Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Окружающий мир.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа I ступени как объект стандартизации общего образования.
Advertisements

Новые требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования С 1 января 2010 года в действие вступил федеральный государственный.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
1 ФГОС НОО Содержание Примерной основной образовательной программы НОО.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Полянская О. А. зам.директора по УД МБОУ лицей 135.
С 1 сентября 2011 года все российские школы перейдут на новые Стандарты начального общего образования. Федеральный государственный стандарт второго поколения.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения «Нижне - Талицкая основная общеобразовательная.
1 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательная программа Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Образовательная программа начального общего образования в контексте ФГОС МОУ гимназии 6 на период 2010 – 2014 гг 26 января 2011 г.
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Медникова Л. А., к. п. н., доцент кафедры теории и методики обучения КОИРО.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Окружающий мир

ВАРИАТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОЗНАКОМЛЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Система учебников «Начальная школа XXI века» Автор: Н. Ф. Виноградова Основная цель – формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и поведения в ней; понимание своей индивидуальности

Комплект для 1 класса Комплект для 4 класса Комплект для 3 класса Комплект для 2 класса Методика обучения 1-4 кл. Программа курса «Окружающий мир» 1-4 кл.

Система учебников «Школа 2100» Автор: А. А. Вахрушев Главная задача курса - формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника

Комплект для 2 класса Комплект для 1 класса Комплект для 3 класса Комплект для 4 класса

Система учебников «Перспектива» Авторы: А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая Новый подход к содержанию предмета «Окружающий мир» природа – человек – культура

Рабочие тетради Рабочая тетрадь «Окружающий мир. ОБЖ» Методические рекомендации к урокам Учебники

Система развивающего обучения Л.В. Занкова Авторы: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков Отличительной особенностью построения курса является его подчинение логике исторического развития природы Земли, человека и человеческого общества

Комплект для 1 класса Комплект для 2 класса Комплект для 3 класса Комплект для 4 класса

Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Авторы: Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварёва Основной задачей курса является формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума

Комплект для 4 класса Комплект для 3 класса Комплект для 2 класса Комплект для 1 класса

Учебный комплект «Гармония» Автор: О.Т. Поглазова Цель курса – дать детям начальное представление о целостной научной картине мире, показать связь деятельности человека и окружающего мира, познакомить с историческими событиями своей страны

Комплект для 4 класса Комплект для 3 класса Комплект для 2 класса Комплект для 1 класса Учебники в 2 частях Рабочие тетради в 2 ч. Тетради для тестовых заданий (2, 3, 4 классы) Методические рекомендации для учителя Комплект наглядных пособий в печатном и электронном виде (выпуск к 1 классу 2011 г.) Электронное сопровождение курса для интерактивной доски (выпуск к 1 классу 2011 г.)

Учебный комплект «Перспективная начальная школа» Авторы: О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

Комплект для 1 класса Комплект для 3 класса Комплект для 2 класса Комплект для 4 класса

Учебный комплект «Планета знаний» Авторы: Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов Е.В. Саплина, А. И. Саплин Формирование ценностного представления о мире, о человеке, природе, здоровом образе жизни;

Учебники в 2-х частях; рабочие тетради; методические пособия

Уроки окружающего мира: типы и структура

уроки овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления; уроки формирования и усвоения умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний; уроки повторения и закрепления; контрольно-проверочные уроки; комбинированные уроки

Типы уроков окружающего мира

Урок-наблюдение Урок-поиск Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог) Урок-практикум Урок-игра

Требования к урокам окружающего мира

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира 2. Учет целесообразного сочетания репродуктивных, продуктивных и творческих методов познания 3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности 4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника

Урок-наблюдение Основной метод обучения: восприятие объекта (явления, события) окружающей действительности с целью получения информации об объектах, накопления первоначальных представлений и фактов о них Основной структурный элемент: целенаправленное рассматривание объекта по плану учителя или по плану, составленному учащимся (учащимися) Дополнительные структурные элементы: предъявление или составление плана; инструкция к работе; поиск дополнительной информации, ее анализ; коллективное обсуждение полученных результатов (учебный диалог)

Урок-поиск Основной метод обучения: исследование – целенаправленное наблюдение за действиями (поведением, динамикой) объекта (явления) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы Основной структурный элемент: постановка проблемы и поиск путей ее решения Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез (предположений), их проверка; анализ выдвинутых доказательств; наблюдение

Урок-дискуссия (учебный диалог/полилог) Основной метод обучения: обсуждение с целью обобщения, систематизации, закрепления полученной учебной информации Основной структурный элемент: диалог/полилог Дополнительные структурные элементы: обмен информацией и ее коллективный анализ; обмен репликами; наблюдение; формулирование выводов

Урок-практикум Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств предметов (объектов, явлений) Основной структурный элемент: опыт (эксперимент) и анализ его результатов Дополнительные структурные элементы: постановка цели; обсуждение плана работы и алгоритма действий; описание оборудования

Урок-игра Основной метод обучения: дидактическая (ролевая) игра с целью применения, закрепления полученных знаний и выявления неусвоенного учебного материала Основной структурный элемент: процесс разыгрывания игровой ситуации Дополнительные структурные элементы: предъявление (постановка) игровой задачи; характеристика структурных компонентов игры; оценка результатов игры

Использование различных форм организации обучения на уроках окружающего мира

характерной особенностью этой формы обучения является ведущая роль учителя и полная зависимость ученика от инструкций и указаний учителя Фронтальная форма обучения

Групповая форма обучения в наибольшей степени способствует развитию у младшего школьника умения проявлять инициативу, творчество, самостоятельность в учении

Групповая работа с лидерным типом взаимодействия с паритетным типом взаимодействия с демократическим типом взаимодействия

Групповая работа с лидерным типом взаимодействия Результат труда - совокупность достижений каждого участника. Распределение ролей, руководство работой осуществляется лидером. Задание считается выполненным, даже если не все участники проявляли самостоятельность

Групповая работа со взаимодействием паритетного типа Групповая работа со взаимодействием паритетного типа От учеников требуется умение распределять роли в команде и следовать им. В процессе работы внутри группы не предполагается обмен заданиями и результатами работы. В итоге получится работа, в которую каждый участник команды вложил свой труд

Групповая работа с демократическим типом взаимодействия Групповая работа с демократическим типом взаимодействия В роли лидера может выступить любой представитель команды. Задание и распределение ролей предполагается таким, чтобы ребята могли помогать друг другу. Учитель может назначить ученика, который расскажет о результатах работы команды. Роль учителя сведена к минимуму – он только предлагает общую инструкцию

1. 1. Подготовительный этап (определение задач групповой работы, формулирование общих требований к выполнению учебной задачи, распределение по группам) 2. Формулировка задания и общий инструктаж по его выполнению 3. Распределение поручений и заданий в группе Примерная структура групповой формы обучения

4. Индивидуально ориентированная формулировка общего задания каждым учеником 5. Выполнение поисковой (реконструктивной, исследовательской) части учебного задания. Решение учебной задачи 6. Подготовка к предъявлению решения (составление, выработка коллективного решения) Примерная структура групповой формы обучения

7. Предъявление решения. Комментирование решения 8. Самооценка индивидуального и общего решения. Анализ трудностей и ошибок в организации работы и решении учебной задачи 9. Итоги работы: выводы об основных предметных знаниях, умениях и навыках; выводы об умениях и навыках выполнения роли, об участии в совместном труде Примерная структура групповой формы обучения

характеризуется активным взаимодействием двух учеников. Распределение на пары может быть как ситуативным, так и преднамеренным Парная работа

Это такая организация деятельности учащихся, которая объединяет всех для решения конкретной учебной задачи, а результат этой деятельности складывается из результата, полученного каждым учеником Коллективная работа

Эта форма организации обучения становится более эффективной, если педагог активно использует в своей деятельности не только фронтальную, но и групповую и парную работу. В этом случае ученик постепенно учится быть самостоятельным, проявлять инициативу и творчество, брать на себя ответственность за результаты своего труда Индивидуальнаяработа Индивидуальная работа

Федеральный государственный образовательный стандарт общего начального образования второго поколения Окружающий мир

44 Примерная основная образовательная программа (ООП) ФГОС второго поколения Основная образовательная программа, утвержденная ФГОС, разрабатывается на федеральном уровне и служит основой для разработки основной образовательной программы школы. Примерная основная образовательная программа носит рекомендательный характер. Во ФГОС закреплены: обязательные предметные области основные задачи реализации содержания предметных областей общее количество учебных занятий за 4 учебных года (оно не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов) Все остальные вопросы: разработка основной образовательной программы ОУ, разработка учебного плана школы, разработка формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы, определяет образовательное учреждение

45 Примерная (базисная) программа по «Окружающему миру» Примерная (базисная) программа не является рабочей, то есть не может использоваться в практической деятельности учителя, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам. Программа служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ. Учитель вправе выбрать любую программу обучения, любые учебники и дидактические материалы, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки РФ. Учитель может сам стать автором программы, в этом случае целесообразно познакомиться с Примерной программой по окружающему миру, которая определяет возможные пути раскрытия требований стандарта

46 Пояснительную записку Основное содержание обучения Варианты тематического планирования Рекомендации по материально- техническому обеспечению учебного предмета Примерная (базисная) программа включает

47 Раздел «Тематическое планирование» Представлено три варианта планирования с примерным распределением учебных часов по разделам курса. Раздел «Содержание курса «Окружающий мир» Определяет примерный базисный объем знаний по следующим разделам: человек и природа, человек и общество, правила безопасной жизни Раздел «Пояснительная записка» характеризует цели, назначение и место «Окружающего мира» как учебного предмета в системе начального образования раскрывает структуру Программы по «Окружающему миру» дает краткую характеристику основных разделов курса

48 Общая характеристика учебного предмета в «Пояснительной записке» Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально- гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях

49 Цели изучения «Окружающего мира» формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально- ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни

50 Цели изучения «Окружающего мира» Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие

51 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»

52 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума. Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества. Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле. Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности. Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно- нравственной консолидации российского общества. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко- культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

53 Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане На изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч из них в 1 классе - 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

54 Варианты тематического планирования Содержание курса Тематическое планирование I вариант (часы) Тематическое планирование II вариант (часы) Тематическое планирование III вариант (часы) Человек и природа Человек и общество Резерв 5412

55 Примерное тематическое планирование 108

56 Примерное тематическое планирование

Структура планируемых результатов Уровни описания Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения предмета (Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала (Блок «Выпускник научится» – задания базового уровня) Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУНов, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета (Блок «Выпускник получит возможность научиться» – выделяется курсивом)

58 Оценка достижения планируемых результатов Задания базового уровня сложности проверяют сформированность знаний, умений и способов учебных действий по данному предмету, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующей ступени. Как правило, это стандартные учебно-познавательные или учебно-практические задания, в которых очевиден способ учебных действий. Способность успешно справляться с такого рода заданиями целенаправленно формировалась и отрабатывалась в ходе учебного процесса со всеми учащимися. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения

59 Оценка достижения планируемых результатов Задания повышенного уровня сложности проверяют способность выпускника выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Учащийся сам должен выбрать этот способ из набора известных, освоенных в процессе изучения данного предмета. В некоторых случаях учащийся сам должен сконструировать способ решения, комбинируя известные ему способы, привлекая знания из других предметов или опираясь на имеющийся жизненный опыт. Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения Невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения

Раздел «Человек и природа» Раздел «Человек и природа» Задание базового уровня Определи, каким деревьям принадлежат листья и плоды на рисунках. Соедини стрелками рисунок с названием дерева. рябина береза клен ива дуб

Раздел «Человек и природа» Раздел «Человек и природа» Задание повышенного уровня Узнай животное по его описанию и запиши его название. Это ласковое, пушистое, грациозное животное было одомашнено древними египтянами, считавшими его священным. Хищник по природе, оно питается ящерицами, мышами, птицами. Это животное ______________________

Задание базового уровня Какое явление в жизни растений можно наблюдать весной? Отметь ответ ٧. Созревание плодов и семян Приостановка роста и развития Распускание почек, цветение Отмирание надземной части у травянистых растений Раздел «Человек и природа» Раздел «Человек и природа»

Задание повышенного уровня Выбери три свойства, характерные для воздуха. Отметь ответы ٧. Прозрачность; Плохо проводит тепло; Твердость; Не имеет запаха; Белый цвет; Сжимается при нагревании Раздел «Человек и природа» Раздел «Человек и природа»

Задание базового уровня Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр и говорит родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней. Что Оксана должна была сказать родителям в этот день? Выбери верное утверждение. Отметь ответ. Сегодня оттепель, всего два градуса ниже нуля. Сегодня хорошая погода, двадцать градусов тепла. Одевайтесь теплее, на улице двадцать градусов мороза. На улице сильный мороз, температура ниже сорока градусов Задание базового уровня Каждый день перед школой Оксана смотрит на висящий за окном термометр и говорит родителям о том, какая на улице температура. На рисунке показан вид термометра в один из дней. Что Оксана должна была сказать родителям в этот день? Выбери верное утверждение. Отметь ответ ٧. Сегодня оттепель, всего два градуса ниже нуля. Сегодня хорошая погода, двадцать градусов тепла. Одевайтесь теплее, на улице двадцать градусов мороза. На улице сильный мороз, температура ниже сорока градусов

Таблица 1 Сила ветра ОсадкиОблачность Слабый Снег Ясно Средний Дождь Частичная облачность Сильный Сплошная облачность 1. Никите поручили провести наблюдения за погодой в течение недели. В своём дневнике наблюдений он должен был в полдень отмечать температуру воздуха, силу ветра, осадки и облачность. Предложи условные обозначения для записи результатов наблюдений и укажи их в таблице 1. Задание повышенного уровня Дата Темпе ратура Облач ность Сила ветра Осадки 5 ноября Таблица 2 2. В один из дней наблюдений, пятого ноября, Никита отметил, что всё небо заволокли серые тучи, пошёл моросящий дождь, который сопровождался достаточно сильным ветром. Температура при этом не поднималась выше трёх градусов. Помоги Никите заполнить дневник наблюдений. Используя выбранные условные обозначения, внеси в таблицу 2 результаты наблюдений за погодой.

66 Раздел «Человек и общество» Задание базового уровня Катя живёт в столице России. Запиши название города, в котором живёт Катя. Ответ: Катя живёт в ____________

67 Раздел «Человек и общество» Задание базового уровня Соедини стрелками достопримечательности с названием города, в котором они находятся. Название города Достопримечательности Задание базового уровня Соедини стрелками достопримечательности с названием города, в котором они находятся. Название города Достопримечательности Санкт- Петербург Москва Царь-колокол Зимний дворец Невский проспект Красная площадь

68 Раздел «Человек и общество» Задание базового уровня Прочитай следующие высказывания и выполни задания А В. 1. Недалеко то время, когда люди смогут проводить отпуск на космических станциях. 2. В конце XVII века мечты о полётах людей считались выдумками и чудачеством. 3. Задание базового уровня Прочитай следующие высказывания и выполни задания А В. 1. Недалеко то время, когда люди смогут проводить отпуск на космических станциях. 2. В конце XVII века мечты о полётах людей считались выдумками и чудачеством. 3. XXI век по праву называют веком информации. 4. Задолго до появления автомобиля люди научились пользоваться конными повозками. 5. В 2014 году в Сочи состоятся зимние Олимпийские игры. 6. В нынешнем году ты учишься в 4 классе. А. Какие высказывания относятся к прошлому? Запиши их номера. Б. Какие высказывания относятся к настоящему? Запиши их номера. В. Какие высказывания относятся к будущему? Запиши их номера

69 Раздел «Человек и общество» Задание повышенного уровня Очевидцами какого из исторических событий могли быть твои дедушки и бабушки или дедушки и бабушки твоих одноклассников? Отметь ответ ٧. Крещение Руси; Полёт в космос Ю. А. Гагарина; Куликовская битва; Празднование Нового года

70 Система внеурочных занятий Эта система дополняет и обогащает урочную систему новыми формами: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики

71 Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое и др. и предусматривает игровую, познавательную, досугово-развлекательную (досуговое общение), спортивно-оздоровительную, проектную, краеведческую деятельность, проблемно-ценностное общение, художественное творчество

72 Цель проектной деятельности по курсу «Окружающий мир» овладение учеником основами практико- ориентированных знаний о природе и культуре родного края, освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями, формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды

73 Отличительные особенности проектной деятельности при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе она имеет краеведческую направленность, что определяется спецификой содержания курса; в большинстве случаев проекты имеют краткосрочный характер, что обусловлено психологическими и возрастными особенностями младших школьников; проектная деятельность должна осуществляться в школе, дома или около дома, не требуя от учащихся самостоятельного посещения без сопровождения взрослых отдаленных объектов, что связано с обеспечением безопасности обучаемых

74 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

75 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

76 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

77 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

78 Примеры направлений работы над проектами Тема: человек и природа # Осенние работы и праздники в традиции народов моего края. # Зимние работы и праздники в традиции народов моего края. # Весенние работы и праздники в традиции народов моего края. # Летние работы и праздники в традиции народов моего края. # Природные материалы моего края и местные художественные промыслы. # Природа и культура в музеях под открытым небом, в историко- культурных заповедниках. # Образы природы в традиционном зодчестве и прикладном искусстве народов моего края.

79 Примеры направлений работы над проектами Тема: человек и семья # Терминология родства и свойства в языке народов моего края. # Традиция наречения имени в культуре народов моего края. # Пестование младенцев в культуре народов моего края. # Традиционные детские игрушки народов моего края. # Традиционная свадьба и народные детские игры в свадьбу. # Роль хозяина и хозяйки в традиционной семье. # «Старый и малый» в культуре народов моего края.

80 Примеры направлений работы над проектами Тема: человек и история # Топонимика моего края и народные толкования топонимов. # Героический эпос народов моего края. # Исторические песни и предания народов моего края. # Мои земляки в истории России. # Мои земляки в культуре России. # Хозяйственные промыслы моего края и будущее России.

81 УМК «Перспективная начальная школа» Особенности реализации данных программ показаны в учебниках «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир (2-4 классы) Возможные направления внеурочной деятельности: научно-познавательное, общественно-полезное, проектное Программы научных клубов младших школьников «Мы и окружающий мир» и «Ключ и заря»

82 УМК «Перспективная начальная школа» Программу кружковой (факультативной) работы по теме «Музей в твоем классе» Программа реализует художественно- эстетическое и научно-познавательное направление внеурочной деятельности, дифференцирована по возрастным группам (1-2, 3-4 классы) и предметным областям (развитие речи и изобразительное искусство), направлена на формирование у детей личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД и начальных представлений о языке живописи и путях ее развития Программа обеспечена методическим пособием «Музей в твоем классе» (Академкнига/Учебник)

83 УМК «Перспективная начальная школа» Программу факультатива по математике, предусматривающего изучение окружающего мира математическими средствами «Изучаем окружающий мир. Решаем практические задачи». Факультатив расширяет и углубляет знания по математике и окружающему миру (научно-познавательное направление).

84 УМК «Перспективная начальная школа» Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (1-е – 4-е кл.), основная цель – изучение природных и социальных объектов родного края посредством самостоятельных наблюдений и экспериментов (проектная деятельность, патриотическое направление);

85 УМК «Перспективная начальная школа» Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (1-е – 4-е кл.) Конечный результат первого года занятий учащихся – «Определитель растений родного края». «Определитель растений» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта)

86 УМК «Перспективная начальная школа» Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (1-е – 4-е кл.) Формы проведения внеурочных занятий: экскурсии, выставки, презентации, викторины, КВН, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания).

87 УМК «Перспективная начальная школа» Программы проектной исследовательской деятельности: «Изучаем родной край» (1-е – 4-е кл.) Формы деятельности: индивидуальная (результат работы одного ученика); работа в малых группах (результат работы двух - четырех учеников); коллективная деятельность (коллективный продукт – «Определитель растений»). Продолжительность – в течение учебного года аудиторное занятие 1 раз в неделю (33 ч.) Необходимые учебные пособия О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов. Учебник, 1 класс, «Окружающий мир»; Тетрадь для самостоятельных работ, 1 класс «Окружающий мир»; Хрестоматия, 1 класс «Окружающий мир».

88 предлагает примерный набор факультативных курсов и кружков: 1. Общеинтеллектуальное направление «Шахматы». Кружок (Тимофеев А.А.) 2. Социальное направление - «Дом, в котором я живу: моя первая экология». Факультатив (Самкова В.А.) - «Все цвета, кроме черного». Факультатив (Безруких М.М.) - «Экономика: первые шаги». Факультатив (Корнеева О.С.) Система учебников «Начальная школа XXI века»

89 3. Духовно-нравственное направление - «Праздники, традиции и ремесла народов России». Факультатив (Михеева Л.Н.) - «Этика: азбука добра». Факультатив (Хомякова И.С., Петрова И.С.) 4. Спортивно-оздоровительное направление - «Я – пешеход и пассажир». Факультатив (Виноградова Н.Ф.) - «Юный турист: изучаю родной край». Кружок (Смирнов Д.В.) Система учебников «Начальная школа XXI века»

90 Успехов в работе!