Ь на конце существительных после шипящих. 2 Содержание Правило Таблица Распределительный диктант Объяснительный диктант Формообразование Зрительный диктант.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ь после шипящих ПРАВОПИСАНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.
Advertisements

1.Какую часть речи мы изучаем? 2.Расскажите, что же такое имя существительное? 3.Назовите шипящие. 4.Какое правило о шипящих на конце существительных.
Урок по русскому языку на тему: « Мягкий знак на конце существительных после шипящих », 3 класс Коблова Ольга Фёдоровна МОУ Горельская сош.
1) Закрепить знания о функциях мягкого знака 2) Познакомить с функцией мягкого знака после букв, обозначающих шипящие звуки, как показателя женского рода.
Картинный диктант собака автобус воробей корабль ворона сорока плащ ученик ребята заяц.
РУССКИЙ ЯЗЫК 3 класс «Мягкий знак на конце существительных женского рода.» Провела учитель начальных классов Крысина Е.Н. Саранск 2013 г.
Автор: Цурупал Т.Б. ( ) учитель начальных классов МОУ «СОШ 108» г. Омск.
Урок русского языка МБОУ «СОШ 1» г.Чернушка Пермский край Турыгина Надежда Анатольевна.
Имя существи- тельное РодПослед- ний звук Окон- чание Число М.р.Ж.р.Ед.ч.Мн.ч. Доч__ Луч__ + + [ ч, ] + + Ь Нож__ Рож__ +[ ш] + + Ь+ Тиш__ Камыш__ + +
Имя существи- тельное23 РодПослед- ний звук Окон- чание Число М.р.Ж.р.Ед.ч.Мн.ч. Доч__ Луч__ + + [ ч, ] + + Ь Нож__ Рож__ +[ ш] + + Ь+ Тиш__ Камыш__ +
1. Показатель мягкости ь 2. Разделительный 3. Ь Мышь карандаш Печь ключ Молодёжь уж Вещь плющ Ж.р. Ед.ч М.р. Ед. ч.
Тема урока: Имена существительные с шипящим звуком на конце. - Повторим то, что знаем об имени существительном; - Обобщим свои знания о роли мягкого знака;
Правописание мягкого знака у существительных 1 и 2 склонения. Учитель русского языка школы 458 Бурцева В. А.
Урок русского языка 3 класс Презентация составлена учителем начальных классов МАОУ СОШ2 г. Калининграда Эрлихман Т. А.
Урок русского языка 3 класс. ш шь ж жь ч чь щ щь Ёж, ночь, плащ, мышь, рожь, нож, ключ, печь. Пиши правильно, красиво и быстро. Чистописание.
Я прилагаю все старанье, Хочу понять правописанье. Но вызывает, тем не менее, Правописанье удивление. - А ну, не плачь, кончай-ка плач! Синяк пройдет,
Урок русского языка 3 класс. Ёж, ночь, плащ, мышь.
Урок русского языка 3 класс. Тема: «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
Начальная школа 21 век 3 класс. Этот знак – хитрый знак. Без него нельзя никак! Без него не написать 30, 20, 10, 5! Станут пенками пеньки, Уголками -
Сказка лож, а песьня правда. Глупая реч не пословьица.
Транксрипт:

Ь на конце существительных после шипящих

2 Содержание Правило Таблица Распределительный диктант Объяснительный диктант Формообразование Зрительный диктант Комментирование Игра «Четвертый лишний» Самостоятельная работа Контрольная работа

3 Правило Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3 склонения. У существительных 2 и 3 склонения на конце слова после шипящих мягкий знак не пишется. Например: рожь (3 скл.), много туч (1 скл.)

4 Таблица Сущ. в форме ед. ч., И.п. 1 скл.2 скл.3 скл. М.р.-а,я. Ж.р.-а,я. М.р.-нулевое С.р.-о,е. Ж.р.-на согл. (Шип. + Ь ) Р.п., мн.ч.: Туч_ И.п., ед.ч.: Луч_ Р.п., мн.ч.: Корневищ_ И.п., ед.ч.: Рожь

5 Распределительный диктант. Шалаш_, товарищ_, сторож _, этаж_, ключ_, врач_, вещ_, ночь_, планщ_, лещ_, много туч_, дрожь_, помощьщьь_, еж_, речь_, из-за туч_, рож_, дочь_, много задач_, лож_, дичь_, полночьь_, богач_, чертеж_, малыш_, кирпич_, мощ_, луч_, глушь_. Задание: Выписать в два столбика: есть Ь и нет Ь. Проверка

6 Проверка. 3 скл. Вещь, ночьь, дрожьь, помощьщььь, речьь, рожь, дочьь, ложь, дичьь, полночььь, мощь. 1,2 скл. Шалаш, товарищ, сторож, этаж, лещ, ключ, врач, планщ, лещ, много туч, из-за туч, богач, много задач, чертеж, малыш, кирпич, луч, еж.

7 Объяснительный диктант Грош? цена, ярких зрелищ?, пять задач?, как (будто) гора (с) плеч? свалилась; игра (не) стоит свеч?, твердый калач?, зеленый хвощ?, луч? жгуч?, вкусных груш?, медведь неуклюж?, у красивых дач?, столб для афиш?, много интересных передач?, зарево пожарищ?, горных пастбищ?, из-за туч?, капало (с) крыш?, много луж?. Почему в данных словах с шипящей на конце Ь не пишется? Проверка

8 Грош (2 скл., м.р.), с плеч (2 скл., мн.ч., Р.п.), свеч (1 скл, мн.ч., Р.п.), калач (2 скл. м.р.), хвощ (2 скл., м.р.), луч (2 скл. м.р.), жгуч (кр. П.), неуклюж (кр. П.), пожарищ (2 скл, ср.р., Р.п.), для афиш (1 скл., ж.р.), луж (1 скл., мн.ч., Р.п.), передач (1 скл., мн.ч., Р.п.), зрелищ (1 скл., мн.ч., Р.п.), пастбищ (2 скл., мн. Ч., Р.п.), туч (1 скл., мн.ч., Р.п.), с крыш (1 скл., мн.ч. Р.л.), задач (1 скл., мн.ч., Р.п.), у дач (1 скл., мн.ч., Р.п.), груш (1 скл., мн.ч., Р.п.).

9 Формообразование Образовать Р.п. мн. ч. существительных. Придумать с ними предложения. Туча, жилище, свеча, чаща, крыша, дача, кожа, удача, училище, лужа, роща, полчища, плечо, груша, встречьа.

10 Зрительный диктант Вд…ли св…ракет горный ключ (?), Сб…гая с каменной стремнины. Оделись пеленою туч (?) Кавказа спящие в…ршины... А. Пушкин Проверка

11 Проверка Вдали сверакет горный ключ_ (2 скл.), Сбегая с каменной стремнины. Оделись пеленою туч_ (1 скл.) Кавказа спящие вершины... А.С.Пушкин

12 Комментированное письмо Дремл…т ч…чучуткий камыш(?). Тиш(?) безлюдье в…круг. Ч…ть приметна тр…пинка р…чистая. Куст заденешь(?) пл…чем, на л…цо тебе вдруг С листьев брызнет р…са с…р…бристая... И. Никитин Проверка

13 Проверка Дремлет ч…чучуткий камыш _(2 скл.). Тишь (3 скл.) безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка рочистая. Куст заденешьь (Г., 2 л.,ед.ч.) плечем, на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая... И. Никитин

14 Игра «Четвертый лишний» 1.Доч?, пастбищ?, шалаш?, этаж?. 2.Мыш?, рощ?, помощьщьь?, рож?. 3.Чащ?, туч?, встречь?, сторож?. 4.Луч?, ключ?, калач?, вещ?. 5.Полночь?, жилищ?, роскошь?, желчь?. 6.Камыш?, стрельбищ?, радиопередач?, чертеж?. Проверка

15 Проверка 1. Дочь – 3 скл. 2. Рощ – 1 скл., мн.ч., Р.п. 3. Сторож – 2 скл. 4. Вещь – 3 скл. 5. Жилищ – 2 скл., ср.р., мн.ч., Р.п. 6. Радиопередач = 1 скл., мн.ч., Р.п.

16 Самостоятельная работа Перепишите, раскрывая скобки и вставляя вместо точек буквы ж или жь, ч или чь, ш или шь, щ или щь. 1)Кругом, куда ни глянь, природы роско... Южная. (Сурк.) 2)Взводы занимали огневой рубе.... (Каз.) 3)Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упря.... (П.) 4)У кого жёл... во рту, тому всё горько. (Посл.) 5)За дверью были слышны вздохи и негромкий план.... (А.Н.Т.) 6)Издали по цвету зелени можно было отличать заросли ольхи от берёзовых ро... и сосен. (Пауст.) 7)Тимуровцы оказывали помощь… детям фронтовиков. (Пан.) Объясните написание Ь после шипящих.

17 Контрольная работа 1. Лучи солнца, выгл…нувшего из(за) туч?, осв…тили мес…юность. 2. Приехали врачи для осмотра учил…ща. 3. Долго (не) было радиопередачи. 4. Брат имеет взрослых дочьерей. 5. Чтобы закон…чить ч…чертежи, нужны цветные к…р…ндаши. 6.С…лдаты возвр…общались со стрельб…ща. Спишите, меняя число у подчеркнутых существительных.