2013 г. Подготовил: Галдин В. А. Учитель математики и физики МБОУ ЛСОШ 3.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция как ведущий метод изложения материала Составитель- канд.психол. наук, доцент Малейко Г.У.
Advertisements

Специфика использования ЭОР на уроках изучения нового материала Верещагина О. Ю. МБОУ СОШ 62 г. Архангельск.
Ташкентский государственный педагогический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ.
Формы организации обучения в ВУЗе. План: Лекция – основная форма организации обучения в ВУЗе: виды и требования к лекции Функции лекции Практические занятия.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Подготовка к участию в конкурсе исследовательских работ.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Семинар педагогического мастерства Повторительно-обобщающий урок, его характеристика и особенности.
Типология уроков Урок является сложной педагогической системой и разделяется на типы по признакам: Вводный урок. Урок изучения нового материала(первичного.
1. Сущность понятия «семинар». Задачи и функции семинарского занятия в высшей школе. 2. Типы и виды семинарских занятий. Критерии оценки семинарского.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения учащихся на уроке и методов обучения для повышения эффективности.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к семинарским, практическим занятиям, зачетам и экзаменам Методика подготовки к семинарским и практическим.
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
Настоящая лекция никогда не излагает просто результаты исследования… Она побуждает и самостоятельному исследованию предмета, вовлекает в исследовательскую.
«Сложность этой профессии определяется необходимостью тесной взаимосвязи элементов, входящих и в понятие «учитель», и в понятие «музыкант», причем каждое.
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Теоремы и методика их изучения в школьном курсе математики ТМОМ Методические основы обучения математике.
Технология проектирования и чтения проблемной лекции.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Транксрипт:

2013 г. Подготовил: Галдин В. А. Учитель математики и физики МБОУ ЛСОШ 3

Лекция в Энциклопедическом словаре: Лекция – (от лат. lectio - чтение) - систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы. Другие значения слова : Лекция – 1. Устное изложение учебного предмета преподавателем (обычно в высшем или среднем учебном заведении). 2. Учебное занятие, представляющее собою изложение учебного предмета преподавателем в такой форме. 3. Публичное чтение на какую-либо тему. 2

Лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебными материала. Будучи главным звеном дидактического цикла обучения, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводит студента в творческую лабораторию лектора 3

информационную (излагает необходимые сведения), стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую, развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление), ориентирующую (в проблеме, в литературе), разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), убеждающую (с акцентом на системе доказательств). 4

1. Вводная часть. Формирование цели и задачи лекции. Краткая характеристика проблемы. Показ состояния вопроса. Список литературы. Иногда установление связи с предыдущими темами. 2. Изложение. Доказательства. Анализ, освещение событий. Разбор фактов. Демонстрация опыта. Характеристика различных точек зрения. Определение своей позиции. Формулирование частных выводов. Показ связей с практикой. Достоинства и недостатки принципов, методов, объектов рассмотрения. Область применения. 3. Заключение. Формулирование основного вывода. Установка для самостоятельной работы. Методические советы. Ответы на вопросы. 5

По дидактическим задачам вводные, текущие, заключительно - обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности). 6

По форме проведения: лекция вдвоем или бинарная, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция - пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, видеолекции, мультимедиа лекции. 7

Лекция – это метод сообщения новых знаний, ее отличает высокая целенаправленность и большая информативность. Прежде всего, следует сказать несколько слов о структуре лекции. В ней можно выделить три части: введение, основную часть и заключительную часть. Каждая часть имеет свою задачу, способы ее решения, поэтому можно рассмотреть их по отдельности. Основная часть лекции сопровождается вопросами к классу: « А как вы думаете ?», « Предложите свой вариант», « Приведите опровергающий пример, попробуйте доказать самостоятельно, повторите доказательство, сформулируйте правило, определение, закон или теорему». Такие вопросы стимулируют учащихся к активной работе на лекции, помогают им не «выключаться» из процесса познания. 8

Вступительная часть лекции выполняет следующие функции: 1. Заинтересовать материалом лекции, создать положительный эмоциональный настрой. 2. Показать ребятам значимость новой темы и познакомить с основными задачами изучения темы. 3. Установить связь между тем, что изучалось раньше и тем, что будет рассматриваться при работе над новой темой. 4. Включить класс в активную работу на лекции, содействовать установлению контакта между учениками и учителем. Очевидно, что реализация этих функций существенно определяется особенностями класса, учителя, материалом темы. 9

Лекция не должна быть пересказом учебника. В школьной лекции присутствуют и эмоции, и повторы, формулировки, отличные от приводимых в учебнике. Возможно также обращение к наглядности, использование цвета и т.д. Школьная лекция не должна быть монологом лектора. Причем, чем меньше возраст учеников, тем короче должен быть монолог. Лекцию нужно читать при активном участии аудитории. Школьная лекция не должна быть слишком сложной и чрезвычайно насыщенной различными фактами, т.к. нельзя забывать, что ученики не всегда осознают необходимость учебы. 10

Таким образом, очевидны следующие требования к школьной лекции. 1. Лекция должна быть интересной и для учащихся и для учителя. 2. Научный уровень лекции должен соответствовать уровню развития учащихся класса, одна и та же лекция не может дублироваться в различных классах. 3. Лекция должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей 4. Тема лекции должна естественным образом вытекать из ранее изученного и прокладывать тропинку к последующему. 5. Лекция должна быть совместным делом учащихся и учителя. 6. Лекция должна быть емкой, целостной, размерной, ритмичной, обстоятельной. 7. Главные мысли должны быть повторены несколько раз, выписаны аккуратно на доске и законспектированы учениками. 11

Лекция в арсенале педагога может стать активной формой обучения, так как она способна сочетаться с самыми разнообразными видами самостоятельной работы, причем не отдельных учащихся, а всего класса. Строя лекцию как поиск истины, учитель вовлекает в эту работу всех, в необходимых случаях обращается с вопросами к классу, и лекция закономерно перерастает в беседу и даже в диспут. Обсуждение устных и письменных ответов дает возможность осуществить обратную связь, увидеть, как понят материал, как формируются знания и умения учащихся, какова их эмоциональная реакция. При систематическом применении различных видов устных и письменных самостоятельных работ в процессе слушания лекции и обсуждении их результатов учащиеся работают все без исключения. 12

Самый распространенный вид урока, сочетающего слово учителя с самостоятельной работой учеников, это лекция с элементами беседы. Поэтому на таком уроке необходимы и другие виды самостоятельной работы: составление плана или тезисов, заполнение таблиц или схем, подготовка сообщений или докладов, ответы на вопросы, работа с учебником и справочной литературой, разбор примеров решения задач, составление алгоритмов, формулировка законов, выводов или свойств и др. 13

htm 14