Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лирическая поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Урок-исследование ПоэмыЛермонтоваПоэмыЛермонтова.
Advertisements

«Мцыри» 1839 г.. Мцыри (с грузинского) «неслужащий монах», «послушник».
Урок литературы в 8 классе «Где люди вольны, как орлы…» (Романтизм в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»). Учитель русского языка и литературы МОУСОШ 1 города.
Группа 1 «Литературоведы» Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри» Отношение автора к своему герою.
Алешина З.Н.. Мцыри «Мцыри» (1839) Род – лиро-эпический Жанр – поэма Литературное направление – романтизм Тема – свободы, родины Проблема – обретения.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Поэма «Мцыри». История создания поэмы Историческая основа: 1802 год – при царе Георгии Х11 Грузия была присоединена к России Жизненная основа: Путешествуя.
« Мцыри » - романтическая поэма Лермонтова 7 класс.
Трагический образ Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова и М.А. Врубеля.
Образ романтического героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Цели урока: раскрыть характер героя поэмы; определить средства создания образа героя.
Электронные учебные материалы к уроку литературы в 8 классе по теме «Мцыри» - романтическая поэма Лермонтова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель.
Жанр поэмы А.Пушкина «Полтава» Составил ученик 7 класса Козлов Сергей 2010 г.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
Художественный мир и его компоненты. Основные понятия словесное искусство Литература авторская литература Литература реальная жизнь Как сочетаются эти.
М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Анализ лирического произведения. А.С.Пушкин «К морю»
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри»,ее идейное содержание.
Тема грозы в произведениях Л.Н.Толстого («Отрочество» глава «Гроза»), В.В. Набокова («Гроза»), А.С. Пушкина («Туча»), Ф.И. Тютчева («Весенняя гроза»)
?? ? ? Эпос род литературы (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем).
Транксрипт:

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» Носкова Т.Б., учитель русского языка и литературы

Цели урока: Проанализировать поэму «Мцыри». Проанализировать поэму «Мцыри». Познакомиться с идейно-художественным своеобразием поэмы. Познакомиться с идейно-художественным своеобразием поэмы.

1. Вступительное слово учителя об истории создания поэм Некоторые ученые считают, что далекими предшественниками сегодняшних поэм были сложившиеся в глубокой древности эпопеи. «Илиада» и «Одиссея» Гомера повествовали о событиях, которые происходили до жизни автора. За героическим эпосом Гомера последовал поучающий слушателя эпос Гесиода «Труды и дни» о жизни крестьян. Вслед за героическим эпосом появился эпос римский: «Энеида» Вергилия, потом «Метаморфозы» Овидия. Эти огромные по объему стихотворные произведения были звучны и торжественны. Торжественные эпические произведения появились в России в ХVIII веке. Это «Россияда» и «Владимир Возрожденный» М.М. Хераскова. К ХIХ веку жанр громоздких и высокопарных эпических поэм устарел. Стали создаваться более легкие по сюжету поэмы («Руслан и Людмила» А.С. Пушкина – поэма-сказка). «Жанровую революцию» в истории поэм совершил Байрон. Русская литература ХIХ века богата прекрасными поэмами («Кавказский пленник» А.С. Пушкина, «Мцыри» М.Ю. Лермонтова, «Портрет» А.К. Толстого и др.)

2. Вопрос на внимание Что изменил Байрон в жанре поэмы?

Ключ «Жанровая революция» Байрона в поэме заключалась в следующем: ввел элементы лирики; ввел элементы лирики; сократил объем произведения; сократил объем произведения; уменьшил количество персонажей; уменьшил количество персонажей; поставил во главе сюжета романтического героя. поставил во главе сюжета романтического героя.

3. Теория Поэма (от греческого – делаю, творю) – лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передает свое отношение к изображаемым событиям. Поэма (от греческого – делаю, творю) – лироэпическое произведение большого объема, стихотворное произведение. В поэме автор повествует о поступках героя, событиях, в которых тот участвует, его переживаниях и одновременно передает свое отношение к изображаемым событиям.

4. Конкурсное задание на знание поэм М.Ю. Лермонтова 1) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1828 году? 2) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1830 году? 3) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1832 году? 4) Какая поэма написана М.Ю. Лермонтовым в 1839 году? Ответ 1) «Мцыри» 2) «Черкесы» 3) «Джулио» 4) «Моряк» Вопрос

5. Комментированное восхождение ллл ллл Сюжет «Мцыри» Образ/стиль Жанр «Мцыри» Тематика/поэтика заглавия «Мцыри»

6. «Тематический кластер «Мцыри» Тематика «Мцыри» Тема свободы и воли Тема Земли и Неба Тема изгнания Тема одиночества Тема гармонии Тема природы

7. Поэтика заглавия поэмы «Мцыри» М.Ю. Лермонтов долго сомневался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания он назвал ее в рукописи «Бэри» (по-грузински «монах»). Но в итоге издал под названием «Мцыри» – «не служащий монах». На грузинском языке это слово имеет еще значение: пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких. М.Ю. Лермонтов долго сомневался при выборе заглавия поэмы. Даже в год окончания он назвал ее в рукописи «Бэри» (по-грузински «монах»). Но в итоге издал под названием «Мцыри» – «не служащий монах». На грузинском языке это слово имеет еще значение: пришелец, чужеземец, человек, не имеющий родных, близких.

8. Жанровые особенности «Мцыри» «Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. «Мцыри» – лирическая поэма, потому что в ней дается изображение сложных переживаний героя, а не внешних событий. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как повествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик. Лермонтов избирает форму поэмы-исповеди, так как повествование от имени героя дает возможность наиболее глубоко и правдиво раскрыть его духовный облик.

9. Сюжет «Мцыри» В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая история: бегство из неволи, В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая история: бегство из неволи, главный герой – беглец. Творческое задание: нарисуйте схему, по которой развивается сюжетная линия.

10. Образ Мцыри «Увы! – за несколько минут Между крутых и темных скал, Где я в ребячестве играл, Я б рай и вечность променял…» «Ты хочешь знать, что делал я На воле? Жил – и жизнь моя Без этих трех блаженных дней Была б печальней и мрачней Бессильной старости твоей…» Творческое задание: «нарисуйте» психологический портрет Мцыри, используя его монологи. Почему герой не имеет имени?

11. Изобразительно-выразительные средства «Мцыри» Поэма насыщена эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами, риторическими вопросами, восклицаниями, обращениями, элементами фольклора. Яркие средства художественной выразительности М.Ю. Лермонтов использует и для пейзажного (внешнего) изображения, и для раскрытия внутренних переживаний героя. Яркие средства художественной выразительности М.Ю. Лермонтов использует и для пейзажного (внешнего) изображения, и для раскрытия внутренних переживаний героя.

12. Работа с таблицей Стилистические приемы Примеры из поэмы «Мцыри» 1. Эпитеты 2. Сравнения 3. Метафоры 4. Гиперболы 5. Риторические вопросы 6. Восклицания 7. Обращения 8. Элементы фольклора

13. Творческий вопрос Как вы думаете, помогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства? Как вы думаете, помогает или мешает искусство живописи постижению вершины лермонтовского мастерства?

14. Творческое задание Определите, к каким эпизодам из поэмы «Мцыри» были созданы эти иллюстрации.

15. Заключительное слово учителя Вершина лермонтовского мастерства – создание нравственно глубокой и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы». Вершина лермонтовского мастерства – создание нравственно глубокой и высокохудожественной поэмы, о которой В.Г. Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонирует с сосредоточенным чувством, несокрушимою силой могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».

16. Домашнее задание Напишите сочинение-рассуждение о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Напишите сочинение-рассуждение о поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Источник Интернет

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!