Методика подготовки школьников к олимпиаде на уроках истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Advertisements

ГИА по истории 2013 г. Подготовка выпускников 9 классов к ГИА.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения Подготовка к ЕГЭ Учитель МБОУ«Пролетарская»СОШ пгт.Пролетарский ПЛОТНИКОВА Т.Н.
Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Подготовка к написанию эссе по обществознанию. Обществознание – не отдельная наука, а интегрированное знание обо всех важнейших сторонах жизни общества,
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
Анализ качества знаний кафедры общественных дисциплин.
Тема: Мир в эпоху Нового времени. Давайте подумаем: Что вам больше всего запомнилось в истории Нового времени? Что из изученного для вас важно и нужно?
ЭССЕ по обществознанию. Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или.
Использование тестов на уроках истории с учетом принципов психодиагностики Тест 1 1. ______ 2. ______ 3. ______ 5+
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия.
Так С 1- С 4 представляют собой составное задание, или так называемый мини - тест. Он включает фрагмент источника и четыре вопроса - задания на его анализ.
ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической,
Подготовка школьного этапа олимпиады по обществознанию Дмитриева Людмила Анатольевна, методист ЧИППКРО.
ГИА – государственная итоговая аттестация Цель: Выявление уровня исторической подготовки, аттестация выпускников за курс основной школы.
Автор: Серебрякова Татьяна Петровна, учитель истории и обществознания МАОУ «Лицей» городского округа г. Урюпинск Подготовка к ЕГЭ по истории. Учимся писать.
ЕГЭ 2012 Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть.
Гражданская война Задания для посещающих электив.
Транксрипт:

Методика подготовки школьников к олимпиаде на уроках истории

«Если из истории убрать всю ложь, то это совсем не значит, что останется одна только правда - в результате может вообще ничего не остаться.» Станислав Ежи Лец

Актуальность проблемы работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, происходящими в нашей стране и в мире. В настоящее время на первый план выходит интеллектуальная, творчески одаренная и разносторонняя личность, способная жить и развиваться в условиях информационного общества

В малокомплектных сельских школах подготовку можно вести лишь на уроках истории.

Основные типы олимпиадных заданий 1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом. 2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. 3. Объяснение логического ряда событий, имен, понятий. 4. Классификация событий, понятий, явлений, дат. 5. Работа с историческими схемами. 6. Работа с историческими терминами. 7. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации. 8. Задания по работе с иллюстративными источниками. 9. Задания на анализ карты. 10. Историческое эссе.

1. Тестовые вопросы с одним правильным ответом. (данный тип заданий наиболее характерен для школьного и муниципального уровня олимпиад и наибольших затруднений у учащихся не вызывают) Виды тестов с одним вариантом ответа: На знание дат На знание исторических деятелей На знание исторических терминов и понятий На знание исторических событий

«Норманнская теория» происхождения Русского государства и споры вокруг неё зародились: А. В период создания «Повести временных лет» Б. В XVIII веке в Академии наук В. В начале XVI века, в период становления централизованного государства Г. В 1762 году при вступлении на престол Екатерины II На знание исторических событий «Норманнская теория» происхождения Русского государства и споры вокруг неё зародились: А. В период создания «Повести временных лет» Б. В XVIII веке в Академии наук В. В начале XVI века, в период становления централизованного государства Г. В 1762 году при вступлении на престол Екатерины II

2. Тестовый вопрос с несколькими правильными ответами. Укажите характерные черты экономики России второй половины XVIII в.: 1)основным партнером России на внешнем рынке стала Англия; 2)в крупных городах начала развиваться магазинная торговля; 3)Россия являлась экспортером железа в Европу; 4)Россия стала крупнейшим поставщиком хлеба на европейский рынок; 5)господствующей по-прежнему была крепостническая система хозяйства Укажите характерные черты экономики России второй половины XVIII в.: 1)основным партнером России на внешнем рынке стала Англия; 2)в крупных городах начала развиваться магазинная торговля; 3)Россия являлась экспортером железа в Европу; 4)Россия стала крупнейшим поставщиком хлеба на европейский рынок; 5)господствующей по-прежнему была крепостническая система хозяйства

3. Объяснение логического ряда событий, имен, понятий. Ряды на определение принципа их построения. (данный тип заданий чаще всего вызывает затруднения у учащихся) Например: По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ. 1.С.Т. Морозов, А.А. Бахрушин, М.А. Морозов, П.И. Щукин ___________________________________________________________. 2.Капитель, фриз, архитрав, антаблемент, колонна. ___________________________________________________________ , , , , гг. ___________________________________________________________. Купцы – меценаты и коллекционеры Элементы архитектурного ордера Даты Русско-турецких войн

Например: Что или кто является ЛИШНИМ в ряду? Лишнее слово подчеркните и кратко объясните свой выбор. 1.Нойоны, нукеры, курултай, багатуры. ___________________________________________________________ , 1550, 1552, 1642 гг. ___________________________________________________________. 3.В.А. Тропинин, Г.Г. Мясоедов, И.Н. Крамской, В.М. Максимов, А.К. Саврасов. ___________________________________________________________. Курултай. Остальное – категории монгольского войска. В 1552 г. Не был принят кодекс законов. В.А. Тропинин не относится к художникам передвижникам Ряды «на включение» - «на исключение».

4. Классификация событий, понятий, явлений, дат и т.п. Определение хронологической последовательности 4. Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1. битва на Калке; 2. поход Чингисхана в Северный Китай; 3. захват войском Батыя Владимира; 4. разорение Москвы Дюденевой ратью; 5. захват войском Батыя Киева. 4. Расположите в хронологической последовательности следующие события: 1. поход Чингисхана в Северный Китай; 2. битва на Калке; 3. захват войском Батыя Владимира; 4. захват войском Батыя Киева; 5. разорение Москвы Дюденевой ратью.

Определение правильности и ошибочности утверждений. Верно ли, что: 1. Патриаршество в России было учреждено при Иване IV? 2. Окончательное закрепощение крестьян датируется 1649 г.? 3. Отечественная война первой четверти XIX в. Завершилась в 1813 г. Вхождением российских войск в Париж? 123 Нет ДаНет

Задания на соотнесение двух рядов данных. Соотнесите условное наименование операции с её «географическим» названием и сроками проведения. Условное наименование«Географическое» название 1. «Багратион»А) Харьковская операция (январь-февраль 1943 г.) 2. «Звезда»Б) Белгородско – Харьковская операция (июль – август 1943 г.) 3. «Малый Сатурн»В) Брянско – Орловская операция (июль – август 1943 г. 4. «Кутузов»Г) Окружение немецких войск под Сталинградом (ноябрь 1942 г.) 5. «Румянцев»Д) Белорусская операция (июнь – август 1944 г.) 6. «Уран»Наступление советских войск к р. Дон и отражение немецких деблокирующих действий под Сталинградом (декабрь – январь 1943 г. Условное наименование Операция, сроки её проведения ДАЕВБГ

Северная война гг. создание казенных мануфактур крепостнический характер труда на казенных мануфактурах Вывод: крепостное право нехватка вольнонаемной рабочей силы Развитее мануфактурного производства в России и его особенности: 5. Работа с историческими схемами. Заполните блоки схемы. Объясните переход.

6. Работа с историческими терминами. Впишите правильную букву вместо пропусков. Митр…полит – глава церковного округа или области (епархии); И…иерархия – структура, подчиненность от низшего к высшему Впишите правильную букву вместо пропусков и дайте определение понятиям. К…нт…нисты - ___________________________________; К…з…мат - ________________________________________.

7. Работа с текстовыми историческими источниками и другими источниками социальной информации. Вставьте пропуски в текст. «По приказу Петра I в ____ году в Западную Европу направилось ________ посольство в составе 250 человек. Его главной неофициальной целью была организация единого союза европейских христианских государства против ________ ханства и _________. Руководителями посольства были назначены генерал-адмирал ________, руководитель Посольского приказа генерал ________ и думский дьяк ___________. Поехал в Европу инкогнито и сам _______, под именем урядника Преображенского полка _________.» Текст можно использовать, как материал для закрепления, так и для проверки домашнего задания по теме: «Петр I. Россия на рубеже веков».

Определите по кратким сведениям из жизни, о каких исторических личностях идёт речь. Соотнесите с фрагментом памятника. 1. Результаты запишите в таблицу, соблюдая хронологию их жизни. 2. Определите название памятника и автора проекта. 1. Державин Г. Р. Сказал об одном офицере, который был ранен во время русско- турецкой войны: «И смерть сквозь голову прошла….» Этот генерал был учеником и соратником А.В. Суворова. В начале Отечественной войны 1812 был избран начальником Петербургского, а затем Московского ополчения. Похоронен в Казанском соборе. 2. По народному преданию, была незнатного происхождения, родилась в селе близь Пскова. Она фактически правила Русью при малолетнем сыне после насильственной смерти мужа и впоследствии во время почти непрерывных походов сына. Задумала и осуществила 8. Задания по работе с иллюстративными источниками

9. Задания на анализ карты. Задание 14. Изучите карту и выполните задания. Ответы занесите в таблицу. 1. Укажите название войны, представленной на карте и государство-союзника России. 2. Укажите название города-крепости, отмеченного на карте цифрой Укажите имя русского флотоводца, одержавшего победу в морском сражении, представленном на карте. 4. Определите и запишите, что показано на карте штриховкой, которая помечена в легенде цифрой Русско-турецкая война гг. 2. Измаил 3. Ф. Ушаков 4. Территория присоединенная Российской империей по Ясскому мирному договору

10. Историческое эссе. Темы для эссе 1. Декабристы были последними военными заговорщиками… Но они сделались первыми идейными революционерами» (П.Н.Милюков) 2.«Дворцовые перевороты в России становятся одним из ведущих факторов политической жизни именно после петровских реформ… Можно считать их «платой за реформы» и за ломку традиционной политической культуры…» (И.В.Курукин)

При оценке эссе члены жюри исходят из следующих критериев: 1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник). 2. Творческий характер восприятия темы, ее осмысления. 3. Грамотность использования исторических фактов и терминов. 4. Четкость и доказательность основных положений работы. 5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.

Алгоритм выполнения задания: Прочитайте все высказывания и выберите одно из них. При выборе темы помните, что надо быть уверенным в том, что вы: Обладаете неплохими знаниями по данной теме; Ясно понимаете смысл высказывания (обратите внимание: необязательно полностью или даже частично быть согласным с ним – необходимо понимать, что именно утверждает автор); Можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться с ним полностью или частично, попытаться опровергнуть его); Владеете терминами, которые понадобятся для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (термины и понятия, которые собираетесь использовать и должны относиться непосредственно к теме эссе); Сумеете привести в поддержку своей позиции примеры истории, общественной жизни, собственного опыта.

I.При выборе темы советуем вам руководствоваться следующим алгоритмом: 1. Ознакомьтесь с предложенными темами; 2. Определите смысл данных высказываний; 3. Осмыслите проблемы в контексте исторической науки; 4. Сформулируйте свое отношение к избранному высказыванию; 5. Определите исторические термины, понятия и обобщения, которые потребуются вам для выражения и обоснования своей позиции на теоретическом уровне; 6. Отберите факты, примеры из истории, при помощи которых вы сможете убедительно обосновать вашу позицию. Частые ошибки, совершаемые учащимися при выборе темы и эссе и написании. 1.Предположение, что проблема содержится в самой теме работы. 2. Превращают положенное в основу работы высказывание в эпиграф- декларацию (забывают о теме и пишут все исторические известные события и факты); 3. Высказывание своего согласия или несогласия с точкой зрения автора;

Таким образом, подготовка к олимпиаде это процесс длительный и трудоемкий. Необходимо не только давать знания учащимся, но и отрабатывать навыки решения различных типов олимпиадных заданий. Поэтому лучше всего начинать подготовку к олимпиаде по истории с 5 класса, чтобы к 9-11 классам получить учащегося способного самостоятельно и правильно решать задания олимпиады, находить нестандартные решения, ориентироваться в заданиях разного уровня олимпиады.

Журналы: 1.«История и обществознание для школьников»; 2.научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе» издательства «Школьная пресса». В этих журналах печатаются задания Всероссийской олимпиады школьников по истории. Литература: 1. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории классы. -2-е изд. - М.: Айрис-пресс, с. 2. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5 9 классы. 4-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, с. 3. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История классы. 3-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, с. 4.С.И. Козленко, И.В. Козленко. История. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. - М.: «Просвещение», с.