Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Advertisements

Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Внеурочная деятельность школьников. Основы школьного стандарта Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Научная основа.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
Организация внеучебной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
«Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования»
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников. Виды внеурочной деятельности: Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность.
(все виды деятельности, кроме учебной). 1. Игровая 2. Познавательная 3. Проблемно-ценностное общение 4. Досугово-развлекательная 5. Художественное творчество.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности школьников Григорьев Дмитрий Васильевич Григорьев Дмитрий Васильевич Степанов Павел Валентинович.
Транксрипт:

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Определяет: Систему базовых национальных ценностей Современный национальный воспитательный идеал Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности

Базовые национальные ценности российского общества Определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

Современный национальный воспитательный идеал личности гражданина России В ысоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России

Основные задачи духовно- нравственного развития и воспитания школьников Формирование у обучающихся: Личностной культуры Семейной культуры Социальной культуры

ПРОГРАММА ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФГОС

Концепция и программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно - правовая и документальная основа программы Закон Российской Федерации « Об образовании », ФГОС, Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России

Структура программы Высшая цель образования Основная педагогическая цель Ценностные основания Общие задачи. Направления Конкретные задачи по каждому направлению Приоритетные виды деятельности и формы занятий Воспитательные результаты

Разделы программы « Цель и задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования » « Ценностные установки духовно - нравственного развития и воспитания российских школьников » « Основные направления и ценностные основы духовно - нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы » « Содержание духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования » « Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно - нравственному развитию и воспитанию младших школьников » « Планируемые результаты духовно - нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования »

Обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Концепции и данной Примерной программе национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления духовно - нравственного развития и воспитания.

Раздел 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Высшая цель образования - высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основная педагогическая цель - воспитание, социально - педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Общие задачи духовно - нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы В области формирования личностной культуры В области формирования социальной культуры В области формирования семейной культуры

Раздел 2 ЦЕННОСТНЫЕ УСТАНОВКИ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Система базовых национальных ценностей Критерием систематизации и разделения по определенным группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности

Традиционными источниками нравственности являются :

патриотизм - любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству

социальная солидарность - свобода личная и национальная ; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества ; справедливость, милосердие, честь, достоинство

гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания

семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни и внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору.

труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость

наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога

искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие

природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

человечество - мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Раздел 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Ценности : любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества

Воспитание нравственных чувств и этического сознания Ценности : нравственный выбор ; жизнь и смысл жизни ; справедливость ; милосердие ; честь ; достоинство ; уважение родителей ; забота о старших и младших ; свобода совести и вероисповедания ; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике ;

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Ценности : уважение к труду ; творчество и созидание ; стремление к познанию и истине ; целеустремленность и настойчивость, бережливость

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Ценности : здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально - психологическое

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ( экологическое воспитание ) Ценности : родная земля ; заповедная природа ; планета Земля ; экологическое сознание.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ( эстетическое воспитание ) Ценности : красота ; гармония ; духовный мир человека ; эстетическое развитие.

Раздел 4 СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принципы Принцип ориентации на идеал. Аксиологический принцип. Принцип следования нравственному примеру. Принцип идентификации ( персонификации ). Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания. Принцип системно - деятельностной организации воспитании.

Задачи духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся Понимание современных условий и особенностей развития и социализации младших школьников позволяет конкретизировать содержание общих задач по каждому из основных направлений их духовно - нравственного развития и воспитания.

Примерные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания : Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ( экологическое воспитание ) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ( эстетическое воспитание )

Раздел 5 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ И ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Повышение педагогической культуры родителей ( законных представителей ) – один из самых действенных факторов их духовно – нравственного развития

Содержание программ повышения квалификации родителей должны отражать содержание основных направлений духовно - нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования.

Работа с родителями, как правило, должна предшествовать работе с учащимися и подготавливать к ней.

Раздел 6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение обучающимися : воспитательных результатов – тех духовно - нравственных приобретений, которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности ( например, приобрел, участвуя в каком - либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность ). эффекта – последствия результата, то, к чему привело достижение результата ( развитие школьника как личности, формирование его компетентности, идентичности и т. д.).

Воспитательные результаты и эффекты деятельности школьников распределяются по трем уровням Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями ( в основном и дополнительном образовании ) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает ( или не получает ) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить ( или отвергает ). Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнает о том, как стать ) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

Воспитательные результаты Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде ( экологическое воспитание ) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях ( эстетическое воспитание )

Примерная программа духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся является концептуальной и методической основой для разработки и реализации образовательным учреждением в целях более полного достижения национального воспитательного идеала собственной программы духовно - нравственного развития и воспитания учащихся начального общего образования.

Содержание программы теоретические положения методические рекомендации по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно - нравственного развития младшего школьника, иначе определяемого как уклад школьной жизни, интегрированного в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей ( законных представителей )

Социальные субъекты – организаторы образовательного процесса школа, семья, учреждения дополнительного образования, культуры и спорта, традиционные религиозные организации, общественные объединения, включая и детско - юношеские движения и организации.

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Стандарты второго поколения

Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Виды и направления внеурочной деятельности 1) игровая деятельность ; 2) познавательная деятельность ; 3) проблемно - ценностное общение ; 4) досугово - развлекательная деятельность ( досуговое общение ); 5) художественное творчество ; 6) социальное творчество ( социально преобразующая добровольческая деятельность ); 7) трудовая ( производственная ) деятельность ; 8) спортивно - оздоровительная деятельность ; 9) туристско - краеведческая деятельность.

Основные направления внеурочной деятельности спортивно - оздоровительное, художественно - эстетическое, научно - познавательное, военно - патриотическое, общественно полезная, проектная деятельность.

Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся При организации внеурочной деятельности школьников необходимо понимать различие между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути ( фактический результат ), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия ( воспитательный результат ). Эффект это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно - нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности влияние ( последствие ) того или иного духовно - нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями ( в основном в дополнительном образовании ) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура ), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.

Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать ) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма ( точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм ).

Однако важно понимать : форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам : разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате ; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня ; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого ; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности ; оценивать качество программ внеурочной деятельности ( по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.). Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 1. Игровая Игра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 2. Познавательная Познавательные беседы, предметные факультативы, олимпиады Дидактический театр, общественный смотр знаний, интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (конференции учащихся, интеллектуальные марафоны и т.п.), школьный музей- клуб

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 3. Проблемно- ценностное общение Этическая беседа Дебаты, тематический диспут Проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 4. Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.)

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 5. Художественное творчество Кружки художественного творчества Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Социальные пробы (инициативное участие ребенка в социальных акциях, организованных взрослыми) КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 7. Трудовая (производственная) деятельность Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 8. Спортивно- оздоровительная деятельность Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме

Методический конструктор внеурочной деятельности Результаты Вид внеурочной деятельности Приобретение школьником социальных знаний Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение опыта самостоятельного общественного действия 9. Туристско- краеведческая деятельность Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей