Извлечение знаний. Понятие «управление знаниями» (Knowledge Management, КМ) родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию выполнила студентка группы АЛ-ДЛМ-001 Эрбист Вероника.
Advertisements

Психолого-педагогическая модель формирования функционального двуязычия у детей младшего школьного возраста.
Стили делового общения Выполнила студентка АД – 21 Ямпольская Ирина.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
2 Содержание: Актуальность работы Научная и практическая значимость Цель Задачи Структура респондентов поликлиники 11 г. МинскаСтруктура респондентов.
Коммуникативная компетентность педагогов Коммуникативная компетентность педагогов Подготовила Евдокимова О.С., педагог-психолог СОШ 4.
Выполнила студентка 2 курса Группы СКП-ЛПБ-21 Фролова Анна.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
Мотивация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе на основе использования проектных и информационно- коммуникационных технологий (психолого-
Конкретное социологическое исследование – основа прикладной социологии 1 Понятие о конкретном социологическом исследовании 2 Разновидности конкретного.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Тема урока: « Информационные системы. Классификация информационных систем »
Нравственные принципы взаимоотношения руководителя и подчиненного. Стили и методы руководства Презентацию подготовили: Полякова Дарья; Камаева Наталья;
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Лекция 3 Архитектура информационных систем. Вопросы лекции 1. Архитектура информационной системы 2. Архитектурный подход к реализации информационных систем.
Интеллектуальные модели Генетические алгоритмы Экспертные системы в моделировании объектов и систем управления.
* Если воспользоваться моделями компетентности применительно к самим характеристикам менеджера по персоналу, то из всего изложенного выше ясно, что это.
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Транксрипт:

Извлечение знаний

Понятие «управление знаниями» (Knowledge Management, КМ) родилось в середине 90-х годов в крупных корпорациях, где проблемы обработки информации приобрели особую остроту, став критическими. Выяснилось, что основное узкое место - это обработка знаний, накопленных специалистами компании (именно такие знания обеспечивают ей преимущество перед конкурентами).Knowledge Management, КМ

Знание, которое не используется и не возрастает, в конечном счете устаревает обесценивается. Знание которое распространяется, приобретается и обменивается, создает новое знание. В экспертных системах знание - это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, используемых, например, на конкретном предприятии.

Ресурсы знаний различаются в зависимости от отраслей индустрии и приложений, но в них входят : методики, технологии, процедуры обработки информации, накопившиеся в процессе функционирования предприятия; руководства, письма, новости, сведения о заказчиках и конкурентах, схемы, чертежи и другие данные.

Для интеграции в единый комплекс системы управления знаниями используют ряд технологий: традиционные системы автоматизации и информационно-поисковые системы; электронную почту, корпоративные сети и Интернет-сервисы; базы и хранилища данных (data warehouse); системы электронного документооборота; специализированные программы обработки данных (например, статистического анализа); экспертные системы и базы знаний.

При создании экспертных систем надо ответить на вопросы где и как добывать информацию (данные и знания)? Корпоративная информация может храниться в двух формах. Материальная (явная) информация - это данные и знания, которые можно найти в документах организации в форме сообщений, писем, статей, справочников, патентов, чертежей, видео- и аудиозаписей, программного обеспечения и т.д. Персональная (скрытая) информация - это персональное знание, неразрывно связанное с индивидуальным опытом. Его можно передать путем общения, при помощи специальных процедур извлечения знаний. Именно скрытое знание - это практическое знание, которое является ключевым для принятия решений и управления.

Можно выделить три основных аспекта процесса извлечения знаний: A = {A1, А2, А3} = {психологический, лингвистический, гносеологический} Наиболее важен психологический (А1), поскольку он определяет успешность и эффективность взаимодействия (общения) аналитика (инженера по знаниям) с основным источником знаний - специалистами предметной области.

Психологические проблемы извлечения знаний

В процессе человеческого общения воспринимается далеко не вся возможная информация. Поэтому актуальна проблема увеличения информативности общения аналитика и специалистов предметной области за счет использования психологических знаний. Модель общения при извлечении знаний включает такие структурные компоненты: участники общения (партнеры); средства общения (процедура); предмет общения (знания).

Можно выделить три «слоя» психологических проблем, возникающих при извлечении знаний: Контактный слой Процедурный слой Когнитивный слой

Контактный слой Разработка экспертных систем - это коллективный процесс, для которого небезразлична атмосфера в группе разработчиков. Результаты экспериментов показывают, что дружеская атмосфера в коллективе больше влияет на результат, чем индивидуальные способности членов группы. Особенно важно, чтобы в коллективе разработчиков складывались кооперативные, а не конкурентные отношения. Невозможно прогнозировать совместимость в общении со 100 %-ной гарантией. Можно выделить те факторы, черты личности, характера и другие особенности участников разработки, которые оказывают влияние на эффективность процедуры.

Контактный слой 1)Пол и возраст. Значения этих параметров хотя и влияют на эффективность контакта, но не являются критическими. Известно, что хорошие результаты дают гетерогенные (смешанные) пары мужчина/женщина. Соотношения возрастов, лучше, когда оно подчиняется следующей зависимости: 20 > (Вэ - Ва) > 5 где Вэ - возраст эксперта-специалиста; Ва - возраст аналитика.

Контактный слой 2) Характеристики личности и темперамента. Под личностью обычно понимается устойчивая система психологических черт, характеризующая индивидуальность человека. Рекомендуемые составляющие для аналитика: доброжелательность, аналитичность, хорошая память, внимание, наблюдательность, воображение, впечатлительность, большая собранность, настойчивость, общительность, находчивость. Со времен Галена и Гиппократа, выделивших четыре классических типа темперамента, используются понятия холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик. Для эффективной работы аналитика предпочтительны сангвинический и холерический темперамент.

Контактный слой 3) Мотивация. На эффективность коллективного решения задач влияет и мотивация участников - их стремление к успеху. Аналитик в зависимости от условий разработки должен находить разнообразные стимулы для экспертов- специалистов. Эксперт передает аналитику знания. И если одни люди делятся опытом добровольно и с удовольствием, то другие весьма неохотно приоткрывают свои профессиональные тайны. Иногда оказывается полезно возбудить в эксперте дух соперничества, конкуренции (не нарушая обстановки кооперативности в коллективе).

Процедурный слой Параметры процедурного слоя описывают процесс проведения процедуры извлечения знаний.

Процедурный слой 1)Ситуация общения (место, время, продолжительность). Беседу с экспертом лучше проводить в небольшом помещении наедине, поскольку посторонние люди нарушают доверительность беседы. Рабочее место эксперта - не лучший вариант, так как его могут отвлекать телефонные звонки, сотрудники и пр. Американский психолог И. Атватер считает, что для делового общения наиболее благоприятна дистанция между собеседниками от 1,2 до 3 м. Минимальным «комфортным» расстоянием можно считать 0,7-0,8 м. Длительность одного сеанса извлечения знаний обычно не превышает 1,5-2 часов. Встречи назначать по возможности с учетом того, к какому типу относится эксперт - «жаворонок» или «сова». Известно, что взаимная утомляемость партнеров при беседе наступает обычно через минут, поэтому в сеансе нужно делать паузы.

Процедурный слой 2) Оборудование (вспомогательные средства, освещенность, мебель). Одно из основных средств увеличения эффективности процесса извлечения знаний - использование наглядного материала. При этом учитывается, что большую часть информации человек получает при помощи зрения. Надо активнее пользоваться схемами и рисунками. Для протоколирования результатов используются следующие способы: запись на бумагу непосредственно по ходу беседы; запись на диктофон, помогающая аналитику проанализировать весь ход сеанса и свои ошибки; запоминание с последующей записью после. Наиболее распространен первый способ. Наибольшая опасность при этом - потеря знаний, поскольку любая запись ответов - это уже интерпретация, привносящая субъективное понимание предмета. Значения параметров освещенности связаны с влиянием внешних факторов на эксперта.

Процедурный слой 3) Профессиональные приемы (темп, стиль, методы и др.). Учет индивидуального темпа и стиля эксперта позволяет аналитику снизить напряженность процедуры извлечения знаний. Типичная ошибка - навязывание собственных темпа и стиля. На успешность также влияет длина фраз, которые произносит аналитик. Это было установлено американскими учеными - лингвистом Ингве и психологом Миллером - при исследовании причин низкой усвояемости команд на военно-морском флоте США. Причиной оказалась длина команд. Выяснилось, что человек лучше всего воспринимает предложения глубиной (или длиной) 7±2 слова. Эта величина получила название «число Ингве -- Миллера». Можно считать его мерой «разговорности» речи. Большая часть информации поступает к аналитику в форме предложений на естественном языке. Однако внешняя речь эксперта есть воспроизведение его внутренней речи (мышления), которая гораздо богаче и многообразнее. Для передачи этой внутренней речи эксперт использует и невербальные средства, такие, как интонация, мимика, жесты. Опытный аналитик старается по возможности записывать в протоколы (в форме ремарок) и эту дополнительную интонацию.

Когнитивный слой Для эффективного моделирования когнитивных (от англ. cognition - познание), или познавательных, процессов необходимо учитывать их природу. На сегодняшний день эти вопросы наименее исследованы и требуют изучения так называемых когнитивных стилей. Под когнитивным стилем человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого индивида. Когнитивный стиль определяет не столько эффективность деятельности, сколько способ достижения результата. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться одинаковых результатов в деятельности; система средств и индивидуальных приемов, к которым прибегает человек для организации своей деятельности. Можно выделить несколько важных характеристик когнитивных стилей.

Когнитивный слой 1) Полезависимость - поленезависимость. Поленезависимость позволяет человеку акцентировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, и отбрасывать все лишнее, т.е. не зависеть от фона или окружающего задачу шумового поля. Эта характеристика коррелирует с такими чертами личности, как невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути. Поленезависимость важна как для аналитика, так и для эксперта. Однако известно, что полезависимые люди лучше общаются, они более контактны. Для общения особенно удачны гетерогенные (смешанные) пары: «полезависимый - поле независимый». Поленезависимость - одна из характерных профессиональных черт когнитивного стиля наиболее квалифицированных аналитиков. По некоторым данным, мужчины более поле независимы, чем женщины.

Когнитивный слой 2) Импульсивность - рефлективность (рефлексивность). Под импульсивностью понимается быстрое принятие решения (часто без достаточного обоснования), а под рефлексивностью - склонность к рассудительности. Рефлексивность, по экспериментальным данным, коррелирует со способностью к формированию понятий и продуктивностью стратегий решения логических задач. Таким образом, и аналитику, и эксперту желательно быть рефлексивными, хотя собственный стиль изменяется лишь частично и с большим напряжением.

Когнитивный слой 3) Ригидность - гибкость. Этот фактор характеризует способность человека изменять установки и свою точку зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригидные люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия; гибкие, напротив, легко приспосабливаются к новой обстановке. Очевидно, что если эксперт еще может позволить себе ригидность (что характерно для долго работающих над одной проблемой специалистов, особенно старшего возраста), то аналитику эта характеристика когнитивного стиля явно противопоказана. Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами.

Когнитивный слой 4) Когнитивная эквивалентность. Характеризует способность человека к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы. Чем уже диапазон когнитивной эквивалентности, тем более тонкую классификацию способен провести индивид, тем большее количество признаков понятий он может выделить. Обычно у женщин диапазон когнитивной эквивалентности уже, чем у мужчин.

Источник hors/izvl_knowlg_psych_aspect.shtml