Вспомним: По количеству грамматических основ предложения делятся на… (простые и сложные) Простыми называются предложения… (в состав которых входит одна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Задачи: Выявить условия постановки двоеточия в БСП; Сформулировать правило постановки двоеточия в БСП; Учиться.
Advertisements

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Урок 1 Цель урока Цель урока: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного.
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Гаврилова Татьяна Михайловна Учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 170 Колпинского района Санкт-Петербурга.
Сочинение на лингвистическую тему по цитате Л.Т.Григорян о знаках препинания в бессоюзном сложном предложении Подготовка к ГИА по русскому языку в 9 классе.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Бессоюзное сложное предложение. Знать: -правила постановки тире и двоеточия в БСП, -сферу употребления БСП. Уметь: -выяснять смысловые отношения в БСП,
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Двоеточие и тире в БСП 9 класс МОКУ «Коммунарская СОШ» Учитель Байбородова Галина Владимировна.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Презентация «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении» Дополнительный материал к уроку русского языка УМК любой Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
МБОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа г.Югорска Бессозное сложное предложение (Урок 1 – 9 класс)
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
Выполнила: ученица 11 класса Коновалова Анна Руководитель: учитель русского языка Николаева Н.Г. Проект.
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ. ТЕМА УРОКА: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Транксрипт:

Вспомним: По количеству грамматических основ предложения делятся на… (простые и сложные) Простыми называются предложения… (в состав которых входит одна грамматическая основа) Сложными… (в состав которых входит две и более грамматических основ) Сложные делятся на… (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные) Бессоюзное сложное предложение (БСП) – это… (сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов и союзных слов) Запятая в БСП ставится, если… (смысловые отношения между частями: перечисление, последовательность, одновременность) Точка с запятой в БСП ставится, если… (части далеки по смыслу, содержат собственные знаки) Условия постановки каких знаков в БСП нам пока не известны? (двоеточие, тире)

Двоеточие в бессоюзном сложном предложении

Задачи: Выявить условия постановки двоеточия в БСП; Сформулировать правило постановки двоеточия в БСП; Учиться применять правило на практике

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли. (И. Тургенев) Он покраснел: ему было стыдно убить человека безоружного... (Лермонтов) Вопросы и задания: 1. Прочитайте предложения 2. Найдите в каждом предложении грамматическую основу 3. Определите вид предложения по количеству грамматических основ 4. Поставьте вопрос от одной части предложения к другой 5. Определите значение второй части 6. Какие слова-помощники способствуют определению значения

Сформулируйте правило постановки двоеточия, вставив недостающие слова Двоеточие ставится между частями … предложения, если … предложение указывает … того, о чем говорится в … предложении. Проверь себя: Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении.

Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников (Пушкин) В самом деле, шинель Акакия Акакиевича имела какое-то странное устройство: воротник ее уменьшался с каждым годом более и более, ибо служил на подтачивание других частей (Гоголь) Вопросы и задания: 1. Прочитайте предложения 2. Найдите в каждом предложении грамматическую основу 3. Определите вид предложения по количеству грамматических основ 4. Определите цель второго предложения по отношению к первому 5. Определите значение второй части 6. Какие слова-помощники способствуют определению значения

Сформулируйте правило постановки двоеточия, вставив недостающие слова Двоеточие ставится между частями … предложения, если … предложение … первое, т.е. … его содержание. Проверь себя: Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

Вижу: кто-то скачет на лихом коне (А. Фет). И знаю: молодость цветущую твою не пощадит молвы коварное гоненье (М. Лермонтов). Вопросы и задания: 1. Прочитайте предложения 2. Найдите в каждом предложении грамматическую основу 3. Определите вид предложения по количеству грамматических основ 4. Определите цель второго предложения по отношению к первому 5. Какой союз можно вставить между частями

Сформулируйте правило постановки двоеточия, вставив недостающие слова Двоеточие ставится между частями … предложения, если … предложение … смысл …, распространяя один из его членов (обычно сказуемое). Проверь себя: Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения, если второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов (обычно сказуемое).

Работа с учебником 1. Познакомьтесь с содержанием параграфа 16 «Двоеточие в БСП» учебника 2. Какую новую информацию вы почерпнули, прочитав теоретический материал? 3. Почему в учебнике говорится о частях, а не предложениях? 4. Изъяснение и дополнение – это разные вещи?

Обобщим условия постановки двоеточия в БСП 1. Причина (= потому что, так как, ибо) Я доверяю любящим: они великодушны. 2. Пояснение (= а именно, то есть) Нам открылась неожиданная картина: на опушке стояли два оленя. 3. Дополнение – изъяснение (что; и вижу, и слышу, и чувствую) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчёт штурмана.

Игра «Кто быстрее назовёт?» Кто быстрее назовёт условие постановки двоеточия в БСП: 1. Путешествовал мало: не позволяло здоровье (Д. Лихачёв). 2.Вижу: кто-то скачет на лихом коне (А. Фет). 3. Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихорь (А. Пушкин) 4.Хорошо, что Лемм нас не слышал: он бы в обморок упал (Тургенев) 5. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: почти вся она за эту ночь пожелтела (К.Паустовский). 6. Пускаться плыть теперь беда: мой челн не крепок, весла ломки (В.Жуковский) 7. Большинство сходилось на одном: старые законы не годятся. (А. Фадеев) 8. Науку надо любить: у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука (Горький)

Возьмите Приложение 1 Объясните условия постановки двоеточия, указывая номер предложения и условие: прич. - причина, поясн. - пояснение, доп. - дополнение Проверьте правильность выполнения по контрольной карточке 1

Закрепление На компьютере откройте «Фразу» (обучающая программа-тренажер) Класс – 9 Тема – Двоеточие в сложном предложении Вариант Контроль Вариант - 526

Домашнее задание Теорию выучите; 1, 2, 3 - на выбор 1. Подберите примеры из художественной литературы на разные случаи постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (от 5 до 10) 2. Напишите сочинение с использованием двоеточия в бессоюзном сложном предложении. 3.Упр. 223 Возьмите Приложение 2 Честно ответьте на вопросы!!!

Спасибо за работу на уроке

Литература Русский язык 9 класс учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др. М., 2009 Предложения из произведений классической литературы «Фраза» Обучающая программа-тренажер по русскому языку