Фразеологизмы Презентация разработана Пивневой Татьяной Евгеньевной, учителем русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г. Краснодара Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г.
Advertisements

Тип: урок «открытия» нового знания; Технологии: Здоровьесбережения; педагогики сотрудничества; самодиагностики; проектной деятельности. Решение проблемы:
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ «ЗАБАВНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ» 8 КЛАСС.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Урок составила учитель русского языка и литературы Саенко Ксения Андреевна МАОУ лицей пгт Афипского МО Северский район 2013 г.
Удивительный мир фразеологизмов. Продолжи фразеологизм Без задних… Брать себя в … Бросать слова на … Вывести на чистую… Делать из мухи … Держать язык.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Факультативное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» Выполнила учитель русского языка и.
Каменева Елена Николаевна Учитель светских предметов Школы «Бнот Менахем» АНО СОШ БОЦ «Месивта Любавич» Москва 1 Елена Каменева "Месивта Любавич" г.Москва.
МОУ Пальниковская средняя общеобразовательная школа Урок разработала учитель русского языка и литературы Уткина Маргарита Николаевна Пермский район 2008.
Урок русского языка 3 класс по программе «Школа России" Тема : Что такое фразеологизмы?
Что объединяет все эти фотографии? …Нет реки без имени. И нет речного имени без загадки… Красная Песчаная Крутая Тихая Мутная Каменка Быструха Гришкина.
Фразеологизмы Признаки фразеологизмов Происхождение фразеологизмов Однозначные и многозначные фразеологизмы Фразеологизмы- синонимы Фразеологизмы-антонимы.
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь- это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь.
3_Лузино1_Огоньки III этап «Фразеологическое лото»
Шутливо, да не очень Автор: Воронович Мария Владимировна.
Презентация к уроку «Правописание сложных слов» разработана в виде исследовательского проекта. Данный материал поможет узнать, какие соединительные гласные.
Автор: Семенушкина Евгения Юрьевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 50 Г. Тюмени Фонетика, грамматика, правописание 4 класс.
Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание слов, употребляемое в переносном смысле, которое можно заменить одним словом. произошло путем сложения.
Тема: «Чтоб не осталось в стороне никого» Цель: повторить материал, обобщить знания по теме «Лексика и фразеология»
Транксрипт:

Фразеологизмы Презентация разработана Пивневой Татьяной Евгеньевной, учителем русского языка и литературы.

Фразеологизмы Цель: 1)Уметь определять лексическое значение фразеологизмов. 2) Употреблять фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами.

Фразеология Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. Водить за нос – обманывать, Водить за нос – обманывать,дурачить.

Отгадайте, какой корень использует автор? Если вашему знакомому медведь на ~о наступил (нет музыкального слуха), а он увяз по ~и (полностью увлечён) в музыке и своими песнями уже прожужжал ~и (надоел), не стоит навострить -и (прислушиваться). Иначе можно растерять -и (заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо -ей (не обращайте внимания). Он подумает, что вы туговаты на ~о (плохо слышите), и отстанет. Если вашему знакомому медведь на ~о наступил (нет музыкального слуха), а он увяз по ~и (полностью увлечён) в музыке и своими песнями уже прожужжал ~и (надоел), не стоит навострить -и (прислушиваться). Иначе можно растерять -и (заслушаться). Просто эти песни пропустите мимо -ей (не обращайте внимания). Он подумает, что вы туговаты на ~о (плохо слышите), и отстанет.

Верно ли рисунки показывают значение фразеологизмов?

Словарная статья. Заяц, зайца, м. 1. Небольшой зверёк из отряда грызунов, а также мех этого зверька. 2. Перен. Разг. Безбилетный пассажир. 3. Перен. Трус. Гоняться (или гнаться, погнаться) за двумя зайцами стремиться выполнить одновременно два дела, достигнуть двух разных целей. Заяц, зайца, м. 1. Небольшой зверёк из отряда грызунов, а также мех этого зверька. 2. Перен. Разг. Безбилетный пассажир. 3. Перен. Трус. Гоняться (или гнаться, погнаться) за двумя зайцами стремиться выполнить одновременно два дела, достигнуть двух разных целей.

Определите, сколько фразеологизмов использовано в этом тексте? КАК РАБОТАЕТ СЛОВО КАК РАБОТАЕТ СЛОВО Бывает частенько, что слово одно, Бывает частенько, что слово одно, Но очень по-разному служит оно. Но очень по-разному служит оно. Примеры тут можно найти без труда, Примеры тут можно найти без труда, Возьмём хоть короткое слово «вода». Возьмём хоть короткое слово «вода». Вот был я мальчишкой, да детство прошло. Вот был я мальчишкой, да детство прошло. С тех пор уж «немало воды утекло», С тех пор уж «немало воды утекло», О смелом мы вправе сказать наперёд: О смелом мы вправе сказать наперёд: Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдёт»! А гуси и утки сухие всегда. А гуси и утки сухие всегда.

Определите, сколько фразеологизмов использовано в этом тексте? Заметили люди: «как с гуся вода». Заметили люди: «как с гуся вода». Случалось с тобою: ты правил не знал, Случалось с тобою: ты правил не знал, Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Молчал при опросе? «Воды в рот набрал!» Лентяй отдыхает, а время идёт Лентяй отдыхает, а время идёт «Под камень лежачий вода не течёт». «Под камень лежачий вода не течёт». Сказать болтуну мы порою не прочь: Сказать болтуну мы порою не прочь: Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»! Довольно, мол, «воду-то в ступе толочь»!

Определите, сколько фразеологизмов использовано в этом тексте? Не прочь и другому сказать невзначай: Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду! Ты дело давай!» «Довольно лить воду! Ты дело давай!» Работать впустую!.. Что скажут потом? Работать впустую!.. Что скажут потом? Не дело, мол, «воду носить решетом»! Не дело, мол, «воду носить решетом»! Стихи я пишу, не жалея труда, Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...» Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода...» (В. Суслов) (В. Суслов)

Назовите фразеологизмы, спрятанные в рисунке.

Ответы. Поливать грязью, Поливать грязью, парить в облаках, парить в облаках, висеть на хвосте. висеть на хвосте.

Из истории фразеологизмов. Тянуть канитель. В старину канителью называлась металлическая нить для вышивания. Её вытягивали («волочили») клещами из раскалённой металлической проволоки. Канитель (металлическая нить) была золотая, серебряная или позолоченная, посеребрённая. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа, и поэтому выражение тянуть канитель получило значение «терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать» или «затягивать решение какого-нибудь вопроса». Тянуть канитель. В старину канителью называлась металлическая нить для вышивания. Её вытягивали («волочили») клещами из раскалённой металлической проволоки. Канитель (металлическая нить) была золотая, серебряная или позолоченная, посеребрённая. Канителью (нитью) вышивали по бархату, сафьяну или сукну. Это была крайне медленная, скучная и непроизводительная работа, и поэтому выражение тянуть канитель получило значение «терять время, очень медленно и бестолково что-нибудь делать» или «затягивать решение какого-нибудь вопроса».

Из истории фразеологизмов. Плясать под чужую дудку. Две с половиной тысячи лет назад, во время войны с мидянами, персидский царь Кир тщетно пытался склонить на свою сторону малоазиатских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рассказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы» о том, как один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул её и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сети, он сказал им: «Глупые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете». Плясать под чужую дудку. Две с половиной тысячи лет назад, во время войны с мидянами, персидский царь Кир тщетно пытался склонить на свою сторону малоазиатских греков. Когда же он покорил мидян, греки выразили готовность подчиниться ему. На это он рассказал их послам басню Эзопа «Рыболов и рыбы» о том, как один флейтист, увидевший рыб в море, стал играть на флейте, ожидая, что они выйдут к нему на сушу. Обманувшись в надежде, он взял сеть, закинул её и вытащил множество рыб. Видя, как рыбы бьются в сети, он сказал им: «Глупые! Перестаньте плясать. Когда я играл на флейте, вы не хотели делать это, а теперь, когда я перестал, вы пляшете». Плясать под чужую дудку значит «подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле». Плясать под чужую дудку значит «подчиняться кому-нибудь, действовать по чьему-либо внушению, следовать чужой воле».

Использованные источники: «Современный русский язык». Учебник: Фонетика. Фразеология. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис./ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. СПб: Издательство «Лань» 2001 г. «Современный русский язык». Учебник: Фонетика. Фразеология. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис./ Л.А. Новиков, Л.Г. Зубкова, В.В. Иванов и др. СПб: Издательство «Лань» 2001 г. Учебник «Школьная риторика» под ред. Т. А. Ладыженской Учебник «Школьная риторика» под ред. Т. А. Ладыженской Москва «Дрофа» 2009 год.