Готовимся к ЕГЭ по литературе Консультации для 11- классников Учитель: Саженина Т.Е.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обращение к образцам и формам античности как к идеалу. Принцип рационализма. Культ разума. Строгое соблюдение правил, канона в построении художественного.
Advertisements

МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Нормы стихосложения Презентация по дисциплине Введение в литературоведение
РУССКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ Силлабо-тоническая система : в ней ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Изучаем лирическое произведение Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
В помощь обучающимся на гуманитарном отделении Учитель МОУ «Лицей21» Елагина Н.И.
Презентация к уроку по литературе (6 класс) по теме: Презентация "Двусложные размеры стиха"
Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Стихотворная речь Размеры стиха Учитель: Васильева В. В. ГОУ «Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат V и VII видов»
Размеры стиха Подготовка к ЕГЭ по литературе. Буря мглою небо кроет Стопа Хорей двусложный размер стиха с ударением на 1-ый слог хорей А. С. Пушкин «Зимний.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Лирика Род литературы, в основе которого лежат человеческие переживания.
« Вечер » И. Бунин « Вечер » И. Бунин " Я всё - таки... прежде всего поэт. Поэт ! А уж потом только прозаик "
СТОПА - это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке. Мчатся тучи, вьются тучи 1234.
Литературоведческие термины Автор: Ячменёва Анастасия.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
Поэтическая мастерская Теория стихосложения Зарядка для ума Полет фантазии.
Транксрипт:

Готовимся к ЕГЭ по литературе Консультации для 11- классников Учитель: Саженина Т.Е.

Стихосложение (версификация) способы организации звукового состава стихотворной речи Свободный стих (верлибр) Стих, не имеющий метра и рифмы, отличается от прозы только членением на строки Силлабическая система (слоговая) Равное количество слогов в строке. Система неорганична русскому языку, для которого характерно ударение, не зхакреплённое на определённом слоге. Она просуществовала в России с 17 по 18 век. Тоническая система (ударная) Равное количество ударных слогов в строке. Безударные группируются свободно. 1. Акцентный стих 2. Народный стих Она пришла с мороза. Раскрасневшаяся/ Наполнила комнату/ ароматом воздуха и духов. Наука оборвана, в лоскутах обшита./Из всех почти домов ругательством сбита. /Знаться с нею не хотят, бегут её дружбы, /Как страдавши на море корабельной службы (Кантемир) Скрипка издёргалась, упрашивая/и вдруг разревелась,/так по-детски,/ что барабан не выдержал… (Маяковский) М.Лермонтов «Песня про царя Ивана васильевича, молодого опричника, удалого купца Калашникова»

Дольник (размер занимает промежуточное место между силлабо – тонической и тонической системами стихосложения.соединяет в один стих двусложные и трёхсложные размеры. Силлабо-тоническая система (слогоударная) главная единица – стопа. В строке может быть от 2 до шести стоп: н-р, двухстопный хорей, четырёхстопный ямб, шестистопный дактиль, пятистопный амфибрахий. последовательность не всегда выдерживается, допускается отклонение: 1. Пиррихий – в стопе не ударного слога(облегчённая стопа) 2.Спондей-в стопе 2 ударения (утяжелённая стопа) А. Блок «Девушка пела в церковном хоре/О всех погибших в чужом краю…»

Двусложные размеры Хорей _/ _ Ямб _ _/ Мчатся тучи, вьются тучи..(Пушкин) Мороз и солнце: день чудесный… (Пушкин) Трёхсложные размеры Дактиль _/ _ _ Амфибрахий _ _/ _ Анапест _ _ _/ Гекзаметр -в античном стихосложении шестистопный дактильс цезурой посредине, в русском переводе – сочетание дактиля с хореем, т. е дольник «Тучки небесные, вечные странники…» Лермонтов «Однажды, в студёную зимнюю пору Я из лесу вышел; был сильный мороз…» Некрасов «На заре ты её не буди: На заре она крепко так спит…» Фет «Встала благая, с перстами пурпурными Эос...» Гомер

Рифма От греч. «плавность, соразмерность» Созвучие концов стихов или полустиший, отмечающее их границы и связывающее их между собой По положению в строфе 1.Охватная, кольцевая рифма – абба 2. Смежная рифма - саб Перекрёстная рифма - абба Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Тютчев Чистая дева, скорбящая мать, Душу пронзила твоя благодать. Неба царица, не в блеске лучей- В тихом предстань сновидении ей. Фет И вот сентябрь! И вечер года к нам Подходит. На поля и горы Уже мороз бросает по утрам Свои сребристые узоры. Баратынский

Рифмы по слоговому объёму Рифмы по характеру звучания Женская рифма-ударение на предпоследнем слоге: дремали Дактилическая рифма-ударение на третьем слоге от конца: похаживал Мужская рифма-ударение на последнем слоге: костёр Гипердактилическая рифма- ударение на четвёртом слоге от конца: прислушиваться Открытая рифма- оканчивается гласным звуком: молва Закрытая рифма-оканчивается согласным звуком: простор Богатая рифма-совпадение оперного звука, т.е. согласного, перед ударным гласным: дороги – строги Бедная рифма-несовпадение опорного звука: костёр – хор Точная рифма: тождество всех звуков и по возможности букв: лежала – дремала Неточная рифма-несовпадение согласных звуков: больней – соловей Приблизительная рифма- несовпадение заударного гласного звука: много - Богу

Виды строф в лирике Двухстишие Тёхстишие: терцет, терцина Четырёхстишие:катрен, стансы Пятистишие Шестистишие:сетки на Семистишие:септима Восьмистишие:октава Девятистишие:спенсерова строфа Десятистишие:одическая строфа Одиннадцатистишие:лермонтовская строфа Четырнадцатистишие: онегинская строфа

Твёрдые стихотворные формы (в них традицией определены объём и строфическое строение стихотворения) Триолет-первое двустишие повторяется в конце строфы, четвёртый стих воспроизводит первый стих (Сологуб «Рудо – жёлтый и багряный») Сонет итальянский:два катрена и два терцета(Лермонтов «сонет 2) Английский : два катрена и одно двустишие (Шекспир «Сонеты») Танка –нерифмованное пятистишие Хоку-нерифмованное трёхстишие Рубаи-четверостишие с расположением рифм: апа, араба или баб Газель-стихотворение из двустиший на одну рифму:а ба са да и т. д.

Темы и мотивы в лирике Тема-основа сюжета произведения Традиционные темы *интимная лирика (Пастернак «Зимний вечер») *пейзажная лирика (Фет «Родная картина») *лирика дружбы (Пушкин «19 0 октября») *тема поэта и поэзии (Цветаева «Роландов рог») *патриотическая и гражданская лирика(Некрасов «Родина») *философская лирика (Бунин «Вечер») Мотив –устойчивый формально- содержательный компонент произведения. В отличие от темы имеет непосредственную словесную закреплённость в тексте. Выявление мотива помогает понять подтекст произведения. Традиционные мотивы: борьбы, бегства, пути, странствия, возмездия, страдания, одиночества, разочарования, тоски, покоя, сна. Лейтмотив-ведущий мотив в одном или нескольких произведениях: н-р, мотив изгнанничества в стихотворении Лермонтова «Тучи», мотив одиночества в ранней лирике Маяковского

Жанры лирики Сонет-стихотворение из 14 строк, имеющих каноническую форму Отрывок- намеренно незавершённое стихотворение философского содержания Сатира-лирическое стихотворение, высмеивающее, обличающее к-л явление действительности Эпиграмма-короткое сатирическое стихотворение Элегиястихотворение, проникнутое светлой печалью, обращённое к философским раздумьям Эпитафия-надгробная стихотворная надпись Ода-торжественное, патетическое, нравоучительное стихотворение Романс, песня-стихотворение с напевной интонацией,, рассчитано на музыкальное переложение Послание-стихотворное письмо, обращение к конкретному адресату с просьбой, мольбой, советом, увещеванием

Схема анализа стихотворения 1. Историко – биографический материал 2. Место стихотворения в творчестве поэта 3. Ведущая тема 4. Лирический сюжет 5. Проблема 6. Композиция 7. Лирический герой 8. Преобладающее настроение 9. Жанр 10. Строфа 11. Основные образы 12. Лексика 13. Изобразительные средства (тропы) 14. Поэтический синтаксис 15. Звукопись 16. Размер 17. Ритм и рифма. Способы рифмовки