Святой Варнава Ветлужский Преподобный Варнава Ветлужский – священник, осветивший своими подвигами ветлужскую сторону, прибыл в безлюдное Поветлужье из.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Автор ученик 10 класса Автор: ученик 10 класса Великанов Олег Великанов Олег Руководитель: Миронов В.В. Муниципальное образовательное учреждение Мирновская.
Advertisements

Подвижник веры – Варнава Ветлужский 12+. Подвижник веры – Варнава Ветлужский «Не стоит село без праведника, а город без святого» (Народная мудрость) Варнава.
Задонск Город - монастырь или Русский Иерусалим. Русский Иерусалим Задонск – крупный центр духовной культуры, стяжавший славу «Русского Иерусалима», город.
По иоасафовским местам Святого Белогорья. «Молитва святых - это главное в духовной жизни. Она направлена на созидание и мощь государства. Дело государства.
700 лет со дня рождения. Преподобный Сергий Радонежский (1314 – 1393) Художник М. В. Нестеров.
Соборы Санкт-Петербурга Нгуен Нгок Лан
Сергий Радонежский. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; 3 мая сентября 1392) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой.
Кузнецк (Пензенская область) Прежние названия: Труёво, Труёво- Воскресенское, Нарышкино. Выполнил: Ученик 4А класса ГБОУ СОШ 428 Лавриненко Игорь.
К югу от столицы, в 43 километрах от центра Москвы, на берегах реки Пахры (правый приток Москва-реки), расположен город Подольск. Город вырос из небольшого.
Белые церкви плывут в бесконечности. в бесконечности. О, кладенцы неземной чистоты! Непокорённые граждане вечности. Белые церкви-святые кресты!
Пока за нас молятся Святые воины нашей Русской земли, не кончится век героев – живых примеров ныне живущим, и тем, кто придёт вслед за нами.
ВЫПОЛНИЛИ: МЕРЕЖАНОВ ДМИТРИЙ, 6 КЛАСС МОУ ВСОШ; РОСТОВЦЕВ АЛЕКСАНДР, 3 КЛАСС МОУ ВСОШ РУКОВОДИТЕЛЬ: МЕРЕЖАНОВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНЫЙ ВАРНАВА.
Святой преподобный Пахомий Нерехтский Работу выполнили учащиеся 7 класса: Токина Стелла, Шаргунова Оксана, Смирнова Людмила, Воробьева Ксения, Колесова.
Исторические основы православной культуры Урок 12 ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА.
Калныня Светлана Викторовна Учитель МХК. По своему глубокому смирению Сергий долго отказывался стать игуменом обители. Только после строгого указания.
Моя малая родина Долгое. Милая родина, край чернозёмный… Рощи, поля и леса, Белые горы, степные просторы Взглядом окину – краса! Долгое славное, край.
Золотое кольцо России Золото́е кольцо́ Росси́и семейство туристических маршрутов, проходящих по древним русским городам, в которых сохранились уникальные.
Петр и Феврония покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского.
В Мониторчик посмотри! Узнаешь тайны всей Земли! Уважаемые детки из далёкого будущего,сейчас мы вам расскажем о Ярославле.
Цели и задачи Каждый год мы всей семьей отправляется куда – нибудь на экскурсию. В Володском крае много монастырей. А что такое монастырь? Как он появляется?
Транксрипт:

Святой Варнава Ветлужский

Преподобный Варнава Ветлужский – священник, осветивший своими подвигами ветлужскую сторону, прибыл в безлюдное Поветлужье из города Великого Устюга в 1417 году. Варнава принял монашеский постриг в одном из древнейших монастырей Великого Устюга – Михайло-Архангельском или Иоанно- Предтеческом. Из его жития следует, что он был «саном иерей» в местном приходе, где крестил язычников и татар. При пострижении преподобный получил новое монашеское имя – Варнава, в честь святого Апостола Варнавы. В это время бассейн реки Ветлуга представлял собой глухой край, населённый марийцами.

Тогда, в начале XV века земли городов Устюга и Галича вошли в состав Московского княжества. Не желая усиления Москвы, Нижегородский и Вятский князья пошли войной на «московитов». К ним присоединились татары и черемисы. В 1417 году хан Дервиш и черемисский князь Кельдибек с Ветлуги вместе с вятичами совершили большой набег на Великий Устюг. Город был разорён, многие попали в плен. По преданию, марийцы увели тогда местного священника Варнаву на Ветлугу, где он и поселился, получив свободу. Согласно летописи, собранной краеведом начала XX века Д.П.Дементьевым в его «Историческом очерке Пыщугской волости Ветлужского уезда с древнейших времён», пленника привезли в г. Якшан (ныне село Кажирово) на Ветлуге. Князь Кельдибек даровал Варнаве свободу и позволил ему священнослужение в церкви в честь Святителя Николая. Из Якшана священник отправился вниз по Ветлуге на плотах. В местах его остановок были основаны станы. Это сёла Воздвиженское (ныне Притыкино), Богородское, Рождественское, город Ветлуга.Ветлуга

Последним пунктом путешествия в нижнем течении реки Ветлуга, где поселился подвижник, стала Красная гора. На высоком берегу священник срубил скит, рядом с которым поставил маленькую часовню. Овладев языком местных жителей, преподобный отец начал проповедовать на берегах Ветлуги Слово Божие. Большое влияние на народ оказывали образ подвижнической жизни святого, его любовь, воистину преображавшая его мир. Варнава лечил людей травами и добрым словом. Очевидно, знание трав и житейская мудрость и дали ему имя «Преподобного». Даже лютые звери при нём смиряли, а путники приходили к нему за советом, получали благословление. За высокие подвиги Преподобного отца глубоко уважали. Так, в постах и молитвах Преподобный Варнава прожил в своей келье на Красной горе 28 лет, собрав вокруг себя небольшую колонию русских монахов и земледельцев.

В книге «Варнавинская старина» М.А.Балдин пишет: «…это был человек большой силы воли, незаурядного ума и хорошо образованный священник – иерей, убеждённый сторонник единого московского государства». О значении прихода и поселения на Ветлуге Варнавы краеведом М.А.Балдиным сказано: «Придя в глухие ветлужские леса, Варнава хотел своей подвижнической деятельностью здесь привлечь внимание русских земледельцев для заселения этого края и создать на Ветлуге мужскую обитель – центр христианской культуры и укреплённое поселение для ответных ударов врагам русской земли в Заволжье».

После кончины Варнавы иноки построили на Красной горе две церкви - Николая Чудотворца и Живоначальной Троицы. Так было положено начало Троицко-Варнавинскому монастырю. Здесь, при гробе Преподобного, начали совершаться чудеса исцеления больных, о чём скоро разнеслась широкая слава по всей Руси. Согласно его житию, «…больные получали исцеления от болезней не только при гробе Преподобного Варнавы, но на пути к обители его и даже в домах своих, когда с верою призывали в помощь себе молитвы этого угодника Божия». После молебного пения и окропления освещённой водою тяжело больные люди исцелялись от многих болезней. За чудо действия, происходящие у гроба Преподобного отца Варнавы, над могилой которого его последователи построили церковь, в 1639 году Русской Православной церковью он был причислен к лику святых. В том же году составляется его житие и пишутся иконы. Позже мощи были перенесены в Троицкую церковь, где и хранились до 30-х годов XX века. Тогда мощи были утрачены, а храмы Варнавина, которых к тому времени было три, разрушены.Варнавина

День кончины святого подвижника – 11/24 июня 1445 года, когда Варнава Ветлужский поминается Православной церковью – и поныне празднуется в Варнавине как Варнавинская Година и День посёлка, история которого берет свое начало с XV века, когда в этих краях появился необычный первой житель. Троицко-Варнавинский монастырь был упразднен в 1764 году согласно административно-территориальной реформе. Монастырскую слободу переименовали в уездный город согласно указу Екатерины II в 1778 году. А в 1779 году у города появился свой герб. К началу XIX века были созданы все уездные и городские власти. Общая численность населения г. Варнавина составляла около 700 человек. В Варнависнкий уезд вошли большие территории Поветлужья (сейчас это Варнавинский, Уренский, Краснобаковский районы и др).Варнавинский УренскийКраснобаковский Решением ВЦИК республики в 1922 году Варнавинский и Ветлужский уезды были включены в состав Нижегородской губернии. В 1923 году административная реформа по укреплению уездов создала в Поветлужье вместо трех уездов (Варнавинского, Ветлужского и Воскресенского) два уезда Ветлужский и Краснобаковский. Варнавинский уезд делится между ними. К Ветлужскому уезду отошли 6 северных правобережных волостей Варнавинского уезда, включая Шудскую волость, а к Краснобаковскому уезду все другие волости, включая и Воскресенский уезд. Такое деление сохранилось до 1929 года, когда создаются Нижегородский край, районы и Сельские Советы. Ветлужский Воскресенский

В 1929 году при районировании Варнавинский район стал самостоятельным с 30 июня этого же года, когда первый районный съезд Совета избрал исполком Совета Шудскую волость, где созданы Антонихинский и Горкинский сельсоветы. В Варнавинском районе создаются сельсоветы: Бажинский, Варнавинский, Звернихинский, Кайский, Лапшангский, Макарьевский, Ново-Никольский, Скоковский и Тимарихинский. На первое января в пределах района было 295 селений, жителей из них в Варнавине 1583 человека. По решению Нижегородского крайкома и крайисполкома в соответствии с постановлением ВЦИК от года 10 районов упразднялись. В это число вошел и Варнавинский район, который вновь вошел в состав Краснобаковского района. Общая площадь укрепленного района составляла га с населением более 60 тысяч человек при 28 сельсоветах. Постановлением президиума Горьковского исполкома от года был утвержден Варнавинский район из 11 сельсоветов. Антонихинский и Горкинский сельсоветы от Ветлужского района отходят к Варнавинскому району. По данным Варнавинского земства в 1914 году, в уезде частным собственникам принадлежало 597 промышленных и торговых заведений. Их владельцы платили в уездное и губернское земства 8416 рублей налога. Основная масса денежных земских сборов шла на социальные нужды населения уезда: народное образование, медицину, содействие экономическому благосостоянию населения и т.д. В помощь земству включались частные предприниматели из дворян, купцов, лесопромышленников. Они бескорыстно жертвовали свои сбережения на строительство учебных, медицинских и культурных заведений или передавали свои здания и земли земству. Среди таких были: князь Трубецкой, купец Попов, помещик Кочуков и др. На рубеже XIX - XX вв. в Варнавине наблюдается подъем культурной жизни. Горожане были знакомы с разными видами искусства.князь Трубецкой

На рубеже XIX – XX вв. для городов России был характерен подъем интереса к театральному оперному и другим видам искусства. Это наблюдалось и в малых городах, каким был Варнавин. История театральной жизни города Варнавина берет свое начало с постановок спектаклей на сцене женской гимназии. Сначала это был драматический кружок, участниками которого ставились спектакли, проводились литературно-вокальные вечера и музыкальные концерты, в 1918 году кружок получил название «Самообразование». Но он поменял лишь имя, в него вошли те же увлеченные и талантливые люди города: Н.М.Бирючев, В.Д.Черногубов, А.А.Голубева, А.А.Шаманин и др. Они и составили костяк варнавинских театралов. В 1911 году был организован Великорусский струнный оркестр под руководством В.И.Кулагина. Оркестр выступал на сцене училища и участвовал на Всероссийской выставке в Костроме в 1913 году на праздновании 300-летия дома Романовых, т.е. был знаменит. Культурная жизнь города оживилась с приездом в Варнавин одаренного музыканта В.И.Виноградова, который стал создателем симфонического оркестра в Варнавине, организатором курсов вокального искусства, им были поставлены оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе и др.

Город Варнавин был богат талантливыми, увлеченными людьми, влюбленных в искусство. Из династии Виноградовых- Шаманиных вышли такие замечательные люди, как Л.А.Шаманин – музыкант и талантливый певец, А.А.Шаманин – музыкант и художник, А.А.Голубева – талантливая многоплановая актриса. В начале XX века в Варнавине появился синематограф, что было редкостью даже для губернских городов. Город Варнавин на рубеже XIX – XX вв. своей интересной культурной жизнью был обязан активной творческой деятельности варнавинских талантов или просто увлеченных культурных и творческих людей.

Варнавин XIX века (мысленный взор краснобаковской поэтессы Клары Панфиловой): Он построен по-городскому, И дома с пристройками здесь Мезонинчики и балконы, И веранды у многих есть. Не увидеть помоек и свалок, Не найдёшь ни соринки тут. Много улиц больших и малых, Все их утром метлой метут. Там и лавочки под сиренью, И беседки в виде грибков, Где девицы заняты чтением В ожидании женихов. Варнавин прославился в России не только чудодейственными мощами Варнавы Ветлужского, но и как место ссылок. Салтыков-Щедрин писал: «Чем же это пахнет? Уж не пахнет ли это выдворением каким? Например, Чебоксарами? Или, быть может, Варнавиным?». В начале слободки, ул. Пролетарская, в конце Солдатской улицы стояло белое двухэтажное каменное с решетками здание, обнесенное кирпичным высоким с толстыми стенами забором. Здесь была большая, по уездным меркам, тюрьма и казарма военного гарнизона. Она же служила и пересыльным пунктом. По распоряжению Министра Внутренних дел в Варнавин для поселения были направлены участники польского восстания 1863 года. Большинство из прибывших принадлежало к дворянским революционерам, боровшимся за национальную независимость Польши от России. Среди варнавинцев долго хранилась память о польских ссыльных, вольных, свободолюбивых людях, которые не кланялись подобострастно исправникам и полиции, а делали много добра в деле просвещения местного населения.

Живя в Варнавине десятилетиями, а то и пожизненно, «инородцы» несли заряд европейской культуры, создавали особую ауру российского городка. Они обзаводились семьями, укоренялись на здешней земле. И на этой почве складывалась некая особенность, уникальность Варнавина, его духовность, культура. Среди тех, кто получил путевку от «инородцев» в науку, был известный юрист, искусствовед, журналист и географ Иван Александрович Рязановский. Сын варнавинского уездного чиновника, Ваня Рязановский, брал у образованных поляков уроки по изучению польского, французского и латинского языков. В 1876 году под «строгий полицейский надзор» в Варнавин был сослан сын священника из Красноуфимска Пермской губернии революционный демократ Степан Иванович Шиловский за «самое пагубное влияние на учащуюся молодежь». Шиловский с усердием служил варнавинскому народу: составлял грамоты, прошения, жалобы, объяснял необходимые юридические тонкости, был «у дел», чем снискал благодарную память варнавинцев. В Варнавине до сих пор говорят: «Дел, как у Шиловского!». Среди пленных были турки. Недавно в Санкт-Петербурге была найдена книга воспоминаний одного из пленных, где он 2/3 посвятил Варнавину. Среди этих пленных было очень много художников. Они организовывали целые выставки. Одна из картин – работа капитана Хильми – дошла до нас и хранится в Варнавинском историко-художественном музее. Сегодня здание Варнавинской тюрьмы живет новой жизнью. В нем расположена фабрика художественной резьбы по кости «Варко».резьбы по кости