 3 балла – герой предлагает донести бабушке сумки 2 балла – герой предлагает взрослому донести бабушке сумки 1 балл – герой не стремится помочь.

Методика 2 Какая маска больше всего подходит Бармалею? Отметь ее крестиком. 2 балла – нахмуренная маска, 1 балл – плачущая, 0 баллов – улыбающаяся маска.

Вывод: Для учителя и родителей данные диагностики являются показателем того, на каком уровне развития находится соответствующее умение у ребёнка и что нужно сделать, чтобы помочь ему в дальнейшем продвижении. Фиксация результатов позволит увидеть уровень результатов каждого ученика. Неоднократное проведение диагностики дает возможность отслеживать развитие УУД у каждого учащегося.

Диагностический инструментарий, предложенный авторами Образовательной системы « Школа 2100 » 1. Сборник « Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования ». Проверочные работы 1 класс. Авторы: Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, С.А. Козлова, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, с. (Образовательная система « Школа 2100). 2. Сборник « Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования ». Проверочные работы 3-4 классы. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Д.Д. Данилов, С.А. Козлова, Л.А. Петрова, А.Г. Рубин, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2011, - 48 с. (Образовательная система « Школа 2100).)