Тема урока: Этапы развития исторического знания. Становление и развитие взглядов на мир. Периодизация всемирной истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этапы развития исторического знания. Становление и развитие взглядов на мир. Периодизация всемирной истории. Этапы развития исторического знания. Становление.
Advertisements

Презентация по теме: «Проблемы периодизации всемирной истории» Подготовила ученица 10а класса Хоботкова Анна.
Презентация по теме: «Проблемы периодизации всемирной истории» Подготовила ученица 10а класса Хоботкова Анна.
Проблемы периодизации всемирной истории. Подготовила ученица 10 а класса Кожинова Елизавета.
ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ КОНТРОЛЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ТЕРМИНЫ. ИДЕИ. ДОКУМЕНТЫ. А.10А.20А30А.40 Б.10Б.20Б.30Б.40 В.10В.20В.30В.40 Г.10Г.20Г.30Г.40 Д.10Д.20Д.30Д.40.
История. Предмет истории. История. Предмет истории. Связь истории с другими гуманитарными науками. Связь истории с другими гуманитарными науками. Функции.
Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории Урок обществознания, 11 класс Учитель истории и обществознания МОУ « Ленская средняя общеобразовательная.
Типология общества 10 класс elena22 Типология Способ научного познания, основанный на разграничении и классификации явлений по существенным.
Социальный прогресс 1.Понятие, закономерности и виды социального прогресса 2.Типологии обществ.
Многовариантность общественного развития 1. Понятие и виды общественного развития Общественное изменение – переход общества и его подсистем из одного состояния.
Гимназия 44 им.Деева В.Н. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории Урок обществознания 10 класс Фукалова Т. М., учитель высшей.
Периодизация всемирной истории. Первобытная эпоха.
Выполнила: учитель истории МБОУ «СОШ 26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Череповца Рудая И.Г.
Творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация Цивилизация и общество
Стрюков Сергей Анатольевич Всю рабочую и справочную информацию, дополнительные задания вы можете скачать с сайта SSAISTORIA.UCOZ.RU.
Общество Группа людей, объединившихся вместе для общения и совместной деятельности Конкретный этап в историческом развитии народов Обособившаяся от природы.
Вопросы для повторения ? Приведите основные примеры типологии общества. ? Сравните традиционное и индустриальное общество. ? Чем постиндустриальное (информационное)
Домашнее задание §13 читать, материал лекции учить.
Средневековые цивилизации (V-X вв.) Мир эпохи Средневековья Домашнее задание: Параграф 14 Выполнена учителем высшей квалификационной категории МКОУ СОШ.
Всеобщая история 10 класс. Первобытная эпоха
Транксрипт:

Тема урока: Этапы развития исторического знания. Становление и развитие взглядов на мир. Периодизация всемирной истории.

Цель урока: выявить основные этапы развития исторического знания и сравнить их; выявить основные этапы развития исторического знания и сравнить их; узнать о различных взглядах на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории; узнать о различных взглядах на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории; ввести понятие периодизации; каковы основные принципы периодизации: узнать, сколько этапов развития человечества, а также в чем проблемы периодизации всемирной истории. ввести понятие периодизации; каковы основные принципы периодизации: узнать, сколько этапов развития человечества, а также в чем проблемы периодизации всемирной истории.

План урока: I. У истоков исторической науки. II. Историческая наука античного мира. III. Историческая наука в Средние века и Новое время. IV. Историческая наука в XX веке. V. Становление и развитие взглядов на мир. VI. Принципы периодизации в истории. VII. Этапы развития человечества.

I. У истоков исторической науки. До изобретения письменности знания о прошлом передавались в устной форме, из поколения в поколение. Первая письменность появилась в государствах Древнего Востока в IV-II тыс. до н.э. Первые летописи появились в Китае в VIII в. до н.э.

II. Историческая наука античного мира. Наиболее известные писатели и историки античности: Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Геродот (V в. до н.э.) – «Всеобщая история»; Фукидид (V в. до н.э.); Фукидид (V в. до н.э.); Плутарх (45-127); Плутарх (45-127); Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Тит Ливий (59 до н.э. – 17 н.э.) – история Рима в 142 томах; Платон ( до н.э.) – «Атлантида». Платон ( до н.э.) – «Атлантида».

III. Историческая наука в Средние века и Новое время. В раннем Средневековье в Европе решающее воздействие на состояние исторического знания оказывала религия. В XVI-XVII вв. в Европе создается единая система летоисчисления – от Рождества Христова. Абсолютизм – неограниченная монархия, форма правления, при которой верховная власть всецело принадлежит монарху. При абсолютизме государство достигает наивысшей степени централизации, создается разветвленный бюрократический аппарат управления, постоянная армия и полиция. Деятельность органов сословного представительства, как правило, прекращается.

XVIII – начало эпохи Просвещения. В XIX веке в центр внимания гуманитарных и общественных наук выдвинулась проблема поиска закономерностей исторического развития, его движущих сил. Определяются требования: соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа историзма, или конкретно-исторического анализа; соблюдение принципа объективности. соблюдение принципа объективности.

V. Становление и развитие взглядов на мир. I. Христианская концепция исторического развития (Аврелий Августин) – основана на религиозных представлениях. II. Идея прогресса ( Д. Локк, Вольтер, Ж. Ж. Руссо – просветители): движущая сила общественного развития –стремления людей, а его целью – реализация их идеалов. III. И. Кант – основоположник немецкой философии. IV. Г. Гегель – создатель « национальной идеи». V. Аристотель, Ш. Л. Де Монтескье, И. Гердер – идеи о большом влиянии материальных факторов на жизнь общества, его культуру и традиции.

Марксистская теория. К. Маркс, Ф. Энгельс. Рассматривала развитие человечества как естественно-исторический процесс. Его движущей силой считалась борьба между классами – группами людей, которые различаются по их отношению к собственности на средства производства, месту в системе отношений, в которые они вступают в процессе производства материальных благ, их распределения и обмена, т.е. это борьба между имущими и неимущими.

Прогресс ассоциировался с последовательной сменой формаций. Они различались по признакам преобладающих форм собственности на средства производства; социальной структуре общества и характеру отношений между составляющими ее классами; уровню развития производительных сил. Духовной сфере отводится второстепенная роль. Не отвергались и роль личности в истории, значение случайных факторов.

Различные теории исторического развития Марксистская концепция истории (К. Маркс, Ф. Энгельс) Теория локальных цивилизаций (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Гумилев) Теории мирового цивилизационного развития (У. Ростоу, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер)

VI. Принципы периодизации истории. 1. Принцип смены форм хозяйственной деятельности, развития материальной культуры. Периодизация истории по Л. Моргану и Ж. Кондорсе Дикость (собирательство, охота) Дикость (собирательство, охота) Варварство (земледелие, скотоводство) Варварство (земледелие, скотоводство) Цивилизация (письменность, обработка металлов Цивилизация (письменность, обработка металлов

2. Марксистская концепция истории. 2. Марксистская концепция истории. Противоборствую- щие классы Ф О Р М А Ц И И Этапы развития Бесклассовое общество Коммунистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Отсутствие классов Первобытно - общинный строй Рабовладельцы Рабы Феодалы Крестьяне Буржуазия Пролетариат ПРОГРЕССПРОГРЕССС

VII. Этапы развития человечества. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Первобытная эпоха- 1,5 млн. лет назад. Около тыс. лет назад происходит становление человека современного типа, постепенно совершенствуются орудия труда, начинается переход от охоты, рыболовства к земледелию и скотоводству. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство. Древний мир- IV-III тыс. до н.э. Эта эпоха начинается с возникновением первых государств. Происходит раскол общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широко распространяется рабство.

Эпоха Средневековья (V-XVII вв.): Первый период (V-Xi вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Первый период (V-Xi вв.)- падение Западной Римской империи, утверждение сословного строя в Европе, преобладание натурального хозяйства, особая роль религии. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Второй период (сер.XI-кон.XV вв.)- становление крупных феодальных государств, рост значения городов, которые становятся центрами ремесла, торговли, духовной жизни, приобретающей все более светский характер. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии. Третий период (XVI- сер.XVII вв.)- начало разложения феодального строя, начинается создание колониальных империй, быстро развиваются товарно-денежные отношения, широко распространяется мануфактурное производство, усложняется социальная структура общества, возникают абсолютистские монархии.

Эпоха Нового времени: Первый период ( с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Первый период ( с сер.XVII в.)- революции в Европе, эпоха Просвещения. Второй период - наступает после Великой французской революции ( ), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Второй период - наступает после Великой французской революции ( ), начало промышленного переворота, становление капиталистических отношений, быстрый рост колониальных империй, развитие мирового рынка, появление системы международного разделения труда, в государствах утверждаются идеологии национализма, национального интереса. Третий период ( кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Третий период ( кон.XIX- нач.XX вв.)- мировые кризисы перепроизводства, начинается и обостряется борьба за передел мира. Эпоха Новейшего времени. Эпоха Новейшего времени.

Итоговые вопросы к уроку: Каковы основные этапы развития исторического знания? Каковы основные этапы развития исторического знания? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Назовите взгляды на мир, которые существовали на определенных этапах развития всемирной истории? Дайте определение понятию «периодизация». Дайте определение понятию «периодизация». Каковы основные принципы периодизации? Каковы основные принципы периодизации? Сколько этапов развития человечества? Сколько этапов развития человечества?

Домашнее задание: § 1, 2, 3; § 1, 2, 3; записи в тетрадях; записи в тетрадях; стр. 31 – заполнить таблицу «Этапы развития человечества». стр. 31 – заполнить таблицу «Этапы развития человечества».

Спасибо за Спасибо за внимание! внимание!