Практико-ориентированный семинар «От исследовательской деятельности на уроке – к индивидуальной исследовательской работе ученика» Учитель биологии: Клементьевская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация исследовательской работы по математике старшеклассников в рамках довузовской подготовки.
Advertisements

Проектно-исследовательская деятельность в школе. Что такое проект? Что такое исследование? Какие принципиальные отличия между проектом и исследованием?
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
СТАРОСТИНА С.Н. Использование проектной и исследовательской деятельности для формирования учебно-познавательных компетенций учащихся.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Организация исследовательской деятельности в начальной школе.
Научное исследование Урок 2 1. Исследовательская деятельность; 2.Проект.
Бачкала Галина Владимировна Методист МОУ ЦИМПО Г. Иркутск.
Организация исследовательской деятельности учащихся.
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ По работам Шумаковой Н.Б.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Исследовательская деятельность - это целенаправленная активность школьников, связанная с поиском ответа на вопрос с заранее неизвестным решением и предполагающая.
Организация проектной деятельности в школе. пример.
« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию.
МБОУ БГО «Б ОРИСОГЛЕБСКАЯ ГИМНАЗИЯ 1» Формирование навыков учебного исследования на уроках и во внеурочной деятельности Нельзя чему-то научить человека,
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Одна из старейших школ города Москвы, основана в 1918г. известным советским педагогом С.Т.Шацким С 1956г. школа была экспериментальной школой Российской.
Исследовательская деятельность на уроке Половникова Т.Г по материалам Интернет Январь 2011 года.
Транксрипт:

Практико-ориентированный семинар «От исследовательской деятельности на уроке – к индивидуальной исследовательской работе ученика» Учитель биологии: Клементьевская Е. А.

План работы Тема занятия Содержание 1. Исследовательская деятельность учащихся. Уровни формирования исследовательских умений. Исследовательская деятельность учащихся Основные понятия: исследовательская деятельность, исследовательское обучение, метод проектов, учебное исследование, исследовательский проект. Уровни формирования исследовательских умений через уроки биологии, элективные курсы предпрофильной подготовки, работу в рамках НОУ «Эврика» 2. Виды и структура исследовательских работ Представление исследований. Виды исследований: научная статья, доклад, тезисы, реферат. Структура исследовательской работы: основные этапы работы, их специфика. 3. Оформление исследовательской работы Написание научной статьи, плана исследования, аннотации 4. Публичное выступление на научно-практической конференции Конкурсы и конференции для представления работ учащихся Требования к устной презентации, оформлению стендового сообщения, компьютерной презентации Список конкурсов и конференций разных уровней для представления работ учащихся, порядок и условия их проведения

Исследовательская деятельность учащихся. Уровни организации исследовательских умений

Основные понятия Способ деятельности Образовательный процесс Средства Образовательная технология Результат исследования

Основные понятия Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Исследовательское обучение – образовательный процесс, реализуемый на основе исследовательской деятельности учащихся. Основные характеристики исследовательского обучения: 1) выделение в учебном материале проблемных точек, предполагающих неоднозначность; специальное конструирование учебного процесса «от этих точек» или проблемная подача материала; 2) развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез (взгляда на объект, развития процесса и др.) в избранной проблеме, их адекватное формулирование; 3) развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников - (методики сбора материала, сравнения и др.); 4) работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; 5) развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.

Метод проектов - способ эффективного выстраивания какого-либо типа деятельности. Это метод, позволяющий спланировать исследование, конструкторскую разработку, управление и т. д. с тем, чтобы достичь результата оптимальным способом. В этом смысле любая сознательная деятельность является проектом постольку, предполагает достижение этого результата и работу по организации и планированию движения к нему. Нужно хорошо понимать, что проект реализации исследования не является проектом, а остается исследованием, при этом лишь организованным проектным методом.

Учебное исследование и научное исследование. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Исследовательский проект учащегося – проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с этапами, обозначенными в п. «Исследовательская деятельность учащихся». При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Задачи современной школы Развитие самостоятельности, инициативности, активной жизненной позиции Формирование способности оперативно добывать знания из различных источников информации Развитие способности к анализу, сопоставлению фактов, обобщению и поиска пути решения проблемы Формирование способности подтверждать теорию практической деятельностью Развивать творческий подход к решению различных проблемных ситуаций

Цель исследования - создание условий для выявления и поддержки способных учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка исследовательских интересов учеников. Задачи: Повышение мотивации учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умениями и навыками исследовательской работы. Привлечение одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность в области биологии и экологии. Организация успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности через основные учебные занятия - уроки, факультативы, элективные предпрофильные курсы, индивидуальная работа с учащимися, а так же привлечение к этой работе научных сотрудников КГПЗ, МГПУ, ВГПУ Дидактическое и методическое сопровождение учебной деятельности

Гипотеза: если в школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в жизни. Объект исследования: дети – участники образовательного процесса. Предмет исследования: условия, способствующие развитию исследовательской деятельности учащихся в школе на уроках биологии и внеклассной работе. Результат – раскрытие творческих способностей учащихся, выявление интересующих областей биологических знаний, само открытие учащимися собственных способностей и возможностей как первой ступени к самореализации личности

Уровни формирования исследовательских умений 1 уровень реализуется через урок 2 уровень реализуется через элективные курсы предпрофильной подготовки 3 уровень через индивидуальную работу в рамках НОУ «Эврика»

1 уровень. Урок – начальный этап в развитии исследовательских умений и навыков Ведущими на уроке выступают эвристический и исследовательский методы, а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования).

Варианты проведения лабораторной работы 1 вариант 2 вариант учитель представил тему работы, сформулировал цель, познакомил с инструкцией – ходом выполнения работы учитель объявил тему урока и предложил учащимся самостоятельно сформулировать цель работы, продумать план и выполнить работу в соответствии с этим планом, обобщить результаты своего исследования и сделать вывод Уровень самостоятельности низкий высокий Развитие умений Работать по плану с различными источниками информации (учебник, демонстр. материал) Проводить наблюдения Анализировать информацию Привлекать личный жизненный опыт Делать краткие записи Обобщить и сделать выводы Сформулировать цель исследования Самостоятельно представить план исследования Собрать информацию, используя различные источники: учебник, демонстрационный материал, метод наблюдения, свой жизненный опыт Проанализировать информацию Оформить результаты своего исследования Обобщить и сделать выводы Степень развития исследовательских умений низкая высокая

2 уровень. Элективные курсы – погружение в мир исследования Выполнение учащимися самостоятельных исследовательский проектов Школа здоровья Стресс и его влияние на здоровье человека Кожа – зеркало здоровья Мода и здоровье Экологический практикум Влияние нитратов и нитритов на организм человека Мониторинг зеленых насаждений г. Кандалакша Водоснабжение г. Кандалакша Экологически чистая квартира – залог здоровья и благополучия семьи

Этапы исследования Выбор темы исследования, ее актуальность Выдвижение гипотезы Формулировка цели и задач Определение методики исследования Сбор информации Анализ Обобщение результатов исследования Выводы (опровержение или подтверждение гипотезы) и рекомендации Защита проекта

3 уровень. Переход от учебного к научному исследованию Работа в системе «УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ – УЧЕНЫЙ»

Что должен уметь ученик, достигший третьего уровня Исходя из темы, формулировать цель, задачи исследования, выдвигать гипотезы Знакомиться по данной теме с огромным количеством информации, уметь эту информацию добывать из различных источников Уметь обрабатывать эту информацию, грамотно вести отбор содержания Продумать методику исследования Провести полевые исследования, которые по биологии, экологии требуют большого количества времени и собрать достаточное количество материала Проанализировать полученные данные, обобщить материал Провести сравнительный анализ собственных исследований с исследованиями, размещенными в литературе Сделать выводы Грамотно, в соответствии с требованиями, оформить исследование. Подготовить защиту работы, а, значит, публичное выступление Приготовить стендовый доклад и презентацию Должен уметь сжато излагать результаты своего исследования (краткая аннотация, аннотация, план исследования и т. п.)

Обобщение и результаты работы На уроках биологии повышаю мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску, овладению умениями и навыками исследовательской работы, используя разнообразные формы и методы и приемы работы. Результат – высокая активность учащихся на уроке, достаточно высокое качество знаний На занятиях элективных курсов развиваю высокую степень самостоятельности в выполнении проектов исследовательской направленности, в ходе которой учащиеся проходят все этапы исследования и представляют результаты своих работ на практических конференциях. Результат – выявление одаренных детей, желающих заниматься научно-исследовательской работой. Через индивидуальную работу привлекаю одаренных детей к участию в творческой, познавательной, интеллектуальной деятельности, вовлечение их в исследовательскую деятельность в области биологии и экологии. Результат – определение учащихся в выборе профессии, подготовка к поступлению в ВУЗ, успешная социализация.

Результаты работы на примере участия в конкурсах, конференциях Учебный год Мероприятие, уровень Количество учащихся Результат учебный год Городской 6 человек 1 место, 2 место, 3 место Областной 3 человека 2 место, 3 место, поощрит диплом Студенческая конференция 2 человека 1 место, 3 место Всероссийский 6 учащихся Дипломы 1, 2, 3 степени учебный год Городской 3 человека 1 место, поощрит диплом Зональный 3 человека 2 место, 3 место Областной 1 человек 2 место Окружной 1 человек 1 место Всероссийский 6 человек Все работы прошли в очный тур

Результаты работы на примере участия в конкурсах, конференциях Учебный год Мероприятие, уровень Количество учащихся Результат учебный год Городской 3 человека 1 место, 2 место, поощрение Областной 1 человека 1 место Всероссийский 1Диплом 2 степени

Гипотеза: если в школе создать условия для развития исследовательской деятельности учащихся, то это будет способствовать успешной самореализации детей в школе, а потом и в жизни. Считаю, что гипотеза верна. Вне всякого сомнения, исследовательская деятельность способствует успешной самореализации детей в школе и в дальнейшей жизни.

Благодарю за внимание Желаю творческих успехов