ЛЕКЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Преподаватель физического воспитания г. Чебаркуль, МОУ СОШ 1 Долматова Е.А. Человек – это самая большая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Тема урока:
Advertisements

Тема урока: Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания.. Если бы люди правильно дышали, То болезни стали бы редкостью. Авиценна.
Органы дыхания Учитель биологии МОУ СОШ 4 г. Лиски БРЕЖНЕВА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА.
Дыхательная система. 1.Строение и функции органов дыхания.Строение и функции органов дыхания. 2.Дыхательные движения и их регуляция. 3.Газообмен в тканях.
Презентация на тему "Дыхание"
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях. Выполнила ученица 8 класса «А» школы 10 Рыбас Валерия. Выполнила ученица 8 класса «А» школы 10 Рыбас Валерия.
Дыхание Автор учитель гимназии 42 г. Барнаула Козлова В.М.
Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Основные термины и определения: Дыхание Дыхание – это совокупность процессов, обеспечивающих поступление.
Дыхание МОУ Заболотовская СОШ Учитель биологии Коленова Ю.Н.
Строение и функции лёгких. Дыхательные движения..
Значение дыхания. Органы дыхания Значение дыхания. Органы дыхания.
Использование дыхательной гимнастики на занятиях по физическому воспитанию.
«Медицинский Университет Астана» АО СРС На тему : Дыхательная система человека Подготовила: Тасмухамбетова А.М Проверил: Тасжуреков А.О. Астана 2011 год.
Дыхание Цель урока: Развивать понятие «дыхание», сформировать знания об особенностях строения органов дыхания в связи с выполняемыми функциями.
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ..
ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ..
Дыхание, его значение. Строение и функции дыхания.
Подготовила учитель химии и биологии Раскаткина Вера Юрьевна.
Строение и значение дыхательной системы. Дыхание – это совокупность физиологических процессов, обеспечивающих между организмом и окружающей средой сложную.
Органы дыхания 1.Какова роль кислорода в организме? 2.Что происходит с воздухом в носовой полости? 3.Назовите крупные хрящи гортани 4.Что такое альвеолы,
Транксрипт:

ЛЕКЦИОННО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОК ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Преподаватель физического воспитания г. Чебаркуль, МОУ СОШ 1 Долматова Е.А. Человек – это самая большая тайна. И эту тайну надо изучать и познавать

Тема: Дыхательная система человека. План урока: 1. Лекционно-теоретический материал 2. Медицинский вопросник по состоянию дыхательной системы человека 3. Методы самоконтроля за дыхательной системой человека 4. Методика дыхательной гимнастики Стрельниковой

Лекционно-теоретический материал Воздух необходим для жизни Воздух необходим для жизни Сколько же кислорода необходимо человеку? Сколько же кислорода необходимо человеку? На что способны наши легкие? На что способны наши легкие? Строение легких Строение легких Функции носа Функции носа Циркуляция газов и питательных веществ (газообмен) Циркуляция газов и питательных веществ (газообмен)

Дыхательная система (синоним система внешнего дыхания) совокупность органов и анатомических образований, обеспечивающих движение воздуха из атмосферы к легочным альвеолам и обратно (дыхательные циклы вдох выдох) и газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью. Дыхательная система (синоним система внешнего дыхания) совокупность органов и анатомических образований, обеспечивающих движение воздуха из атмосферы к легочным альвеолам и обратно (дыхательные циклы вдох выдох) и газообмен между поступающим в легкие воздухом и кровью.

Собственно органами дыхания являются легкие и дыхательные пути: верхние (нос, придаточные пазухи носа, глотки) и нижние (гортань, трахея, бронхи, включая концевые, или терминальные, бронхиолы). Обильное кровоснабжение дыхательных путей и жидкий секрет желез их эпителия имеют значение для поддержания необходимых параметров температуры и влажности воздуха, проникающего в легкие из атмосферы. Воздухоносные пути заканчиваются переходом концевых бронхиол в дыхательные (респираторные бронхиолы, ветвления которых образуют ацинусы функционально- анатомическую единицу дыхательной паренхимы легкого. Максимальная общая площадь поверхности контакта кровеносных капилляров с альвеолами где происходит газообмен, составляет у взрослого около 90 м 2. К дыхательной системе относятся также грудная клетка и дыхательные мышцы, деятельность которых обеспечивает растяжение легких с формированием фаз вдоха и выдоха и изменение давления в плевральной полости, дыхательный центр, периферические нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания. Собственно органами дыхания являются легкие и дыхательные пути: верхние (нос, придаточные пазухи носа, глотки) и нижние (гортань, трахея, бронхи, включая концевые, или терминальные, бронхиолы). Обильное кровоснабжение дыхательных путей и жидкий секрет желез их эпителия имеют значение для поддержания необходимых параметров температуры и влажности воздуха, проникающего в легкие из атмосферы. Воздухоносные пути заканчиваются переходом концевых бронхиол в дыхательные (респираторные бронхиолы, ветвления которых образуют ацинусы функционально- анатомическую единицу дыхательной паренхимы легкого. Максимальная общая площадь поверхности контакта кровеносных капилляров с альвеолами где происходит газообмен, составляет у взрослого около 90 м 2. К дыхательной системе относятся также грудная клетка и дыхательные мышцы, деятельность которых обеспечивает растяжение легких с формированием фаз вдоха и выдоха и изменение давления в плевральной полости, дыхательный центр, периферические нервы и рецепторы, участвующие в регуляции дыхания.легкие нос придаточные пазухи носа глотки гортань трахея бронхи дыханиялегкие нос придаточные пазухи носа глотки гортань трахея бронхи дыхания

Строение легких

Легкие

На что способны наши легкие

Воздух необходим для жизни

Циркуляция газов и питательных веществ (газообмен)

Основная функция Дыхательной системы обеспечение газообмена между кровью и внешней средой в соответствии с потребностями организма, которые определяются интенсивностью обмена веществ и значительно различаются в состояниях покоя и физической работы. В условиях основного обмена у здоровых взрослых людей частота дыхания составляет 1216 в 1 мин диафрагма устанавливается высоко, вытесняя воздух из альвеол.газообмена

При физической нагрузке возрастание газообмена в Д. с. в норме обеспечивается снижением уровня стояния диафрагмы с приростом объема альвеолярного воздуха, расширением просвета бронхов, в связи с чем снижается сопротивление воздушному потоку. Кроме того, при физической нагрузке увеличиваются глубина и частота дыхания в таком оптимальном соотношении, которое обеспечивает вентиляцию возросшего объема альвеол адекватно повышенным минутным объемом дыхания при минимальном приросте работы дыхательных мышц. При патологии, приводящей к нарушению проходимости дыхательных путей, ограничению глубины дыхания, нарушению диффузии газов в легких, а также при расстройствах регуляции дыхания развивается дыхательная недостаточность, проявляющаяся усиленной работой дыхательных мышц и (или) различными расстройствами газообмена. При физической нагрузке возрастание газообмена в Д. с. в норме обеспечивается снижением уровня стояния диафрагмы с приростом объема альвеолярного воздуха, расширением просвета бронхов, в связи с чем снижается сопротивление воздушному потоку. Кроме того, при физической нагрузке увеличиваются глубина и частота дыхания в таком оптимальном соотношении, которое обеспечивает вентиляцию возросшего объема альвеол адекватно повышенным минутным объемом дыхания при минимальном приросте работы дыхательных мышц. При патологии, приводящей к нарушению проходимости дыхательных путей, ограничению глубины дыхания, нарушению диффузии газов в легких, а также при расстройствах регуляции дыхания развивается дыхательная недостаточность, проявляющаяся усиленной работой дыхательных мышц и (или) различными расстройствами газообмена. дыхательная недостаточность дыхательная недостаточность

Сколько же кислорода необходимо человеку ?

Способность дыхательной системы человека задерживать загрязнения

Функции носа

Медицинский опрос по состоянию дыхательной системы. Тестовое задание. Прочтите вопрос и ответьте «да» или «нет». 1. Приходиться ли вам «прочищать» горло? 2. Ощущаете ли вы «комок» в горле? 3. Беспокоит ли вас приступы чихания? 4. Заложен ли у вас постоянно нос? 5. Страдаете ли вы постоянно насморком? 6. Бывают ли у вас носовые кровотечения? 7. Бывает ли у вас реакция на пыльцу цветов? 8. Страдаете ли вы приступами удушья? 9. Беспокоит ли вас постоянный кашель? 10. Случалось ли вам когда-нибудь кашлять кровью? 11. Бывает ли у вас по ночам значительная потливость? 12. Жили ли вы когда-нибудь в контакте с туберкулезным больным? 13. Были ли вы в контакте с «гриппозным больным»?

Трактовка результатов. При ответах «да» на вопросы 8,9,10,11,12 или хотя бы на два из них, вам необходимо срочно обратиться к врачу. При ответах «да» на вопросы 1,2,3,4,5,6,7,13 вам следует избегать значительных физических нагрузок, переохлаждений, следует контролировать температуру тела.

Это вы должны знать! Методы самоконтроля за дыхательной системой. Тест «Носовое дыхание» Если во время бега вы легко дышите носом, то нагрузка соответствует возможностям вашей дыхательной системы. Работа идет в аэробном режиме. Если дыхание становится носо-ротовым, то кислорода не хватает, работа идет в анаэробном –аэробном режиме энергообеспечения. Если дыхание становится носо-ротовым, то кислорода не хватает, работа идет в анаэробном –аэробном режиме энергообеспечения. Тест «Разговорный» Если во время бега вы свободно можете поддерживать речь, то нагрузка оптимальна для вашего организма, бежать легко. Оба теста характеризуют не только возможности дыхательной, но и сердечно-сосудистой систем.

Комплекс дыхательных упражнений МЕТОДИКА ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ.СТРЕЛЬНИКОВОЙ Эта гимнастика сложилась в результате лечения и вос­становления певческого голоса. Суть методики в актив­ном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного «эмо­ционального» вдоха происходит как бы сам собой Основной особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела. Известно, что общепринятым яв­ляется положение, когда вдох и выдох необходимо выполнять при наиболее благоприятных условиях: при расширении грудной клетки вдох, при уменьшении выдох. В упраж­нениях, предложенных А. Стрельниковой, рекомендуется прямо противоположное. Например, вдох надо выполнять при на­клоне вперед, а выдох при выпрямлении. Отсюда и назва­ние «парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой»^На занятиях начинающие выполняют упражнения для вдоха по 832 раза сериями, не менее 96 раз каждое. Так, например, десять упражнений при этом дают возможность делать 960 вдохов. Для выполнения таких серий вдохов и выдохов рекомендуются следующие упражнения: 1. Повороты головы направо и налево. На каждый пово­рот шумный короткий вдох носом. 2. Наклоны головы в стороны или вперед и назад с ана­логичными вдохами. 3. «Обнимание плеч». Резко, из положения руки в сто­роны крестным движением плотно захватить правой рукой левое плечо, а левой рукой правое (повторить в темпе прогулочного шага). 4. Темповые наклоны вперед. При каждом наклоне вдох. 5. Повороты туловища налево и направо (при каждом повороте вдох). 6. Наклоны вперед и назад. При наклоне назад руки обхватывают плечи. 7. Полуприседы с выдохом. Методика Стрельниковой помогает постановке голоса, ук­репляет дыхательные мышцы, оказывает терапевтический эффект при лечении астмы.